Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью в условия ФГОС
консультация
Психолого-педагогическое сопровождение, согласно Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», выступает как составная часть коррекционной работы по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья; рассматривается как особый вид помощи ребёнку, способствующий его развитию.
Чтобы психолого-педагогическое сопровождение обучающихся было эффективным, важно создать необходимые условия, среду в стенах школы-интерната, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определенной адаптации детей в коллективе сверстников и в обществе. Все мы знаем, что возможности ребенка с умственной отсталостью ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии учителей, воспитателей, узких специалистов, фельдшера школы, родителей и наличии программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Для этого нужно знать актуальные и потенциальные психофизические возможности ребенка. Установление «стартового» уровня развития позволит его регулировать и прицельно воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии. Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они научатся другим видам продуктивной деятельности, что также важно для социальной адаптации.
Внедрение ФГОС ОО у/о в образовательную деятельность школы предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и согласия родителей (законных представителей).
В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления:
− диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
− консультирование (индивидуальное и групповое);
− развивающая работа (индивидуальная и групповая);
− коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
− психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
− экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
В учебном процессе
Вся работа психолого-педагогического сопровождения строится в различных в тесной взаимосвязи всех педагогов школы.
Важным компонентом в структуре психолого-пелагогического сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум
ПМПк создается на базе Организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы приказом руководителя Организации.
Задачами ПМПк являются:
выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
контроль за выполнением рекомендаций ПМПк.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПМПК является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. Создается приказом руководителя образовательного учреждения.
Задачами консилиума являются: выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; контроль за выполнением рекомендаций ПМПк.
Организация деятельности ПМПк Для организации деятельности консилиума в ОО оформляются: приказ руководителя ОО о создании ПМПк с утверждением состава ПМПк; положение о ПМПк, утвержденное руководителем Организации.
Состав консилиума в нашей школе: Зам.зав. Уч.частью Педагог-психолог Учитель-логопед Дефектолог Социальный педагог Фельдшер школы
Режим деятельности консилиума определяется запросом ОО на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся Виды консилиумов Плановые внеплановые
Плановые консилиумы (проводятся в соответствии с графиком, не реже одного раза в квартал), например: 1 класс – проблемы адаптации к ситуации школьного обучения 5 класс – проблемы адаптации к ситуации предметного обучения 9 класс –профориентация
Внеплановые консилиумы: Принятие экстренных мер по выявившимся трудностям. Внеплановый консилиум проводится по запросу педагога, родителей или любого из педагогов, работающих с учащимся, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе). Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка, зачисление нового обучающегося нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении. Задачами внепланового ПМПк являются : Решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам; Изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.
Проведение обследования Обследование осуществляется по инициативе родителей, педагогов. По данным обследования составляется заключение и разрабатываются рекомендации, которые могут включать: Разработку индивидуального учебного плана Снижение объема заданий Дополнительный выходной день Уменьшение учебных часов в день Дневной сон и т.д.
Документация ПМПк 1. Приказ о создании ПМПк с утвержденным составом специалистов; 2. Положение о ПМПк; 3. График проведения плановых заседаний ПМПк на учебный год; 4. Протоколы заседания ПМПк. 5. Отчёт о работе ПМПк 6. Журнал записи и учёта консультаций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по психологии по теме: "Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
В данной методической разработке освещены проблемы изучения и оказания помощи детям с выраженными интеллектуальными нарушениями. Эта проблема особенно актуальна в связи с тем, что в последние ...
Рабочие программы для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения. Программы разработаны на основании Программ для 5 – 9 классов специальн...
Современный урок по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) обучающихся с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС
Использование инновационных методов на уроках швейного дела....
Статья "Деятельность ученического самоуправления обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната"
Ученическое самоуправление является формой организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общес...
Рабочая программа по музыке 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС)
Цель и задачи программы:формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ограниченн...
Стажировка заместителей директоров Саха-Якутия в КГКОУ ШИ 9 Тема: «КГКОУ ШИ 9 – краевой ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в муниципальном районе им. Лазо»
Эффективное использование нетрадиционных методов и приемов в коррекционной работе учителя надомного обучения...
Выступление "Взаимодействие специалистов при реализации образовательного маршрута обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Цель: обеспечение оптимального развития ребенка, успешная адаптация, реабилитация и интеграция в социум, личностный рост ребенка...