Методическая разработка Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»
методическая разработка
Коррекционный тренинг
«Эмоциональное выгорание педагогов»
В современном мире людям приходится жить в режиме цейтнот и постоянного эмоционального напряжения, поэтому синдром эмоционального выгорания является довольно частым явлением в наши дни. Есть определенные категории, которые находятся в группе риска и быстрее других «сгорают» на работе, к ним относятся профессии, предполагающие постоянное общение с людьми. И, безусловно, одну из первых строчек занимает профессия педагога. Скорость, нагрузки, конфликты и на фоне этого постоянные стрессы, очень быстро приводят к постоянному чувству усталости, отстраненности от работы, нехватке энергии и энтузиазма, моральному и физическому истощению, обезличиванию эмоций и опустошенности, острому нежеланию работать.
Эмоциональное выгорание – это защитная реакция организма на хроническую усталость и стресс. Жизнь перестает приносить радость и удовольствие, наступает безразличие. И здесь очень важно вовремя это понять и помочь себе.
Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Он состоит из трех частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и знакомство участников, вторая (основная) направлена на освоение навыков эмоциональной саморегуляции, третья (заключительная) – на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_emots.vygor_.docx (93.13 КБ) | 93.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Коррекционный тренинг
«Эмоциональное выгорание педагогов»
Актуальность: В современном мире людям приходится жить в режиме цейтнот и постоянного эмоционального напряжение, поэтому синдром эмоционального выгорания является довольно частым явлением в наши дни. Есть определенные категории, которые находятся в группе риска и быстрее других «сгорают» на работе, к ним относятся профессии, предполагающие постоянное общение с людьми. И, безусловно, одну из первых строчек занимает профессия педагога. Скорость, нагрузки, конфликты и на фоне этого постоянные стрессы, очень быстро приводят к постоянному чувству усталости, отстраненности от работы, нехватке энергии и энтузиазма, моральному и физическому истощению, обезличиванию эмоций и опустошенности, острому нежеланию работать.
Эмоциональное выгорание – это защитная реакция организма на хроническую усталость и стресс. Жизнь перестает приносить радость и удовольствие, наступает безразличие. И здесь очень важно вовремя это понять и помочь себе.
Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Он состоит из трех частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и знакомство участников, вторая (основная) направлена на освоение навыков эмоциональной саморегуляции, третья (заключительная) – на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии.
Цель: профилактика психологического здоровья педагогов
Задачи:
- снятие напряжение;
- создание атмосферы взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха;
- создание группового доверия и принятия;
- осознание и принятие своих чувств, работа с негативными эмоциями;
- освоение приемов саморегуляции.
Вводная часть
Упражнение «Маска, я тебя знаю»
Каждый в группе называет свое имя. Задача каждого– запомнить как можно больше имен участников. Каждый участник в течение минуты должен придумать для себя такую позу, которая как-то бы отражала особенности его характера или отношение к себе и другим людям или рассказывала о каких-то достижениях, увлечениях…это будет своеобразная живая скульптура, в которой будет необходимо застыть на некоторое время, пока будет идти игра.
По хлопку ведущего все застывают в выбранных позах. Ведущий подходит к кому-то из участников, чье имя ему запомнилось. Называет его по имени и прикасается к застывшей фигуре. Если он не ошибся и назвал имя правильно, то этот человек выходит из «фриза». На его месте застывает ведущий в виде живой скульптуры – его собственной «визитной карточки», а отгаданная «маска» идет «расколдовывать» следующего участника, называя его по имени. По условиям игры в ходе одного раунда нельзя дважды обращаться к одной и той же «маске», называя имя того же участника, которого уже сам назвал ранее.
Подсказка: интересно объявлять новый раунд игры после каждых 5-7 открытий «масок». Каждый раунд предлагает участникам представить себя (через позу) в новой ипостаси, с другой стороны их личности, характера, увлечений. Это поможет каждому и максимально раскрыться, и запомнить имена, «связанные» с картинкой, «визуализированные» в ходе игры.
Упражнение «Скажи-ка, дядя!...»
Группа разбивается на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тот же блок вопросов. Необходимо как можно скорее и точнее ответить на все вопросы и отдать ответы тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры, все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает на один из вопросов…
Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос – 1 минута игры. Давая 10 минут на поиск всех ответов в игре, психолог, таким образом, должен приготовить список из 10 вопросов.
Примерные вопросы:
- Имена скольких участников тренинга начинаются с буквы «К»?
- Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?
- Что написано на входной двери 5 А класса (это комната в которой проходит тренинг)? Сколько стульев есть в этом классе?
- Выясните у Анжелики, в каком городе она родилась?
- Сколько ламп дневного света расположено в кабинете секретаря?
- Узнайте, какое любимое блюдо у Владимира Левина?
- Как зовут члена тренинговой группы, который живет на проспекте Энтузиастов в доме№19?
- Сколько карманов в куртке, которую носит Елена?
- Какой любимый анекдот у Андрея?
- Сколько лип растет на аллее перед зданием нашей школы?
Обсудить: что было сложнее всего при выполнении; сложно ли было вступать в контакт, для получения информации и достижения общей цели.
Упражнение «Пройди через кольцо»
Участники стоят в кругу (не менее 6). На руку одного из игроков надевается обруч или резиновое кольцо-лента. Затем все участники берутся за руки.
Задание – обруч/кольцо передается по кругу, пока не вернется к исходной точке. Так как руки игроков сцеплены, то им придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя (без участия рук!), перешагивая через него и т.д. по сути, вся живая цепочка должна «пролезть» через обруч, не разжав соединенных рук.
По итогам упражнения объявляется время, затраченное на выполнение задания.
Обсудить: что понравилось, а что – нет; помогает ли игра созданию коммуникативных связей.
Упражнение «Самореклама»
Участникам предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе — искренность, объективность, самокритичность.
Практическая часть
Упражнение «Чувство»
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа. Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств. Вопросы для обсуждения: Воспринимали ли вас адекватно? Почему возникали затруднения в определении чувства? Расскажите о своих впечатлениях.
Упражнение «Мой ресурс»
Участникам даются задания и по 2 минуты на выполнение каждого:
- Что мне в себе нравится (идеально – 10 пунктов);
- Что нравится в моей профессии (идеально- 7 пунктов);
- Что мне нравится в организации, в которой я работаю (идеально – 7 пунктов).
После выполнения, желающие зачитывают написанное и идет обсуждение того, какие сложности возникали при выполнении. Ведущий обращает внимание, что пока одни зачитывают, то другие могут дополнять свой список.
Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса»
Участники делятся на группы и отвечают на вопрос: Как боретесь с негативными эмоциями?
В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется ведущим.
Упражнения на эмоциональную саморегуляцию
Дыхательная гимнастика
Упражнение “Отдых”
Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямиться.
Упражнение “Замок”
Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Упражнение «4-7-8»
При дыхании по этому методу происходит активация парасимпатической нервной системы, что приводит к расслаблению.
Исходное положение — сидя прямо, приложить кончик языка к задней части верхних зубов и держать язык в таком положении в течение всего процесса. Начинаем считать, на счете 4 сделать спокойный тихий вдох через нос. На счет 7 задержать дыхание. Выдохнуть через рот до счета 8, издав слышимый звук. Это завершает один полный вдох. Получается выдох должен быть вдове длиннее вдоха. Повторить цикл еще три раза, всего четыре вдоха. Рекомендуется не делать более четырех полных вдохов в течение первого месяца практики. Такое дыхание работает как естественное успокоительное для нервной системы.
Релаксационное упражнение (техника напряжения и расслабления)
Упражнение “Напряжение - расслабление”
Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Упражнение “Дождик”
Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
Упражнение для мышц шеи
Необходимо откинуть голову назад, медленно поворачивая ею из стороны в сторону, затем расслабиться. Притянуть плечевые суставы высоко к ушам и в таком положении наклонить подбородок к груди.
Упражнение «Велосипед»
Разновидностью колеса жизненного баланса (Кобыхно И.).
Для работы потребуются листы формата А4 и цветные карандаши. Разверните лист формата А4 в горизонтальной ориентации и нарисуйте на нем две окружности, разделив каждую на 8 частей. В «левом» колесе в каждом сегменте запишите свои ответы на вопрос: «Во что вы вкладываете свое время, силы?». Как грибы собирают в корзинку, набросайте и запишите в сегментах одним - двумя словами то, на что уходит время вашей жизни. Оцените по шкале от 1 до 10 насколько каждая из этих сфер проявлена в вашей жизни (как много усилий вы вкладываете в нее) и зарисуйте ее тем цветом, с которым она ассоциируется, пример представлен на рис. 1.
Второе колесо размещают в правой части листа, а сегменты колеса иллюстрируют ответы на вопрос: «А что приносит мне радость и удовольствие?». Пример представлен на рис. 2.
И тогда, как если сравнить два этих рисунка, то, что нового (интересного) вы для себя увидели (открыли)? Насколько то, чем вы заняты основную часть вашего времени приносит вам радость и удовольствие?
Посмотрите на колесо ресурсов в правой части листа. Какая из сфер является для вас наиболее ресурсной? Что нужно сделать, чтобы донаполнить ту сферу, которая на данный момент является для вас наиболее ресурсной?
Упражнение «Работа с телом»
Для этой отдельно взятой сферы необходимо нарисовать колесо меньшего диаметра и разбить его на 4 части. Подумать, что вы готовы привнести в нее уже сегодня-завтра, чтобы «поселить» радость и удовольствие в свой трудовой день?
Эмоции, как известно, живут в теле, и работа с телом является важным способом профилактики эмоционального выгорания. А что вы можете ежедневно делать для своего тела, чтобы восстановить свои жизненные силы? Запишите эти простые, легкие действия, которые поддержат вас в вашей повседневной жизни и трудовой деятельности.
«Я…как подарок»
Это упражнение проводится в конце тренинга. Нужно подумать о том, что бы каждый участник хотел оставить на память своим коллегам. Не обязательно дарить плюшевых мишек или конфеты. Каждый может стать неповторимым, уникальным подарком для других и поможет сделать кого-то счастливее,…
- Подумайте, пожалуйста, о том, что вы за подарок?
- Есть ли у него название?
- Это что-то конкретное или абстрактное?
- Как выглядит этот подарок?
- А самое важное – для кого вы предназначены?
Пример: Я – воздушный шарик. Яркий, веселый, устремленный в небо…я предназначен для людей, у которых, как у Оли, плохое настроение, потому что шарик заставит их улыбнуться, поднять голову вверх, расправить плечи, вдохнуть свежий воздух…
Я – чудесный, спокойный сон. Возможность отдохнуть, набраться сил… я – подарок Елене. Она выглядит очень уставшей, жалуется на напряжение на работе.
Рекомендации
- Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции. Быстро снять стресс вам поможет:
- Успокаивающее дыхание (1вдох-1пауза-4 выдоха);
- Массаж или самомассаж;
- Принять душ;
- Порисовать;
- Приятное общение;
- Медитация, релаксация;
- Аромат кофе, ванили и лаванды;
- Маленькие радости;
- Стрессболлы;
- Любимая музыка, фильмы, книги;
- Танцевать наедине с собой;
- Физические упражнения;
- Хобби;
- Общение с природой и животными.
- Жить интересно и насыщенно. Необходимо формировать хобби, развивать новые разносторонние предпочтения, не замыкаться на работе, а находить разные интересы в личной и общественной сферах жизни.
- Делать паузы в работе и проводить их активно, устраивать разгрузочные дни и недели с переменой видов деятельности, прогулками, экскурсиями и поездками на природу, устраивать праздники для себя, своих близких или для сотрудников.
- Отказаться от вредных привычек.
- Беспокоиться о позитивном и положительном настрое на весь рабочий день. Необходимо развивать привычки положительного самовнушения и мышления, формировать позитивные пожелания и установки.
- Развивать в себе ощущение покоя. При этом не позволять негативным мыслям и плохому настроению развалить душевное благополучие и равновесие. Использовать в своей жизнедеятельности всевозможные техники для саморегуляции своего психического состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по тестопластике «Изготовление объёмной фигурки на каркасе «Вьетнамская кошка»
Из занятия педагоги смогут узнать интересные сведения из истории тестопластики, технологические тонкости по изготовлению солёного теста и создания изделий из него; научатся делать объёмное изделие на ...
Методическая разработка мастер - класса для педагогов «Пути выхода из стрессовых ситуаций»
Цель работы: повышение профессиональной компетентности педагогов, обобщение имеющихся знаний по охране здоровья.Задачи: сориентировать участников на изучение психолого-педагогических основ, необходимы...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Методика подготовки успешного проекта деятельности"
Целью и задачами данного мастер-класса является повышение мотивации педагогов к овладению проектной деятельностью и расширение знания педагогов о методе проектов, алгоритме...
Методическая разработка музыкально-инструментальной викторины педагога ДО МБОУ СОШ №154 Кейкиевой Л.В. (Викторина про музыку, инструменты для уроков музыки и не только)
Разработка интереснейшей викторины...
Методическая разработка практического семинара для педагогов «Арт-терапевтические техники как средство профилактики эмоционального выгорания»
В последние годы в нашей стране все чаще говорят и пишут о таком явлении, как эмоциональное выгорание педагогов - синдроме, развивающемся на фоне стресса и ведущего к истощению эмоционально-энергетиче...
Методическая разработка "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Методическая разработка "Профилактика эмоционального выгорания педагогов" актуальна для сохранения профессионального здоровья педагогов...
Методический доклад «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состоянмй, дестабилизирующих профессиональну. деятельность: тревожность, унынме, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость....