Практический инструментарий педагога-психолога
материал (психология) на тему
материалы в помощь педагогу-психологугодовой план работы, анализ работы, материальнавя база.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2.doc | 228 КБ |
prilozhenie_3.doc | 99 КБ |
prilozhenie_5.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»____________
Директор школы Т.П. Максимова
____________________2009 г.
Перспективный план работы педагога-психолога
на 2009-2010 учебный год.
I.Цели и задачи службы практической психологии в системе образования.
Система психологической службы образования является необходимой частью системы образования и в значительной степени отражает ее актуальное состояние и формирует запросы на необходимые виды и способы ее развития.
Очевидно, что психологическая служба не может и не должна заменить собой согласованную воспитательную работу педагогического коллектива учебного заведения. Однако жизнь показывает, что специалист, который знает закономерности развития личности детей и подростков, имеет представление о том, как растут самоуважение и ответственность, как формируется культура достоинства, в каких условиях возникают сплоченность и позитивный потенциал детских групп, - такой специалист может стать идеологом работы школы по достижению социальных целей образования. Этим специалистом в образовании сегодня является психолог.
II.Краткая характеристика образовательного учреждения.
В 2008-09 учебном году в школе обучалось 153 учащихся в одну смену. Скомплектовано 11 классов.
Школа работает в режиме шестидневки.
Школа расположена на территории села Заречное. Основной контингент учащихся проживает здесь же, тридцать учащихся школы - в соседних деревнях (Копнино, Жохово, Новосёлово) и подвозятся в школу автотранспортом, принадлежащим школе.
На территории села расположен культурный центр- ДК, где функционирует библиотека, организована работа кружков. Отсутствие возможности постоянного взаимодействия с городом, его культурными центрами, не позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.
В настоящее время в школе работают 22 педагога). Средний возраст - 44 года .
Высшее образование имеет 20 учителей (95%);
среднее специальное - 1 учитель (5%)
По стажу работы наблюдается следующая динамика:
В коллективе преобладает число педагогов со стажем работы 10 лет и более, причем за последние 5 лет возросло количество педагогов со стажем работы более 20 лет. Это показатель стабильности педагогического коллектива, что, безусловно, способствует сохранению традиций, рациональному функционированию школьного сообщества. В то же время это и определенная проблема, так как недостаток новых, молодых кадров влечет за собой состояние стагнации, выработке стереотипов и чувства собственной непогрешимости.
В настоящее время в школе работают 22 педагога (18 женщин и 4 мужчины). Средний возраст - 44 года . Высшее образование имеет 21 учитель (95%); среднее специальное - 1 учитель (5%)
: Рост профессиональной квалификации педагогического коллектива за 10 лет (1998-2008 г.г) (процентное соотношение по квалификационным категориям) достигается за счет увеличения числа педагогов с первой квалификационной категорией.
Диаграмма. Динамика структуры педагогического коллектива по квалификационным категориям с 1998 по 2008гг.
Анализ уровня кадрового потенциала позволяет сделать вывод о том, что педагоги способны обеспечить стабильный уровень преподавания базовых предметов (53%), часть педагогов выходят на уровень отработки новых форм учебных занятий (11,1%) и частичного изменения содержания курсов (7,4%),создают авторские курсы с изменением целевой и содержательной части. (12%).
Данные показатели свидетельствуют о достаточно высоком уровне методической подготовленности учителей.
Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы.
Социальный состав родителей учащихся достаточно статичен и отражает те процессы, которые характерны для сельского сообщества:
Большинство составляют рабочие и служащие, причем возросла процентная составляющая служащих и снизилась рабочих, за счет снижения удельного веса работников ОАО им. Лакина,
являвшегося основным потребителем рабочих кадров села.
Диаграмма Структура профессиональной занятости родителей обучающихся
По уровню образования родителей структура такова:
12% имеют основное образование, среднее и средне-специальное образование - 67%, 21% - высшее образование, причем за последние годы значительных изменений в структуре не наблюдается.
Уровень удовлетворенности всеми сферами образовательного процесса соответствует оптимальному.
Достаточно высоко оцениваются такие показатели, как качество преподавания, отношения с учителями, организация досуга и т.д.
III.Цели и задачи психологической службы образовательного учреждения.
-Основной целью психологической службы в образовательном учреждении является обеспечение функционирования школьной образовательной среды в соответствии с программой развития школы.
-Организация психологического сопровождения школьников, родителей и педагогов строится на авторской модели, в основе которой лежит идея гуманистической концепции развития творческого потенциала личности как необходимого условия личностного развития. Одним из важнейших психологических условий развития творческого потенциала является соблюдение принципов гуманистической психологии:
- безоценочность,
- принятие других,
- безопасность,
- поддержка.
Психологическое сопровождение учителей направлено на развитие их творческого потенциала, профессиональное саморазвитие и сохранение профессионального здоровья.
Программа психологического сопровождения родителей дает возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы школы, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты с целью поиска оптимальных вариантов общения, разрешения конфликтов в образовательных ситуациях.
Основные направления практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения:
- школьная прикладная психодиагностика,
- развивающая и психокорректирующая деятельность,
- консультирование и просвещение педагогов, школьников и их родителей,
Основные циклы сопровождения:
- прием в 1 класс,
- адаптация в начальном звене,
- переход в среднее звено,
- подростковый кризис,
- адаптация в старшем звене.
Проблемы и перспективы, связанные с проведением государственной (итоговой) аттестацией учащихся в новой форме достаточно освещены, а психологический компонент ещё мало разработан. В то же время некоторые задачи, такие как высокий уровень тревоги у учащихся, родителей и педагогов, специфические особенности процедуры итоговой аттестации, могут решаться психологической службой школы и способствовать более успешному проведению итоговой аттестации, поэтому важной задачей становится реализация комплексной программы, направленной на формирование психологической готовности выпускников к итоговой аттестации ( см Письмо Департамента образования от 13.04.2009 № ДО-1683-04-07).
IY. Содержание работы.
1.Психопрофилактическая и просветительская работа.
Направления в работе | Содержание | Срок |
1 | 2 | 3 |
Работа с педагогическим коллективом | Участие в работе педагогических советов: -предварительная диагностика по запросам администрации в соответствии с тематикой, -выступления по теме педагогического совета - Участие в работе методических объединений учителей-предметников и классных руководителей. Занятия по программе «Развитие и коррекция эмоциональной и поведенческой гибкости учителя» 1. «Психологический климат в коллективе» семинар-практикум 2.Эмоциональная экспрессивность и эмоциональная гибкость как интегральные характеристики личности учителя. 3.Тренинг развития эмоциональной гибкости учителя. 4.Психологические методы повышения поведенческой гибкости учителя в его профессиональной деятельности. ( см Письмо Департамента образования от 03.12.2007 № ДО-5298-04-07) | Октябрь Декабрь март В течение года сентябрь
Ноябрь Январь Март |
1.Анализ результатов диагностики готовности первоклассников к обучению в школе ( в рамках совещания при директоре). 2. Состояние готовности учащихся 5 класса к обучению в школе П ступени ( в рамках совещания при директоре). 3.Состояние адаптации учащихся 5 класса ( в рамках психолого-педагогического консилиума). 4.Состояние адаптации учащихся 1 класса ( в рамках психолого-педагогического консилиума). 5.Анализ результатов диагностики познавательной сферы учащихся ( в рамках совещания при завуче) 6. Анализ результатов диагностики познавательных и профессиональных интересов учащихся 8 класса в рамках совещания при завуче) 6.Анализ результатов профдиагностики учащихся 9, 11 классов ( в рамках совещания при завуче) 7. Анализ результатов психологического мониторинга интеллектуальной и личностной сферы учащихся 5-11 классов ( в рамках школьных МО) 8.Состояние социально-психологического климата в педагогическом коллективе ( в рамках совещания при директоре) 9.Анализ результатов анкетирования удовлетворенности качеством образовательной среды ( в рамках совещания при директоре) | Сентябрь сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь апрель декабрь март В течение года Сентябрь, май май | |
Работа с родителями | -Участие в подготовке и проведении родительских собраний и родительского всеобуча ( по плану работы школы): 1.Проблемы адаптации первоклассника к школе (лекция) 2.Адаптация 5 –классников к новым условиям обучения.(лекция) 3.Первые проблемы подросткового возраста. 4.Агрессия, ее причины и последствия.(участие в беседе) 5.Склонности и интересы в выборе профессии. Проведение занятий в соответствии с программой психологического сопровождения родителей: 1.Влияние родительских установок на развитие личности ребенка (семинар-практикум) 2.Стили семейного воспитания. 3.Как научиться говорить спасибо своему ребенку. 4.Учим детей заботиться о других. 5.Как помочь ребенку быть уверенным. 6.Положительные эмоции и их значение в жизни человека. 7.Учим детей принимать решения. 8.Как подготовить ребенка к будущим экзаменам | В течение учебного года. Сентябрь Сентябрь Ноябрь ноябрь декабрь январь февраль март март |
Работа с учащимися. | Занятия с учащимися 1 класса по профилактике школьной дезадаптации. Занятия с учащимися 5 класса по профилактике школьной дезадаптации Занятия с учащимися 10класса по профилактике школьной дезадаптации ( см. Программу адаптации учащихся 1,5,10 классов, рекомендованную департаментом образования, адаптированную, Приложение №2 к письму департамента образования от 04.06.2008 № ДО – 2397 – 04 - 07), Занятия по программе психологического сопровождения школьников. (см. Программу сопровождения) Профориентационная работа с учащимися 8,9,11 классов. (см. Программу, рекомендованную Департаментом образования адаптированную, см. Письмо от 03.12.2007 № ДО-5298-04-07). Психологическое сопровождение выпускников при подготовке к ЕГЭ ( см. комплексную Программу по формированию психологической готовности выпускников к итоговой аттестации, адаптированную) | сентябрь В течение учебного года Октябрь-апрель Март В течение учебного года |
2.Психологическая диагностика.
Название работы | Класс | Сроки |
Исследование готовности к обучению в школе | Будущие первоклассники | Апрель –майсентябрь |
Выявление особенностей адаптации учащихся к школьному обучению | 1 класс | Октябрь, декабрь |
Выявление особенностей адаптации в среднем звене | 5 класс | октябрь |
Выявление особенностей адаптации старшеклассников | 10 класс | октябрь |
Психологический мониторинг познавательных процессов учащихся на начало учебного года(особенности мышления, творческого воображения, ) | 4 класс 5 класс 6 класс 8 класс 9 класс | Сентябрь октябрь |
Исследование мотивации учения,Социометрические исследования по плану школы | 1 -11 | В течение года |
Профориентационная диагностика | 8-9 11 класс | НоябрьДекабрь январь |
Индивидуальная диагностика учащихся (по запросу) | В течение года | |
Исследования по плану подготовки к профильному обучению.(Выявление интересов и склонностей, способностей учащихся, изучение мотивационной сферы) | 9 класс | Ноябрь-декабрь |
Исследование готовности к обучению в среднем звене. | 4 класс | Апрель-май |
Психологическое исследование учащихся на конец учебного года(особенности мышления, творческого воображения, самооценки, ) | 1-11 класс | Апрель-май |
Мониторинг удовлетворенности образовательным учреждением всех участников образовательного процесса | учащиеся, педагоги, родители | май |
Мониторинг личностного роста в рамках сопровождения экспериментальной работы | Учащиеся2-11 кл | апрель |
3.Развивающая и коррекционная работа.
Название работы | Класс | Сроки |
Развивающие занятия с учащимися 1 класса в целях оптимизации процесса адаптации к школьному обучению | 1 | Сентябрь-октябрь |
Развивающая работа с учащимися по программе психологического сопровождения учащихся по итогам психологического исследования | 4 | В течение года |
Развивающая работа с учащимися по программе психологического сопровождения учащихся | 5 | В течение года |
Развивающая работа с учащимися по программе психологического сопровождения учащихся. | 8 | В течение года |
Развивающая работа с учащимися по программе психологического сопровождения учащихся. | 9 | В течение года |
Развивающая работа с учащимися по программе психологического сопровождения учащихся. | 10-11 | В течение года |
Занятия с детьми с нарушениями в эмоциональной сфере | По итогам исследований | В течение года |
Развивающие занятия с будущими первоклассниками на базе ДОУ | Март-июнь |
4.Психологическое консультирование.
Направление работы | Содержание | Сроки |
Работа с педагогическим коллективом | Консультирование и рекомендации по итогам исследования готовности к школьному обучению 1 класса, будущих первоклассников. Консультирование педагогов по результатам исследования адаптации 5 класса к обучению в среднем звене, разработка совместных программ и рекомендаций. Консультирование педагогов и администрации при подготовке к профильному обучению. Консультирование учителей по результатам диагностики готовности четвероклассников к обучению в среднем звене Индивидуальное консультирование по запросу | СентябрьМайОктябрь В течение года По плану Апрель-май В течение года. |
Работа с учащимися. | Индивидуальное консультирование по итогам диагностики Оказание консультационной помощи при прохождении предпрофильной и профильной подготовки Групповое и индивидуальное консультирование учащихся 8 классов по результатам диагностики познавательных и профессиональных интересов. | В течение годадекабрь |
Работа с родителями | Индивидуальное консультирование родителей учащихся 1,5, 10 классов, испытывающих трудности адаптации или дезадаптированных. Консультирование родителей по индивидуальным запросам. Индивидуальные консультации учащихся, родителей и учителей по результатам профдиагностики учащихся 9, 11 классов. Консультирование родителей будущих первоклассников. | В течение годаВ течение годаЯнварь,февральМай |
5. Организационно-методическая работа.
1 | Подготовка к лекциям, семинарам, практическим занятиям, консультациям | В течение года |
2 | Корректировка и составление развивающих и коррекционных программ для учащихся | В течение года |
3. | Участие в заседаниях, совещаниях, педсоветах | В течение года |
4 | Обработка, анализ обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных | В течение года |
5 | -Руководство районным методическим объединением психологов. | В течение года |
6 | Повышение уровня квалификации через:
| В течение года |
7 | -Участие в работе Методического совета школы. | В течение года |
8. | Участие в работе психолого-педагогического консилиума. | По плану |
9. | Заполнение отчетной документации | В течение года |
6. Научно – исследовательская работа.
1. | Исследование по теме « Построение индивидуальной траектории обучения»: - помощь в составлении индивидуальных траекторий обучения для старшеклассников. - прохождение проблемных курсов по данной теме.. | В течение года |
2. | Участие в экспериментальной работе по теме: «Развитие социальной компетентности учащихся в условиях сельской школы».
результатов формирующего эксперимента
учащихся, педагогов и родителей, (см.Письмо департамента образования от 03.12.2007 № ДО-5298-04-07) | В течение года |
3 | Участие в работе инициативной группы педагогов по проблеме «Развитие общеучебных умений и навыков учащихся». | В течение года |
7. Работа с учащимися из замещающих семей
Направление работы | Содержание | Сроки |
Организационно-методическая | 1. Уточнение банка данных учащихся из замещающих семей2.Заполнение индивидуальных карт учащихся из замещающих семей | СентябрьОктябрь, в течение года |
Диагностическая | 1.Проведение диагностических исследований по плану2.Проведение диагностических исследований по запросу (классных руководителей, законных представителей | В течение учебного года |
Коррекционно-развивающая | 1. Групповые развивающие занятия | По плану развивающей работы |
Индивидуальное консультирование | 1.Индивидуальные консультации учащихся2.Индивидуальные консультации законных представителей | По запросу |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Зареченская средняя общеобразовательная школа
Собинского района
АНАЛИЗ
Работы психологической службы за 2008-2009 учебный год.
Психологическая работа в МОУ Зареченская средняя общеобразовательная школа ведется по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическое консультирование, диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа.
Сложившийся опыт работы психолога позволяет выделить следующий алгоритм деятельности психологической службы:
1-я четверть - основное внимание уделяется учащимся, только начинающим учиться -учащимся 1-х и 5-х классов. Психолог наблюдает за процессом адаптации и занимается необходимой коррекционной работой.
2-я четверть - основное внимание уделяется учащимся 8- 9-х классов, перед которыми встает задача выбора в рамках предпрофильного и профильного обучения и необходимости сдачи экзаменов.
3-я четверть – работа с будущими первоклассниками по подготовке к школьному обучению, исследования по заданию администрации.
4 четверть-основное внимание уделяется учащимся 4 класса (готовность к обучению в среднем звене) и выпускникам 11 класса (помощь в подготовке к экзаменам).
Критерии эффективности | |
1. Совершенствование системы управления психологической службой образования | -имеется необходимая нормативно-правовая основа для функционирования психологической службы
-контроль за качеством деятельности психологической службы школы осуществляется администрацией школы. |
2. Развитие и укрепление материально-технического и информационно-методического обеспечения деятельности психологических служб | Психологический кабинет представляет собой специально оборудованное отдельное помещение, включает следующие зоны: зона организационно-методической деятельности педагога-психолога, имеются в наличии;
3)зона взаимодействия с детьми включает:
Систематически осуществляется пополнение стимульного и раздаточного материала, пополняются банк диагностических методик, библиотека методической литературы, электронных методических пособий. |
3.Кадровый потенциал психологических служб | Педагог-психолог школы имеет высшее образование по специальности, имеет 2 квалификационную категорию, регулярно осуществляет повышение квалификации на курсах КПК и проблемных семинарах ВИПКРО, участвует в областных семинарах и конференциях. |
4. Наличие системы оказания ранней психолого - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья | -Работает психолого-медико-педагогический консилиум, в ходе которого решаются вопросы психолого-педагогической поддержки обучающихся с затруднениями в обучении и сопровождения обучающихся в периоды адаптации. |
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в период школьной адаптации
Направления деятельности педагога-психолога | Родители | Педагоги | Учащиеся | |||
1 класса | 5 класса | 10 класса | ||||
Просветитель- ская и профилактическая работа | Родительские собрания, оформление памяток для родителей, Оформление стенда для родителей | ПМПК по готовности 1-классников к обучению, адаптации учащихся, | ||||
Диагностическая деятельность | Анкеты «Мой ребенок» «Особенности семейного воспитания» | Диагностика адаптации к школе | ||||
Коррекционно-развивающая работа | Психологические этюды «Психодиагностика по Остеру», Психологические мастерские «Детско-родительские отношения» | -В ходе адаптационных занятий для 1-классников используется программа Овчаровой Р.В. Основы коммуникации реализуемая во время занятий группы продленного дня, при необходимости коррекционной работы используется программа Клюевой Н.В., Устиленцевой И.И. Коррекция личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. --адаптация учащихся 5, класса проводится с использованием программы Селевко Г.К. «Познай себя» на классных часах --адаптация учащихся 5, 10 класса проводится с использованием программы Селевко Г.К. «Управляй собой» на классных часах | ||||
Консультативная деятельность | Индивидуальные консультации по результатам диагностических исследований по запросам | Индивидуальные консультации по результатам диагностических исследований по запросам | Индивидуальные консультации старшеклассников по результатам диагностических исследований по запросам | |||
Педагог-психолог | ||||||
Экспертная работа | Участие в работе консилиумов, педагогических советов, совещаниях по готовности к школьному обучению, преемственности при переходе из младшего и среднего звена. | |||||
Организационно-методическая работа | -анализ литературы и разработка развивающих и коррекционных программ с учетом специфики каждой группы учащихся; -планирование деятельности по профилактике школьной дезадаптации; -подбор диагностического инструментария. |
. Работа по развитию творческого потенциала личности учащихся, работа с одаренными детьми.
В течение года проводилось исследование творческого воображения и мышления среди учащихся начального и среднего звена. По итогам диагностирования, а также анализа учебной деятельности учащихся были выявлены наиболее способные ребята, для них составляются индивидуальные программы психологического сопровождения по развитию уровня творческого мышления, осуществление которых планируется продолжить в течение следующего учебного года.
Деятельность психолога в данном направлении включала следующие моменты:
- С помощью тестов выявлялись учащиеся с высоким уровнем интеллектуальных способностей. Сведения о полученных результатах доводились до учителей на педсоветах.
- Собиралась информация о том, как одаренные дети участвуют в конкурсах и олимпиадах.
- собрана и обобщена экспертная оценка учителей относи
тельно того, кто из учащихся, по их мнению, проявляет высокий
уровень способности в науках, которые они преподают. - Неоднократно присутствовала на совещаниях,
посвященных работе с одаренными детьми. - В 2007-08 учебном году приняла участие в работе областного семинара по проблеме работы с одаренными детьми, с результатами работы семинара ознакомила психологов и завучей района на расширенном заседании районного методического объединения психологов.
По итогам анкетирования в конце учебного года педагоги подчеркнули необходимость и важность психологического сопровождения учебного процесса в целом, отметили реальную помощь психолога в работе с классом, родителями, в решении собственных профессиональных и личностных проблем.
Была поставлена задача изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации учителя с учениками, на групповых занятиях с детьми и подростками формируются соответствующие их возрасту социальные умения, рассматриваются проблемы, характерные для учеников определенного возраста, даются им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами, делается акцент не на “вытаскивании из ямы, а на предупреждение о том, что впереди яма”.
оценка эффективности деятельности психологической службы (педагога-психолога) образовательного учреждения
Показатели | Содержание |
1.Проведение мониторинга | Педагог-психолог осуществляет ежегодный анализ своей деятельности, на основании которого составляет план работы, проведен мониторинг по итогам 3 лет работы, отраженный в самоанализе деятельности. Используются стандартизованные, рекомендованных МО РФ, лицензированные методики, программы, технологии, рекомендованные методическими письмами Департамента образования; - Планирование работы психологической осуществляется в соответствии с программой развития школы, реализуется программа психологического сопровождения экспериментальной и инновационной работы в образовательном учреждении, -педагог –психолог в соответствии с планом работы сотрудничает со всеми участниками образовательного процесса; - документация оформляется в печатном и электронном виде, постоянно пополняется электронный банк данных; - педагог-психолог является руководителем районного методического объединения педагогов-психологов, ведет исследовательскую работу по экспериментальной теме школы «Развитие социальной компетентности обучающихся в условиях сельского социума». |
2.Наличие системы психологического просвещения, с целью повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса | Педагог-психолог организует совместную работу с педагогами на педсоветах, семинарах, участвует в работе школьных методических объединений педагогов-предметников с целью психологического просвещения педагогов и повышения их психологической компетентности и психологической профилактики явлений дезадаптации у учащихся. Коррекционно-развивающая работа психолога организуется на классных часах, тренинговых занятиях, в виде кружков. Кроме этого, в течение всего года проводятся индивидуальные встречи с учащимися, учителями и родителями по запросам или по выявленным в ходе работы психолога с классами индивидуальным проблемам. Работа с родителями осуществляется в форме интерактивных встреч на родительских собраниях, индивидуальных консультаций, на занятиях родительского всеобуча ( тематика бесед и интерактивных встреч с психологом включена в план родительского всеобуча) Обновление информации на психологических стендах для родителей и педагогов осуществляется один раз в месяц, по итогам проведения Недели психологии оформлена презентация |
3.Деятельность по сохранению здоровья учащихся и педагогов | -педагог-психолог осуществляет деятельность в соответствии с требованиями санитарно-гигиенического режима, противопожарной безопасности, требований по охране жизни и здоровья детей. Одним из главных направлений в практической деятельности является сохранение психического и психологического здоровья учащихся и педагогов, для чего проводятся интерактивные беседы, тренинги с учащимися, тренинги и семинары с педагогами по сохранению как здоровья педагогов, так и по применению здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя. -применяет в своей деятельности следующие здоровьесберегающие технологии: Защитно-профилактические технологии. Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. К таким технологиям относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; 2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Рекомендует педагогам для применения кинесиологические физкультминутки и физкультпаузы, в какой-то мере нейтрализующие неблагоприятное воздействие статичности уроков, недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки, или «минутки покоя», снижающие стрессогенные воздействия, психоэмоциональное напряжение. 3. Стимулирующие технологии. Позволяют активизировать собственные силы организма, его ресурсы для выхода из нежелательного состояния, используемые в психотерапии приемы, помогающих вывести из состояния депрессии, уныния, фрустрации. 4. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье — своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья. К таким технологиям относятся просветительские программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам. |
4.Сравнительный анализ результатов психодиагностических исследований | Сложившийся опыт работы психолога позволяет выделить следующий алгоритм диагностической деятельности психологической службы:
-По данным диагностики, все обучающиеся 1 класса к окончанию первого полугодия успешно адаптируются к школе
наблюдается рост количества учащихся с высоким уровнем мотивации достижений в 6,7,8 классах, причем в7 и 8 классе –довольно значительный, но при этом в 8 классе появляется небольшой процент учащихся с низким уровнем мотивации достижений; -в 9 классе имеет место незначительное снижение учащихся с высоким уровнем мотивации достижений, но при этом снизился процент учащихся с низким уровнем мотивации достижений; -в 10 классе незначительно снизился процент учащихся с высоким уровнем мотивации достижений; при этом отсутствуют учащиеся с низким уровнем мотивации достижений; -в 11 классе вырос процент учащихся с высоким уровнем мотивации достижений, но при этом появился учащийся с низким уровнем мотивации достижений( 14%-1 человек). В целом же следует отметить, что большинство учащихся имеют высокий или средний уровень мотивации достижений, группа учащихся с низким уровнем незначительна (всего 6% от общего числа обследованных учащихся). Средние значения уровня мотивации достижений учащихся 6,7,8 классов находятся на высоком уровне, при этом у учащихся 6 класса уровень мотивации достижений незначительно снизился, а у учащихся 7 и 8 класса – незначительно вырос; -уровень мотивации достижений учащихся 9 класса находится на среднем уровне, наблюдается незначительный рост; - уровень мотивации достижений учащихся 10 класса незначительно снизился с высокого до среднего уровня ( практически на один пункт); -уровень мотивации достижений учащихся 11 класса находится на среднем уровне. Следует отметить, что наиболее высокий показатель уровня мотивации достижений наблюдается в 8 классе (30,5), самый низкий – в 11 классе (25). Наибольший процент учащихся с высоким уровнем познавательной активности приходится на 7,8 и 9 классы, причем в 7 классе наблюдается довольно значительный рост процента учащихся с высоким уровнем познавательной активности. В 8 классе –незначительное снижение процента учащихся с высоким уровнем познавательной активности, в 9 классе незначительный рост процента учащихся с высоким уровнем познавательной активности. В 10 классе мы видим значительное снижение процента учащихся с высоким уровнем познавательной активности по сравнению с прошлым учебным годом. В 11 классе немного снизился процент учащихся с высоким уровнем познавательной активности ( с 29% до 14% -т.е. с 2 до 1 человека), но при этом нет учащихся с низким уровнем познавательной активности, что имело место в прошлом учебном году.
-исследования уровня школьной тревожности проводились в период адаптации учащихся 5 класса у учащихся 5, класса в конце первой четверти снижается количество учащихся с высоким уровнем школьной тревожности с 46,5% до 20%
-преобладает позитивный фон у 85% учащихся и педагогов;
оценивает как благоприятный 78% педагогов (наблюдается незначительный рост- на 2 % по сравнению с предыдущим годом) |
5.Оказание коррекционной помощи | На основе психодиагностических исследований проводились коррекционные занятия с группами учащихся 2, 6, 8 классов - с учащимися 2 класса проводились занятия по коррекции процессов внимания и произвольности, в результате занятий имеет место положительная динамика процессов: концентрации, переключаемости, точности, продуктивности внимания. - с учащимися 6 класса проводились занятия по коррекции общения и снижению агрессивности, имеет место снижение проявлений агрессии, ребята стали ближе друг к другу; - с учащимися 8 класса проводились занятия в рамках предпрофильной подготовки, , что позволило учащимся осуществить предварительный выбор профиля дальнейшего обучения. |
6. Сотрудничество и взаимодействие в системе семейно-общественного воспитания | а) Взаимодействие с родителями (законными представителями), осуществлялось на родительских собраниях, занятиях в рамках родительского всеобуча, индивидуальных встречах и консультациях б) Сотрудничество со специалистами ОУ осуществляется на основе совместного планирования деятельности ( исходя из положения о социально-психологической службе); межведомственное взаимодействие осуществляется в рамках договорных отношений школы с данными организациями |
8. Участие педагога-психолога в психологических экспертизах | педагог-психолог осуществляет экспертную деятельность, в аттестации педагогических кадров; -участвует выпускных экзаменах , ГИА в 9 классах, ЕГЭ в 11 классах. -педагог-психолог участвует в подготовке решений педагогических советов, готовит и проводит тематические педсоветы ; -участвует в долгосрочном и еженедельном планировании деятельности школы ;. |
9.Повышение своего профессионального уровня | Повышение профессиональной квалификации: В 2008 -09 году педагог-психолог окончила проблемные курсы «Новое качество образования и технологии его оценки», -прошла обучение по программе «Арт-терапия: многообразие подходов» в количестве 32 часа ; -подготовила выступления на заседаниях школьных предметных МО, районном методическом объединении учителей физики, - готовит доклады для заседаний районного методического объединения педагогов-психологов, и провела 2-хдневный семинар по арт-терапии; -участвовала в областной конференции «Сельская школа и социальное партнерство» -участвовала в районном семинаре по воспитательной работе на базе МОУ ( доклад, открытое мероприятие, презентация) - работа над темой самообразования «Разработка индивидуальной траектории сопровождения обучающихся» |
10.Деятельность педагога-психолога по созданию условий для эффективной работы | Оборудование, методическое оснащение кабинета, пополнение методическими материалами. - оборудование и методическое оснащение соответствует требованиям -Систематически осуществляется пополнение стимульного и раздаточного материала, пополняются банк диагностических методик, библиотека методической литературы, электронных методических пособий |
11.Положительные отзывы | Отзывы руководителей, педагогического коллектива, о работе педагога-психолога на тему их удовлетворенности взаимодействием с педагогом-психологом: - с помощью анонимного анкетирования;
|
Полученные результаты психологической работы обсуждались с администрацией образовательного учреждения, с педагогами и родителями, с использованием компьютерной презентации работы психологической службы.
Основными целями работы на 2009-10 учебный год определяю:
- Психологическое сопровождение учащихся в проблемные периоды:
- Адаптация в 1 классе,
- Адаптация в среднем звене,
- Подростковый кризис,
- Адаптация в старшем звене.
2.Осуществление программы личностного роста и профессионального самоопределения учащихся старших классов.
3.Продолжение внедрения разработанной программы развития творческого потенциала личности, начиная с начального звена, совместная работа с педагогами по развитию творчества учащихся.
4.Просветительская работа с педагогами, продолжение цикла тренинговых занятий по развитию творческого потенциала личности и профессиональной компетенции педагогов.
5.Просветительская и консультационная работа с родителями в рамках психологического сопровождения программы «Семья».
Педагог-психолог ____________С.В. Лисова.
Предварительный просмотр:
Материально-техническое и методическое обеспечение службы практической психологии
в МОУ Зареченская средняя общеобразовательная школа Собинского района
Наличие кабинета педагога-психолога: количество комнат и их площадь | Материально-техническое оснащение кабинета педагога-психолога | Наличие диагностического инструментария, имеющегося на балансе школы | Наличие диагностического инструментария, имеющегося у педагога-психолога в личном пользовании (диагностический минимум) | Наличие методических пособий, находящихся на балансе школы | Наличие методических пособий, имеющихся у педагога-психолога ( в личном пользовании) |
1 комната 30кв.м разделена на две функциональных зоны: кабинет для консультаций и групповых занятий | -рабочий стол -компьютер, - принтер, -шкаф для картотеки и диагностических материалов, -книжный шкаф, -кресла для посетителей, -ковровое покрытие, -матрасики для занятий психогимнастикой, -стулья для групповых тренингов(12), -игрушки, -карандаши, фломастеры, гуашь, планшеты, бумага формата А4 и А1 для арт-терапевтических занятий и выполнения диагностических методик, столы ученические (2) для проведения индивидуальных занятий, -магнитофон, аудиозаписи, -флорариум Аквариум. | Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) | Тест творческого мышления П. Торренса.(рисуночные и текстовые модификации) Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Самооценка (Дембо-Рубинштейн). Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан) Методика Битяновой по определению дошкольной готовности. Методика SCHOOL (определение школьной готовности Скрининговый тест умственного развития младших школьников (СТУР) (Ивашкин В.С.,Онуфриева В.В.) Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей(МЭДИС) Методика Векслера WISC (адаптированный вариант А.Ю Панасюка) Тест умственных способностей (ТУС 7-9) (методика Замбявичене), Шкала явной тревожности для детей 8-12 лет (CMAS) Методика исследования межличностных отношений ребенка (Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д.) | Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. | -Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М. 1998. -Гуткина Н.И.-Психологическая готовность к школе. М. 1996 -Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе, М. 1997 -И.В.Дубровина и др. Рабочая книга школьного психолога. М.1995 -Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.М.1996 -Самоукина Н. Практический психолог в школе. М.1997 -Красило А.И. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М.,1995 -Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности, Псков, 1994. Психологическая диагностика детей и подростков (под ред К.М.Гуревича) М. 1995 -Практическая психодиагностика (методики и тесты).Самара, 1999. |
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ). (адапт. М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П.Логиновой). Определение мотивационной направленности личности (Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.М. Прихожан). Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилберга, выполненный А.Д. Андреевой) Личностные опросники CPQ, HSPQ,) ТЕСТ СМОЛ Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (Н.Я.Иванов, А.Е.Личко) Тест «направленность личности(Методика Егорычевой И.Д.) Методика Личко по выявлению акцентуаций характера подростка Тест «Подростки о родителях» (Л.И.Вассерман, И.А.Горьковая, Е.Е.Ромицына) | -Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе.М.2001 -Руководство практического психолога под ред. И.В.Дубровиной.М.1995 -Н.С.Пряжников. Профессиональное и личностное самоопределение.М,1996. -Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие.Тренинг готовности к экзаменам. М.2005 -Никольская И. Уроки психологии в начальной школе. С-Пб,1997. -Клюева Н.В. Учим детей общению Ярославль 1996 -Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Яр., 1996. -Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Яр., 1997 -Кряжева Н.Л. Развитие эмоциональногго мира детей Ярославль, 1996. | ||||
Школьный тест умств. развития (ШТУР) ( М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова и др.). Определение мотивационной направленности личности (Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина). Личностный опросник 16PF (методики Кеттела) | -Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я» (5-6,7-8классы) | ||||
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (модификация М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой и др.) Методика изучения личностной саморегуляции. (Q-SORT техника) Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга | -Персоналии ( издательство МПСИ), -электронные версии журнала «Школьный психолог (2003, 2004 гг) | ||||
Опросники: “Уровень субъективного контроля личности”, “Профессионально-педагогический потенциал учителя” Карта профессионально-значимых качеств преподавателя Опросник «Психологический портрет учителя» | -Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя, М. 2004 -Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.1998 -Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М. 1995. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ об итогах проведения Х городской научно практической конференции педагогов психологов и социальных педагогов образовательных учреждений
В данном Приказе освещается итоги проведения конференции по теме "Лучшие практики и опыт взаимодействия педагогов психологов и социальных педагогов в реализации помощи детям, испытыв...
Диагностический инструментарий педагога-психолога
Диагностический инструментарий педагога-психолога...
Диагностический инструментарий педагога-психолога "Психолого-профориентационная работа в период подготовки к государственной итоговой аттестации"
Психологическая поддержка выпускников во время сдачи ЕГЭ - это важный фактор психоэмоциональной подготовки. Цель занятий психологической службы - отработка стратегии и тактики поведе...
Диагностический инструментарий педагога - психолога
Диагностический инструментарий педагога - психолога...
Диагностически инструментарий педагога-психолога.
В документе представлен банк психодиагностических матерьялов. Матерьял каждой диагностики включает: название диагностики, паспорт методики, пример прохождения....
Диагностический инструментарий педагога-психолога
Исследование познавательной деятельности обучающихся. Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей....
Диагностический инструментарий педагога – психолога в работе с детьми «группы риска» по профилактике правонарушений
Диагностический инструментарийпедагога – психолога в работе с детьми «группы риска» по профилактике правонарушений...