Программа коррекционной работы психологического сопровождения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
рабочая программа по психологии по теме

Наталья Владимировна Мартяшкова

Программа коррекционной работы разработана педагогом - психологом ЦПМСС Мартяшковой Н.В. в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы образовательного учреждения по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения. 

 

Данная программа кроме развития всех психических процессов ориентирована и на личностное развитие и

 

развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.

 

Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Закон об образовании РФ;

- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;

- Этический кодекс психолога.

Цель психологической программы– создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и их успешного обучения.Коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфера и личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа коррекционной работы182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработана педагогом-психологом Мартяшковой Н.В.

Утверждена на МО педагогов ЦПМСС

Программа коррекционной работы психологического сопровождения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

"Умственно отсталый ребенок не менее развит, а иначе развит»

Л.С.Выготский

Пояснительная записка

В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) входит программа коррекционной работы психологического сопровождения обучающихся..

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы образовательного учреждения по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Умственная отсталость (УО) — это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы. Следствием этого, по ряду причин присоединяются нарушения эмоционально-волевой сферы, личностных качеств и поведения.

Для обучающихся с умственной отсталостью характерны:

- Низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);

- Замедленность и суженность объема всех видов восприятия, их недостаточная активность;

- Недостаточное развитие памяти, замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения, быстрота забывания, запоминание механическое

- Низкий уровень развития внимания в следствие быстрой истощаемости психических процессов и органического поражения головного  мозга;

- Недостаточное развитие мелкой моторики;

- Очень низкая речевая активность, скудный запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;

- Очень слабая и нестойкая и познавательная активность, интерес к учебной деятельности не выражен,.

-Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость: отсутствие воли, повышенная внушаемость, тревожность, низкая самооценка, проявление агрессивности, импульсивность, расторможенность, эйфорический фон настроения и др.;

-Некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя, школьной дисциплине).

-Состояние нервной системы ослаблено- дети отказываются от выполнения уже начатой деятельности, у них появляются головные боли, что приводит к повышенной истощаемости и низкой работоспособности;

-Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны.

Данная программа кроме развития всех психических процессов ориентирована и на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.

Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Закон об образовании РФ;

- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;

- Этический кодекс психолога.

Цель психологической программы– создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и их успешного обучения.  

Коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфера и личностных качеств.

Задачи коррекционной работы:

  1. Выявление уровня развития высших психических функций, запаса общих представлений об окружающем, коэффициента интеллекта, индивидуально-типологических свойств личности;
  2. Развитие всех психических процессов (восприятия, мышления, памяти, свойств внимания, воображения), мелкой моторики;
  3. Формирование положительной мотивации к обучению;
  4. Развитие личностных особенностей (эмоционально-волевой сферы, навыков коммуникации, повышение самооценки, предупреждение агрессивности;
  5. Создание благоприятного психологического климата;
  6. Формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми;
  7. Развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям
  8. Оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций;
  9. Определение динамики развития обучающегося;
  10. Психологическое просвещение педагогов и родителей

Принципы коррекционной работы:

 — Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 — Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с лёгкой умственной отсталостью, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 — Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

-Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

- Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Направления коррекционной работы и их характеристика

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Диагностическая работа.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

  1.  Психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
  • развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
  • развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
  1.  Мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;
  2.  Анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

  • сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
  • психолого-педагогическое обследование,
  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
  • беседы с учащимися, учителями и родителями,
  • изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
  • оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

2. Коррекционно-развивающая работа - обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),
  • формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,
  • разработку оптимальных для развития умственно отсталых школьников групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
  • социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

  • занятия индивидуальные и групповые,
  • игры, упражнения, этюды,
  • психокоррекционные методики,
  • беседы с учащимися,
  • организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
  1.  Консультативная работа - обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

  • психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
  • консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

- беседа, семинар, лекция, консультация,

- анкетирование педагогов, родителей,

- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

4. Информационно-просветительская работа включает:

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
  • оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
  • психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
  • психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Формы работы по реализации программы:

  • Индивидуальная
  • Подгрупповая (2-4 чел.)
  • Групповая (6-8 чел.)

Условия реализации программы

Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 35 занятий за 1 год обучения (1 час в неделю). Каждая встреча рассчитана на 40 минут.

Реализация программы.

  1. Сбор данных о ребенке через изучение медицинской и педагогической документации. Заполнение индивидуальной карты ребенка.
  2. Выявление коэффициента интеллекта и уровня развития всех психических функций через диагностическое обследование.
  3. Коррекция всех психических процессов, мелкой моторики и личностных особенностей через коррекционные игры и упражнения.

В процессе работы с учащимися реализуются:

  • Учебно-методические пособия: мозайки, пазлы, шнуровки, разрезные картинки, конструкторы, логическое домино, массажные мячи и мн.др;
  • Собственные разработки групповых занятий по сюжетам сказок «Колобок», «Путешествие зайки в лесу», «Путешествие в сказку» и др.,
  • Элементы игровой терапии из сборника Х.Кэдьюсон, Ч.Шефер «Практикум по игровой психотерапии, М.А.Панфилова «Игротерапия общения»,
  • Пальчиковая гимнастика из сборников В.Егоровой «Расскажи стихи руками»
  • Арт – методы (изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнить дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Работа с изобразительными материалами снимает эмоциональное напряжение)

  1. Определение динамики развития ребенка проводится в конце 4 класса при переходе в среднее звено.
  2. Психологическое просвещение педагогов и родителей проводится через консультирование, ознакомление с результатами обследования, коррекционных занятий, выступления на педсоветах, МО.

Содержание программы.

Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.

Завершает основной этап процедура домашнего задания.

Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.

Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.

Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.

Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.

В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:

- беседы, опросы, наблюдения;

- словесные игры;

- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);

- система упражнений по развитию познавательных процессов;

        - элементы арттерапии, сказкотерапии.

Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью легкой степени включает 4 основных блока:

  1. Развитие и коррекция познавательной сферы:

- развитие внимания, памяти, мышления;

- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

- расширение словарного запаса.

2. Самопознание. Что я знаю о себе:

- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;

- умение определять личностные качества свои и других людей;

- формирование адекватной самооценки;

- достоинства и недостатки;

- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:

- становление умения владеть средствами общения;

- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

- формирование коллективного обсуждения заданий;

- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:

- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;

- формирование умения  идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;

- понятие группового давления и принятие собственного решения;

- формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;

- поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;

  • коррекция агрессивности обучающихся.

п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

1

Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий

1

2

Развитие и коррекция познавательной сферы

10

3

Самопознание. Что я знаю о себе

7

4

Развитие коммуникативных навыков. Я и другие

8

5

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

9

Итого часов:

35

Содержание программы.

  1. Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий (1 часа).
  2. Развитие и коррекция познавательной сферы (10 часов).

Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.

  1. Самопознание (7 часов).

Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.

  1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8 часов).

Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.

  1. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (9 часов).

Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости. отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.

Планируемый результат:

 -Повышение продуктивности внимания;

- Развитие мышления, памяти;

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие навыков совместной деятельности;

- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

- Развитие адекватной самооценки;

- Развитие коммуникативных умений и навыков;

- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;

- Гармонизация психоэмоционального состояния;

- Овладение методам саморегуляции;

- Социализация и адаптация в современном обществе.

Обучающиеся должны уметь:

- признавать собственные ошибки;

- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

- работать самостоятельно в парах, в группах

- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;

- уметь отстаивать свое мнение;

- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.

Раздел программы

Тема урока

Дата

Кол-во час

Задачи

Домашнее задание

Наглядность и оборудование

Понятийный аспект

Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий

Диагностика

07.09.15

1

1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы;

2. комплектование групп для коррекционных занятий;

3. воспитание положительного отношения к занятиям

Развитие и коррекция познавательной сферы

Увеличение объема внимания и наблюдательности

14.09.15

1

1. Увеличение объема внимания учащихся;

2. коррекция внимания и развитие наблюдательности;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру

Выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит»

Сюжетные картинки, поле расчерченное на клетки, «лабиринты», пуговицы

Внимание, наблюдательность

Увеличение уровня распределения внимания

21.09.15

1

1. Увеличение уровня распределения внимания;

2. коррекция избирательности  внимания;

3. воспитание настойчивости и выдержки

Закрепить упражнение «Обратный счет»

Бумага, карандаши

Распределение внимания

Усиление концентрации и устойчивости внимания

28.09.15

1

1. Усиление концентрации и устойчивости внимания;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости).

Упражнение «Выполни по образцу»

Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки

Концентрация внимания, устойчивость

Тренировка переключения внимания

05.10.15

1

1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность;

2. развитие адекватных представлений о своих возможностях;

3. формирование умения доводить начатое дело до конца.

Работа с красно-черной таблицей

Красно-черная таблица

Переключение внимания

Развитие слуховой памяти

12.10.15

1

1. Обучение приемам запоминания;

2. развитие и коррекция слуховой памяти;

3. воспитание настойчивости и выдержки.

Запомнить «звуки леса»

Небольшой рассказ

Слуховая память

Развитие зрительной памяти

19.10.15

1

1. Тренировка кратковременной зрительной памяти;

2. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Ответить на вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?»

Репродукция картины в жанре бытовой живописи

Зрительная память

Развитие ассоциативной памяти

26.10.15

1

1.Развитие ассоциативной памяти;

2. формирование полноты воспроизведения словесного материала;

3. воспитание личностных мотивов запоминания,  умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание.

Составить ассоциативный ряд для запоминания

Карточки с заданиями

Ассоциации

Развитие мыслительных навыков: классификация

09.11.15

1

1. Формированиемыслительных навыков: классификация;

2. развитие интересов и познавательной активности;

3. воспитание положительного отношения к учебе.

Придумать несколько предметов, относящихся к одному классу

Карточки с объектами для классификации

Мышление, классификация

Развитие мыслительных навыков: обобщение

16.11.15

1

1. Формирование  мыслительных навыков: обобщение;

2. коррекция тактильно-двигательного восприятия;

3. воспитание самоконтроля, трудолюбия.

Найти общий признак объектов и дать обобщенное название

Карточки с заданиями

Мышление, обобщение

Причинно-следственные отношения

23.11.15

1

1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений;

2. развитие стремления применять полученные знания в повседневной жизни;

3. воспитание интереса к различным видам деятельности

Найдите причину заданных событий

Карточки с заданиями

Причина, следствие

Самопознание. Что я знаю о себе

Зачем нужно знать себя?

30.11.15

1

1. Формирование мотивации к самопознанию;

2. развитие самодеятельности, активизация процесса познания себя и окружающего мира;

3. воспитание самостоятельности, самоконтроля

Выполнить рисунок «Я в лучах солнца»

Тетради, карандаши

Самопознание

Мое тело

07.12.15

1

1. Закрепление знаний о своем теле; 

2. формирование и закрепление представлений о гендерных различиях;

3. воспитание внимательного отношения к окружающим

Рассказ «Как должен выглядеть мальчик и как девочка»

Фотографии мальчиков и девочек

Тело, противоположности

Мой волшебный мир

14.12.15

1

1.Формирование способности познавать свой внутренний мир;

2. развитие навыков самопознания;

3. гармонизация эмоционального состояния

Ответьте на вопрос «Какой Я?»

Карточки с различными качествами характера

Внутренний мир

Самоценность

21.12.15

1

1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я»;

2.  развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя;

3. воспитание уверенности в себе

Ответьте на вопросы

Тетради, карандаши, листы формата А 4

Самооценка

Мои достижения

11.01.16

1

1. Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики;

2. продолжение развития навыков самоанализа и самооценки;

3. воспитание самостоятельности, рассудительности.

Напишите, какие достоинства вы бы хотели приобрести

Листы с надписями «Продаю», «Покупаю»

Достоинства, недостатки

Буду делать хорошо и не буду плохо

18.01.16

1

1. Формирование навыка уверенного поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность.

Подумайте, какие люди вам больше нравятся

Мяч, бланки с тестом, листы бумаги

Уверенность, неуверенность, сильная личность

Развитие коммуникативных навыков. Я и другие

Взаимодействие

25.01.16

1

1. Дать  представление о значении совместной работы в жизни человека;

2. развитие навыков общения;

3. воспитание общительности, чуткости

Повторить, что такое взаимодействие

Тетради, ручки, листочки для записей

Совместная работа, взаимодействие

Как мы видим друг друга

01.02.16

1

1.Формирование умения видеть положительные качества у других людей;

2. развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека;

3.воспитание  чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Назовите положительные качества своего друга

Карточки с положительными и отрицательными качествами

Личностные качества

Я глазами других

08.02.16

1

1. Формирование способности к самопознанию;

2. развитие способности принимать друг друга;

3. воспитание уважения друг к другу

Закончите предложения

Тетради, карандаши, мяч

Самоанализ

Дружба начинается с улыбки

15.02.16

1

1.Формирование наблюдательности  и умения слушать  другого;

2. развитие умения вступления в контакт.

3. воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека

Подумайте с какими людьми вам нравится общаться

Тетради для записей, бланк теста «Умеешь ли ты слушать?»

Умение слушать,  умение слышать

Разговор взглядов. Пойми меня

22.02.16

1

1.Формирование умения понимать друг друга;

2. коррекция форм общения, обогащение его содержания;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Подумайте, какие у вас существуют трудности в общении

Бланки с пословицами для каждого обучающегося

Понимание

Умеем ли мы вежливо общаться?

29.02.16

1

1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»;

2. помощь в осмыслении своего отношения к окружающим;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Проанализируйте, часто ли вы бываете вежливы

Тетради с записями

Вежливость

Поведение в общественных местах

07.03.16

1

1.Формирование положительного отношения к  общепринятым нормам поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание навыков культурного поведения

Повторить правила этикета

Атрибуты для игры «День рождения», карточки с названием ролей

Этикет, правила поведения

Урок мудрости (уважение к старшим)

14.03.16

1

1.Формирование навыка ведения беседы;

2. развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, особенностям  диалогической речи;

3. воспитание потребности в самоорганизации

Придумайте тему беседы и побеседуйте с другом

Карточки с заданиями по культуре беседы

Беседа, диалог

Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции

21.03.16

1

1. Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств;

2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Закрепить основные понятия

Пиктограммы с изображением различных эмоций

Чувства, эмоции

Чувства и поступки

04.04.16

1

1. Формирование умения выражать свои чувства;

2. развитие эмоциональных и волевых процессов;

3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Подготовить рассказ «Как я злюсь»

Тетради, ручки, цветные карандаши, бумага формата А

Агрессия, обида, выражение

Стресс

11.04.16

1

1. Формирование умения  идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

2. развитие  осознанности своего психоэмоционального состояния;

3. формирование потребности в саморегуляции (самоконтроле)

Понаблюдать за сменой настроения (от чего зависит)

Тетрадь для записей, ручка

Настроение, эмоциональное состояние

Почему некоторые привычки бывают вредными

18.04.16

1

1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»;

2. развитие представлений  об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью;

3. воспитание ответственности, самоконтроля

Попробуйте избавиться от вредных привычек

Тетради, ручки, ватман, маркер

Вредная привычка, соблазн, зависимость

Умей выбирать

25.04.16

1

1. Формирование представлений об ответственности и доверии;

2. коррекция существующего опыта ответственности;

3. воспитание самоконтроля, рассудительности

Ответить на вопрос: «Легко ли быть ответственным?»

Тетрадь для записей, ручка

Ответственность, доверие

Я отвечаю за свое решение

02.05.16

1

1. Формирование навыков противостояния групповому давлению;

2. развитие способности принимать собственное решение;

3. воспитание нравственных качеств, самостоятельности

Можете ли вы противостоять мнению коллектива?

Тетрадь для записей, ручка

Групповое давление, собственное решение

Хозяин своего «Я»

16.05.16

1

1. Формирование  умения контролировать свое поведение;

2. развитие способности управлять собственными поступками;

3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия.

Повторить способы защиты прав

Тетрадь для записей, ручка

Права, границы, насилие

Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях

23.05.16

1

1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт;

2. развитие умения выходить из проблемной ситуации;

3. воспитание рассудительности, терпимости, самоконтроля

Зафиксируйте ситуацию, когда удалось предотвратить конфликт

Тетради, бланки теста «Конфликтный ли ты человек?»

Конфликт, конфликтная ситуация

Надо ли уметь сдерживать себя?

30.05.16

1

1. Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления;

2. коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки гнева;

3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Повторить упражнение «Злые кошки»

Текст «Притчи о змее», релаксационная музыка

Агрессия, агрессивное поведение


Карта первичного психологического обследования учащегося Центра ПМСС.

Ф.И.О.    _________________________________________________________

Класс________________ Дата рождения___________________ Возраст___________

Дата поступления в Центр ПМСС____________________________________________

Дата обследования_______________________________________________________

Результат.

Общая осведомленность.

Свои фамилия                       Имя                      Отчество

ФИО родителей:

Сколько лет                Дата рождения                  Дом. адрес

Сведения о семье, друзьях, школе

Знание времен года:                                      Дней недели:

Частей суток:                                                   Месяцев:

Восприятие.

           Складывание разрезных картинок:

 «Матрешка» из 4 равных частей                   «Домик» из 4 неравных частей

Наложенные изображения из 6 предметов:

Знание цветов: крас, син, зел, жел, корич, чер, бел, оранж, фиол, серый

Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Память

Слуховая: из 10 слов запоминает при 1-ом воспроизведении       слов

                                                         при 3-ем воспроизведении        слов

Динамика запоминания     равномерная

Зрительная: «Воспроизведение фигур» из 9-ти -

Ассоциативная: из 10-ти пар воспроизводит -

Механическая: в прямом порядке -             в обратном -

Мышление

Обобщение: игрушки                овощи

                      одежда                 фрукты

                      обувь                    ягоды

                      посуда                  дом. животные

                      мебель                 дикие животные

Исключение - «Четвертый лишний»:1. Суп, хлеб, тарелка, котлета

                                                             2. Береза, ромашка, ель, тополь

                                                             3. Петя, Коля, Дима, Иванов

Серия сюжетных картинок: верно, неверно

порядок раскладывания -

Сходство – отличие понятий:

сходство

отличие

1. апельсин - солнце

2. девочка - кукла

Определение понятий: что такое стол

                                                        шапка

                                                        подушка

Вербальные аналогии:

1. Коза – козленок             2. Больница – врач             3. Охотник - ружье

    Кошка -                               Школа -                                Рыбак -

Невербальные аналогии: из трех вариантов верно -

Методика «Домик». Исследование предпосылок учебной деятельности. Умение ориентироваться в работе на образец, развитие сенсомоторной координации.

Допущено ошибок -              ____________уровень.

Графический диктант

  • Умение выполнять задания по словесной инструкции взрослого
  • Умение выполнять задание по заданному образцу

Методика исследования интеллекта Векслера. Коэффициент интеллекта:  -вербальный равен               баллов

  1. невербальный равен            баллов
  2.  общий          баллов, что соответствует____________________________________

Низкие результаты в субтестах:

Вывод:

Рекомендации

                                                                         Психолог Центра ПМСС

                          Карта психологического обследования ребенка.

Ф.И.О.    _________________________________________________________

ДОУ №________________ Дата рождения___________________ Возраст___________

Дата обследования_______________________________________________________

Результат.

Общая осведомленность.

Свои фамилия                       Имя                      Отчество

ФИО родителей:

Сколько лет                Дата рождения                  Дом. адрес

Сведения о семье, друзьях.

Знание времен года:

Основные приметы: лето-

                                   осень-

                                   зима-

                                   весна-                                  

 Дни недели:

 Части суток:                                                

 Месяцы:

Счет: прямой от 1 до 10                                         обратный от 10 до 1                  

Восприятие.

           Складывание разрезных картинок:

 «Матрешка» из 4 равных частей                   «Домик» из 4 неравных частей

Наложенные изображения из 6 предметов:

Знание цветов: крас, син, зел, жел, корич, чер, бел,

Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Память

Слуховая: 

1 Дерево

2. Кошка

3. Стол

4. Молоко

5. Школа

6. Машина

7. Лето

Вывод: из 7 слов запоминает при 1-ом воспроизведении       слов

                                       при 3-ем воспроизведении        слов

Динамика запоминания     равномерная

Уровень развития слуховой памяти__________________

Зрительная: Из 7 картинок правильно воспроизвел -

 Уровень развития зрительной памяти________________

Ассоциативная: из 10-ти пар воспроизводит -

Механическая: в прямом порядке – 3,8,6                 4,1,7,5                  2,7,3,5,8          

                          в обратном -             2,5                     3,6,1                     7,3,9,2

Мышление

Обобщение: игрушки                овощи

                      одежда                 фрукты

                      обувь                    ягоды

                      посуда                  дом. животные

                      мебель                 дикие животные

Исключение - «Четвертый лишний»:  На наглядном материале:

Серия сюжетных картинок: верно, неверно

порядок раскладывания -

Сходство – отличие понятий:

сходство

отличие

1. апельсин - солнце

2. девочка - кукла

Методика «Домик». Исследование предпосылок учебной деятельности. Умение ориентироваться в работе на образец, развитие сенсомоторной координации.

Допущено ошибок -              ____________уровень.

Графический диктант

  • Умение выполнять задания по словесной инструкции взрослого
  • Умение выполнять задание по заданному образцу

Методика исследования интеллекта Векслера. Коэффициент интеллекта:  -вербальный равен               баллов

  1. невербальный равен            баллов
  2.  общий          баллов, что соответствует____________________________________

Низкие результаты в субтестах:

Вывод:

Рекомендации:

                                                                                      психолог Центра ПМСС:_______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной ...

Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью в условия ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение, согласно  Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обуча...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Тематическое планирование по коррекционному курсу "Психологическая адаптация" (1 класс) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями

Тематическое планирование по коррекционному курсу "Психологическая адаптация" (1 класс) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями...