Психологическое занятие "Мы - команда!"
план-конспект занятия по психологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Психологическое занятие направлено на формирование сплоченности детско-подросткового коллектива. В занятии использованы упражнения на снятие психического напряжения, эмоционального барьера. Данное занятие позволит ребятам лучше узнать друг друга, научит конструктивно взаимодействовать с другими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_zanyatie_my-komanda.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

департамент образования

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных техников»

(МБУ ДО «Станция юных техников», МБУ ДО СЮТ)

Сценарий психологического занятия

«Мы - команда!»

Автор-составитель: педагог-психолог

МБУ ДО СЮТ

Коноплева Милия Сергеевна

г. Дзержинск

2018 г

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Задачи:

  1. Способствовать развитию ответственности участников за решение общих задач;
  2. Создать условия для взаимопонимания и выстраивания отношений с другими;
  3. Содействовать развитию умения конструктивного взаимодействия друг с другом.

Целевая группа: учащиеся 12-15 лет.

Количество участников: 10-12 человек.

Материалы: карточки с месяцами года, карточки с заданиями для упражнения «Построим башню», цветные маркеры, флипчарт, ватман, карандаши, фломастеры, карточки со значками звездочек и цветов в равных количествах.

Сценарий психологического занятия

«Мы - команда!»

Группа и ведущие в кругу, сидя на стульях.

1.Приветствие «Математика»

Сидящие по кругу называют цифры от одного до пяти. Каждый пятый вместо того, чтобы сказать «пять», называет свое имя, любое увлечение и встает (он больше не участвует в игре). И так далее пока каждый не представится.

2. Разминка «Времена года»

Участники находятся в кругу. Каждому раздаётся листочек с названием месяца. Ведущий называет любое время года, и те участники, у которых окажутся листочки с месяцами из данного времени года, будут вставать. Например: «Зима» - поднимаются февраль, январь и декабрь. Так же и с другими временами года. Когда участники поймут эту часть упражнения, можно им предложить следующую:

«На команду «Зима» обладатели зимних месяцев будут ухать («ух»),

на «весну» - хлопать,

на «осень» - вздыхать («ох»),

на «лето» - кричать «ура!».

Обсуждение: Хорошее ли у вас настроение? Трудно ли было реагировать вовремя? Что мешало, что помогало?

  1. Разминка «Атомы и молекулы».

Инструкция к проведению упражнения:

 «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например 3. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по 3 атома в каждой, взявшись за руки. Затем упражнение осложняется, его нужно будет выполнить с закрытыми глазами.

Обсуждение: Как вы себя чувствуете? Было ли трудно?

  1. Правила, которые помогут эффективно работать:

1. Активность. Принимаем?

2. Один говорит – другие слушают. Принимаем?

3. Безоценочность. Принимаем?

Что-то еще хотите добавить?

  1. Деление на команды.

Участники выбирают карточки, перевернутые лицевой стороной вниз. На карточки изображены звездочки и цветочки в равных соотношениях. Команда делятся на «звездочек» и «цветочков».  

  1. Упражнение «Постройтесь по росту!»

Работа происходит уже в командах.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Обсуждение: Удалось ли группе это сделать? Что помогало? Поддерживало?

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

  1. Упражнение «Построим башню»

В команде выбирается один художник, он будет рисовать башню. Остальные участники получают карточки, на которых прописаны индивидуальные задания (Приложение № 1). Каждая карточка является строго конфиденциальной для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – карточка с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Задания можно придумывать любые и самими участниками.

Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Каждый участник подходит к художнику и с помощью жестов, мимики объясняет ему, что нужно нарисовать.

Время на выполнение задания: 8 минут.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание?  Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему? Что вы чувствуете? Было ли трудно понять другого человека?

  1. Упражнение «Представление команды»

Участникам необходимо представить свою команду. Это можно сделать любым способом: нарисовать плакат, придумать речевку, стихотворение, рассказ, инсценировать какой-либо сюжет о своей команде. В общем продумать, чем отличается команда от других, что в ней особенного и примечательного.

Время на выполнения: 8 минут.

Обсуждение: Сложно ли вам было определиться с тем, что нарисовать. Открыли ли вы для себя что-нибудь новое в своем клубе, о чем вы раньше даже не задумывались?

  1. Упражнение «Подарок»

Инструкция: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Обсуждение: Понравилось ли упражнение? Какие чувства испытывали?

  1.  Упражнение «Тик-так»

Инструкция: Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» – направо, «так» – налево по кругу. «Бум» – означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.

Обсуждение: Понравилось ли упражнение? Какие чувства испытывали?

  1.  Подведение итогов. Рефлексия.

Что нового узнали о себе? Чему научились? Что было важным? Над чем пришлось задуматься?

           

Давайте поблагодарим себя за активное участие аплодисментами. Спасибо всем участникам за сегодняшний день. Желаю дальнейших успехов! До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

башня имеет 10 этажей

рядом с башней сидит на цепи собака

башня имеет синий контур

над башней развевается флаг

башня имеет 8 окон

флаг синего цвета

в трех окнах горит свет

рядом с башней растет дерево

на подоконнике одного окна стоит горшок с цветами

на дереве сидит птица

около башни гуляет кошка

два окна открыты

кошка черного цвета

над башней светит солнце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование групповой сплоченности команды, обусловленное индивидуальными психологическими характеристиками игроков.

В моем материале рассказано, как влияют психологические характеристики игроков в баскетболе на групповую сплоченность команды. А так же даны методические разработки по повышению групповой сплоченности...

Методическая разработка зачитана на заседании тренерского совета спортивной школы "Психологический настрой каждого игрока команды в целом на достижение высоких результатов"

В данном материале описаны приемы психологического настроя членов команды на достижение высоких результатов на собственных примерах автора...

Психологический климат и межличностные отношения в команде

Психологический климат в командеСплоченность командыПсихологическая совместимость...

«Работа для улучшения морально-психологического климата в команде КВН»

Для того, чтобы выяснить, каков уровень морально-психологического климата в команде, и что мы можем сделать для его улучшения проводятся следующие тренинги:...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ...

Формирование психологической сплоченности в футбольной команде

Проблема сплочения в спортивной деятельности, феномен групповой сплоченности....

Психологический час-тренинг «Вместе - мы команда!»

ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА:- Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;- Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;- Получение эмоционального и ...