Презентация выступления на педсовете на тему: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
презентация к уроку
Презентация содержит ответ на вопрос: "Каким же образом педагоги могут помочь себе избежать эмоционального выгорания?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профилактика выгорания педагогов Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека . Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие: Эмоциональную истощенность. Деперсонализацию (цинизм). Редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо .
Три стадии синдрома Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям, в нем можно выделить три основные стадии. Первая стадия. Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе. Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом".
В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет . На второй стадии Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, клиентов), "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; Время формирования данной стадии в среднем 5-15 лет. Третья стадия Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил.
Причины возникновения СЭВ у педагогов - Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций. - Загруженность в течении рабочего дня; Высокая эмоциональная включенность в деятельность эмоциональная перегрузка. - Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте. - Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности. - Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам. - Жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей . - Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; « неотрегулированность » организационных моментов педагогической деятельности: Нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование; ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда; Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.
Социально-психологические симптомы эмоционального выгорания . Это безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
Профилактика профессионального выгорания Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания. Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме); высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы. В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Работа педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов Работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания, как правило, начинается с его диагностического исследования. Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любых видах и формах работы. Наиболее ценный эффект в психодиагностике состоит в том, что клиент актуализирует для себя возможные пути решения имеющихся психологических проблем в личностной и эмоциональной сферах. Чаще всего применяется методика исследования синдрома эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Приемы визуализации профилактики синдрома выгорания. Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых , обонятельных , осязательных ощущений, которые он испытывал когда-то . Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие. Например, это могут быть следующие упражнения и техники.
Упражнение «Разгладим море». Представьте конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле . Часто в таких ситуациях появляется дискомфорт (давление, сжатие , жжение , пульсация). Закройте глаза. Посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что вы теперь чувствуете? Попробуйте еще раз. Фиточай (тонизирующий). «Главное не что пить, а как!». Набрав чай в стакан, медленно, сосредоточенно выпить. Сконцентрировать внимание на ощущениях в тот момент, когда чай будет течь по горлу. Представить себя в приятной обстановке – в саду, на пляже, на качелях, под душем .
Релаксационные техники в работе с педагогами . Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения . Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - для этого не требуется специального образования и даже природного дара . Примеры релаксационных упражнений Лежите спокойно примерно 2 минуты. Представьте , помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату вдоль стен, а затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут . Постарайтесь не думать ни о чем другом.
Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Способы саморегуляции : смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном- отвлечение; различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физич.нагрузки переключают эмоции ; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов или молитв; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-82727-1377606265.jpg)
Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".
Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-381369-1389767171.jpg)
Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-248791-1366946907.jpg)
Заседание Клуба замещающих родителей на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/07/picture-721755-1449479747.jpg)
Конспект выступления для педагогов на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»
Данный материал освещает основные понятия и теоритические основы синдрома эмоционального выгорания у педагогов, способы снятия эмоционального напряжения и поддержания своего психологического здор...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-191716-1359487811.jpg)
выступление на педсовете "Имидж педагога. Эмоциональное выгорание педагога"
формирование имиджа современного педагога. причины профессионального эмоционального выгорания педагога. практические рекомендации по профилактике...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-1066373-1538905426.jpg)
Методическая разработка тематического педсовета «Эмоциональное выгорание педагогов»
Пояснительная запискаТема педсовета очень актуальна. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряж...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/20/picture-1451490-1674215441.jpg)
Выступление на педсовете школы "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...