Конспект урока с элементами тренинга 10 класс «Приёмы расположения к себе»
план-конспект урока по психологии (10 класс) на тему
Конспект урока с элементами тренинга 10 класс «Приёмы расположения к себе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 г. Тайшета
Конспект урока с элементами тренинга
10 класс «Приёмы расположения к себе»
Ларионов Александр Александрович,
педагог-психолог
План конспекта урока с элементами тренинга
Приёмы расположения к себе. Урок 11
- Приёмы расположения к себе.
- Цель урока:
- Повышение культуры общения.
3. Задачи:
- Обучение приемам расположения к себе собеседника.
- Ознакомить с функцией комплимента и других знаков внимания.
- Развивать коммуникативные навыки.
-Воспитывать положительную «Я-концепцию».
4. Тип урока: комбинированный.
5.Форма работы учащихся: групповая, фронтальная.
6. Образовательная технология: технология сотрудничества.
7. Техническое оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, мяч..
План занятия:
№ | Этап занятия | Время |
1. | Организационно-подготовительный | |
2. | Организационный момент. Приветствие. | 5 мин. |
3. | Актуализация знаний (упражнения) | |
4. | Упражнение: «Назови соседа ласково» (работа в парах). | 7 мин. |
5 | Упражнение. « Великие люди об улыбке» (работа в экспертных группах). | 10 мин. |
6. | Практическое представление и самоанализ поведения по теме занятия. | |
7. | Мини-лекция о самопризентации. | 9 мин. |
8. | Ознакомление с правилами применения комплементов | 4 мин. |
9. | Закрепление материала. | 5 мин. |
10. | Рефлексия. | 4 мин. |
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Оборудование | Формируемые ЗУН |
I. Организационный этап | Приветствие. Вступительное слово педагога, настрой учащихся на работу. - Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Мы знаем по опыту, что первое впечатление может, как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Чтобы расположить людей к себе, очень важно уметь оказывать знаки внимания, к которым в первую очередь относятся комплименты. Сегодня поговорим о самопрезентации, о том, как можно подать себя в начале общения в наиболее выгодном свете. - Для начала повернитесь друг к другу и пожелайте хорошего дня. | Настраиваются на учебную деятельность Поворачиваются друг к другу желают хорошего дня | Слайд 1 | проявление эмоционального отношения к друг другу формулирование собственных ожиданий |
II. Актуализация знаний (упражнения) |
Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Д. Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека — самая приятная мелодия Упражнение: «Назови соседа ласково». Работа в парах: Называете полное имя соседа и дарите ласковое слово. Рефлексия. Что вы чувствовали, когда вас называли ласково? Вопросы: Кому вы чаще по-доброму и приятно улыбаетесь — своему другу или недоброжелателю? А кто вам чаще по-доброму приветливо улыбается? Слушаю ответы. Обобщаем: Естественно, друг. Ваш личный опыт говорит о том, что доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают к вам людей. | Ребята работают в парах, называют ласково имена. Делают выводы на основе жизненного опыта. Совместно с психологом обобщают мнения и делают выводы. | Слайд 2 | Позитивный настрой на звучание собственного имени Умение анализировать свои чувства |
Упражнение. « Великие люди об улыбке». Работа в группах. Задание: прочти. Выскажите свое мнение. · Улыбка рождает улыбку. · «Улыбайтесь — и весь мир будет улыбаться вместе с вами; плачьте — и вы будете плакать один». Тед Энгстрем · Улыбка проникает нам в душу и выводит на поверхность те причины, по которым нам следует радоваться жизни. · Это — подарок, который мы можем сделать каждому, кто нам встречается, и который можем сделать и самим себе. · Подарок-улыбка стоит нам только небольшое усилие, которое необходимо потратить на улыбку. · Жить с улыбкой — это все равно, что бросать дрожжи в смесь муки с теплой водой: потом остается только ждать, пока тесто поднимется. Так же многократно умножается и улыбка. Джон Телптон. · У оптимиста есть повод для улыбки, а его улыбка выражает его веру в жизнь. Наоборот, пессимист считает, что у него нет причины улыбаться, и живет без улыбок, без веры... и часто оказывается одинок. · Улыбка заразительна! · Множество экспериментов доказало, что когда человек воспроизводит на лице мимику какого-то настроения— именно это настроение к нему и приходит. Кеннет Гуд. | Каждая группа получает по карточке, обсуждение происходит совместно. Один человек от группы обобщает и предоставляет мнения об высказывании. | Приложение 1. | Формирование умение слушать и понимать, работать коллективно, анализировать материал | |
III. Практическое представление и самоанализ поведения по теме занятия | - Чтобы расположить людей к себе, очень важно уметь оказывать знаки внимания, к которым в первую очередь относятся комплименты. Восточная мудрость гласит: «Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слышавшего» Сегодня мы поговорим с вами об этом искусстве, а также о том, как это сделать тактично и правильно. Что такое знаки внимания? Выслушиваю ответы и делаю вывод. Знаки внимания. Знак внимания — это высказывание или действие, обращенное к человеку, которое призвано улучшить его самочувствие и вызвать положительные эмоции, радость. Среди них выделяют комплименты, похвалу и поддержку. - Знаки внимания при общении: комплимент, похвала, поддержка. - Похвала — оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу. Похвала вызывает неадекватные эмоции в следующих случаях:
• когда вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы вас оценивать; • когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, что возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают другого. Работа в группах. Задание: найдите слова, чтобы похвалить человека.
Поддержка — знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно не успешен, и касающийся той области, в которой в данный момент он испытывает затруднения. Например: «Ничего страшного, у всех бывают ошибки! В следующий раз у тебя это обязательно получится! Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого. Работа в группах:
Чем отличается поддержка от похвалы? Обобщение ответов детей. | Учащиеся высказывают своё мнение о представленных понятиях Работают в группах. Обсуждение сложившейся ситуации, находят слова для похвалы. | Слайд 3 Слайд 4, 5 Приложение 2. | Формирование умения полно и точно выражать свои мысли Мотивация познавательной активности детейРазвитие коммуникавных качеств |
Поддержка — знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно не успешен, и касающийся той области, в которой в данный момент он испытывает затруднения. Например: «Ничего страшного, у всех бывают ошибки! В следующий раз у тебя это обязательно получится! Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого. Работа в группах: Задание: Оцените ситуацию и выскажите слова поддержки. | Слайд 6 Приложение 3. | Умение анализировать материал, применять его на практике | ||
Комплименты — это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. В этом смысле мы и рассмотрим комплимент как один из приемов формирования аттракции в деловых отношениях. - Именно поэтому комплименты приносят пользу всем участникам общения. Булат Окуджава - стихи. «Давайте восклицать…» (аудиозапись) . Существуют правила применения "золотых слов". Не зная или нарушая их, можно против своего желания превратить "золотые слова" в банальности (в лучшем случае). Комплимент отличается от лести именно тем, что содержит небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Например, сравните: "Тебе очень идет этот цвет " (комплимент) и "Ты самая красивая" (лесть). Лесть грубее комплимента и чаще может быть отвергнута из-за неправдоподобности. Но есть люди, которым лесть нравится. В деловом общении преимущество принадлежит комплименту. Нельзя отождествлять комплимент и похвалу. Похвала — это положительная оценка. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может свести высказывание до уровня банальной лести. Если существуют сомнения, поймет ли собеседник, о каком факте идет речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уж обыграть его. | Прослушивание аудиозаписи. Знакомятся с отличительной чертой комплимента | Слайд 7, 8 | Проникновение в музыкальный материал | |
Существуют правила применения "золотых слов". Комплимент должен быть кратким, содержать одну-две мысли, не должен содержать поучений. Необходимо избегать двусмысленных оборотов. Комплименты нужно говорить как можно чаще. Именно практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым. Комплимент начинается с желания его сказать. Найдите, что вам лично нравится в собеседнике, что бы вы хотели позаимствовать у него. Люди принимают комплименты благосклонно, так как каждому приятно уже одно то, что ему хотят сказать что-то хорошее. Именно поэтому они легко прощают возможные промахи. Поскольку мужчины не избалованы комплиментами, они и менее требовательны к их качеству. Именно поэтому лучше учиться делать комплименты на мужчинах. Как же сделать комплимент комплиментом? Есть несколько правил. 1. "Один смысл". Комплимент должен отражать только позитивные качества человека. В комплименте следует избегать двойного смысла, когда, например, данное качество у человека можно считать и позитивным, и негативным. Например: "Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!" Здесь явно нарушено это правило, условно названное нами "один смысл".
2. "Без гипербол". Отражаемое в комплименте позитивное качество должно иметь небольшое преувеличение. Например: "Я всегда поражаюсь вашей аккуратности и пунктуальности", — сказал руководитель, принимая отчет от подчиненного. Того эти слова не просто удивили, а изумили. Во-первых, за ним ходит слава прямо противоположного свойства, а во-вторых, сейчас даже повода не было для этих слов, не то, что причины. Как же сделать комплимент комплиментом? Существуют несколько правил. "Без дидактики". Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению. Вот некоторые образцы таких "комплиментов": "Тебе следует быть активнее!"; "Твердость убеждений украшает мужчину! Умей отстаивать свои позиции!". Здесь явно нарушено правило, условно названное нами "без дидактики". "Без приправ". Последнее правило касается не самого содержания комплимента, а тех дополнений, которые нередко следуют за ним. Например: "Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой — враг твой ". Или: "Мне очень импонирует ваша способность располагать людей к себе. Только бы эту способность — За в интересах дела..." Следовательно делая комплимент, удержитесь от ложки дегтя, т.е. подобных дополнений. Следуйте правилу, условно названному нами "без приправ ". Работа в парах. Задание: сделайте друг другу комплимент. | Ознакомление с правилами применения комплементов. | Получение знаний, которые пригодятся в жизни Умение отличать верный комплемент от лести | ||
Приобретают практический навык в умении делать комплементы | ||||
IV. Закрепление материала. | - Какие знаки внимание необходимо употреблять в общении? - Как употребление комплементов может отразиться на общении с людьми? Как вы собираетесь в жизни применять знания, полученные сегодня? | Обсуждение эффективности данного мероприятия. Дети высказываются о практическом применении умений в обычной жизни. | Умение осуществлять анализ мероприятия. | |
V. Рефлексия. | -Я по кругу пускаю мяч, а вам нужно высказать своё мнение о сегодняшнем занятии. | Получая мяч, дети делятся свои впечатлением | Умение высказывать своё мнение и понимать речь других |
Приложение 1.
· Улыбка рождает улыбку.
· «Улыбайтесь — и весь мир будет улыбаться вместе с вами; плачьте — и вы будете плакать один». Тед Энгстрем
· Улыбка проникает нам в душу и выводит на поверхность те причины, по которым нам следует радоваться жизни.
· Это — подарок, который мы можем сделать каждому, кто нам встречается, и который можем сделать и самим себе.
· Подарок-улыбка стоит нам только небольшое усилие, которое необходимо потратить на улыбку.
· Жить с улыбкой — это все равно, что бросать дрожжи в смесь муки с теплой водой: потом остается только ждать, пока тесто поднимется. Так же многократно умножается и улыбка. Джон Телптон.
· У оптимиста есть повод для улыбки, а его улыбка выражает его веру в жизнь. Наоборот, пессимист считает, что у него нет причины улыбаться, и живет без улыбок, без веры... и часто оказывается одинок.
· Улыбка заразительна!
· Множество экспериментов доказало, что когда человек воспроизводит на лице мимику какого-то настроения— именно это настроение к нему и приходит. Кеннет Гуд.
Приложение 2.
- Представьте, что вы родители. Ваш ребёнок получил «пятёрку» за контрольную работу. Похвалите его.
- Представьте, что вы учитель. Ваш ученик, который имеет низкую успеваемость, приготовил интересное сообщение.
- Команда по баскетболу, в которой играл ваш одноклассник, выиграла.
Приложение 3.
- Ваша младшая сестрёнка второй год пытается научиться катать на коньках, но не всегда всё получается.
- У вашего друга за год выходит всего одна «тройка».
- Ваш дедушка решил освоить компьютер, чтобы общаться с дочерью, которая живёт в другом городе. Но у него не всё получается сразу, дедушка сильно огорчается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока алгебры в 7 классе: "Взаимное расположение графиков линейных функций"
Представляю урок формирования новых знаний и умений Конспект урока содержит ЭОР, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают интерес к предмету....
Конспект урока литературы в 7 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании по "Повести о Петре и Февронии Муромских"
В основе методической разработки - сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения личностно ориентированного подхода в образовании. Словесники могут по своему ...
конспект урока алгебры в 7 классе по теме: "Взаимное расположение графиков линейных функций"
конспект урока изучение нового материала по теме:"Взаимное расположение графиков линейных функций"Цель урока:Учить определять взаимное расположение графиков линейных функций по угловому коэффициенту.В...
Конспект урока химии в 8 классе по теме "Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов".
Название работы: Конструкт урока химии «Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов». 8 классФ.И.О. автора, должность: Третьякова Вера Вениаминовна, учитель химии и би...
Конспект открытого урока по геометрии 8 класс Взаимное расположение прямой и окружности
Урок открытия нового знания....
Конспект урока алгебры в 7 классе «Взаимное расположение графиков линейной функции»
Конспект урока алгебры в 7 классе «Взаимное расположение графиков линейной функции»...
Конспект занятия с элементами тренинга для подростков "Уверенность в себе"
Цель тренинга: Формирование навыков уверенного поведения, открытого выражения своих чувств, с помощью сотрудничества и коммуникаций.Задачи:Познакомить участников со способами повышения самооценки;Спос...