Средняя и высшая школы – как система непрерывного образования и воспитания одаренных детей в области экологического образования
статья по теме
Статья в сборнике ККИДППО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednyaya_i_vysshaya_shkoly_-_kak_sistema_nepreryvnogo_obrazovaniya_kkidppo.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя и высшая школы – как система непрерывного образования
и воспитания одаренных детей в области экологического образования
1Силантьев А.Н., 2Силантьев М.Н.
1МАОУ СОШ № 5, МАОУ ДОД Центр детского творчества, г. Курганинск
2Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
Образование и наука – две главные опоры будущего, которые предполагают выработку знаний и их распространение, без чего невозможен социальный прогресс. Модернизация общества на пути его перехода от индустриального к информационному, в процессе создания которого распространение больших объемов данных становится ключевым, безусловно, опирается на содержательное и структурное обновление образования. Образование осознается людьми главенствующей социальной ценностью современности: в обществе формируется устойчивый спрос на образовательные услуги; отчетливо прослеживается динамика профессиональных ориентаций молодежи (2, с. 111).
Биологическое и экологическое образование приобретает социально-экономическое и даже политическое значение, становится фактором безопасности биосферы и общества. В современных условиях умения принимать экологически грамотные решения, работать с разнообразными источниками информации, прогнозировать становятся ключевыми с точки зрения профессиональной и жизненной компетентности человека.
Совершенствование взаимодействий различных ступеней современного образования направлено на удовлетворение интересов общества, государства и личности, в том числе на повышение качества подготовки будущих специалистов, предоставление каждому человеку широких возможностей выбора уровня, содержания, формы и сроков обучения.
Успешное решение задач взаимодействия систем среднего и высшего образования предполагает обеспечение его устойчивого функционирования, согласования планируемых преобразований с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, их соответствия запросам общества, государства и личности, что обеспечивается соблюдением ряда принципов:
- расширения возможностей личности в получении различных образовательных услуг, особенно для детей с высокой степенью мотивации;
- опоры на отечественные традиции образования при проведении различных педагогических новшеств;
- преемственности требований между уровнями и ступенями образования;
- интеграции учебного процесса и научно-исследовательской работы;
- сбалансированного синтеза гуманитарного и естественнонаучного компонентов знания.
Последние несколько лет характеризуются интенсивным развитием экологического образования и воспитания, что может быть ответной реакцией общества на ухудшение состояния окружающей среды и истощение природных ресурсов. Таким образом, перед обществом и системой среднего и высшего образования, как структурой отвечающей за экологическое воспитание подрастающего поколения, стоят задачи формирования нового экологического мышления и сознания. Только в системе взаимодействия средней и высшей школы, непрерывности и системности экологического образования и воспитания возможно внедрение целостного и систематического комплекса мероприятий, направленных на формирование экологических знаний, экологического сознания, нравственности, экологической морали.
Эффективность экологического образования и воспитания зависит от ряда факторов, среди которых можно назвать непрерывность, систематичность последовательность, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, творческий и экспериментальный подход к применению различных методов и форм обучения. Учебно-образовательный процесс должен строиться по схеме: противоречие-разрешение-новое противоречие, это даст возможность «перенести акцент с информационного-знаниевого обучения на методологическое. Осуществлять переход от трансляции готового знания к формированию творческого мышления и способностей учащихся» (1, с. 31).
Экологическая направленность исследований сама по себе является инновационной – так как отсутствует отдельный предмет в школьном учебном плане, достаточно трудно определиться с подбором учебной и учебно-методической литературы. Экологическое направление, как ни одно другое демонстрирует востребованность знаний полученных практически на всех школьных предметах, что повышает мотивацию обучения учащихся. К тому же, любовь к природе, забота о чистоте рек и озер, доброе отношение ко всему живому, стремление к духовной чистоте и красоте входит в понятие экологического воспитания, которое необходимо формировать с самого раннего детства. А экологическое воспитание невозможно без экологического образования. Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
Педагогический поиск нестандартных форм организации учебно-воспитательного процесса привел к выводу о необходимости приобщения детей к проектно-исследовательской деятельности и основам научно-исследовательской деятельности, которая является неотъемлемой частью высшей школы. Сотрудничество Центра детского творчества, МАОУ СОШ № 5 и лаборатории «Биомедицины» (рук. д.б.н. проф. М.Г. Водолажская) Ставропольского государственного университета и учебно-исследовательской лаборатории «Физиология развития ребенка» (рук. д.б.н проф. А.В. Шаханова) лежит в разных направлениях.
Цели сотрудничества – развитие широкой вариативной среды в системе школьного образования на основе консолидации и интеграции ресурсов высшей и средней школ; повышение качества образования учащихся; обеспечение ранней профессиональной ориентации, способствующей успешной социализации выпускников города; приобщение школьников к творческой и научной деятельности; внедрение новых методов обучения и повышение квалификации учителей.
Сотрудничество школы и лаборатории «Биомедицины» лежит в области изучения влияния различных метеорологических компонентов (температуры, влажности, атмосферного давления, скорости и направления ветра) и их сочетаний на врожденное, приобретенное и сложнорефлекторное (например, рефлекс на время) поведение человека и животных. Полученные фактические данные в лаборатории физиологии развития ребенка позволяют объяснить целесообразность внедрения тех или иных инновационных технологий в учебный процесс, создавая тем самым здоровьесберегающую среду, являющуюся органичной частью экологической культуры личности.
Сотрудничество школы и вуза способствует всестороннему, гармоничному развитию личности в области экологического образования и воспитания, его успешной социализации путем формирования здорового образа жизни, экологической культуры, нравственности и морали.
Библиографический список
Олех, Л.Г. Интеллектуальный потенциал и будущее России / Творческий потенциал образования и личности: Сб. методич. материалов / Отв. ред. д.и.н. И.А. Молетотов. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. С. 3-38.
Самсонова, Е.А., Ефимова Е.Ю. Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни // Социологические исследования. – 2007. № 11. С. 111.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»
Доклад на районном родительском собрании «Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»....
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ф79 Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования: коллективная научная монография; [под ред. Т.Н. Ле-ван]. — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. — 176 с.В коллективной науч...
Работа с родителями одаренных детей в системе дополнительного образования
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья, родители.В данной презентации я раскрою особенности характерные для бол...
Преемственность основных направлений деятельности учителей начальных классов с основной школой с целью создания системы непрерывного образования
основные моменты перехода детей из начальной в основную школу...
Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования
Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования....
«Развитие системы поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях школьного образования»
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы обра-зования....
Проект. Моделирование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания одаренных детей на основе квест-технологий и форсайт-технологий.
Материал предназначен для классных руководителей....