Презентация выступления на педсовете на тему: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
презентация к уроку

Шапошникова Светлана Анатольевна

 Презентация содержит ответ на вопрос: "Каким же образом педагоги могут помочь себе избежать  эмоционального выгорания?" 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Подготовила: педагог-психолог МБОУ СОШ № 2 Шапошникова Светлана Анатольевна

Слайд 2

Профилактика выгорания педагогов Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека . Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие: Эмоциональную истощенность. Деперсонализацию (цинизм). Редукцию профессиональных достижений.

Слайд 3

Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо .

Слайд 4

Три стадии синдрома Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям, в нем можно выделить три основные стадии. Первая стадия. Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе. Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом".

Слайд 5

В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет . На второй стадии Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, клиентов), "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; Время формирования данной стадии в среднем 5-15 лет. Третья стадия Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил.

Слайд 6

Причины возникновения СЭВ у педагогов - Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций. - Загруженность в течении рабочего дня; Высокая эмоциональная включенность в деятельность эмоциональная перегрузка. - Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте. - Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности. - Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.

Слайд 7

Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам. - Жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей . - Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; « неотрегулированность » организационных моментов педагогической деятельности: Нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование; ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда; Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.

Слайд 8

Социально-психологические симптомы эмоционального выгорания . Это безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

Слайд 9

Профилактика профессионального выгорания Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания. Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме); высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы. В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Слайд 10

Работа педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов Работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания, как правило, начинается с его диагностического исследования. Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любых видах и формах работы. Наиболее ценный эффект в психодиагностике состоит в том, что клиент актуализирует для себя возможные пути решения имеющихся психологических проблем в личностной и эмоциональной сферах. Чаще всего применяется методика исследования синдрома эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Слайд 11

Приемы визуализации профилактики синдрома выгорания. Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых , обонятельных , осязательных ощущений, которые он испытывал когда-то . Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие. Например, это могут быть следующие упражнения и техники.

Слайд 12

Упражнение «Разгладим море». Представьте конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле . Часто в таких ситуациях появляется дискомфорт (давление, сжатие , жжение , пульсация). Закройте глаза. Посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что вы теперь чувствуете? Попробуйте еще раз. Фиточай (тонизирующий). «Главное не что пить, а как!». Набрав чай в стакан, медленно, сосредоточенно выпить. Сконцентрировать внимание на ощущениях в тот момент, когда чай будет течь по горлу. Представить себя в приятной обстановке – в саду, на пляже, на качелях, под душем .

Слайд 13

Релаксационные техники в работе с педагогами . Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения . Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - для этого не требуется специального образования и даже природного дара . Примеры релаксационных упражнений Лежите спокойно примерно 2 минуты. Представьте , помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату вдоль стен, а затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут . Постарайтесь не думать ни о чем другом.

Слайд 14

Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Слайд 15

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Способы саморегуляции : смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном- отвлечение; различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физич.нагрузки переключают эмоции ; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов или молитв; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".

Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение....

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Заседание Клуба замещающих родителей на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых  и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. ...

Конспект выступления для педагогов на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Данный материал освещает основные понятия и теоритические основы синдрома эмоционального выгорания у педагогов, способы снятия эмоционального напряжения и поддержания своего психологического здор...

выступление на педсовете "Имидж педагога. Эмоциональное выгорание педагога"

формирование имиджа современного педагога. причины профессионального эмоционального выгорания педагога. практические рекомендации по профилактике...

Методическая разработка тематического педсовета «Эмоциональное выгорание педагогов»

Пояснительная запискаТема педсовета очень актуальна. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряж...

Выступление на педсовете школы "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...