Методическая разработка "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
методическая разработка по психологии

Методическая разработка "Профилактика эмоционального выгорания педагогов" актуальна для сохранения профессионального здоровья педагогов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Проблема эмоционального выгорания, безусловно, в большей или меньшей степени, касается каждого специалиста работающего в сфере «человек-человек».

О синдроме эмоционального выгорания впервые заговорили за рубежом около 40 лет назад, в то время его обозначили словом «burnout», что переводится как сгорание, затухание горения, выгорание. Термин «синдром эмоционального выгорания» ввёл X. Фрейнденберг в 1974 году для характеристики здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально-загруженной атмосфере организации.

Современное общество предъявляет немало требований к личностным и профессиональным качествам современного педагога. Среди них одно из самых важных – высокий уровень профессионального здоровья, как основное условие его профессиональной компетентности. Под профессиональным здоровьем педагога понимается способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога на всех этапах осуществления профессиональной деятельности.

Среди причин, негативно влияющих на профессиональное здоровье педагога, выделяют следующие, общие для названных состояний:

- ненормированная продолжительность рабочего времени;

- высокая напряженность многоаспектной профессиональной деятельности;

- публичный характер деятельности; постоянное общение с людьми разного возраста, требующее достаточного уровня коммуникативной компетентности;

- высокая степень психофизиологического напряжения и, как следствие, значительное психоэмоциональное перенапряжение в течение достаточно длительного периода.

Педагогическая профессия входит в десятку профессий риска по эмоциональным нагрузкам. Это связано с тем, что в силу особенностей детской психики ребенок, в первую

очередь, воспринимает и усваивает эмоционально окрашенную информацию. А это требует от педагога постоянного напряжения, что резко повышает не только физическую, но и психическую нагрузку. В связи с этим отмечается значительное увеличение доли педагогов со сниженным уровнем профессиональной адаптации. Потенциал профессионального здоровья педагога не менее важен, чем его специальная подготовка и профессиональные качества. Низкий уровень его профессионального здоровья снижает эффективность результатов его труда и влияет на продолжительность его профессионального возраста. Поэтому собственное здоровье и отношение к нему должно всегда соответствовать тем требованиям, которые он предъявляет к своим воспитанникам,

ученикам.

        Психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе психолога с педагогами. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым потом могут вырастать другие компоненты работы.

        Таким образом, актуальность создания данной методической разработки заключается в понимании важности обозначенной проблемы для сохранения профессионального здоровья педагога.

Семинар-практикум «Профессиональное выгорание педагога: причины, коррекция и профилактика»

Цели:

 познакомить с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;

 формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;

 развивать систему профилактики эмоционального выгорания в педагогической среде;

  1. Приветствие присутствующих.

Педагог-психолог предлагает участникам пожелать себе что-нибудь как специалисту на ближайшие 5 лет (пожелание записывается на бланке). Работу предлагается начать с того, чтобы разобраться, какое место в нашей жизни занимает профессиональная и личная составляющие.

         Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге – их идеальное соотношение.

Обсуждение: Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?

 Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать: похожие черты, противоположные черты, одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях, какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

Это упражнение позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

  1. Теоретическая часть.

В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.

Что такое синдром профессионального выгорания?

 Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: преподавателей, социальных работников, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

 Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

 Эмоциональную истощенность - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

 Деперсонализацию (цинизм) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.

 Редукцию профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

  1. Практическая часть

Упражнение «Я работаю педагогом»

Оборудование: листы А4, цветные карандаши.

 Участникам занятия предлагается нарисовать себя: в начале трудового пути, в настоящее время, через 5 лет. Присутствующим предлагается поделиться собственными ощущениями от своих рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.

Обсуждение: В чем отличия полученных образов? Какой образ Вам нравится больше, почему? Нравится ли Вам образ настоящего времени, а образ будущего? Почему? Содержит ли образ будущего те желания, которые Вы определили для себя в начале нашей встречи?

Упражнение «Профилактика профессионального выгорания»

Участникам предлагается записать 10 приятных для них дел, доставляющих им удовольствие (т.е. ответить на вопрос «Что мне доставляет удовольствие?»). Далее данный список необходимо проранжировать по степени удовольствия, доступности и частоте использования, что позволит выбрать наиболее приятные и доступные занятия. Участники по очереди называют самый оптимальный способ восстановления психоэмоционального состояния. В результате обсуждения можно сделать вывод, что они имеют возможность к саморегуляции, но, по разным причинам этого не делают.

 Примерный перечень способов эффективной саморегуляции: (смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; прослушивание спокойной, тихой музыки; рукоделие и др.)

Упражнение «Маска»

Педагогам предлагается в шуточной форме «защититься» от эмоционального выгорания, путем изготовления шуточной маски.

  1. Заключительная часть

         Психологическая поддержка, обратная связь, памятка с рекомендациями. 

Каждому присутствующему дается возможность выбрать открытку и написать себе любимому пожелание, послание должно иметь позитивное содержание.

На листе формулируется впечатление от прошедшего занятия.

Раздаются памятки с рекомендациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Методическая разработка «Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности педагога»

Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией, подверженной профессиональной деформации. Возникновение и развитие профессиональной деформации снижает продуктивность выполнения...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Методическая разработка тематического педсовета «Эмоциональное выгорание педагогов»

Пояснительная запискаТема педсовета очень актуальна. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряж...

Методическая разработка Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»

Коррекционный тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»В современном мире людям приходится жить в режиме цейтнот и постоянного эмоционального напряжения, поэтому синдром эмоциональ...

Методический доклад «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состоянмй, дестабилизирующих профессиональну. деятельность: тревожность, унынме, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость....

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...