Программа коррекционной работы психологического сопровождения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
рабочая программа по психологии по теме
Программа коррекционной работы разработана педагогом - психологом ЦПМСС Мартяшковой Н.В. в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы образовательного учреждения по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Данная программа кроме развития всех психических процессов ориентирована и на личностное развитие и
развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон об образовании РФ;
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
- Этический кодекс психолога.
Цель психологической программы– создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и их успешного обучения.Коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфера и личностных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа коррекционной работы | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработана педагогом-психологом Мартяшковой Н.В.
Утверждена на МО педагогов ЦПМСС
Программа коррекционной работы психологического сопровождения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
"Умственно отсталый ребенок не менее развит, а иначе развит»
Л.С.Выготский
Пояснительная записка
В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) входит программа коррекционной работы психологического сопровождения обучающихся..
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы образовательного учреждения по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Умственная отсталость (УО) — это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы. Следствием этого, по ряду причин присоединяются нарушения эмоционально-волевой сферы, личностных качеств и поведения.
Для обучающихся с умственной отсталостью характерны:
- Низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
- Замедленность и суженность объема всех видов восприятия, их недостаточная активность;
- Недостаточное развитие памяти, замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения, быстрота забывания, запоминание механическое
- Низкий уровень развития внимания в следствие быстрой истощаемости психических процессов и органического поражения головного мозга;
- Недостаточное развитие мелкой моторики;
- Очень низкая речевая активность, скудный запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;
- Очень слабая и нестойкая и познавательная активность, интерес к учебной деятельности не выражен,.
-Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость: отсутствие воли, повышенная внушаемость, тревожность, низкая самооценка, проявление агрессивности, импульсивность, расторможенность, эйфорический фон настроения и др.;
-Некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя, школьной дисциплине).
-Состояние нервной системы ослаблено- дети отказываются от выполнения уже начатой деятельности, у них появляются головные боли, что приводит к повышенной истощаемости и низкой работоспособности;
-Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны.
Данная программа кроме развития всех психических процессов ориентирована и на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон об образовании РФ;
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
- Этический кодекс психолога.
Цель психологической программы– создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и их успешного обучения.
Коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфера и личностных качеств.
Задачи коррекционной работы:
- Выявление уровня развития высших психических функций, запаса общих представлений об окружающем, коэффициента интеллекта, индивидуально-типологических свойств личности;
- Развитие всех психических процессов (восприятия, мышления, памяти, свойств внимания, воображения), мелкой моторики;
- Формирование положительной мотивации к обучению;
- Развитие личностных особенностей (эмоционально-волевой сферы, навыков коммуникации, повышение самооценки, предупреждение агрессивности;
- Создание благоприятного психологического климата;
- Формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми;
- Развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям
- Оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций;
- Определение динамики развития обучающегося;
- Психологическое просвещение педагогов и родителей
Принципы коррекционной работы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с лёгкой умственной отсталостью, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
-Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
- Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Направления коррекционной работы и их характеристика
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.Диагностическая работа.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
- Психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
- Мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;
- Анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:
- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
- психолого-педагогическое обследование,
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
- беседы с учащимися, учителями и родителями,
- изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
- оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа - обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),
- формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,
- разработку оптимальных для развития умственно отсталых школьников групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
- занятия индивидуальные и групповые,
- игры, упражнения, этюды,
- психокоррекционные методики,
- беседы с учащимися,
- организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
- Консультативная работа - обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
- беседа, семинар, лекция, консультация,
- анкетирование педагогов, родителей,
- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Формы работы по реализации программы:
- Индивидуальная
- Подгрупповая (2-4 чел.)
- Групповая (6-8 чел.)
Условия реализации программы
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 35 занятий за 1 год обучения (1 час в неделю). Каждая встреча рассчитана на 40 минут.
Реализация программы.
- Сбор данных о ребенке через изучение медицинской и педагогической документации. Заполнение индивидуальной карты ребенка.
- Выявление коэффициента интеллекта и уровня развития всех психических функций через диагностическое обследование.
- Коррекция всех психических процессов, мелкой моторики и личностных особенностей через коррекционные игры и упражнения.
В процессе работы с учащимися реализуются:
- Учебно-методические пособия: мозайки, пазлы, шнуровки, разрезные картинки, конструкторы, логическое домино, массажные мячи и мн.др;
- Собственные разработки групповых занятий по сюжетам сказок «Колобок», «Путешествие зайки в лесу», «Путешествие в сказку» и др.,
- Элементы игровой терапии из сборника Х.Кэдьюсон, Ч.Шефер «Практикум по игровой психотерапии, М.А.Панфилова «Игротерапия общения»,
- Пальчиковая гимнастика из сборников В.Егоровой «Расскажи стихи руками»
- Арт – методы (изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнить дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Работа с изобразительными материалами снимает эмоциональное напряжение)
- Определение динамики развития ребенка проводится в конце 4 класса при переходе в среднее звено.
- Психологическое просвещение педагогов и родителей проводится через консультирование, ознакомление с результатами обследования, коррекционных занятий, выступления на педсоветах, МО.
Содержание программы.
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.
Завершает основной этап процедура домашнего задания.
Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры;
- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);
- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арттерапии, сказкотерапии.
Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью легкой степени включает 4 основных блока:
- Развитие и коррекция познавательной сферы:
- развитие внимания, памяти, мышления;
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
- расширение словарного запаса.
2. Самопознание. Что я знаю о себе:
- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- достоинства и недостатки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;
- понятие группового давления и принятие собственного решения;
- формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;
- поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;
- коррекция агрессивности обучающихся.
№ п/п | Наименование разделов программы | Количество часов |
1 | Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий | 1 |
2 | Развитие и коррекция познавательной сферы | 10 |
3 | Самопознание. Что я знаю о себе | 7 |
4 | Развитие коммуникативных навыков. Я и другие | 8 |
5 | Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы | 9 |
Итого часов: | 35 |
Содержание программы.
- Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий (1 часа).
- Развитие и коррекция познавательной сферы (10 часов).
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.
- Самопознание (7 часов).
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.
- Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8 часов).
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.
- Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (9 часов).
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости. отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.
Планируемый результат:
-Повышение продуктивности внимания;
- Развитие мышления, памяти;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Овладение методам саморегуляции;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
Обучающиеся должны уметь:
- признавать собственные ошибки;
- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах
- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
- уметь отстаивать свое мнение;
- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
Раздел программы | Тема урока | Дата | Кол-во час | Задачи | Домашнее задание | Наглядность и оборудование | Понятийный аспект |
Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий | Диагностика | 07.09.15 | 1 | 1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы; 2. комплектование групп для коррекционных занятий; 3. воспитание положительного отношения к занятиям | |||
Развитие и коррекция познавательной сферы | Увеличение объема внимания и наблюдательности | 14.09.15 | 1 | 1. Увеличение объема внимания учащихся; 2. коррекция внимания и развитие наблюдательности; 3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру | Выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит» | Сюжетные картинки, поле расчерченное на клетки, «лабиринты», пуговицы | Внимание, наблюдательность |
Увеличение уровня распределения внимания | 21.09.15 | 1 | 1. Увеличение уровня распределения внимания; 2. коррекция избирательности внимания; 3. воспитание настойчивости и выдержки | Закрепить упражнение «Обратный счет» | Бумага, карандаши | Распределение внимания | |
Усиление концентрации и устойчивости внимания | 28.09.15 | 1 | 1. Усиление концентрации и устойчивости внимания; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости). | Упражнение «Выполни по образцу» | Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки | Концентрация внимания, устойчивость | |
Тренировка переключения внимания | 05.10.15 | 1 | 1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность; 2. развитие адекватных представлений о своих возможностях; 3. формирование умения доводить начатое дело до конца. | Работа с красно-черной таблицей | Красно-черная таблица | Переключение внимания | |
Развитие слуховой памяти | 12.10.15 | 1 | 1. Обучение приемам запоминания; 2. развитие и коррекция слуховой памяти; 3. воспитание настойчивости и выдержки. | Запомнить «звуки леса» | Небольшой рассказ | Слуховая память | |
Развитие зрительной памяти | 19.10.15 | 1 | 1. Тренировка кратковременной зрительной памяти; 2. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти; 3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру. | Ответить на вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?» | Репродукция картины в жанре бытовой живописи | Зрительная память | |
Развитие ассоциативной памяти | 26.10.15 | 1 | 1.Развитие ассоциативной памяти; 2. формирование полноты воспроизведения словесного материала; 3. воспитание личностных мотивов запоминания, умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание. | Составить ассоциативный ряд для запоминания | Карточки с заданиями | Ассоциации | |
Развитие мыслительных навыков: классификация | 09.11.15 | 1 | 1. Формированиемыслительных навыков: классификация; 2. развитие интересов и познавательной активности; 3. воспитание положительного отношения к учебе. | Придумать несколько предметов, относящихся к одному классу | Карточки с объектами для классификации | Мышление, классификация | |
Развитие мыслительных навыков: обобщение | 16.11.15 | 1 | 1. Формирование мыслительных навыков: обобщение; 2. коррекция тактильно-двигательного восприятия; 3. воспитание самоконтроля, трудолюбия. | Найти общий признак объектов и дать обобщенное название | Карточки с заданиями | Мышление, обобщение | |
Причинно-следственные отношения | 23.11.15 | 1 | 1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений; 2. развитие стремления применять полученные знания в повседневной жизни; 3. воспитание интереса к различным видам деятельности | Найдите причину заданных событий | Карточки с заданиями | Причина, следствие | |
Самопознание. Что я знаю о себе | Зачем нужно знать себя? | 30.11.15 | 1 | 1. Формирование мотивации к самопознанию; 2. развитие самодеятельности, активизация процесса познания себя и окружающего мира; 3. воспитание самостоятельности, самоконтроля | Выполнить рисунок «Я в лучах солнца» | Тетради, карандаши | Самопознание |
Мое тело | 07.12.15 | 1 | 1. Закрепление знаний о своем теле; 2. формирование и закрепление представлений о гендерных различиях; 3. воспитание внимательного отношения к окружающим | Рассказ «Как должен выглядеть мальчик и как девочка» | Фотографии мальчиков и девочек | Тело, противоположности | |
Мой волшебный мир | 14.12.15 | 1 | 1.Формирование способности познавать свой внутренний мир; 2. развитие навыков самопознания; 3. гармонизация эмоционального состояния | Ответьте на вопрос «Какой Я?» | Карточки с различными качествами характера | Внутренний мир | |
Самоценность | 21.12.15 | 1 | 1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я»; 2. развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя; 3. воспитание уверенности в себе | Ответьте на вопросы | Тетради, карандаши, листы формата А 4 | Самооценка | |
Мои достижения | 11.01.16 | 1 | 1. Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики; 2. продолжение развития навыков самоанализа и самооценки; 3. воспитание самостоятельности, рассудительности. | Напишите, какие достоинства вы бы хотели приобрести | Листы с надписями «Продаю», «Покупаю» | Достоинства, недостатки | |
Буду делать хорошо и не буду плохо | 18.01.16 | 1 | 1. Формирование навыка уверенного поведения; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность. | Подумайте, какие люди вам больше нравятся | Мяч, бланки с тестом, листы бумаги | Уверенность, неуверенность, сильная личность | |
Развитие коммуникативных навыков. Я и другие | Взаимодействие | 25.01.16 | 1 | 1. Дать представление о значении совместной работы в жизни человека; 2. развитие навыков общения; 3. воспитание общительности, чуткости | Повторить, что такое взаимодействие | Тетради, ручки, листочки для записей | Совместная работа, взаимодействие |
Как мы видим друг друга | 01.02.16 | 1 | 1.Формирование умения видеть положительные качества у других людей; 2. развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека; 3.воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки | Назовите положительные качества своего друга | Карточки с положительными и отрицательными качествами | Личностные качества | |
Я глазами других | 08.02.16 | 1 | 1. Формирование способности к самопознанию; 2. развитие способности принимать друг друга; 3. воспитание уважения друг к другу | Закончите предложения | Тетради, карандаши, мяч | Самоанализ | |
Дружба начинается с улыбки | 15.02.16 | 1 | 1.Формирование наблюдательности и умения слушать другого; 2. развитие умения вступления в контакт. 3. воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека | Подумайте с какими людьми вам нравится общаться | Тетради для записей, бланк теста «Умеешь ли ты слушать?» | Умение слушать, умение слышать | |
Разговор взглядов. Пойми меня | 22.02.16 | 1 | 1.Формирование умения понимать друг друга; 2. коррекция форм общения, обогащение его содержания; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу | Подумайте, какие у вас существуют трудности в общении | Бланки с пословицами для каждого обучающегося | Понимание | |
Умеем ли мы вежливо общаться? | 29.02.16 | 1 | 1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»; 2. помощь в осмыслении своего отношения к окружающим; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу | Проанализируйте, часто ли вы бываете вежливы | Тетради с записями | Вежливость | |
Поведение в общественных местах | 07.03.16 | 1 | 1.Формирование положительного отношения к общепринятым нормам поведения; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание навыков культурного поведения | Повторить правила этикета | Атрибуты для игры «День рождения», карточки с названием ролей | Этикет, правила поведения | |
Урок мудрости (уважение к старшим) | 14.03.16 | 1 | 1.Формирование навыка ведения беседы; 2. развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, особенностям диалогической речи; 3. воспитание потребности в самоорганизации | Придумайте тему беседы и побеседуйте с другом | Карточки с заданиями по культуре беседы | Беседа, диалог | |
Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции | 21.03.16 | 1 | 1. Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств; 2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу | Закрепить основные понятия | Пиктограммы с изображением различных эмоций | Чувства, эмоции | |
Чувства и поступки | 04.04.16 | 1 | 1. Формирование умения выражать свои чувства; 2. развитие эмоциональных и волевых процессов; 3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки | Подготовить рассказ «Как я злюсь» | Тетради, ручки, цветные карандаши, бумага формата А | Агрессия, обида, выражение | |
Стресс | 11.04.16 | 1 | 1. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния; 2. развитие осознанности своего психоэмоционального состояния; 3. формирование потребности в саморегуляции (самоконтроле) | Понаблюдать за сменой настроения (от чего зависит) | Тетрадь для записей, ручка | Настроение, эмоциональное состояние | |
Почему некоторые привычки бывают вредными | 18.04.16 | 1 | 1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»; 2. развитие представлений об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью; 3. воспитание ответственности, самоконтроля | Попробуйте избавиться от вредных привычек | Тетради, ручки, ватман, маркер | Вредная привычка, соблазн, зависимость | |
Умей выбирать | 25.04.16 | 1 | 1. Формирование представлений об ответственности и доверии; 2. коррекция существующего опыта ответственности; 3. воспитание самоконтроля, рассудительности | Ответить на вопрос: «Легко ли быть ответственным?» | Тетрадь для записей, ручка | Ответственность, доверие | |
Я отвечаю за свое решение | 02.05.16 | 1 | 1. Формирование навыков противостояния групповому давлению; 2. развитие способности принимать собственное решение; 3. воспитание нравственных качеств, самостоятельности | Можете ли вы противостоять мнению коллектива? | Тетрадь для записей, ручка | Групповое давление, собственное решение | |
Хозяин своего «Я» | 16.05.16 | 1 | 1. Формирование умения контролировать свое поведение; 2. развитие способности управлять собственными поступками; 3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия. | Повторить способы защиты прав | Тетрадь для записей, ручка | Права, границы, насилие | |
Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях | 23.05.16 | 1 | 1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт; 2. развитие умения выходить из проблемной ситуации; 3. воспитание рассудительности, терпимости, самоконтроля | Зафиксируйте ситуацию, когда удалось предотвратить конфликт | Тетради, бланки теста «Конфликтный ли ты человек?» | Конфликт, конфликтная ситуация | |
Надо ли уметь сдерживать себя? | 30.05.16 | 1 | 1. Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления; 2. коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки гнева; 3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки | Повторить упражнение «Злые кошки» | Текст «Притчи о змее», релаксационная музыка | Агрессия, агрессивное поведение |
Карта первичного психологического обследования учащегося Центра ПМСС.
Ф.И.О. _________________________________________________________
Класс________________ Дата рождения___________________ Возраст___________
Дата поступления в Центр ПМСС____________________________________________
Дата обследования_______________________________________________________
Результат.
Общая осведомленность.
Свои фамилия Имя Отчество
ФИО родителей:
Сколько лет Дата рождения Дом. адрес
Сведения о семье, друзьях, школе
Знание времен года: Дней недели:
Частей суток: Месяцев:
Восприятие.
Складывание разрезных картинок:
«Матрешка» из 4 равных частей «Домик» из 4 неравных частей
Наложенные изображения из 6 предметов:
Знание цветов: крас, син, зел, жел, корич, чер, бел, оранж, фиол, серый
Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
Память
Слуховая: из 10 слов запоминает при 1-ом воспроизведении слов
при 3-ем воспроизведении слов
Динамика запоминания равномерная
Зрительная: «Воспроизведение фигур» из 9-ти -
Ассоциативная: из 10-ти пар воспроизводит -
Механическая: в прямом порядке - в обратном -
Мышление
Обобщение: игрушки овощи
одежда фрукты
обувь ягоды
посуда дом. животные
мебель дикие животные
Исключение - «Четвертый лишний»:1. Суп, хлеб, тарелка, котлета
2. Береза, ромашка, ель, тополь
3. Петя, Коля, Дима, Иванов
Серия сюжетных картинок: верно, неверно
порядок раскладывания -
Сходство – отличие понятий:
сходство | отличие | |
1. апельсин - солнце | ||
2. девочка - кукла |
Определение понятий: что такое стол
шапка
подушка
Вербальные аналогии:
1. Коза – козленок 2. Больница – врач 3. Охотник - ружье
Кошка - Школа - Рыбак -
Невербальные аналогии: из трех вариантов верно -
Методика «Домик». Исследование предпосылок учебной деятельности. Умение ориентироваться в работе на образец, развитие сенсомоторной координации.
Допущено ошибок - ____________уровень.
Графический диктант
- Умение выполнять задания по словесной инструкции взрослого
- Умение выполнять задание по заданному образцу
Методика исследования интеллекта Векслера. Коэффициент интеллекта: -вербальный равен баллов
- невербальный равен баллов
- общий баллов, что соответствует____________________________________
Низкие результаты в субтестах:
Вывод:
Рекомендации
Психолог Центра ПМСС
Карта психологического обследования ребенка.
Ф.И.О. _________________________________________________________
ДОУ №________________ Дата рождения___________________ Возраст___________
Дата обследования_______________________________________________________
Результат.
Общая осведомленность.
Свои фамилия Имя Отчество
ФИО родителей:
Сколько лет Дата рождения Дом. адрес
Сведения о семье, друзьях.
Знание времен года:
Основные приметы: лето-
осень-
зима-
весна-
Дни недели:
Части суток:
Месяцы:
Счет: прямой от 1 до 10 обратный от 10 до 1
Восприятие.
Складывание разрезных картинок:
«Матрешка» из 4 равных частей «Домик» из 4 неравных частей
Наложенные изображения из 6 предметов:
Знание цветов: крас, син, зел, жел, корич, чер, бел,
Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
Память
Слуховая:
1 Дерево
2. Кошка
3. Стол
4. Молоко
5. Школа
6. Машина
7. Лето
Вывод: из 7 слов запоминает при 1-ом воспроизведении слов
при 3-ем воспроизведении слов
Динамика запоминания равномерная
Уровень развития слуховой памяти__________________
Зрительная: Из 7 картинок правильно воспроизвел -
Уровень развития зрительной памяти________________
Ассоциативная: из 10-ти пар воспроизводит -
Механическая: в прямом порядке – 3,8,6 4,1,7,5 2,7,3,5,8
в обратном - 2,5 3,6,1 7,3,9,2
Мышление
Обобщение: игрушки овощи
одежда фрукты
обувь ягоды
посуда дом. животные
мебель дикие животные
Исключение - «Четвертый лишний»: На наглядном материале:
Серия сюжетных картинок: верно, неверно
порядок раскладывания -
Сходство – отличие понятий:
сходство | отличие | |
1. апельсин - солнце | ||
2. девочка - кукла |
Методика «Домик». Исследование предпосылок учебной деятельности. Умение ориентироваться в работе на образец, развитие сенсомоторной координации.
Допущено ошибок - ____________уровень.
Графический диктант
- Умение выполнять задания по словесной инструкции взрослого
- Умение выполнять задание по заданному образцу
Методика исследования интеллекта Векслера. Коэффициент интеллекта: -вербальный равен баллов
- невербальный равен баллов
- общий баллов, что соответствует____________________________________
Низкие результаты в субтестах:
Вывод:
Рекомендации:
психолог Центра ПМСС:_______
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной ...
Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью в условия ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение, согласно Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обуча...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Тематическое планирование по коррекционному курсу "Психологическая адаптация" (1 класс) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями
Тематическое планирование по коррекционному курсу "Психологическая адаптация" (1 класс) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями...