Методическая разработка тематического педсовета «Эмоциональное выгорание педагогов»
методическая разработка по психологии на тему
Пояснительная записка
Тема педсовета очень актуальна. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки т.к., их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. У многих педагогов со временем возникают два взаимосвязанных психологических состояния: «эмоциональное выгорание» и «профессиональная усталость».
На предварительном этапе подготовки к педсовету рекомендуется провести диагностику, чтобы заранее определиться с проблемой СЭВ в педагогическом коллективе.
Цели данного педсовета:
ü познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами профилактики;
ü обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья;
ü выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;
ü освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;
ü развить групповую сплоченность;
ü снять напряжение и получить психологическую поддержку;
ü стабилизировать эмоциональное состояние.
Данная разработка может быть рекомендована для использования в образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к педсовету СЭВ | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа в группах Как вы понимаете, что такое «эмоциональное выгорание»? Как оно проявляется? Какие факторы, могут приводить к эмоциональному выгоранию?
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического неразрешенного стресса на рабочем месте и ведущий к эмоциональному, психическому, физическому, энергетическому истощению.
Как проявляется? 1. Ухудшение отношений со всеми. 2. Нарастающий негативизм. 3. Утрата чувства юмора. 4. Постоянное чувство неудачи, вины. 5. Повышенная раздражительность. 6. Упорное желание переменить род занятия. 7. Часто возникающая рассеянность. 8. Нарушение сна. 9. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям. 10. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.
Внешние факторы специфика педагогической деятельности организационные факторы необходимость сопереживания стаж работы нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных детей условия работы содержание труда социально-психологические
Внутренние факторы коммуникативный фактор ролевой и личностный фактор отсутствие навыков коммуникации неумения выходить из трудных ситуаций при общении с участниками ОП неумение регулировать свои эмоциональные ситуации семейные проблемы материальные затруднения неудовлетворенность своей самореализацией в различных ситуациях.
Опросник СЭВ (К. Маслач и С. Джексон) Субшкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Эмоциональное истощение 1 столбик 0 - 15 16 - 24 25 и выше Деперсонализация 2 столбик 0 - 5 6 - 10 11 и выше Редукция личных достижений 3 столбик 37 и выше 36 - 31 30 - 0
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе Эмоциональное истощение ощущения эмоционального перенапряжения, чувство опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов Деперсонализация возникновение равнодушного и даже негативного отношения к участникам ОП Редукция личных достижений негативное оценивание себя, своих профессиональных достижений и успехов, служебных достоинств и возможностей
Типы личности, которым угрожает СЭВ «педантичный» добросовестность, возведенная в абсолют, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление всегда добиваться образцового порядка «демонстративный» стремление первенствовать во всем, всегда быть на виду, высокая степень истощаемости даже при незаметной рутинной работе «эмотивный» впечатлительность и чувствительность, отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением
Типы личностей, наиболее склонных к СЭВ Гиперответственный тип - полностью посвящает себя работе, слишком много берёт на себя, находится во власти потребностей участников ОП и своих собственных. Однонаправленный сотрудник - чрезмерно предан работе, жизнь вне работы неудовлетворительна, работа - заместитель социальной жизни, настолько погружается в работу, что не остается времени на себя, потеря своего «Я».
Типы личностей, наиболее склонных к СЭВ Авторитарный работник – полагается на свои полномочия, чтобы управлять другими, ожидает повиновения со стороны учащихся во что бы то ни стало. Самоуверенный администратор - оценивает себя как незаменимого работника. Трудоголик - отождествляет себя с теми, с кем и для кого он работает , слишком вовлечен в работу, работает таким образом долгие часы и теряет самого себя в этой жизни.
Работа в группах Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать СЭВ? Близкие значимые люди (семья). Работа Интересы, увлечения, хобби. Друзья
Упражнение «Баланс реальный и желаемый» Реальный Желаемый
«Баланс реальный и желаемый» Перестаньте искать в работе спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. «Сверхактивность» вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами. Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха.
Проект решения педсовета 1.Расширить информированность сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность, для чего: а) размещать информацию с рекомендациями на сайте лицея, б) выпускать буклеты, постеры, печатать памятки. в) создать информационный стенд «Психология и жизнь». 2. Поддерживать благоприятный психологический климат внутри коллектива: а) оказание достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации, б) проведение совместных вечеров, праздников, участие в спортивной жизни школы, в) организация экскурсий, поездок, отдыха на природе. 3. Для желающих педагогов организовать занятия по психологической разгрузке с использованием телесно-ориентированных методов.
Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...
выступление на педсовете "Имидж педагога. Эмоциональное выгорание педагога"
формирование имиджа современного педагога. причины профессионального эмоционального выгорания педагога. практические рекомендации по профилактике...
Методическая разработка "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Методическая разработка "Профилактика эмоционального выгорания педагогов" актуальна для сохранения профессионального здоровья педагогов...
Методическая разработка Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»
Коррекционный тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»В современном мире людям приходится жить в режиме цейтнот и постоянного эмоционального напряжения, поэтому синдром эмоциональ...
Презентация выступления на педсовете на тему: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Презентация содержит ответ на вопрос: "Каким же образом педагоги могут помочь себе избежать эмоционального выгорания?"...
Выступление на педсовете школы "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...
Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»
Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...