Рабочие программы для АООП ФГОС О УО (2 вариант) 6 класс ("Окружающий природный мир", "Речь и альтернативная коммуникация")
рабочая программа (5 класс)
Представляю Вашему вниманию рабочие программы для 6 класса 2 вариант по предметам: "Окружающий природный мир", "Речь и альтернативная коммуникация". Программы разработаны для ребенка с умеренной умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_2_variant.docx | 62.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
| Утверждено Приказом от __________г. № ___________ |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
обучающегося 6В класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью) ФГОС О УО (вариант II)
на 2023-2024 учебный год
Количество часов в неделю:1
Количество часов за год: 34
Составил:
учитель Анпилогова А.Ю.
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей индивидуального обучения
протокол № от г.
Согласовано:
заместителем директора по УВР:
________________ /________________
2023
Пояснительная записка
Нормативно-правовую базу разработки Рабочей программы по предмету «Окружающий природный мир» для обучающейся с умеренной умственной отсталостью составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99- ФЗ, от N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Постановление Главного государственного санитарного врача от г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с СанПин "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России №62296);
- Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
- АООП О УО (ИН) (вариант II) от г. приказ № 01-20/174 по ГОУ ТО «ТОЦО»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- учебный план ГОУ ТО «ТОЦО», соответствующий варианту обучения.
- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Учебно-методический комплекс
Для учителя:
- Матвеева Н.Б. Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях.
- Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О Мир природы и человека Зкласс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях.
Для обучающегося:
Наглядный материал: картинки животных, растений, птиц; времена года, суток.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ГОУ ТО «ТОЦО» для обучающихся на 2023-2024 учебный год предмет «Окружающий природный мир» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью изучается в 6 классе 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цели работы с учетом специфики учебного предмета
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Требования к результатам освоения АООП образования обучающихся :
Личностные результаты освоения АООП образования обучающихся
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающихся с РАС, осложненными умственной отсталостью, заносятся в СИОП с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и могут включать:
- осознание себя, своего «Я»;
- осознание своей принадлежности к определенному полу;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- развитие адекватных представлений об окружающем мире, овладение социально-бытовыми умениями необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела
- умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия
- первоначальное осмысление социального окружения
- развитие самостоятельности
- овладение общепринятыми навыками поведения
- наличие интереса к практической деятельности
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся
1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
- интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- представления об объектах неживой природы (вода, огонь, лес, река, водоемы);
- представления о временах года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
- интерес к объектам живой природы;
- представления о животном и растительном мире (растения, животные);
- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
3. Элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года.
- представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
БУД:
Личностные учебные действия:
- - подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде, взаимодействию с учителем;
- - самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
- - положительное отношение к окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
- - готовность к нахождению и обучению в среде, к коммуникативному взаимодействию с учителем;
- - сигнализирование учителю об окончании задания;
- - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание).
Регулятивные учебные действия:
- - формирование учебного поведения при выполнении задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- - переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- - умение выполнять инструкции педагога;
- - умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные учебные действия:
- - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);
- - пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
- - пользоваться по назначению учебными предметами.
Виды деятельности на уроке:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания обучающегося учителем к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося.
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий. Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучащегося. Оценивание знаний, умений, навыков по учебным предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании обучающегося с применением индивидуального подхода.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающегося:
- Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию.
- Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания по словесной инструкции с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по образцу с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по подражанию с оказанием незначительной помощи.
- Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания по словесной инструкции после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по образцу после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по подражанию после оказания значительной помощи.
Оценка «2» не выставляется.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающегося с умеренной умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы с обучающимся направлена на личностное развитие, его потенциальных возможностей и способностей.
Используемые педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, компенсирующего обучения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Сетка часов
Предмет | Количество часов в неделю | Количество часов по четвертям | Количество часов за год | |||
I | II | III | IV | |||
Окружающий природный мир | 1 | 8 | 8 | 11 | 7 | 34 |
Содержание учебного курса
Растительный мир. Узнавание растений (дерево, куст, трава). Узнавание частей растений (корень, ствол/стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён). Узнавание (различение) деревьев (ель, осина, сосна, ива, каштан). Узнавание (различение) плодовых деревьев (яблоня, груша). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, слива). Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Узнавание лесных и садовых кустарников. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Узнавание грибов (белый гриб, мухомор, лисичка) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов.
Животный мир. Знание строения домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, уши). Узнавание домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Узнавание диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица, сова). Знание питания птиц. Объединение зимующих птиц в группу - «зимующие птицы». Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Знание питания рыб. Знание строения насекомого. Знание питания насекомых. Узнавание речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муха, комар).
Объекты природы. Узнавание небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Узнавание форм земной поверхности. Знание значения оврага (равнины) в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке.
Временные представления. Узнавание частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Различение времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов.
С целью социальной адаптации обучающихся , развития познавательной деятельности, расширения кругозора в программу вносятся часы регионального компонента.
В конце каждой четверти предусмотрены часы повторения.
Формы деятельности на уроке: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, обучающая игра, предметно-действенное обучение.
Календарно-тематическое планирование
№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Дата проведения |
I четверть 8 ч | |||
1 | Узнавание растений (дерево, куст, трава). Узнавание частей растений (корень, ствол/стебель, ветка, лист, цветок). | 1 | 1 неделя |
2 | Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. | 1 | 2 неделя |
3 | Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён). Р.К. Парки и зоны отдыха г. Тулы | 1 | 3 неделя |
4 | Узнавание (различение) деревьев (ель, осина, сосна, ива, каштан). Р.К. Леса Тульского края. | 1 | 4 неделя |
5 | Узнавание (различение) плодовых деревьев (яблоня, груша). | 1 | 5 неделя |
6 | Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, слива). | 1 | 6 неделя |
7 | Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Р.К. Мебельная фабрика г. Тулы. | 1 | 7 неделя |
8 | Повторение. Растительный мир. | 1 | 8 неделя |
II четверть – 8 часов | |||
1 | Узнавание кустарников (орешник, шиповник, крыжовник). | 1 | 1 неделя |
2 | Узнавание кустарников (смородина, бузина, боярышник). | 1 | 2 неделя |
3 | Узнавание лесных и садовых кустарников. Р.К. Кустарники лесополосы Тульского края. | 1 | 3 неделя |
4 | Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. | 1 | 4 неделя |
5 | Узнавание грибов (белый гриб, мухомор, лисичка) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). | 1 | 5 неделя |
6 | Различение съедобных и несъедобных грибов. Р.К. Съедобные грибы Тульского края | 1 | 6 неделя |
7 | Повторение. Узнавание грибов | 1 | 7 неделя |
8 | Повторение. Мир растений. | 1 | 8 неделя |
III четверть – 11 часов | |||
1 | Знание строения домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, уши). | 1 | 1 неделя |
2 | Узнавание домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». | 1 | 2 неделя |
3 | Узнавание диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Р.К. Рассматривание фотографий животных тульских лесов. | 1 | 3 неделя |
4 | Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. | 1 | 4 неделя |
5 | Узнавание зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица, сова). Знание питания птиц. Объединение зимующих птиц в группу - «зимующие птицы». | 1 | 5 неделя |
6 | Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». | 1 | 6 неделя |
7 | Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Знание питания рыб. | 1 | 7 неделя |
8 | Знание строения насекомого. Знание питания насекомых. Узнавание речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муха, комар). | 1 | 8 неделя |
9 | Узнавание небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. | 1 | 9 неделя |
10 | Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. | 1 | 10 неделя |
11 | Повторение. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. | 1 | 11 неделя |
IV четверть – 7 часов | |||
1 | Узнавание форм земной поверхности. Знание значения оврага (равнины) в природе и жизни человека. | 1 | 1 неделя |
2 | Узнавание реки. Знание значения реки в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Р.К. Река Красивая Меча Тульского края | 1 | 2 неделя |
3 | Узнавание частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. | 1 | 3 неделя |
4 | Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. | 1 | 4 неделя |
5 | Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. | 1 | 5 неделя |
6 | Различение времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. | 1 | 6 неделя |
7 | Повторение. Временные представления | 1 | 7 неделя |
Итого | 34 | 34 недели |
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
| Утверждено Приказом от _______ г. № ____________ |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Речь и альтернативные коммуникации»
обучающегося 6В класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью) ФГОС О УО вариант II)
на 2023-2024 учебный год
Количество часов в неделю:4
Количество часов за год: 136
Составил:
учитель Анпилогова А.Ю.
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей индивидуального обучения
протокол № от г.
Согласовано:
заместителем директора по УВР:
________________ /_____________
2023
Пояснительная запискаРабочая программа предмета «Речь и альтернативные коммуникации» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99- ФЗ, от N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Постановление Главного государственного санитарного врача от г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с СанПин "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России №62296);
- Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
- АООП О УО (ИН) (вариант II) от г. приказ № 01-20/174 по ГОУ ТО «ТОЦО»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- учебный план ГОУ ТО «ТОЦО», соответствующий варианту обучения.
- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Учебно-методический комплекс
Для учителя:
- Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях.
- Комарова С.В. Речевая практика. 1класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
- Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык.2класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях.
Для обучающегося:
Лента букв; картинки с последовательностью выполнения действий: картинки с выражением согласия\несогласия в виде изображения, в печатном виде; тест имени родственников; альбом; цветные карандаши.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ГОУ ТО «ТОЦО» на 2023-2024 учебный год предмет «Речь и альтернативные коммуникации» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью изучается в 6 классе 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Общая характеристика учебного предмета
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется
специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися,
нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно- развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено
следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".
Цель обучения предмета
«Речь и альтернативная коммуникация» – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основные задачи реализации содержания предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:
- развитие личности каждого обучающегося выявлением индивидуальных особенностей, как субъекта познания в предметно-речевой деятельности;
- формирование навыков социального взаимодействия по установлению, поддержанию и завершению контакта;
- расширение представлений об окружающем мире посредством его деятельностного освоения и развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- формирование звукобуквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом при работе с подвижной азбукой;
- коррекция речевой зрительно-моторной координации при формировании элементарно-практических навыков чтения и письма;
- воспитание мотивации к участию в учебной деятельности группового и индивидуального взаимодействия с учителем.
Планируемые результаты
Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности;
- принятие и освоение социальной роли, обучающейся;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.
- принятие осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений;
Предметные:
- способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных графических изображений;
- проговаривание вслед за педагогом рифмовки и четверостишия, сочетать их с движением;
- иметь представление о правилах работы в тетради, писать элементы букв на нелинованной бумаге, в широкой строке;
- иметь представление о приёмах лепки;
- рисование контурных и цветных изображений по трафаретам;
- рисование («писание») контурных линий, штрихов, пятен на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности;
- рисование простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
- обводка по точкам и пунктирным линиям, дорисовывание частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета);
- проводить прямые, наклонные, волнистые линии (по обводке, по опорным точкам);
- писать элементы букв на нелинованном листе и в тетради (по обводке, по опорным точкам);
БУД:
Личностные учебные действия:
- - подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде, взаимодействию с учителем;
- - самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
- - положительное отношение к окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
- - готовность к нахождению и обучению в среде, к коммуникативному взаимодействию с учителем;
- - сигнализирование учителю об окончании задания;
- - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание).
Регулятивные учебные действия:
- - формирование учебного поведения при выполнении задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- - переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- - умение выполнять инструкции педагога;
- - умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные учебные действия:
- - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);
- - пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
- - пользоваться по назначению учебными предметами.
Виды деятельности на уроке:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания обучающегося учителем к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося.
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий. Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучащегося. Оценивание знаний, умений, навыков по учебным предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании обучающегося с применением индивидуального подхода.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков, учащихся по предметам:
Оценка «5» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию.
Оценка «4» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания по словесной инструкции с оказанием незначительной
помощи;
- выполняет задания по образцу с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по подражанию с оказанием незначительной помощи.
Оценка «3» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания по словесной инструкции после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по образцу после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по подражанию после оказания значительной помощи.
Оценка «2» не выставляется.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающейся с умеренной умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы направлена на личностное развитие, развитие потенциальных возможностей и способностей.
Используемые педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, компенсирующего обучения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Сетка часов
Предмет | Количество часов в неделю | Количество часов по четвертям четвертям | Количество часов за год | |||
I | II | III | IV | |||
«Речь и альтернативные коммуникации» | 4 | 32 | 32 | 66 | 28 | 136 |
Содержание учебного курса
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнения на развитие двигательной подражательности. Упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия. Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их выполнении. (Интеграция с логопедическими занятиями.) Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя: сжать и разжать кулаки, встряхнуть и помахать кистями, постепенно увеличивая амплитуду движений в суставах. Совершенствование взаимодействия в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов. Игры с пальчиками. Закрепление навыков самомассажа рук с использованием различных массажеров, как специальных (мячи, валики, кольца), так и импровизированных (шишки, каштаны, орехи). Стимулирование интереса учащихся к природным материалам и приемам самомассажа с помощью круп и плодов (рис, горох, фасоль), насыпанных в емкости.
«Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками. Упражнения на формирование представлений учащегося о соотношении формы предмета с эталоном. Вместе с учащейся выбор в окружающем пространстве предметов круглой и квадратной формы. Обучение рисованию округлых форм (овощи, фрукты) на одном листе, предлагая для основы бумажные листы в форме тарелки, подноса и т. п.: «Яблоки на тарелке», «Овощи на подносе», «Помидоры в банке». Обучение учащейся рассматриванию узоров на посуде, на декоративных досках в процессе воспитания у них элементарного чувства композиции. Совместное с учащимся рисование узоров в полоске, в квадрате, в круге, в овале. Рисование восковыми мелками. Соотнесение изображения с картинкой при выборе «такого же» из нескольких картинок. Рисование красками приемами примакивания и касания кончиком кисти, составление узоров из точек и мазков на полоске по образцу, данному учителем. Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года», «Птичьи разговоры», «Разное настроение», «Сделаем удивленное лицо», «Солнечные зайчики», «Старенькая бабушка» и др. Рисование по внешним и внутренним трафаретам с последующей штриховкой, раскрашиванием изображения. Подводящие упражнения к изготовлению поделок из пластилина и природного материала: с игрушками (пластмассовыми, деревянными, глиняными) такого размера, чтобы ученик мог обхватить их кистью руки. Совместное с учащимися создание лепных деталей, дополняющих природный материал. Побуждение учащихся к самостоятельным действиям, при необходимости оказывая помощь. Знакомство учащихся с техникой лепки посуды из целого куска пластилина ленточным способом. Обучение учащихся в совместной деятельности приемам сглаживания поверхности лепного изделия, придания ему устойчивости. Знакомство учащихся с приемами работы со стекой. Знакомство учащихся с возможным пространственным расположением элементов предметной аппликации на листе, позволяющим в дальнейшем дополнять ее другими деталями (например, рисунками), чтобы получился сюжетный рисунок-аппликация (по темам сказок, рассказов, стихотворений).
Упражнения для развития графомоторных навыков учащихся: рисование на больших листах бумаги фломастерами, кистями, карандашами прямых и извилистых линий, дополняя затем рисунок так, чтобы получился сюжет, например, «По извилистой дорожке катится мяч», «Прямая улица с домами».
«Глобальное чтение». Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов, действий. Использование кaрточек с напечатанными словaми как средства коммуникации. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.
«Письменные упражнения». «Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий по точкам и пунктирам фломастерами, маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги. Знакомство с линейкой. Рисование («письмо») линий по линейке карандашом, ручкой. Разлиновывание листа по линейке (с помощью учителя). Обрисовывание ладоней учащихся и создание композиций. Ладонь ученика прикладывается к бумаге (песку, манке, прицельной доске) — обводится пальцем по контуру — обрисовывается карандашом (мелом, кистью, палочкой). «Письмо» прямых и извилистых линий фломастерами, различными маркерами на листе бумаги и в тетради. Упражнения с разнообразными шнурками. «Письмо» по пунктирам и точкам букв А, о, и, М, П. Упражнения с разнообразными картонными фигурами. «Письмо» по пунктирам и точкам букв А, о, и, М, П. Самомассаж рук с использованием специальных массажеров. «Письмо» по трафаретам буквы Б. Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги. «Письмо» по пунктирам и точкам изученных букв. Создание композиций путем раскрашивания готового контура. «Письмо» по пунктирам и точкам изученных букв.
Формы деятельности на уроке: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, обучающая игра, предметно-действенное обучение.
Календарно-тематическое планирование
№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Дата проведения |
1 четверть - 32 часа | |||
1 | Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. | 1 | 1 неделя |
2 | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель). | 1 | 1 неделя |
3 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, изображающих продукты питания: «Слушай и показывай на картинке» и т. п. Р.К. Продуктовые магазины моего района. | 1 | 1 неделя |
4 | Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, изображающих природу: «Слушай и показывай на картинке» и т. п. Р.К. ЦПКиО им. Белоусова в г. Тула. | 1 | 1 неделя |
5 | Приветствие собеседника звуком. Привлечение к себе внимания звуком. | 1 | 2 неделя |
6 | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель). Понимание слов, обозначающих предмет (одежда, обувь). Понимание обобщающих понятий (одежда, обувь). | 1 | 2 неделя |
7 | Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, изображающих продукты профессии людей (продавец, кассир): «Слушай и показывай на картинке» и т. п. | 1 | 2 неделя |
8 | Аудиальные и визуальные упражнения на прослушивание стихотворения и показ картинки, изображающей действие, на выбор нужной картинки из двух-трех. Р.К. Слушание рассказа Л.Н.Толстого «Как волки учат своих детей» | 1 | 2 неделя |
9 | Прощание с собеседником звуком. Приветствие (прощание) с использованием мимики. | 1 | 3 неделя |
10 | Понимание слов, обозначающих предмет (овощи, фрукты, продукты). Понимание обобщающих понятий (овощи, фрукты продукты). | 1 | 3 неделя |
11 | Аудиальные и двигательные упражнения: выполнение движений в соответствии с прослушанным текстом стихотворения или короткого рассказа. Р.К. Слушание рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка» | 1 | 3 неделя |
12 | Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм типа «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки» и др. | 1 | 3 неделя |
13 | Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком. Просьба о помощи в написании символов. | 1 | 4 неделя |
14 | Понимание слов, обозначающих предмет (бытовые приборы, транспорт). Понимание обобщающих понятий (бытовые приборы, транспорт). | 1 | 4 неделя |
15 | Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на развитие произвольных движений артикуляционных органов по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные). | 1 | 4 неделя |
16 | Упражнения на развитие произвольных движений головы по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные). | 1 | 4 неделя |
17 | Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком. Просьба о помощи в открывании бутылки (пакета). | 1 | 5 неделя |
18 | Понимание слов, обозначающих предмет (животные, птицы). Понимание обобщающих понятий (животные, птицы). | 1 | 5 неделя |
19 | Упражнения на развитие произвольных движений пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). | 1 | 5 неделя |
20 | Пальчиковая гимнастика. Отработка навыка владения учащимся приемами самомассажа рук с использованием специальных массажеров и закрепление этих навыков. | 1 | 5 неделя |
21 | Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком. Просьба о помощи в одевании одежды. | 1 | 6 неделя |
22 | Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять). Использование и узнавание пикограмм, изображающих действия. | 1 | 6 неделя |
23 | Пальчиковая гимнастика. Отработка навыков владения учащимся приемами самомассажа рук с использованием импровизированных массажеров и закрепление этих навыков. | 1 | 6 неделя |
24 | «Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. | 1 | 6 неделя |
25 | Выражение согласия звуком. Выражение несогласия звуком. | 1 | 7 неделя |
26 | Понимание слов, обозначающих действия предмета (бегать, спать, писать, гулять). Использование и узнавание пикограмм, изображающих действия. | 1 | 7 неделя |
27 | Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками. | 1 | 7 неделя |
28 | Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговика, неваляшки, пирамидки из трех шаров). | 1 | 7 неделя |
29 | Рисование (совместно с учителем и по образцу) узоров в полоске, квадрате. Анализ образца перед его воспроизведением. | 1 | 8 неделя |
30 | Повторение. Коммуникация с использованием звука. | 1 | 8 неделя |
31 | Повторение. Использование пиктограмм обозначающих действие. | 1 | 8 неделя |
32 | Повторение. Обводка и штриховка карандашами, шариковыми ручками. | 1 | 8 неделя |
II четверть – 32 часа | |||
1 | Приветствие (прощание) с использованием мимики. | 1 | 1 неделя |
2 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Выбор предметов по форме, величине. | 1 | 1 неделя |
3 | Рисование (совместно с учителем и по образцу) узоров в круге, овале. Анализ образца перед его воспроизведением. | 1 | 1 неделя |
4 | «Письменные упражнения». Создание ситуаций, в которых учащийся знакомятся с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом. Пиктограмма «ластик», «карандаш», «тетрадь», «ручка». | 1 | 1 неделя |
5 | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. | 1 | 2 неделя |
6 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Выбор предметов по форме, цвету. | 1 | 2 неделя |
7 | Создание ситуаций, в которых учащийся знакомятся с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом. Пиктограмма «ластик», «карандаш», «тетрадь», «ручка». | 1 | 2 неделя |
8 | Создание ситуаций, в которых учащийся знакомятся с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом. Пиктограмма «ластик», «карандаш», «тетрадь», «ручка». | 1 | 2 неделя |
9 | Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). | 1 | 3 неделя |
10 | Понимание слов, обозначающих признак действия (громко, тихо, быстро, медленно). Выбор пиктограммы. Выполнение действия. | 1 | 3 неделя |
11 | «Письмо» по трафарету букв Л, О, У. Знакомство учащихся с музыкальными произведениями, во время слушания которых они рисуют на листе бумаги разные линии. | 1 | 3 неделя |
12 | «Письмо» по трафарету букв Л, О, У. Знакомство учащихся с музыкальными произведениями, во время слушания которых они рисуют на листе бумаги разные линии. | 1 | 3 неделя |
13 | «Письмо» по трафарету букв Л, О, У. | 1 | 4 неделя |
14 | «Письмо» по трафарету букв Э, Ы, М. Знакомство учащихся с музыкальными произведениями, во время слушания которых они рисуют на листе бумаги разные линии. | 1 | 4 неделя |
15 | «Письмо» по трафарету букв Э, Ы, М. Знакомство учащихся с музыкальными произведениями, во время слушания которых они рисуют на листе бумаги разные линии. | 1 | 4 неделя |
16 | «Письмо» по трафарету букв Э, Ы, М. | 1 | 4 неделя |
17 | Выражение жестом своих желаний. Выражение согласия (несогласия) жестом с удовлетворением желания. | 1 | 5 неделя |
18 | Понимание слов, обозначающих состояние (хорошо, плохо, весело, грустно). Выбор пиктограммы, отражение состояния мимикой. | 1 | 5 неделя |
19 | «Письмо» по трафарету букв Э, Ы, М. Знакомство учащихся с музыкальными произведениями, во время слушания которых они рисуют на листе бумаги разные линии. | 1 | 5 неделя |
20 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Раскладывание карточек со словами на соответствующие картинки или прикрепление их к реальным предметам: к доске, окну и т. п. | 1 | 5 неделя |
21 | Ответы на вопросы с использованием жеста. Использование коммуникационной доски. | 1 | 6 неделя |
22 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование указательного жеста для обозначения местоимения. | 1 | 6 неделя |
23 | Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок. | 1 | 6 неделя |
24 | «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам, на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение. | 1 | 6 неделя |
25 | Ответы на вопросы с использованием жеста. Использование пиктограмм | 1 | 7 неделя |
26 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование пиктограммы с обозначением местоимения. | 1 | 7 неделя |
27 | Чтение слов под пиктограммами и накладывание (подкладывание) букв А, О, У к таким же буквам в словах. | 1 | 7 неделя |
28 | «Аудиальное чтение». Слушание аудиокниг. Р.К. Слушание стихотворений В.А. Жуковского «Птичка», «Котик и козлик» | 1 | 7 неделя |
29 | «Аудиальное чтение». Слушание аудиокниг. Р.К. Слушание стихотворений В.А. Жуковского «Птичка», «Котик и козлик» | 1 | 8 неделя |
30 | Повторение. Использование жеста для выражения своих желаний | 1 | 8 неделя |
31 | Повторение. Понимание слов, обозначающих состояния. | 1 | 8 неделя |
32 | Повторение. Слушание стихотворений для детей | 1 | 8 неделя |
III четверть – 44 часа | |||
1 | Письмо по точкам букв Э, Ы, М. | 1 | 1 неделя |
2 | Понимание слов, обозначающих признак действия (громко, тихо, быстро, медленно). Выбор пиктограммы. Выполнение действия. | 1 | 1 неделя |
3 | Создание образовательных ситуаций для закрепления умения учащихся слушать сказки, стихи, короткие рассказы и называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений. Р.К. Слушание стихотворений В.А. Жуковского «Спящая царевна» | 1 | 1 неделя |
4 | Письмо по точкам букв Л.О,У. | 1 | 1 неделя |
5 | Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Использование пиктограмм (желание сходить в туалет). | 1 | 2 неделя |
6 | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Выбор пиктограммы с количеством предметов в пределах 5. | 1 | 2 неделя |
7 | Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на развитие произвольных движений головы, артикуляционных органов по образцу и по словесной инструкции (последовательные движения и серии движений). | 1 | 2 неделя |
8 | Упражнения на развитие произвольных движений головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции (последовательные движения и серии движений). | 1 | 2 неделя |
9 | Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Использование коммуникационной доски (желание сходить в туалет). | 1 | 3 неделя |
10 | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Выбор предметов в количестве 1-5. | 1 | 3 неделя |
11 | Применение навыков учащимся приемами самомассажа рук с использованием специальных массажеров и закрепление этих навыков. Пальчиковая гимнастика. | 1 | 3 неделя |
12 | Применение навыков владения учащимся приемами самомассажа рук с использованием импровизированных массажеров и закрепление этих навыков. Пальчиковая гимнастика. | 1 | 3 неделя |
13 | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Ориентация на столе, листе бумаги. | 1 | 4 неделя |
14 | Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Использование пиктограмм (желание попить, поесть). | 1 | 4 неделя |
15 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Создание игровых ситуаций на узнавание продуктов питания по их изображению и по упаковке, по описанию учителя. | 1 | 4 неделя |
16 | Упражнения на нахождение картинок (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей) с изображением продуктом питания. | 1 | 4 неделя |
17 | Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Использование коммуникационной доски (желание попить, поесть). | 1 | 5 неделя |
18 | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Ориентация в помещении. | 1 | 5 неделя |
19 | Упражнения на нахождение картинок (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей) с изображением труда людей (продавец, кассир). | 1 | 5 неделя |
20 | Совместное с учащимся рассматривание сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстраций к рассказам, изображений продуктов питания. | 1 | 5 неделя |
21 | Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Использование пиктограмм (просьба дать планшет, включить телевизор). | 1 | 6 неделя |
22 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов (посуда, мебель). | 1 | 6 неделя |
23 | Совместное с учащимся рассматривание сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстраций к изображений бытовых технических приборов и предметов быта. | 1 | 6 неделя |
24 | Совместное с учащемуся рассматривание сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстраций к природы в разное время года. | 1 | 6 неделя |
25 | Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Использование коммуникационной доски (просьба дать планшет, включить телевизор). | 1 | 7 неделя |
26 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов (одежда, обувь). | 1 | 7 неделя |
27 | «Чтение» журналов: просмотр, знакомство с «иллюстрациями», «названиями статей» и «текстом». Показ и чтение учащемуся статей из журналов для детей и других журналов. | 1 | 7 неделя |
28 | Инсценировка ситуаций «чтение журналов», в ходе которых учащийся учатся перелистывать страницы, рассматривать иллюстрации, используя невербальные средства общения. | 1 | 7 неделя |
29 | Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Использование коммуникационной доски (просьба дать планшет, включить телевизор). | 1 | 8 неделя |
30 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (овощи, фрукты, продукты). | 1 | 8 неделя |
31 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр. | 1 | 8 неделя |
32 | Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр. | 1 | 8 неделя |
33 | Обращение за помощью предъявлением предметного символа. Использование пиктограмм (коммуникационной доски). | 1 | 9 неделя |
34 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия (пить, есть, сидеть). | 1 | 9 неделя |
35 | Знакомство с карточками, на которых напечатаны слова, состоящие из знакомых учащимся букв: МАМА, ПАПА, БАБА, ШАР, ЗАЯЦ, КНИГА. | 1 | 9 неделя |
36 | «Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками. | 1 | 9 неделя |
37 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). | 1 | 10 неделя |
38 | Ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Ответы «Да» и «Нет» с использованием пиктограмм. | 1 | 10 неделя |
39 | Наклеивание контурных изображений букв и цифрам лист бумаги, на два листа — цифры и буквы. | 1 | 10 неделя |
40 | «Письменные упражнения». Рисование горизонтальных, вертикальных, ломаных линий по двум и нескольким опорным точкам. | 1 | 10 неделя |
41 | Повторение. Пространственная ориентация на столе, в помещении | 1 | 11 неделя |
42 | Выражение согласия с использованием компьютера (планшетного компьютера). | 1 | 11 неделя |
43 | Повторение. Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр | 1 | 11 неделя |
44 | Повторение. Использование пиктограмм при коммуникации. | 1 | 11 неделя |
IV четверть – 28 часов | |||
1 | Выражение несогласия с использованием компьютера (планшетного компьютера). | 1 | 1 неделя |
2 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия (громко, тихо, быстро, медленно). | 1 | 1 неделя |
3 | Рисование горизонтальных, вертикальных, ломаных линий по двум и нескольким опорным точкам. | 1 | 1 неделя |
4 | «Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку под ритмичные удары музыкальных инструментов: длинная линия и короткая линия, одинаковые линии. | 1 | 1 неделя |
5 | Обращение за помощью с использованием компьютера (планшетного компьютера). | 1 | 2 неделя |
6 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения состояния (хорошо, плохо, весело, грустно). | 1 | 2 неделя |
7 | «Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку под ритмичные хлопки учителя: длинная линия и короткая линия, одинаковые линии. | 1 | 2 неделя |
8 | «Письмо» стрелок по точкам и пунктирным линиям. | 1 | 2 неделя |
9 | Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). | 1 | 3 неделя |
10 | Ответы на вопросы с использованием компьютера (планшетного компьютера). | 1 | 3 неделя |
11 | «Письмо» букв А, О, У, И по трафарету в тетради. | 1 | 3 неделя |
12 | «Письмо» букв А, О, У, И по трафарету в тетради | 1 | 3 неделя |
13 | Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком. | 1 | 4 неделя |
14 | Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (это, этот, тот). | 1 | 4 неделя |
15 | «Письмо» букв Э, Ы, М, Н по трафарету в тетради. | 1 | 4 неделя |
16 | «Письмо» букв Э, Ы, М, Н по трафарету в тетради | 1 | 4 неделя |
17 | Ответы на вопросы с использованием жеста. Использование коммуникационной доски. | 1 | 5 неделя |
18 | Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Р.К. Л.Н. Толстой. «Филиппок» (ответы на вопросы при помощи картинок) | 1 | 5 неделя |
19 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения на соотнесение знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами. | 1 | 5 неделя |
20 | Упражнения на соотнесение знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами. | 1 | 5 неделя |
21 | Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. | 1 | 6 неделя |
22 | Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Р.К. Л.Н. Толстой «Филиппок» (выбор картинки, подходящей к тексту). | 1 | 6 неделя |
23 | Обучение учащегося узнавать буквы в изученных словах (мама, папа, баба, стул, стол, дом). | 1 | 6 неделя |
24 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Упражнения, в которых учащийся должны выбрать информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети». | 1 | 6 неделя |
25 | Упражнения, в которых учащийся должны выбрать информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено». «Чтение» сигналов трех- и двухсекционного светофора. | 1 | 7 неделя |
26 | Установление коммуникационного контакта с собеседником. | 1 | 7 неделя |
27 | Повторение. Использование пиктограмм при ответах на вопросы | 1 | 7 неделя |
28 | Повторение. Слушание аудиокниг. | 1 | 7 неделя |
Итого | 136 ч | 34 недели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии ФГОС ООО для 5-6 классов
Рабочая программа для учителей,которые ыбрали преподавание экологии как курс по выбору....
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1. Пояснительная записка (общие цели образования с ...
Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.
Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...
Рабочая программа по АООП физической культуре для 1-4 классов
В 4 классе отводится 3 часа в неделю, 34 учебных недель, 105 часов в год...
Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"
Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...
Рабочие программы для АООП ФГОС О УО (2 вариант) 5 класс
Предоставляю Вашему вниманию разработанные рабочие программы для 5 класса 2 варианта обучения по предметам: "Адаптивная физкультура", "Домоводство", "Изобразительная дейстельн...
Рабочие программы для АООП ФГОС О УО (2 вариант) 8 класс
Предоставляю Вашему вниманию разработанные рабочие программы для 5 класса 2 варианта обучения по предметам: "Адаптивная физкультура", "Домоводство", "Изобразительная дейстельн...