«Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центра содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»
статья по психологии (9 класс) на тему
Статья посвящена организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в рамках межсетевого взаимодействия Районного опорного Центра социализации детей и Центра содействия семейному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_soprovozhdenie_detey_sirot.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ,
в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центр содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»
Кошелева Александра Николаевна
Кандидат психологических наук, научный руководитель
ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
Высоцкая Злата Сергеевна
педагог-психолог, высшая квалификационная категория
методист, высшая квалификационная категория
ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Павлова Татьяна Алексеевна
Социальный педагог, высшая квалификационная категория
Центр содействия семейному воспитанию № 15 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Подростковый возраст очень сложный, но необычайно важный период для становления личности человека. Подросток находится в состоянии перемещения, переходя из одной возрастной группы в другую. Происходит становление личности ребенка, его социальная активность, способность к адаптации в мире взрослых, самоопределение, в том числе и профессиональное. Одной из первейших задач юности считается выбор профессии, подготовка к профессиональной деятельности и достижение экономической независимости, когда юноша или девушка способны самостоятельно обеспечивать себя. Первая часть этой задачи заключается в том, чтобы выяснить, чего вы хотите от жизни. Вторая часть — выбор профессии, обучение и начало профессиональной деятельности. Современные дети, погруженные в лавину информации, к сожалению, плохо ориентируются в реальном социальном окружении. Большинство, при выборе профессии ориентируется, как и прежде на «разрекламированные» и известные профессии юриста, экономиста, программиста и.т.д., хотя спрос на них на рынке труда уже давно упал.
Палитра профессий и возможностей у современных абитуриентов гораздо шире, относительно прошлого десятилетия. Однако данная информация не всегда предоставляется подросткам в доступной форме. Многие не задумываются на данную тему, откладывая выбор профессии на последний момент. Безусловно, одна из задач педагогов и родителей, начиная с младшего школьного возраста - ознакомление детей с разнообразием профессионального выбора.
Разработано много методических пособий и рекомендаций по проведению профориентационных занятий, игр и мероприятий, но по- прежнему самым эффективным способом является погружение в профессию, профессиональная проба, встреча и беседа с профессионалом.
Не всегда у подростков есть возможность «примерить профессию на себя», попробовать сделать что-то своим руками. Если же ребенок воспитывается в детском доме и имеет ограниченные возможности здоровья, возникает действительно сложная ситуация с выбором будущей профессии.
В рамках реализации проекта сотрудничества «Шаг навстречу» по социализации детей-сирот и детей с ОВЗ Фрунзенского района Санкт-Петербурга Центр внешкольной работы в течение нескольких лет проводит профориентационное сопровождение воспитанников СПБ ГБУ Центре № 11 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Участники подпроекта - воспитанники и педагоги Центра № 11, педагоги-психологи Районного опорного Центра социализации детей и подростков, учащиеся и педагоги ОУ, студенты и преподаватели колледжей.
Работа осуществлялась в рамках подпроекта, который предусматривал возможное взаимодействие участников в реализации мероприятий городского и районного уровней. Целью подпроекта являлось создание условий для социализации, а в частности профориентации воспитанников СПБ ГБУ Центра № 11 через межсетевое взаимодействие. Мы планировали способствовать решению важнейшей для воспитанников Центра № 11 задачи самоопределения в старших классах. При написании подпроекта его условно разделили его на четыре взаимосвязанных этапа: планирования, подготовки, реализации, рефлексии. На каждом из этапов раскрывалось определенное содержание деятельности, а также характеризовалась ее организация, направленная на достижение цели.
Методисты, социальные педагоги и педагоги-психологи ГБОУ ДОД ЦВР и Центра № 11 совместно осуществили анализ проблемного поля, оценили имеющиеся ресурсы ЦВР и Центра № 11. Была создана рабочая группы проекта, состоящая из педагогов и методистов учреждений, которая сформулировала цели, задачи, основные направления деятельности, разработала нормативную базу (локальные акты, регулирующие вопросы реализации проекта), проинформировало педагогические коллективы ЦВР и Центра № 11.
Важнейшей задачей педагогов рабочей группы являлось создание на основе диагностических исследований, системы практико-ориентированных мероприятий по формированию самоопределения воспитанников Центра № 11.
В течение года в соответствии с планом педагоги Центра № 11 и Центра социализации провели с воспитанниками ряд мероприятий включающий:
- Диагностика профессиональных предпочтений и профпланы учащихся 9-х классов. Обсуждение результатов с социальными педагогами Центра № 11. Беседы по результатам тестирования с воспитателями групп. Формирование отчета по трудоустройству и анализ поступления выпускников.
- Занятия на расширение знаний о профессиях, востребованных на рынке труда, на базе Центра № 11
- Создание и защита воспитанниками презентаций по выбранным профессиям
- Посещение конкурса профессионального мастерства учащихся СПО и в рамках международного форума «Российский промышленник»
- Экскурсии воспитанников 5-6 классов в ООО "Кидбург" (интерактивный детский город профессий)
- Участие учащихся 9-11 классов в городском фестивале творческих профессий киноиндустрии «Люди в кадре, люди за кадром» при поддержке СПБГУКиТ
- Беседы воспитанников с педагогами колледжей об особенностях обучения в СПО, направлениями обучения, предоставляемыми льготами и.т.д.
- Знакомство с профессиями СПО в рамках мастер-классов колледжей СПб:
«Российский колледж традиционной культуры», «Медицинский колледж ПГУПС», «Колледж информационных технологий», «Колледж метрополитена»
- Участие в районном проекте по формированию экономического мышления «Экономика жизни» с привлечением студентов и преподавателей РГПУ им А.И. Герцена, СПбГУТ им проф Бонч-Бруевича, СПбГУАП.
Для улучшения качества восприятия материала разработаны мультимедийные презентации к занятиям и информационно – методический буклет по ознакомлению с колледжами СПб и профессиями СПО, в том числе принимающие воспитанников с ОВЗ и на базе 8 класса.
Для воспитателей и педагогов Центра № 11 были организованны семинары «Формирование представлений о мире профессий у учащихся начальных классов" на базе интерактивного центра «Кидбург» и «Спектр профилей обучения СПО для детей с ОВЗ Санкт-Петербурга».
Итоговое заседание по результатам реализации подпроекта профориентационного сопровождения показало, что реализованы все основные задачи и направления. Воспитанники осознанно выбрали специальность и колледж для поступления в соответствии со своими предпочтениями и особенностями здоровья.
Педагоги и воспитатели, участники проекта отметили, что в ходе проекта были удачно использованы различные формы и механизмы реализации:
- совместные мероприятия (экскурсии, посещение городских и районных мероприятий по профориентации, мероприятия на базе Центра)
- мастер-классы совместно с колледжами и ВУЗами СПб
- конференции, семинары для сотрудников педагогических коллективов Центра 11 и ЦВР)
Результаты работы, которых нам удалось достичь:
- Образовательный маршрут для 25 воспитанников Центра № 11 (выбраны колледжи и специальности)
- Расширен кругозор воспитанников 8-11 классов о предприятиях Фрунзенского района и рабочих специальностях (содержание труда, востребованность, зарплата, условия труда, где пройти обучение на данную специальность)
- Воспитатели старших групп ознакомлены с колледжами СПб, берущими на обучение детей с учетом специфики Центра № 11
- Налажены контакты между Колледжами и Центром № 11 для самостоятельного взаимодействия.
По итогам реализации подпроекта можно говорить о целесообразности и эффективности межсетевого взаимодействия в области социализации и профориентационного сопровождения воспитанников Центров для детей, оставшихся без попечения родителей и Центров социализации детей и подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга
Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на сов...
Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа с родителями, является одним из главных направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...
Статья: «Анализ практики форм социальной активности в Российском движении школьников на примере ГБОУ средней школы № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга»
Статья знакомит с одним изх вариантов интеграции содержания мероприятий Российского движения школьников в систему воспитания и социализации образовательных организаций, программы работы классных руков...
Профессиональное самоопределение учащихся: система мероприятий и лучший опыт из практики работы ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Аннотация на статью: в статье представлен опыт работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга по направлению профессионального самоопределения учащихся. Рассматриваются актуальные направления, сложившиес...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ГБОУ СОШ № 301 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Экологическое образование учащихся в условиях модернизации российского образования является основополагающим в воспитательном и учебном процессах.Какое место занимае...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШАГ ЗА ШАГОМ В ПРОФЕССИЮ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Представляемая практика направлена на расширение возможностей осознанного выбора будущей образовательной и профессиональной траекторий учащихся за счет привлечения к участию в программе наставничества...