Проектирование как значимая часть организационно-методической работы современной образовательной организации.
статья на тему

Шадрина Светлана Александровна

Вся оранизационно-методическая работа в школе может быть организована как проектная деятельность. В статье приведены примеры успешных проектов, реализуемых  в сельской школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx58.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование как значимая часть организационно-методической работы современной образовательной организации.

С.А. Шадрина, директор МБОУ Старозятцинская СОШ

   В современном мире проектирование становится не только знакомым для всех понятием, но и неотъемлемой частью деятельности  каждого человека.  Проектирование воспринимается как основа формирования любой деятельности.  Одними из первых на себе это испытывают педагоги.  Проектная деятельность обучающихся, личные проекты педагогов и наконец, участие школьных проектов в различных конкурсах – все это знакомо работникам образовательных организаций. Не ново это и для нашей школы. Однако нами  в  2015 году был изменен сам подход к проектной деятельности в школе. На сегодняшний день мы считаем, что проектирование в школе должно быть не разовой  акцией, а стать значимой частью всей организационно-методической работы, основой всей деятельности школы.

   Прежде всего, рассматривая такой подход,  необходимо вспомнить основные понятия, такие как проектирование и организационно-методическая работа.

   Проектирование – это составление первичного описания, которое позволяет создавать ещё не существующий объект с учетом  заданных условий.  Для описания используются текстовые записи, расчёты, чертежи таблицы. В целом проект становится основой  для воплощения идеи в жизнь.

   Существуют разные виды проектирования. Чаще всего мы в школе используем системное проектирование. Оно комплексно решает поставленные задачи, учитывая связи объектов и их частей. Системное проектирование базируется на следующих принципах:

  • Практическая полезность.
  • Единство составных частей.
  • Изменяемость во времени.

   В нашей школе используется  и нисходящее и восходящее проектирование.

Нисходящее  проектирование – это ведение разработки последовательно от общих черт к детальным.  Восходящее проектирование – это  разработка от частного к общему. Такое проектирование встречается, если одна или несколько частей уже являются готовыми. Школьные проекты бывают долгосрочные, краткосрочные и др.

   Далее рассмотрим понятие организационно-методическая работа. Она  является важным фактором управления, в том числе и учебно-воспитательным процессом. Организационно-методическая работа включает в себя следующие элементы:

  • планирование работы,
  • анализ выполненной работы и  полученных результатов,
  • повышение уровня квалификации педагогов, самообразование,
  • посещение различных методических мероприятий,
  • многое другое.

Т. о., практически вся деятельность школы либо входит в организационно-методическую работу, либо непосредственно зависит от нее.

На наш взгляд, вся деятельность школы может быть реализована через проектную деятельность. Наиболее эффективно применение проектного метода в следующих традиционных формах:

  • Семинары
  •  Практикумы
  • Открытые просмотры
  • Организация наставничества
  • Форумы
  • Отчеты по самообразованию
  • Отчеты о работе за год и др.

   Проекты позволяют объединить  различные формы работы, оптимально сочетая их друг с другом.

В 2017-2018 учебном году в МБОУ Старозятцинская СОШ реализуются несколько успешных проектов, некоторые из них действуют не первый год, некоторые проекты были доработаны и получили свою вторую жизнь, некоторые проекты реализуются впервые. Новым для коллектива школы было то, что в текущем году все проекты объединены в единый крупномасштабный проект ««ШАНС», ставший основой годового плана школы.  

Кратко представим наиболее успешные проекты.

  1. «ШАНС»     (Школа – Активный Навигатор Села). На наш взгляд, на селе школа должна  выполнять роль носителя, источника и преобразователя лучших и прогрессивных идей, лучших традиций на селе, быть навигатором пути развития.  Совместное эффективное   сотрудничество различных сельских служб и организаций на базе школы даст возможность создать единое социально-педагогическое и культурное пространство села, которое позволит минимизировать негативное влияние имеющихся проблем, повысить эффективность воспитательной работы с обучающимися, даст возможность  преодолеть психологическую депривацию сельского жителя и  дать ШАНС для  развития села в целом. Важно, чтобы каждый житель мог сказать: «Человек села – звучит гордо!».
  2. Фестиваль дружбы народов. Это хорошая площадка для самовыражения детей и педагогов, для реализации индивидуальных и коллективных проектов. Основная цель фестиваля – воспитание толерантности школьников. В рамках фестиваля команды школьников принимают участие в работе этнопарка, участвуют в интеллектуальной викторине, дегустируют национальные блюда, весело танцуют на этнодискотеке.
  3. Просветительский форум им. М.И. Шерстенникова. Форум – это площадка для обсуждения вопросов патриотического воспитания, пропаганды идей духовно-нравственного развития и просвещения, активизации гражданской позиции детей, их родителей и педагогов, все это является стимулом для изучения истории родного края, сохранения традиций семьи.
  4. Школьный музей.  На сегодняшний день открыто две музейные комнаты «История одного села», «История школы» и дополнительные экспозиции «История войны в событиях и лицах», «Аллея славы выпускников». Школьный музей стал не только достоянием школы, но и сельской достопримечательностью, объектом посещения делегаций Якшур-Бодьинского района, местом проведения исследовательских и проектных работ.
  5. Школьная типография. В рамках этого проекта издано пять брошюр из серии «Педагогическая библиотека МБОУ Старозятциеская СОШ», издаются книжки-малышки, календари, буклеты. В текущем году был открыт новый школьный кружок «Типография КРИТ».
  6. Российское движение школьников. В нашей школе развитие РДШ рассматривается как проект. С 2015 года, реализуя данный проект, мы получили дополнительные возможности развивать медиашколу, школьный актив и самоуправление, экоотряд, др. Обучающиеся и педагоги получили возможность принимать участие в российских мероприятиях, выезжать в Москву, Санкт-Петербург, отдыхать в профильных сменах лагерей «Орленок», «Артек» и др.
  7. Творческий педагог-творческие дети. Данный проект позволяет оказать помощь педагогам, принимающим участие в различных конкурсах, проектах и др. За последние три года в школе  2 педагога стали участниками районного конкурса «Педагог года», два педагога подали документы на участие в конкурсе на «Денежное поощрение лучших учителей Удмуртской Республики», один из них стал победителем, два педагога стали победителями  конкурса «Серафимовский учитель», директор стал участником конкурса «Директор года», молодой педагог стал победителем грантового конкурса «Росмолодежь» и др. Самые яркие достижения обучающихся за последний год это: 3 место во Всероссийском конкурсе активистов музейного движения, команда экоотряда стала финалистом Всероссийского конкурса «На старт, экоотряды!», один обучающийся стал победителем Всероссийского конкурса видеороликов «В защиту снежного барса»,  др.

Приглашаем Вас в нашу школу подробнее познакомиться с проектной деятельностью педагогов и обучающихся.

Список используемых сайтов:

http://studbooks.net/  

   https://dic.academic.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой организационно-методический план работы учителя - логопеда ДОУ

Годовой оганизационно-мотодический план расчитан на работу учителя - логопеда  в условиях логопедического пункта общеразвивающего детского сада. Он поможет педагогу систематизировать свою работу,...

Организация исследовательской деятельности учащихся в современной образовательной организации

В материале раскрываются теоретические основы исследовательской деятельности учащихся, а также рассматривается практический опыт учителя Сергеевой Ирины Николаевны....

Доклад «Планирование и проведение профориентационной работы в современной образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоят...

Организационно-методические особенности функционирования электронных образовательных ресурсов

Электронные образовательные ресурсы являются средством обучения и выступают инструментом повышения его качества. В характере деятельности участников учебного процесса в условиях современной информацио...

Образовательные события? как одна из форм организации физкультурно–оздоровительной работы в образовательной организации

Предлагаемый мною материал  нацелен на создание условий для воспитания у ребёнка положительных личностных качеств и формирования потребности у учащихся заниматься физическими упражнениями, исполь...