Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 250.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 603
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Разработана и принята решением Педагогического совета ГБОУ школы №603 Протокол № 1 От «31» августа 2017 года | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы №603 Саблина А.А._____________ Приказ №68 от 02.09.2017 г. |
ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса
в условиях реализации ФГОС
на 2016-2020 годы
ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района
Санкт- Петербурга
Разработчик:
Никишова Ольга Анатольевна
педагог - психолог
ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 г. г.
Актуальность и обоснование программы.
Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития.
Методологической основой ФГОС является системно - деятельностный подход, который предполагает:
- развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Отсюда следует, что введение федеральных государственных стандартов общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.
Работа по психолого-педагогическому сопровождению, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.
Основным приоритетом работы, предметом деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ООО является создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и достижение планируемых результатов еѐ освоения.
В качестве основных образовательных результатов выступают компетенции: предметные, метапредметные и личностные, - именно они и становятся теми критериями, по которым будет оцениваться работа по психолого-педагогическому сопровождению. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога - психолога. В связи с этим возникла необходимость разработки Программы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС ООО в 5-9 классах, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО» основывается на учете возрастной специфики обучающихся на ступени основного общего образования и обеспечивает преемственность с содержанием и формами психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
бурным, скачкообразным характером развития; стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом; изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий (СМИ, телевидение, Интернет).
Теоретико-методологическими основами разработки Программы являются общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).
В данной Программе используется концепция психолого-педагогического сопровождения М. Р. Битяновой, которая определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи».
Сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами по М.Р. Битяновой:
1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).
Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО.
1. Сохранение и укрепление психологического здоровья.
2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
3. Создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.
4. Развитие психологической культуры.
5. Дифференциация и индивидуализация обучения.
6. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
7. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
8. Выявление и поддержка одарѐнных детей.
9. Поддержка детских объединений и ученического самоуправления.
10. Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения.
11. Формирование коммуникативных навыков.
12. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
Уровни системы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
В целях реализации принципа диверсификации психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС ООО осуществляется на уровнях: индивидуальном, групповом, уровне класса, уровне образовательного учреждения. При этом особое внимание уделяется переходным этапам в развитии и образовании детей. Педагоги, специалисты сопровождения, родители и ребёнок выступают активными субъектами психолого-педагогического сопровождения, организующими деятельность в рамках сопровождения.
Особенности психолого-педагогического сопровождения по каждой категории участников образовательного процесса:
Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся: формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, стремления к личностному развитию и успешной социализации.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов имеет своей целью активизацию инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.
Задачи сопровождения:
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области знаний психологических особенностей формирования личности, методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации;
- повышение уровня личностной регуляции: управлять своим поведением, справляться с жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, развиваться, совершенствоваться в личностной сфере;
- предупреждение проблем профессионального выгорания и деформации.
Цель психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся: повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и обучения ребенка в условиях введения ФГОС ООО.
Этапы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
I этап (1-5 класс)
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1- 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в начальном и среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. Проводится фронтальная (скрининг) и индивидуальная диагностика. Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
II этап (6-8 класс)
Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения. Наиболее продуктивной станет развивающая работа с учащимися, предусматриваемая в рамках внеурочной деятельности согласно ФГОС ООО (1 час в неделю в сетке часов).
Кроме того, упор – на развивающие и профилактические программы, реализуемые на уровне групп учащихся по результатам психолого-педагогической диагностики, направленные на формирование у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
III этап (9 класс)
- Проведение психолого-педагогических элективных курсов, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута;
- Проведение профильных элективных курсов;
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе;
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей;
- Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.
| |||||
| |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центра содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»
Статья посвящена организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в рамках межсетевого взаимодействия Районного опорного Центра социализации детей и Цент...
Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа с родителями, является одним из главных направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...
Статья: «Анализ практики форм социальной активности в Российском движении школьников на примере ГБОУ средней школы № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга»
Статья знакомит с одним изх вариантов интеграции содержания мероприятий Российского движения школьников в систему воспитания и социализации образовательных организаций, программы работы классных руков...
Профессиональное самоопределение учащихся: система мероприятий и лучший опыт из практики работы ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Аннотация на статью: в статье представлен опыт работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга по направлению профессионального самоопределения учащихся. Рассматриваются актуальные направления, сложившиес...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ГБОУ СОШ № 301 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Экологическое образование учащихся в условиях модернизации российского образования является основополагающим в воспитательном и учебном процессах.Какое место занимае...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШАГ ЗА ШАГОМ В ПРОФЕССИЮ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Представляемая практика направлена на расширение возможностей осознанного выбора будущей образовательной и профессиональной траекторий учащихся за счет привлечения к участию в программе наставничества...