конспект урока алгебры в 7 классе по теме: "Взаимное расположение графиков линейных функций"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Афанасьева Валентина Дмитриевна

конспект урока изучение нового материала по теме:"Взаимное расположение графиков линейных функций"

Цель урока:

  1. Учить определять взаимное расположение графиков линейных функций по угловому коэффициенту.
  2. Вырабатывать навыки построения графиков функций.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Карточки с параллельными и пересекающимися прямыми                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  3. Карточки с примерами прямых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimnoe_raspolozhenie_grafikovlineynykh_funktsiy.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасьева Валентина Дмитриевна МБОУ «Коротковская СОШ Корочанского района Белгородской области»

                                                                                                      Алгебра, 7 класс

 Тема урока: Взаимное расположение графиков линейных функций

Цели:

  1. Учить определять взаимное расположение графиков линейных функций по угловому коэффициенту.
  2. Вырабатывать навыки построения графиков функций.

Оборудование: 

  1. Компьютер.
  2. Карточки с параллельными и пересекающимися прямыми                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  3. Карточки с примерами прямых.

Ход урока

1. Организационный момент

Тема сегодняшнего урока: Взаимное расположение графиков линейных функций. На этом уроке мы должны выяснить взаимное расположение графиков линейных функций в зависимости от коэффициента k и числа b.

2. А) Устная работа

Теоретическая разминка: (класс делится на 2 группы и дети играют в

«математические карты», на картах записаны теоретические вопросы по теме урока:

1. Дайте определение функции.

2.Функцию  какого вида называют линейной?

3. Функцию  какого вида называют прямой пропорциональностью?

4. Что собой представляет график линейной функции?

5. Что собой представляет график прямой пропорциональности?

6.В каких  четвертях расположен график функции y = 5x + 8. Почему?

7.В каких четвертях расположен график функции y = -3x + 7. Почему?

8.В какой  точке пересекает ось ординат график функции  y = -2x – 7.)

Б) У каждого на парте  пять графиков линейных функций. Давайте узнаем имя одного математика, который ввел обозначение функций. Для этого ответим на вопросы (каждому графику соответствует своя буква):

  1. Какой график функции лишний? Почему?
  2. На каком рисунке изображен график прямой пропорциональности? Почему?
  3. На каком рисунке у графика функции отрицательный угловой коэффициент?
  4. На каком положительный?
  5. На каком чертеже прямая параллельна оси абсцисс?

Получаем: Эйлер. Обозначение функции ввел Эйлер (ученица рассказывает  об Эйлере)

В): Ребята расскажите  алгоритм построения графика линейной функции:

  1. Задать два значения аргумента.
  2. Отметить две точки.
  3. Вычислить соответствующее значение функции.
  4. Соединить точки прямой.

Задание: Постройте графики функций  а) y = -3x + 3   и   y = x + 7

                                                                б) y = 2x - 3   и   y =  2x + 7

Каково взаимное расположение графиков функций? Можно ли без построения графиков определить взаимное расположение графиков линейных функций.

Вывод учащиеся формулируют сами.

3. Изучение нового

Работа на компьютере: Учащиеся строят графики с одинаковым угловым коэффициентом и различным с помощью программы Master Function 2.0

                               Если k различны, то графики пересекаются.

Учитель: Еще раз повторим: Если угловые коэффициенты равны, то прямые параллельны, если угловые коэффициенты различны, то прямые пересекаются, и если равны b, то прямые пересекаются в точке (0;b).

Как ещё могут располагаться две прямые? (совпадать). Какие условия должны выполняться (если угловые коэффициенты равны и если равны числа b)

Задание:1. Пересекаются ли графики функций:

а) y = 5 – 7x  и y = - 7x – 3;           б) y = 2x + 6 и   y = 3 – 4x?

2.  Назовите формулу, задающую какую-нибудь линейную функцию, график которой параллелен прямой    а) y = - 14x.    б) y = 9 x  

4.  Закрепление:

А) 1. Функции заданы формулами

у = -1,5х +16

у = 0,5х -1

у = 0,5х + 2

у = 0,5х

у = 13 + 1,5х

Выделите те, из них которых:

1) Параллельны графику функции у = 0,5х + 10

2) Пересекают график функции у = -1,5х

2. На доске записаны функции. Без построения определите, пересекаются ли графики, и если пересекаются, то в какой точке.

у = 2х – 8 и у = -3х + 7 (Один у доски, остальные в тетради.)

у = 2х – 8 = -3х + 7

2х + 3х = 7 + 8

5х = 15

х = 3

у = 2 * 3 – 8 =  -2      Ответ: (3: -2) –точка пересечения графиков функций.

Б) Линейная функция задана формулой у = 7,5х – 4. Напишите  формулу, задающую какую-нибудь линейную функцию, график которой параллелен данной прямой и проходит через начало координат.

Итог урока: Что Вы можете сказать про взаимное расположение графиков линейных функций?

- Графики параллельны, если угловые коэффициенты равны.

- Графики пересекаются в точке (0:b), если равны числа b.

- Графики пересекаются  если угловые коэффициенты различны.

 - Графики совпадают, если угловые коэффициенты равны и если равны числа b.

Домашнее задание: п.15 -16.№ 327, №301, №367

Литература

1. Л.Д. Лаппо, М.А.Попов. Государственная итоговая аттестация .Математика.: Сборник заданий-М.: Издательство «Экзамен»,2009, -158с

1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б., Алгебра 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.:  Просвещение, 2011,-240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры в 7 классе по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"

На данном уроке учащимся предложено в ходе выполнения практической работы сделать вывод о влиянии коэффициентов линейных функций на их взаимное расположение...

Конспект открытого урока алгебры в 7 классе по теме «Взаимное расположение графиков линейных функций».

Урок усвоения новых знаний учащимися.  Образовательная цель урока: определить взаимное расположение графиков линейных функций. Выяснить геометрический смысл коэффициента К и числа В, разв...

Урок алгебры в 7 классе по теме "Взаимное расположение графиков линейной функции"

Урок соответствует системно - деятельностному подходу в обучении, способствует проявлению самостоятельности на репродуктивном и творческом уровне, активности, а также продвижению в умственном ра...

Урок алгебры в 7 классе по теме "Взаимное расположение графиков линейной функции"

Урок соответствует системно - деятельностному подходу в обучении, способствует проявлению самостоятельности на репродуктивном и творческом уровне, активности, а также продвижению в умственном ра...

план - конспект урока алгебры и начала анализа по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций»

Класс  10Тема урока   Преобразование графиков тригонометрических функцийБазовый учебник  Алгебра и начала анализа 10 класс; А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. ЯкирЦель урока:...

Конспект к уроку алгебры по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы материалы курсовой подготовки "Проектирование нового образовательного опыта (урока) в новых условиях", 2020 г....