Альтернативная коммуникация по ФГОС
консультация по психологии на тему
Вв статье отображается опыт работы с неговорящими детьми, имеющими значительне проблемы в интеллектуальном развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativnaya.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Альтернативная коммуникация в общеобразовательной школе в рамках реализации ФГОС.
Юлия Анатольевна Тараканова,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9» г.Зимы
Федеральные государственные образовательные стандарты уделяют особое внимание развитию у детей с интеллектуальной недостаточностью коммуникативных навыков. Что такое коммуникация? Это процесс, который возникает в совместной деятельности людей, обмене мнений, информацией. В процессе коммуникации люди могут что-то обсудить, на что-то повлиять, поделиться опытом, а так же получить новые знания. Что наиболее важно для детей с ОВЗ.
Развитие коммуникативных навыков наиболее затруднено у детей с тяжелыми и стойкими нарушениями речевого развития. ФГОСы позволяют помогать таким детям различными альтернативными методами.
Как таковую коммуникацию можно разделить на два вспомогающих вида: аугментативную (поддерживающая) и альтернативную. Аугментативные методы применяются к детям у которых речь есть, но со значительными проблемами (заикание, ДЦП, парезы). Им необходима помощь в виде сопровождения их речи взрослым.
Альтернативные методы применяются для безречевых детей. Здесь ведущими приемами будут любые, кроме активной речи. Это могут быть жесты, мимика, знаки, карточки и другое. Этот вид коммуникации позволяет этим детям более эффективно взаимодействовать в социуме, облегчает вербальное общение.
Для таких обучающихся необходимы специальные условия:
1.Наличие игрушек и свободный доступ к ним;
2. просторное помещение, чтобы дети и взрослые могли воспроизводить какие-либо действия;
3.Наличие специального инструментария.
Перед тем как вы начинаете планировать коррекционно-развивающие мероприятия, необходимо выяснить «зону ближайшего развития», т.е. возможности ребенка и его потенциал.
Понимание обращенной речи у таких детей затруднено, поэтому инструкции будут короткие по содержанию, а смысловая основа конкретизируется.
Смысловую основу абстрактных понятий давать этим детям затруднено значительно. Например : свойства предметов, характер взаимоотношений и взаимодействий.
Как показывает практика ведущих специалистов в данной области, Людмилы Борисовны Баряевой и Ромены Августовой, метод пиктограмм дает шанс в развитии коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Применять пиктограммы можно на разных этапах речевого развития:
- Как временный прием. Когда ребенок не говорит, но в перспективе есть потенциал в овладении речью.
- 2.Если нет возможности у ребенка овладеть речью в будущем. Предыдущая работа не дала позитивных результатов.
- 3.Как дополнительный метод при повышении качества развития речи, коммуникативных навыков.
- При подготовке ребенка к усвоении более сложных знаний и умений по всем учебным дисциплинам.
Рабочие тетради из цикла «Я – говорю!» разработаны для детей с особыми образовательными потребностями и с учетом всего выше сказанного.
Раскрытие каждой темы строится на работе с пиктограммами.
Начинать работу необходимо со знакомства ребенка с алгоритмом работы в этих тетрадях. Например: тетрадь «Ребенок и мир животных». Взрослый последовательно демонстрирует фотография или картинку с изображением животного. Проговаривая название группы, показываем графическое изображение того же животного, а затем в этот ряд вставляем пиктограмму. Постепенно, осуществляя алгоритм работы, ребенок будет соотносить слово и символ-пиктограмму самостоятельно, будет выстраивать взаимосвязи, логические цепочки, которые проговариваются взрослым. Усложнение заданий подводит ребенка к последовательному логическому построению фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа.
Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того, чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.
По методике Л.Б.Баряевой мы работаем незначительный срок, всего полгода. За это время у неговорящих детей появились в лексике слова согласия (да, нет), слова просьбы («Еще» и «дай» с показом на предмет), «пойдем» и показ пути движения. Дети начали понимать короткие инструкции к действиям. Дети стали пассивно повторять слова за взрослыми (произношение искажено, но, тем не менее, появилось желание говорить).
По отзывам родителей у детей улучшилось не только речевое развитие, но и другие виды деятельности: дети стали более продуктивно рассматривать книги, лепить, рисовать. Один ребенок читает по слогам, списывает, пытается писать под диктовку, счет в пределах 15. У другого ребенка исчез негативизм к процессу обучения. Вначале обучения испытывал страх перед карандашом, ручкой. То теперь он пишет буквы и их элементы.
Таким образом можно сделать вывод: метод пиктограмм помогает освоить детям элементарные коммуникативные навыки.
Используемая литература:
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях.-СПб.:КАРО, 2007.
- Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми/ Л.Б.Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина.-М.:Дрофа, 2007.
- Ромена Августова «Говори, ты это можешь!» электронная книга.
- Андрей Михайлович Царёв. «Организация обучения и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Проблемы и возможные пути их решения». Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ЛИТЕРАТУРЫ, ВИДЕО, КАРТОЧКИ, ПИКТОГРАММЫ, ПРОГРАММЫ)
Д.И. Бойков, С.В. Бойкова СПб.: НОУ "СОЮЗ",2004...
Использование альтернативной коммуникации в туристической деятельности
Так как самостоятельное планирование деятельности для умственно отсталых детей не представляется возможным, актуальным является использование альтернативной коммуникации в разных видах деятельности....
Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации
Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...
Адаптированная рабочая программа по предмету: "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса (сложный дефект) по ФГОС АООП (вариант 2)
Данная программа апробирована на учащихся 1 класса (сложный дефект)....
Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"
Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...
Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.
Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...
Рабочие программы для АООП ФГОС О УО (2 вариант) 6 класс ("Окружающий природный мир", "Речь и альтернативная коммуникация")
Представляю Вашему вниманию рабочие программы для 6 класса 2 вариант по предметам: "Окружающий природный мир", "Речь и альтернативная коммуникация". Программы разработаны для ребен...