Программа курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса "Роль орфографии и пунктуации в письменном общении"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
В основу программы курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса положена программа факультативного курса (8-9кл) «Язык в речевом общении» С.И Львовой, опубликованная в «Информационном сборнике МО РСФСР», 1990,№ 28.
Данная программа отвечает широким образовательно- воспитательным задачам школы; помогает учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения; вооружает школьников столь необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого общения.
Данный курс направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого учащегося.
В центре внимания участников курса по выбору - традиционные и самые трудные разделы школьного курса, которые с трудом поддаются усвоению и широко представлены в итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы (ГИА).
Задача курса - зародить и удержать интерес к изучению правописания.
Основные направления в работе курсов:
1.Рассмотрение способов передачи смысла с помощью средств письма;
2.Систематизация и обобщение орфографических, пунктуационных знаний и соответствующих им умений;
3.Усиление занимательности в обучении (цель - не развлекать учащихся, а преподносить важные закономерности письменной речи в более яркой, заострённой и запоминающейся форме).
Методы и приёмы, которые целесообразно использовать в работе курсов:
- повторение теоретического материала;
- самостоятельные наблюдения уч-ся над текстом;
- устные высказывания различного характера;
- создание проблемной ситуации;
Должны присутствовать все методы обучения и активной познавательной деятельности уч-ся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эврестический, проблемное изучение материала, исследовательский).
Формы проведения:
- лекция учителя;
- беседы с уч-ся;
- консультации;
- практикумы;
- сообщения уч-ся на заданную тему;
- семинар;
- лингвистический КВН, конкурс корректоров, чтецов, сказочников и т.д.
Каждое занятие курса включает следующие моменты работы:
а) этап, на котором вводится новый материал (сообщение учителя, беседа, сообщения уч-ся и т.д.);
б) упражнения, предназначенные для закрепления уч-ся полученных знаний:
- упражнения, требующие ответа на вопросы, которые даны к упражнению;
- упражнения, ставящие перед уч-ся задачу - обнаружить в тексте недочёты и
внести поправки;
- упражнения, в которых предлагается приготовить (в устной или письменной форме) небольшое сочинение или рассказ на лингвистическую тему.
Продолжительность курса- 34 часа, форма проведения занятий - традиционная урочная и деловая игра.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п .Скрябино Подосиновского района Кировской области
Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета. Директор:
Протокол №__ от «___» ______2012 Приказ №___ от «____»______2012
Программа курса по выбору
по русскому языку для учащихся 9 класса
Роль орфографии и пунктуации в письменном общении
Составитель программы
Епифанова Тамара Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ ООШ п. Скрябино
1 кв.категори
2012г
Пояснительная записка.
В основу программы курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса положена программа факультативного курса (8-9кл) «Язык в речевом общении» С.И Львовой, опубликованная в «Информационном сборнике МО РСФСР», 1990,№ 28.
Данная программа отвечает широким образовательно- воспитательным задачам школы; помогает учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения; вооружает школьников столь необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого общения.
Данный курс направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого учащегося.
В центре внимания участников курса по выбору - традиционные и самые трудные разделы школьного курса, которые с трудом поддаются усвоению и широко представлены в итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы (ГИА).
Задача курса - зародить и удержать интерес к изучению правописания.
Основные направления в работе курсов:
1.Рассмотрение способов передачи смысла с помощью средств письма;
2.Систематизация и обобщение орфографических, пунктуационных знаний и соответствующих им умений;
3.Усиление занимательности в обучении (цель - не развлекать учащихся, а преподносить важные закономерности письменной речи в более яркой, заострённой и запоминающейся форме).
Методы и приёмы, которые целесообразно использовать в работе курсов:
- повторение теоретического материала;
- самостоятельные наблюдения уч-ся над текстом;
- устные высказывания различного характера;
- создание проблемной ситуации;
Должны присутствовать все методы обучения и активной познавательной деятельности уч-ся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эврестический, проблемное изучение материала, исследовательский).
Формы проведения:
- лекция учителя;
- беседы с уч-ся;
- консультации;
- практикумы;
- сообщения уч-ся на заданную тему;
- семинар;
- лингвистический КВН, конкурс корректоров, чтецов, сказочников и т.д.
Каждое занятие курса включает следующие моменты работы:
а) этап, на котором вводится новый материал (сообщение учителя, беседа, сообщения уч-ся и т.д.);
б) упражнения, предназначенные для закрепления уч-ся полученных знаний:
- упражнения, требующие ответа на вопросы, которые даны к упражнению;
- упражнения, ставящие перед уч-ся задачу - обнаружить в тексте недочёты и
внести поправки;
- упражнения, в которых предлагается приготовить (в устной или письменной форме) небольшое сочинение или рассказ на лингвистическую тему.
Продолжительность курса- 34 часа, форма проведения занятий - традиционная урочная и деловая игра.
Структура курса.
№ | Разделы | Кол-во часов | Примечание |
1. | Введение. | 1 | |
2. | Орфоэпия. | 1 | |
3. | Орфография: | 20 | |
-правила написания морфем; | |||
- различение собственных и нарицательных имён на письме; | |||
- различение слова и словосочетания; | |||
-различение омонимичных частей речи | |||
4. | Пунктуация. | 9 | |
5. | Повторение. | 3 |
Содержание учебной программы.
№ | Тема | кол-во часов | Цели | Примечание |
1. | Введение. | 1 | ||
2. | Устное и письменное общение между людьми. | 1 | 1.Напомнить уч-ся об основных особенностях речевого общения. 2.Показать роль устного и письменного общения в жизни человека. 3.Дать некоторые сведения из истории появления и развития письма. | |
3. | Роль орфографии в письменном общении. | 1 | 1.Показать смыслоразличительную роль орфографии, её возможности для более точной передачи смысла речи. | |
4. | Разделы русской орфографии и принципы написания. | 1 | 1.Дать представление об орфографии как системе правил. 2. Познакомить с разделами русской орфографии и её основными принципами. | |
5. | Правописание морфем.
| 8 1 3 1 3 | 1.Разъяснить суть морфологического принципа написания. 2.Учить выбирать правильную букву в морфеме, учитывая значение слова и действуя по схеме: от смысла-к морфемному анализу слова – к выбору написания. 3.Закрепить умения работать с орфографическим словарём. | |
6. | Слитные, дефисные и раздельные написания.
| 8 1 2 2 2 1 | 1.Дать хар-ку этому разделу орфографии, подчеркнув особую роль смыслового анализа при выборе слитного или раздельного написания. 2.Отработать последовательность анализа: от смысла- к грамматической хар-ке (а для сложных слов- к определению способа образования)- к выбору слитного, полуслитного или раздельного написания. 3.Познакомить с орфографическим словарём «Слитно или раздельно?» и формировать умение работать с ним. | |
7. | Употребление прописных и строчных букв. | 2 | 1.Показать роль смыслового анализа при выборе строчной и прописной буквы. 2.Познакомить со словарём Д.Э.Розенталя «Строчная или прописная?» и организовать работу с ним. | |
8. | Роль пунктуации в письменном общении.
| 9 2 1 3 3 | 1.Дать представление о пунктуации как системе правил. 2.Показать смысловую роль знаков препинания. 3.Развивать способность устанавливать зависимость интонация Смысл пунктуация 4.Закрепить навыки постановки знаков препинания в трудных пунктуационных случаях. | |
9. | Итоговые занятия. | 3 |
Календарно-тематическое планирование.
Разделы | Всего часов | Последовательность занятий. Форма проведения. | Практическая часть. | Контроль. | Примечание. |
Введение | 1 | Значение курса по выбору, его задачи. | |||
Орфоэпия. | 1 | Устное и письменное общение между людьми. | перевод на современный рус.яз.старославянских фраз. | ||
Орфография. | 20 | Роль орфографии в письменном общении. | написание лингвистической сказки | диспут «Нужны ли орфографические правила?» | |
Разделы русской орфографии и принципы написания. | задача-игра «Поиски орфограмм». | словарный диктант. | |||
Правописание морфем: -обозначение на письме звуков буквами. -правописание корней; -правописание приставок; -правописание суффиксов и окончаний. | работа над словами, в которых происходят фонетические изменения ( оглушение, озвончение и др.). выполнение различного рода упражнений; работа со словарями. | анализ текста, поиск в нём слов с фонетич.изменениями. индивид.задания; карточки, тестовая работа. | |||
Слитные, дефисные и раздельные написания. | -составление минирассказов, включая в них омонимичные сочетания; -выполнение упражнений разных видов; -работа с таблицами,схемами; орфограф.словарём. | -индивид. задания; - словарные диктанты; -карточки; -тестовая работа. | |||
Употребление прописных и строчных букв. | -сбор информации и написание реферата на темы «От собственных имён к нарицательным», « Загадки топонимики». | -защита реферата. | |||
Пунктуация. | 9 | Роль пунктуации в письменном общении. | -минисочинение о смысловой роли знаков препинания; -анализ текста с точки зрения пунктуации; -выполнение различных упражнений. | -проверочная работа; -индивид. задания. |
На последних занятиях (3час) подводится итог работы учащихся на курсах. На семинарском занятии (1час) ребята должны обменяться мнениями «Что мне дали занятия на курсах». 2 часа будут отведены лингвистическому КВНу, который служит средством общения полученных на курсах знаний, проверки речевых умений, и разнообразным конкурсам: конкурс корректоров (кто больше найдёт в тексте орфографических и пунктуационных ошибок); конкурс чтецов (правильно, выразительно прочитать текст, в котором нет ни единого знака препинания), конкурс текстологов ( расшифровка древней записи, оформленной без пробелов, знаков препинания и прописных букв) и т.д.
Литература, которую рекомендуется использовать учителю и учащимся в работе на курсах.
1.Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. « Занимательные материалы по русскому языку», М.,Просвещение,1995.
2.Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Орфографический словарь «Слитно или раздельно?», М., «Русский язык», 1983.
3.Лебедев Н.М. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», М., Просвещение, 1991.
4.Львова С.И. «Язык в речевом общении» (книга для учителя), М., Просвещение,1991.
5.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь», М., Просвещение, 1984.
6.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь, М., Просвещение, 1971.
7.Шкатова Л.А. «Подумай и ответь» (занимательные задачи по русскому языку), М., Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....
Программа курса по выбору "Занимательный русский язык"
Программа курса по выбору "Занимательный русский язык" содержит цель, задачи, ожидаемые результаты, литературу...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-831547-1476551150.png)
Рабочая программа курса по выбору «Стилистика русского языка»
Данный курс поможет ученикам легко усвоить нормы современного русского языка, используя необходимые компьютерные технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859669-1480518142.jpg)
Рабочая программа курса по выбору по русскому языку «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации»
Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку. Введение элективного курса позволит учащимся повысит...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859669-1480518142.jpg)
Рабочая программа курса по выбору по русскому языку "Трудные вопросы орфографии, пунктуации, лексики"
Элективный предмет может быть использован в качестве обобщающего учебного предмета по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (да...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1359730-1667390543.jpg)
Рабочая программа курса по выбору по английскому языку для учащихся 9 классов «Сдаем ОГЭ»
Предлагаемый курс предназначен для подготовки учащихся старшей ступени обучения к ГИА в формате ОГЭ по английскому языку. Курс использует английский язык для развития индивидуальности школьника ...