Внеурочная деятельность по психологии 11 класс. Блок 2
рабочая программа по психологии (11 класс)
Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Блок 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuroch.11_kl_-18-19.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14 города Кызыла Республики Тыва»
«Рассмотрено» Заместитель директора по ВР Тыртык-оол Е.Н. /________________/ Протокол №_______ От «___»________________20____ года | «Рекомендовано» Председатель Научно-методического совета Фельдман С.К./________________/ Протокол №______ От «____»__________________20____ года | «Утверждаю» Директор Макарова Н.Н. /__________________/ Приказ №_________________ От «_____»__________________20 ____ года | |
Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии в 11 -х классах «Этика и психология семейной жизни» (предмет, класс и т.п.) педагог-психолог Полякова И.В (Ф.И.О. учителя) На 2018 – 2019 учебный год |
Составлено на основе программы
для образовательных учреждений
«Подготовка старшеклассников
к семейной жизни» Салчак Л.П.,
Шишминцева Н.Д. Кызыл 2008
Кызыл 2018г
Пояснительная записка
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям. Воспитание добропорядочного, гуманистически направленного молодого человека, способного противостоять негативным сторонам жизни, сексуально грамотного, в будущем надежного семьянина, способного принимать на себя ответственность за создание семьи и воспитание детей.
Задачи курса:
- Образовательные:
Вооружение старшеклассников системой знаний:
- в области социально-экономической политики в сфере семьи, материнства, отцовства и детства с учетом особенностей социальной среды Республики Тыва;
- о правовых нормах детей и родителей, гражданской ответственности за семью и воспитание детей;
- о психологии личности, умеющей объективно оценивать, развивать и реализовать себя с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
- о функциональных обязанностях молодых людей, совершенствовании нравственных устоев родительской семьи, в будущем собственной;
2. Воспитательные:
- формирование у учащихся высокого уровня самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, умение ее проектировать и достойно реализовать;
- воспитание толерантности, терпимости, понимания окружающих людей, независимо от различия их культурных особенностей, языка, обычаев, традиций, исповедуемых религий;
3. Учащиеся должны:
- знать правовые документы, раскрывающие права, обязанности родителей и детей;
- овладеть системой знаний о духовно-нравственных основах семьи, семейных отношениях;
- знать основы семейно-брачных отношений, об особенностях молодой семьи, ответственности за семью, негативных последствиях ошибок молодых людей в дружбе, любви, трагедий, связанных с ранним материнством;
- особенности своей личности, психические свойства, темперамент, черты характера, индивидуальные особенности, методы управления собой.
4. Учащиеся должны уметь:
- проводить анализ особенностей своей личности (психических свойств, черт характера, темперамента, ценностных ориентаций) путем применения различных диагностических методик, давать адекватную самооценку своей личности, развивать себя физически и психически, постоянно развивать свой интеллект и культуру;
- формировать в себе внимание и заботу, доброту, эмпатию к людям;
- относиться ответственно к выбору подруги, друга, проявлять к ним любовь, уважение, юношам проявлять мужское достоинство, понимать и поддерживать девичью гордость и честь.
Курс имеет следующую структуру: задача первого раздела «Психология личности» состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях.
Второй раздел «Особенности межличностных отношений юношества» раскрывает понятия о психологии межличностных отношений.
В третьем разделе «Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества» раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности.
Раздел «Брак и семья» начинается с раскрытия понятия «готовность к браку», затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи.
В завершающем разделе «Семья и дети» рассматриваются темы: незаменимости семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания.
Курс «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» является средством духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья – это жизненный центр, воспитывающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.
Календарно-тематическое планирование:
Дата проведения | № урока | Тема. Содержание
| Планируемые результаты | ||
11 а | 11 б | 11 в | |||
1 2 3 4-5 6 7 | Психология предбрачного ухаживания. Мозговой штурм «Что такое ухаживание?» Положительные моменты и недостатки предбрачного периода. Сроки ухаживания. Дружба. Четыре модели общения. Психологическая разминка «Найди лишнее слово». Модели общения. Дружба и манипуляция. Работа в тетради. Оценка значимости дружеских отношений. Качества друга. Игровые задания. Романтические отношения. Влюбленность. Психологическая разминка «Продолжи ряд», Понятие любви и влюбленности, их похожесть и различие. Обсуждение ситуаций. Игровые задания. Любовь. Виды любви. Психологическая разминка. «Какие слова подходят». Ассоциации к слову любовь. Привести примеры о любви, сказанных в стихах, песнях и др. Чтение и обсуждение «Письмо подруге». Переживание любви. Что помогает и что мешает любви. Психологическая разминка. «Какие слова подходят». Обсуждение «Может ли быть так». Работа с высказываниями. Игровые задания. Психологическая разминка. «Какие слова подходят». Обсуждение «Может ли быть так». Работа с высказываниями. Игровые задания Ловушки любви. Половая идентичность и ее развитие Психологическая разминка «А может ли быть так?». Работа в тетради. Этапы развития романтических отношений. Проведение диагностики. Игровые задания. | Личностные УУД: развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Познавательные УУД: Мотивировать учащихся на осмысление знаков симпатии и антипатии, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества. Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей. Регулятивные УУД: развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; обучать приемам регуляции и саморегуляции. | |||
8-9 10-11 12 13 14 15 16 17-18 | Правовые основы брака. Семейный кодекс РФ. История возникновения. Знакомство с разделами Кодекса. Права и обязанности родителей. Семья и ее функции. Психологическая готовность к созданию семьи. Основные функции семьи. Игра «Бюджет семьи» Как создать и сохранить семью? Психологическая разминка. Мозговой штурм. Упражнение «Факторы стабильности брака» Ролевые ожидания и притязания в браке. Упражнение. «Договорись на берегу». Выполнение теста. Обсуждение. Какие роли мы играем в семье? Загадка. Мозговой штурм. Портрет родителя и ребенка. Игра «Семейный совет». Тест «Три Я» Особенности молодой семьи. Семейные правила. Упражнение «Правила моей семьи». Упражнение «Пирамида потребностей». Основные ценности семьи. Игра «Ассоциации». Упражнение «Строители». Упражнение «Ладошки» Причины и последствия разлада семейных отношений. Мозговой штурм. Упражнение «Причины конфликтов в семье». Упражнение «Последствия разлада отношений. Виды. | Личностные УУД: развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Познавательные УУД: Обучение детей эффективным способам общения Коммуникативные УУД: Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов, стимуляция сохранения психологического здоровья Регулятивные УУД: Осознание подростками своей эмоциональной сферы. Специфика проявлений чувств в экстремальной ситуации. Способы "выхода" из деструктивных состояний. Актуализация внутренних ресурсов личности | |||
19 20 21 | Семья в различных культурах Традиции семьи и брака в православии. История возникновения религии. Основные правила и особенности воспитания детей. Традиции семьи и брака в исламе История возникновения религии. Основные правила и особенности воспитания детей. Традиции семьи и брака в буддизме. История возникновения религии. Основные правила и особенности воспитания детей. | Личностные УУД: оптимизация общения с окружающими, развитие толерантного отношения к представителям другой культуры Познавательные УУД: Обучение детей эффективным способам общения Коммуникативные УУД: Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов. Регулятивные УУД: Формирование у детей мотивации на совместную работу, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества | |||
22 23-24 25 26-27 28 29 30-31 32 | Незаменимость семьи в воспитании детей Репродуктивное здоровье супругов. Что значит быть здоровым? Пять аспектов здоровья. Упражнение «Мои любимые блюда». Упражнение «Как я расходую свое свободное время в течение дня?». Мозговой штурм. Что такое репродуктивное здоровье? Дискуссия. Навыки сохранения репродуктивного здоровья. Тест «В хорошей ли я форме?» Азбука здоровья. Упражнение «Табу». Мозговой штурм. «Что мешает людям вести здоровый образ жизни?» Групповая работа. Индивидуальные задания. Опросник. Нарушения в развитии детей. Телесные интеграции. Группы недостаточного развития. Уровни и причины нарушений. Зона актуального и ближайшего развития. Типы родителей. «Копилка семейных трудностей». Упражнение «Трудные дети и трудные родители». Роль отца в воспитании детей. Мозговой штурм «Мужчина и женщина». Кино про жизнь. Упражнение «Открытки» Типичные недостатки семейного воспитания. Упражнения «Трудности жизни», «Лента времени», «Дети цветы жизни». Виды и последствия разных типов воспитания. Имидж семьи. Упражнения «Обмен приветствиями», «Моя семья» и «Моя идеальная семья». Виды образа семьи. Сравнение. Обсуждение. | Личностные УУД: Общение детей с родителями. Проблема различия поколений. Осознанное отношение к сохранению своего здоровья. Познавательные УУД: Обучение детей эффективным способам общения Коммуникативные УУД: Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов. Регулятивные УУД: Актуализация внутренних ресурсов | |||
33 | Итоговое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии
Отображены основные моменты рабочей программы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы психологии. Я познаю себя»
Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы мож...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему Я» 5 класс
Целью программы курса внеурочной деятельности является: развитие социально-личностной сферы детей младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развити...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепци...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...
Внеурочная деятельность по психологии 10 класс. Блок 1.
quot;Подготовка старшеклассников к семейной жизни" Блок 1...