Организационно- методическая работа
материал
Организационно- методическая работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический мониторинг УУД в 5- 9-х классах МАОУ СОШ №1
г. Когалым
педагог-психолог Орлова Н.Т.
Рассмотрено Утверждаю
Педагогическим советом директор МАОУ СОШ №1
МАОУ СОШ №1
Протокол №_____ _____________ И.Р.Шарафутдинова
от « »_________2015г. « »_____________2015г.
Психологический мониторинг УУД
в рамках введения и реализации ФГОС в 5-9 классах МАОУ СОШ №1
2015-2020 учебный год
Составитель: педагог-психолог высшей категории
Орлова Н.Т.
Личностные УУД
№ | Компоненты | Уровни каждого компонента УУД | Результаты сформированности каждого уровня УУД | Методы и технологии формирования данного УУД | Отслеживание / проводит | Циклограмма /методики Класс/ период |
1. | Информационный | Базовый Приоритетное внимание уделяется формированию: нравственно-этических основ личности -формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, | Знает:
а также:
| Педагоги и психологи: - Метод опорных конспектов В.Ф. Шаталова; - Психологические тренинги - Деловые игры Анкетирование -Тестирование -Наблюдение -Беседа | Педагоги и психологи: Оценочные средства: Результаты анкет/тестов, бесед, наблюдений Список критериев оценки выполнения учебных заданий Образовательный продукт: учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения знаний | Психолог: Методики: 5 класс. Сентябрь1.Адаптация.Тест школьной мотивации Г.Н. Лускановой Октябрь 2. Тест тревожности О.Хмельницкой. 3. УУД.Ноябрь. Педагоги и психолог. Э.М.Александровская, Ст. Громбах 4. Ноябрь. Самооценка (Дембо-Рубинштейн ) |
Продвинутый Приоритетное внимание уделяется формированию основ гражданской идентичности личности. | Знает: - идентификации основы поступка как морального/аморального на основе соотнесения действия с моральным эталоном -пути решения моральной дилеммы | Педагоги: - Технология дистанционного обучения; - Технология продуктивного обучения; -Ассоциативные мнемонические карты | Педагоги и психологи: Индивидуальные и групповые работы Анкетирование Тестирование Наблюдение Беседа Оценочные средства: Продукты инд./гр. работы Результаты анкет/тестов Список критериев оценки выполнения учебных заданий Образовательный продукт: учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний | Педагоги и психолог: 5 класс Методика оценки уровня развития морального сознания Ж.Пиаже | ||
Деятельностный | Базовый - целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов; Формирование основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание). Формирование представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика | Умеет: - проявить интересы, инициативы и любознательность, мотивы познания и творчества; -учиться с четкой организацией своей деятельности (постановке целей, планированию, контролю, оценке, выбору средств и форм); - проявить самостоятельность, инициативу и ответственность как личность в условиях ее самоактуализации: проявить уважение к другим людям как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства и переживания подлинности, личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях; | Педагоги и психологи: - Технология проблемного обучения; - Проектные технологии | Педагоги и психологи: -Индивидуальные и групповые работы: -Анкетирование; -Тестирование; -Наблюдение; -Беседа | Педагоги и психологи: 6-9 класс кл.Методика экспресс-диагностики эмпатии И.Юсупов; Изучение познавательной потребности В.Юркевич; Изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильин; Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева Мотивация обучения Журавлева 7-9 кл.Анкета «Выявление характеристик взаимодействия в системах «Обучающийся-педагог», «Обучающийся-обучающийся» Методика «Индекс сплоченности» Сишора Социометрия Профориентационная анкета Е.Климов Анкета старшеклассников Тест «Профессиональный тип личности» Карта самооценки склонностей | |
Продвинутый Формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки; | Умеет:
| Педагоги и психологи: - Технология проблемного обучения; - Проектные технологии | Педагоги и психологи: Индивидуальные и групповые работы: -Анкетирование; -Тестирование; -Индивидуальная работа с целью формирования рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления; -Проектная деятельность Оценочные средства: Продукты инд./гр. работы Результаты анкет/тестов Продукт проектной деятельности Список критериев оценки выполнения учебных заданий Образовательный продукт: Программа развития способности к самоуправлению. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки; | Психологи: Изучение потребности в достиженииЮ.Орлов 5 класс Изучение самооценки «Лесенка», Исследование самооценки Дембо-Рубинштейна А.Прихожан Тест «Терпимый ли вы человек?» Энциклопедия психологических тестов. М., 1997г | ||
Творческий | Базовый Формирование готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. | Владеет:
| Педагоги, психологи: - Технология самообразования; -Технология мастер-класса; -Технология коллективного творческого дела; - Образовательная идеология Пайперта | Педагоги и психологи: Индивидуальная и групповая работа с целью осознания критериев оценки выполнения учебных заданий (орг. деятельностные проекты). Оценочные средства: Ориентировочная карточка критериев оценки, «поиск» решения или выполнение алгоритма для достижения поставленных целей Образовательный продукт: Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы | Психологи: 8-9 кл.Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций М.Рокич | |
Продвинутый Организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса Приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности | Владеет:
| Педагоги: - Технология портфолио; - Технология обогащающего обучения | Педагоги и психологи: Индивидуальные и групповые научно-исследовательские работы (проекты). Оценочные средства: Список критериев оценки выполнения учебных заданий Образовательный продукт: Оцененная работа с объяснениями по каждому критерию. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач. | Психологи: 8-9 кл.Тест готовности к саморазвитию Т.Шамова |
Регулятивные УУД
Компоненты | Уровни каждого компонента УУД | Результаты сформированности каждого уровня УУД | Методы и технологии формирования данного УУД | Отслеживание / проводит | Циклограмма/методики Класс/ период |
Информационный | Базовый | Знает: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ:
| Педагоги и психологи: - Психологические тренинги; -Деловые игры | Педагоги и психологи: - Индивидуальная работа по составлению хронокарты и определению эффективности расходования времени. Оценочные средства: Хронокарта Образовательный продукт: План деятельности на неделю | Психологи: 8-9 кл.выявление упорства школьников к умственной деятельности; Изучение потребности в достижении Ю.Орлов |
Продвинутый | Знает: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ: Рефлексия коррекция | Педагоги: -Технология дистанционного обучения; -Технология продуктивного обучения | Психологи: 7-9 кл. Тест-опросник уровня субъективного контроля Е.Бажин Опросник для оценки своего упорства Е.Ильин | ||
Деятельностный | Базовый | Умеет: Самостоятельно поставить и сформулировать задание, определять его цель, прогнозировать результат, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать. | Педагоги: Кейс- технология | Педагоги и психологи: -Индивидуальная работа с целью формирования умения планировать по времени учебную деятельность. Оценочные средства: Хронокарта подготовки к докладу Образовательный продукт: доклад | |
Продвинутый | Умеет: - самостоятельно определять критерии оценивания, давать самооценку, - самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Педагоги: -Технология проблемного обучения, -Проектные технологии | Педагоги и психологи: Индивидуальная работа с целью формирования рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления. Оценочные средства: анкета Образовательный продукт: Программа развития способности к самоуправлению | Психологи: 9 кл.Измерение рациональности | |
Творческий | Базовый | Владеет: основами использования при выполнении заданий различных средств: справочной литературы, ИКТ, инструментов и приборов | Педагоги и психологи: -Технология мастер-класса, -Технология коллективного творческого дела | Педагоги и психологи: Индивидуальная работа и работа в парах с целью освоения критериев оценки письменной работы. Оценочные средства: Ориентировочная карточка критериев оценки Образовательный продукт: Развёрнутая письменная оценка своей работы | |
Продвинутый | Владеет: навыками уверенного использования различных средств и инструментов самостоятельной работы по созданию индивидуального продукта | Педагоги: -Технология портфолио, -Технология обогащающего обучения | Педагоги и психологи: Индивидуальная и групповая работа с целью осознания критериев оценки выполнения учебных заданий. Оценочные средства: Список критериев оценки выполнения учебных заданий Образовательный продукт: Оцененная работа с объяснениями по каждому критерию |
Коммуникативные УУД
Планируемые уровни сформированности универсального учебного действия у обучающихся
Компоненты | Уровни каждого компонента УУД | Результаты сформированности каждого уровня УУД | Методы и технологии формирования данного УУД | Отслеживание / проводит | Циклограмма/методики Класс/ период |
Информационный | Базовый | Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего действия. | Педагоги и психологи: -Поведенческий тренинг, -лекции с обратной связью, -техника активного слушания, -техника перефразирования, семинары | Педагоги, психологи: -Тестирование, -Индивидуальные беседы, - Индивидуальные и групповые творческие задания. Оценочные средства: Многовариантные тесты. Альтернативные тесты. Закрытые тесты. Тесты идентификации. Диалог. Образовательный продукт: Проект, творческая работа | Психологи: |
Продвинутый | Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению. | Педагоги и психологи: Тренинг ассертивности, -техника интерпретации высказывания, -конференции | Педагоги, психологи: -Тестирование, -Индивидуальные беседы, - Индивидуальные и групповые творческие задания. Оценочные средства: Многовариантные тесты. Альтернативные тесты. Закрытые тесты. Тесты идентификации. Диалог. Образовательный продукт: Проект, творческая работа | ||
Деятельностный | Базовый | Умеет участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Может допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Педагоги и психологи: -Психологические игры, -решение коммуникативных речевых задач, - работа в парах, дискуссии, навыковые тренинги | Педагоги, психологи: -Тестирование, -Индивидуальные беседы, - Индивидуальные и групповые творческие задания. Оценочные средства: Многовариантные тесты. Альтернативные тесты. Закрытые тесты. Тесты идентификации. Диалог. Образовательный продукт: Проект, творческая работа | 6-9 кл.Методика КОС В.Синявский |
Продвинутый | Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера. | Педагоги и психологи: -Психологические игры, -метод интервью, -тренировочные тренинги, -проблемное обучение | Педагоги, психологи: -Тестирование, -Индивидуальные беседы, - Индивидуальные и групповые творческие задания. Оценочные средства: Многовариантные тесты. Альтернативные тесты. Закрытые тесты. Тесты идентификации. Диалог. Образовательный продукт: Проект, творческая работа | ||
Творческий | Базовый | Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической речью. выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Педагоги и психологи: -Психологические игры, -технология мастерских, активно-обучающие тренинги, -проектно-групповая деятельность | Педагоги, психологи: -Тестирование, -Индивидуальные беседы, - Индивидуальные и групповые творческие задания. Оценочные средства: Многовариантные тесты. Альтернативные тесты. Закрытые тесты. Тесты идентификации. Диалог. Образовательный продукт: Проект, творческая работа | |
Продвинутый | Умеет адекватно использовать все коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой). Владеет диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия. Умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осущесвтлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы. | Педагоги и психологи: -Психологические игры, -самораскрывающиеся тренинги, -проектно-индивидуальная деятельность | Педагоги, психологи: -Тестирование, -Индивидуальные беседы, - Индивидуальные и групповые творческие задания. Оценочные средства: Многовариантные тесты. Альтернативные тесты. Закрытые тесты. Тесты идентификации. Диалог. Образовательный продукт: Проект, творческая работа |
Познавательные УУД
Компоненты | Уровни каждого компонента УУД | Результаты сформированности каждого уровня УУД | Методы и технологии формирования данного УУД | Отслеживание/ Проводит | Циклограмма/методики Класс/ период |
психологический | Умение анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать аналогии | Занятия на развитие познавательной сферы | Психолог 5-6 классы Тест Равена 7-9 классы Методика «ШТУР» | Психолог 5-6 классы Тест Равенна - январь 7-9 классы Методика «ШТУР» февраль | |
Информационный | Базовый | Знает:
| Педагоги: - Технология сотрудничества; - Выполнение письменных работ (доклады и сообщения, аналитические и рефлексивные эссе). | Педагоги Традиционные формы контроля (тестирование, собеседование на зачете, письменные контрольные работы). Оценочные средства: Тест, проверочная работа, контрольная работа, срез знаний Образовательный продукт: Сообщение, доклад, реферат | Психологи: 9 класс Методика Е.Ильина «Измерение рациональности» 5 класс Тест на оценку самостоятельности мышления. (из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой). |
Продвинутый | Знает:
| Психологи и педагоги - Деловые игры; -Технологии работы в группе |
- Ролевые, деловые игры - Работа в малых группах сотрудничества/ Оценочные средства: Срез знаний Образовательный продукт: Карточки с заданиями, разработанные самими учащимися | ||
Деятельностный | Базовый | Умеет:
| Педагоги - Семинары - Дидактические мастерские -Технология полного усвоения | Педагоги:
Оценочные средства: Тест, срез Образовательный продукт: Презентация | |
Продвинутый | Умеет:
| Педагоги: - Инновационные лаборатории; - Участие в конкурсах, олимпиадах и НПК; - Технология критического мышления | Педагоги:
- Участие в НПК/ Оценочные средства: Критерии оценки рассматриваются в соответствие с поставленными целями и задачами инновационного продукта Образовательный продукт: исследовательская работа | Сопровождение детей в научно –практической деятельности | |
Творческий | Базовый | Владеет:
| Педагоги: - Участие в реализации инновационных проектов; - Технология проблемного обучения | Педагоги:
- Наблюдение и анализ деятельности школьника/ Оценочные средства: Критерии оценки моделирования инновационного процесса (креативная организация, работа в команде и др.). Образовательный продукт: Инновация – процесс | Психологи: Исследование уровня креативности - Методика Вартего «Круги»; - Тест «Каков ваш творческий потенциал?» (Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2006. — 320 с. С. 92-96.)Январь |
Продвинутый | Владеет:
| Педагоги: - Разработка инновационных проектов; - Мастер-класс; - Технология проблемного обучения; - Технология развивающего обучения | Педагоги:
- Наблюдение и анализ деятельности школьника/ Критерии оценки рассматриваются в соответствие с поставленными целями и задачами инновационного продукта Образовательный продукт: Инновация – продукт (разработка компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по определенной теме). |
Предварительный просмотр:
Методика первичной диагностики и выявления детей
«группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)
Инструкция
«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения! Если Вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, у Вас будет возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если не согласны – «нет». Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».
- Считаешь ли ты, то людям можно доверять?
- Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться прежде всего о себе?
- Легко ли ты заводишь друзей?
- Трудно ли тебе говорить людям «нет»?
- Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
- Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
- Часто ли ты нервничаешь?
- Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?
- Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?
- Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?
- Ты не любишь, когда тебя критикуют?
- Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?
- Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
- Способен ли ты на грубые шутки?
- Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
- Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
- Много ли у тебя близких друзей?
- Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
- Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
- Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?
- Раздражают ли тебя родители?
- Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
- Ты всегда уверен в себе?
- Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
- Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?
- Свои неудачи ты переживаешь сам?
- Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
- Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
- Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
- Бывает, что ты злишься на всех?
- Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
- Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
- Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
- Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
- Можешь ли ты ударить человека?
- Ты иногда угрожаешь людям?
- Часто ли родители наказывали тебя?
- Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
- Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с ребенком?
- Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
- Легко ли ты можешь рассердиться?
- Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
- Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?
- Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?
- Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
- Твои родители живут отдельно от тебя?
- Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида7
- Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
- Ты подвижный человек?
- Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
- Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
- При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
- Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
- Критикуют ли родители твой внешний вид?
- Завидуешь ли ты иногда счастью других?
- Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
- Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
- Часто ли ты дерешься?
- Легко ли ты просишь помощи у другого человека?
- Легко ли тебе усидеть на месте?
- Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
- Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
- Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?
- Часто ли ты ругаешься?
- Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
- Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
- Является ли один из твоих родителей очень нервным?
- Часто ли ты чувствуешь ты себя ничтожным?
- Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?
- Ты всегда делаешь все по-своему?
- Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?
- Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей?
- Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
- Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?
Ключ
Показатель | № вопроса |
А. Отношения в семье | 5+, 6+, 21+, 22-, 25+, 28+, 29+, 37+, 38+, 39+, 45+,46+, 53+, 54+, 66+, 67+, 71+ |
Б. Агрессивность | 13+, 14+, 19+, 20+, 35+, 36+, 42+, 57+, 58+, 64+, 65+ |
В. Недоверие к людям | 1-, 2+, 3-, 4+, 15+, 16+, 17-, 18+, 34+, 43+, 44+, 59-, 63+, 72+ |
Г. Неуверенность в себе | 7+, 8+, 23-, 24+, 30+, 31+, 32+, 33+, 40+, 41+, 47+, 55+, 56+, 68+, 69+, 73+ |
Д. Акцентуации: Д1. гипертимная Д2. истероидная Д3. шизоидная Д4. эмоционально-лабильная | 48+, 49+,60-, 74+ 9+, 10+, 50+, 61+ 26+, 27+, 51+, 70+ 11+, 12+, 52+, 62+ |
Ключ в виде таблицы использовать гораздо удобнее (см. Приложение 1) |
Оценка результатов
Показатель | Высокие баллы (группа риска) |
А. Отношение в семье | 8 и более баллов |
Б. Агрессивность | 6 и более баллов |
В. Недоверие к людям | 7 и более баллов |
Г. Неуверенность в себе | 8 и более баллов |
Д. Акцентуации характера | 3-4 балла по каждому типу акцентуации |
Обработка и интерпретация результатов
Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-» соответствует ответу «нет».
Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.
1.Отношения в семье
Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:
- Напряженной ситуацией в семье;
- Неприязнью;
- Ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
- Страхом перед родителями и т.д.;
Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.
2.Агрессивность
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.
3.Недоверие к людям
Высокие баллы по этой школе говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.
4.Неуверенность в себе
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.
5. Акцентуации характера
К группе риска относят следующие типы акцентуации характера.
- Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером, неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах, не любит однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичен, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен.
- Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении, претендует на исключительное положение среди сверстников, непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
- Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми, часто уходит в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез.
- Эмоционально-лабильный тип. Характеризуется крайней непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствителен к отношениям людей.
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы МОУ СОШ №1
______________ Е.А.Гулиева
« ______ » __________ 2023г.
Циклограмма
педагога - психолога Орловой Н.Т.
на 2023-24 учебный год
6-11 классы
№ | Виды деятельности | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | За неделю |
1 | Организационно - методическая работа | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 18 |
2 | Посещение уроков | 1 | 1 | |||||
3 | Индивидуальная диагностика | 1 | 1 | 2 | ||||
4 | Групповая диагностика | 1 | 1 | |||||
5 | Коррекционные занятия | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 9 | |
6 | Групповая коррекция | 1 | 1 | |||||
7 | Консультации | 1 | 1 | 2 | ||||
8 | Профилактика и просвещение | 1 | 1 | 2 | ||||
9 | Рабочее время | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 2 | 36 |
10 | Обед | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - | 2,5 |
| Время пребывания | 09.00- 16.30 | 08.00- 15.30 | 09.00-15.30 | 08.00-15.30 | 09.00-16.30 | 09.00-11.00 |
|
Педагог-психолог Н.Т. Орлова
Предварительный просмотр:
Результат #223877205
Дата завершения: 25.12.2023 13:19
Потрачено времени: 00:12:08
Показать мои ответыПоказать мой результат
Результат
Вам нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникает из искры, которую мы высекли сами или помогли разжечь. Устанавливать контакт с людьми вам мешает высокомерие. Задумайтесь над этим. Иначе вам грозит одиночество.
Предварительный просмотр:
План-образец характеристики обучающегося школьного возраста (участника ГИА), направляемого на обследование в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию
1. Общие сведения.
Крылова Анна Сергеевна, 20.10.2006 г.рождения.
Адрес регистрации/места фактического проживания: Большой Сампсониевский пр.
В настоящий момент ребёнок обучается в Государственном бюджетном общеобразовательном учереждении средняя общеобразовательная школа № 104 имени Героя Советского Союза М. С. Харченко Выборгского района Санкт-Петербурга в 9 классе.
Программа обучения общеобразовательная основная, форма обучения – надомная.
2. Цель обращения в ЦПМПК СПб – получение рекомендаций по проведению ГИА в специальных условиях в связи с трудностями в обучении, трудностями в усвоении программы по русскому языку, математике и ряду других предметов, а также состоянием здоровья. Ранее в ПМПК родители не обращались.
3. Сведения об обучении.
Возраст начала обучения – 7 лет. В данной ОО Анна обучается с первого класса. До поступления в ОО ребенок посещал дошкольную ОО. Программу не дублировали, из класса в класс условно ребенка не переводили.
Сведения о формальной успеваемости по основным предметам. С первого по восьмой класс Анна училась без двоек. Девочка имеет стабильную оценку 3 по русскому языку и математике. По остальным предметам у нее 4 и 5. В 9 классе по итогам первой четверти у девочки 6 троек (русский язык, алгебра, геометрия, история, обществознание, география).
4. Особенности обучения по образовательной программе.
Проблемы в обучении стали очевидны практически с первого класса. На домашнее обучение девочку перевели уже со второго класса. Она не могла учиться в классе, отвлекалась. Рассматривала класс как средство коммуникации, а не среду для обучения.
К данной ОП ребенок адаптирован. Занятия проходят регулярно. Пропуски уроков по неуважительной причине отсутствуют.
Отношение к учебной деятельности: девочка проявляет интерес к учебной деятельности, старается быть активной на уроках, задает вопросы по темам, которые ей понятны. Однако уровень усвоения учебного материала по ряду предметов очень низкий, положительная динамика в процессе обучения недостаточная.
У Анны развито зрительное, слуховое восприятие, однако мыслительные процессы несколько заторможены, внимание рассеянно, память кратковременная. Девочка работоспособна, однако часто отвлекается, стареется выполнить поставленную задачу быстро, формально. «Глубина содержания» в ее работах отсутствует.
Русский язык: работа с тестами вызывает у ребенка большие трудности в связи с тем, что теоретические сведения запомнить он не может, воспроизвести по аналогии какие-либо правила тоже не получается. Как правило, решено оказывается около 20 процентов тестового материала.
Прочитать внимательно и попытаться понять смысл прочитанного без помощи учителя не удается. Письменная речь невыразительна, фразы короткие, много речевых и грамматических ошибок. Часто пишет предложения, смысл которых непонятен или в которых отсутствует продолжение начатой мысли.
Литература: Анна читает книги, знает основное содержание прочитанных текстов, может пересказать его, но очень поверхностно. Однако часто, работая с текстом, она может невнимально его читать, пропускать отдельные эпизоды, в связи с чем у нее не получается ответить на заданные вопросы.
На занятиях девочка активна, охотно выполняет все задания, однако нуждается в постоянном контроле, т. к. внимание рассеянное, часто может о чем-то задуматься и не работать (например, когда нужно писать, она смотрит в одну точку и думает о чем-то своем). При выполнении учебных заданий девочка нуждается в помощи педагога. Ей нужны наводящие вопросы, комментарии, просьбы перечитать написанное и попытаться выразиться по-другому, обратить внимание на определенные формальные признаки, посмотреть на образец и проанализировать свою работу, исправить ошибки, опираясь на комментарии учителя. Виды помощи : используются дополнительное объяснение, подсказка, памятки, алгоритмы действий. Насколько эффективна помощь: постоянная пошаговая помощь учителя и создание комфортных условий для ребенка способствует его развитию и освоению программы на базовом уровне.
5. Психологические особенности.
Девочка доброжелательна, открыта к общению, приветлива. Охотно идет на контакт как со сверстниками, так и с педагогами. Состояние эмоционально-волевой сферы – умеренная эмоциональная возбудимость. Предпочитает общаться с обучающимися своего возраста, однако и не избегает общения с младшими и старшими школьниками. Дисциплинарные требования соблюдает.
6. Доминирующие увлечения.
Анна ходит восьмой год в музыкальную школу, занимается вокалом, прекрасно поет. Часто выступает с сольным номером на школьных мероприятиях.
7. Состояние здоровья ребенка.
Простудными заболеваниями девочка болеет примерно раз в год. Родители следят за состоянием ее здоровья. У девочки есть хронические заболевания, затрудняют процесс обучения. Вредных привычек нет.
8. Характеристика семьи.
Анна проживает в полной семье с мамой, папой и братом. Мама – преподаватель, папа – индивидуальный предприниматель. Семейное воспитание в меру строгое, непопустительское. Ребенку уделяется достаточно внимания. Воспитанием детей в семье занимается преимущественно мама. Степень помощи в учебе – 50/50 (со слов мамы).
Отношение самого ребенка к проблемам и трудностям можно охарактеризовать как равнодушное. Ребенок признает свои неудачи, но относится к ним достаточно спокойно. Мама переживает за успехи в учебе, заставляет переделывать плохо выполненные задания. Мама постоянно взаимодействует с администрацией школы, с педагогами-предметниками, со школьными психологами. Посещает родительские собрания.
После окончания школы родители планируют, чтобы ребенок поступал в медучилище. Сама Анна колеблется, то соглашается с мнением родителей, то говорит, что пока не определилась с выбором будущей профессии. Профориентационную работу проводят как дома родители, так и педагоги школы.
9. Общие выводы и впечатления о ребенке.
Девочка регулярно занимается, старается, наблюдаются хоть и небольшие, но прогрессивные успехи. Несмотря на достаточно низкий уровень усвоения учебной программы, потенциальные возможности у ребенка есть. В связи с чем хотелось бы, чтобы ребенок сдавал ГИА в особых условиях с педагогом-ассистентом.
Руководитель ОО:
Классный руководитель:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Когалыма
(МАОУ СОШ №1)
27.01.2023.
На основании письма АУ «Институт развития образования» от 18.01 2023 №70
В рамках открытия работы виртуальной дискуссионной площадки по теме: «Организация профилактической работы с обучающимися по итогам социально-психологического тестирования в 2022-23 учебном году» принимает участие педагог-психолог Орлова Наталия Тимофеевна, которая делится опытом работы по данной теме в формате статьи.
Статья: «Алгоритм профилактической работы педагога-психолога по результатам социально - психологического тестирования подростков» (из опыта работы педагога-психолога МАОУ СОШ №1 Н.Т. Орловой).
С 2018 года в нашей школе проводится социально-психологическое тестирование обучающихся. Цель тестирования - выявление скрытой и явной рискогенности, социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к адиктивному
(зависимому) поведению. Для того, чтобы эффективно выстроить свою профилактическую работу по употреблению ПАВ, я анализирую ситуацию в школе и сравниваю с полученными показателями по тестированию. Продумываю план работы. Таким образом, работаю как специалист по следующему алгоритму:
- Получаю результаты СПТ от завуча.
- Просматриваю результаты по школе.
- Провожу сравнительный анализ результатов социально-психологического тестирования по классам.
- Сравниваю результаты классов по параллели, например 7а с 7 б и с общешкольным результатом. Выстраиваю диаграммы и делаю анализ.
- Провожу анализ после профилактической работы (ПАВ), что позволяет увидеть динамику изменений в группе риска по классам и образовательной организации. Анализ даёт возможность увидеть изменения каждого класса в каждом году, увидеть результативность работы и изменение ситуации по каждому отдельному классу.
- Для более полного понимания ситуации я смотрю вероятность вовлечения в употребление ПАВ в параллелях за последние 2 года.
После проведенного анализа ситуации по школе, параллелям, классам, а также после анализа динамики, я начинаю корректировать план профилактической работы, составленный в начале учебного года
Для каких-то классов добавляю мероприятия, смотрю, в каком направлении работать с каждым конкретным классом совместно с классным руководителем, продумываю, в каких классах нужно провести родительское собрание на конкретную тему. Полученные результаты тестирования корректно (с учётом конфиденциальности) довожу до сведения классных руководителей, администрации школы, выступаю на педагогических советах. В отдельных случаях, если есть необходимость , прописываю список рекомендаций по работе с классом для классных руководителей и отдельно для родителей, особенно делаю это в тех классах, где высокий процент вероятности вовлечения в употребление ПАВ.
Провожу с обучающимися занятия, направленными на развитие сопротивления негативному влиянию группы, снижения склонности к совершению необдуманных поступков, формирование навыков эффективного отказа от сомнительного предложения, формируем совладающее поведение, изучаем 15 способ как отказаться от предложения попробовать ПАВ. С большим интересом проходят тренинги на развитие активной жизненной позиции, социальной активности.
В реализации профилактической работы я использую следующую литературу:
Варначева А.Г. « Методические рекомендации по результатам СПТ».
Принимаю участие в вебинарах по проведению СПТ подростков.
Параллельно с групповой работой, о которой я рассказывала выше, проводится и индивидуальная.
Анализируя результаты классов, я составляю список детей группы риска, в первую очередь туда входят дети и с провоцированием к аддикции и с готовностью к первой пробе. Особенно опасно, если обе этих шкалы красные.
Далее, составляю таблицу
№ | Ф.И.О. | Класс | Отклонение от нормы по параметрам | В норме | Запланированная работа и дата проведения |
1 | … | … | Потребность в одобрении, подверженность влиянию группы, аддиктивные установки, склонность к риску, тревожность, непринятие родителями и классом | Импульсивность социальная активность самоконтроль поведения | ….. |
В зависимости от того, в чём наметилось отклонение, выстраиваю свою работу. Поле «в норме» мне необходимо для того, чтобы понимать, на что я могу опереться в работе с подростком.
Потом провожу индивидуальную работу с семьями и детьми в зависимости от результатов тестирования. В случае, если это непринятие родителями, начинаю разбираться в детско-родительских отношениях, если непринятие классом, смотрю социометрию, какая там ситуация и т.д.
Иногда, согласно результатам методики, в группу риска попадают совершенно неожиданные дети из благополучных семей. Как на это реагировать пока не знаю, но, безусловно, корректно провожу работу с детьми и их родителями, анализирую ситуацию. И стараюсь сублимировать подростка на социально одобряемую деятельность. По результатам СПТ я делаю следующие документы:
- План работы по профилактике употребления ПАВ с обучающимися группы риска
- Сравнительный анализ результатов социально-психологического тестирования по классам, параллелям, годам.
- Анализ динамики изменений в группе риска по классам и образовательной организации
- Список детей группы риска в соответствии с результатами СПТ, план индивидуальной работы с ними
- План профилактики (откорректированный) по результатам СПТ
- Отчет о работе, проведенной в соответствии с откорректированным планом
- Протоколы общешкольных и классных родительских собраний.
И.о. директора МАОУ СОШ №1 Е.А. Гулиева
Педагог-психолог МАОУ СОШ №1 Н.Т. Орлова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры....
ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЦЕНТРА ЗА 2013 ГОД
Научно-методическая деятельность учреждения определяется в соответствии с целевыми задачами и характером планируемых нововведений. Новые приоритеты в молодежной политике, направленные на создани...
Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ
Статья описывает структуру итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ и условия для эффективной подготовки обучающихся....
Проектирование как значимая часть организационно-методической работы современной образовательной организации.
Вся оранизационно-методическая работа в школе может быть организована как проектная деятельность. В статье приведены примеры успешных проектов, реализуемых в сельской школе....
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ОКАЗАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОМОЩИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ОКАЗАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОМОЩИ К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:анализ и планирование деятельности; курсы по...
ПЛАН РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
ПЛАН РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ...