Организационно-методическая работа педагогов районного методического объединения учителей русского языка и литературы Ашинского муниципального района Челябинской области по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников 9-х, 11-х классов к госуд
статья

Доклад из опыта работы РМО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад43.92 КБ

Предварительный просмотр:

Организационно-методическая работа педагогов районного методического объединения учителей русского языка и литературы Ашинского муниципального района Челябинской области по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников 9-х, 11-х классов к государственной итоговой аттестации

            Система  образования Ашинского муниципального района позиционирует себя как часть  региональной системы образования Челябинской области и  определяет  свое  предназначение,  основываясь на приоритетах федеральной и региональной  политики и направлениях социально-экономического  развития территории. 

         В Программе  социально-экономического развития  нашего муниципалитета  на период до 2035 года  сформулирована стратегическая цель развития: «Создание  комплекса условий для улучшения качества жизни населения района, мотивации и перспектив постоянного проживания и работы в районе, повышения роли и места муниципального образования в области».  

         Ашинский район, расположенный на западе Челябинской области, как территориальное образование существует с середины XVIII века. Площадь, занимаемая нашим индустриальным районом, составляет  3% от территории всей Челябинской области. Численность населения района составляет 57 000 человека. В составе района 25 населенных пунктов, в том числе четыре городских поселения, самым большим из которых является моногород Аша, численность населения которого около 32 000 человек, градообразующее предприятие - ПАО «Ашинский металлургический завод».

         Предназначение муниципальной системы образования в условиях достаточно отдаленной от центра территории заключается в понимании ответственности за общее культурное и интеллектуальное развитие обучающихся, формирование необходимых компетентностей как конкурентно способной личности в любой жизненной ситуации.

         Образование в условиях провинциального города должно становиться  фундаментом нравственности, культуры, интеллектуального развития, должно стать своеобразным «социальным лифтом», позволяющим личности преодолеть социальное неравенство посредством своих усилий в достижении качественных образовательных результатов.

          Перед  муниципальной системой образования  в связи с этим поставлены  стратегическая цель повышения качества и доступности общего образования, соответствующего современным вызовам общества.

        Для реализации поставленных целей и задач в муниципалитете функционируют: 12 общеобразовательных школ (11 основных (с 4-мя филиалами) и 1 школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья); 15 дошкольных образовательных организаций, 5 учреждений  дополнительного образования детей.

         Оценка  возможностей и  ограничений, сильных и слабых сторон системы образования ложится в основу формирования муниципальной стратегии, исходя из которой  можно определить миссию системы образования Ашинского муниципального  района как обеспечение  современного  образования, ориентированного на повышение качества  жизни населения, достижение новых образовательных ресурсов,  потребность обучающихся  к саморазвитию и самоопределению, ведению  здорового  и  безопасного  образа жизни, сохранению и преумножению культуры и традиций своего народа.

        Данная миссия, естественно,  распространяется и на гуманитарное образование.

    Русский язык и литература  являются одними из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеют огромное значение в становлении и развитии личности ребенка. Перед учителем, преподающим русский язык и литературу,  сегодня стоит проблема создания условий для достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

           Согласно Концепции преподавания русского языка и литературы, изучение именно этих предметов играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Любая муниципальная образовательная система,  Ашинский муниципальный район не является в этом исключением,  определяет целый ряд мер, направленных на повышение качества филологического образования в школе. 

    Среди первоочередных - выявление эффективных механизмов использования результатов оценочных процедур с целью повышения качества образования и повышение мотивационной готовности учителя при организации объективной системы оценки качества образовательных результатов.

     В связи с этим создание и развитие объективной контрольно-оценочной системы качества обучения в целях выявления соответствия уровня подготовленности обучающихся требованиям пользователей и образовательных нормативных документов является одной из важнейших задач модернизации образования, обуславливающей поиск путей эффективной работы учителя-предметника и коллектива образовательной организации в целом. Система оценки качества образовательных результатов по русскому языку и литературе, как и любого другого предмета, прежде всего должна базироваться на существующих образовательных стандартах и оценивать эффективность обучения умениям, навыкам и способам деятельности, закрепленным в образовательных стандартах. Критериальный аппарат системы оценки качества необходимо постоянно совершенствовать, корректировать и пополнять любыми доступными источниками достоверной оценки знаний.

         Результаты государственной итоговой аттестации по русскому языку по программам среднего общего образования (ГИА-11) с 2009 года, а также  по программам основного общего образования (ГИА-9) с 2014 года  представляют особый интерес,  поскольку могут расцениваться как результат независимой оценки. По окончании ГИА муниципалитет располагает структурированным набором данных о результатах каждого участника экзамена. Данные результаты  являются индикаторами качества образования:

- число сдававших экзамен (по выбору) по предмету – показатель востребованности предмета среди выпускников ОО;

- средний балл по 100-балльной шкале, результаты по 5-балльной шкале – показатель обученности;

- решаемость каждого задания работы – показатель степени усвоения определенной темы;

- написание экзаменационного сочинения – показатель качества углубленной подготовки.

В связи с особой значимостью в становлении системы оценки качества данных оценочных процедур становится обоснованной необходимость сопровождения педагогов, обучающих выпускников школы и готовящих их к ГИА. Содержание методического сопровождения связано с оказанием практической помощи учителям при затруднениях дидактического, методического, психолого-педагогического характера.

          При организации методического сопровождения итоговой аттестации наиболее продуктивной и востребованной формой работы является деятельность районного методического объединения, одна из целей  которого  -  повышение профессиональной компетентности учителя в системе непрерывного профессионального развития.

        РМО учителей русского языка и литературы АМР насчитывает 57 человек, 12 из которых являются учителями высшей квалификационной категории, 23 – первой квалификационной категории, 21 присвоено соответствие занимаемой должности, есть 1 молодой специалист со стажем менее 1 года. 3 педагога 2 года назад переехали в АМР по программе «Земский учитель». Средний возраст педагогов – 51 год. Средняя недельная нагрузка на одного учителя русского языка и литературы – 30 часов.  Из 57 педагогов 48 были или являются учителями в выпускных классах.

         ГИА  - это не только основная форма итоговой аттестации обучающихся, но и одна из форм оценивания качества  профессиональной деятельности педагога – ведь каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики продемонстрировали на экзамене как можно более высокий уровень предметной подготовки.

То, какие результаты будут получены выпускниками на экзамене, во многом зависит от предварительной подготовки РМО, школы, ШМО, учителей-предметников к этому напряженному и очень ответственному периоду. Проблема подготовки обучающихся к итоговой аттестации это общеобразовательная задача.

В готовности учителя к сопровождению ГИА можно выделить следующие составляющие:

- информированная готовность (информированность о целях, структуре и процедуре проведения ГИА и т.д.).

- предметная или содержательная готовность.

- психологическая готовность (внутренняя настроенность на определённое поведение).

Этапы методического сопровождения следующие:

I  этап.  Организационный (август – октябрь).

II  этап.  Информационный (ноябрь-январь).

III  этап.  Практический (октябрь – май).

IV этап.  Психологическая подготовка к ГИА.

V этап.  Аналитический (июнь-август).

I этап. Организационный (август – октябрь)

         Методическое сопровождение ГИА осуществляется на основе анализа итогов  экзаменов за предыдущие годы. Проанализировав полученные результаты, члены РМО продумывают пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к аттестации в текущем году.

На заседаниях РМО в августе, во время проведения единого методического дня для всех РМО, и в сентябре-октябре, во время подготовки и проведения ШЭ и МЭ ВСОШ,  рассматриваются следующие вопросы:

- включение в планы работы РМО вопросов, касающихся подготовки к ГИА: мониторинг результатов прошлого года, выявление проблем, мастер-классы по передаче положительного опыта подготовки к экзаменам, приемов работы с текстом, методические консультации, разбор демонстрационных версий ЕГЭ и ОГЭ текущего года; на заседаниях обязательно выступают учителя – региональные эксперты по оцениванию экзаменационных работ обучающихся 9, 11 классов – таких экспертов у нас 5 (они делятся своими впечатлениями об уровне проверенных работ, говорят о типичных ошибках выпускников);

- утверждение индивидуальных планов учителей по подготовке учащихся к ГИА по русскому языку и литературе;

- диагностика уровня обученности обучающихся 9, 11 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала через проведение административных, диагностических работ.

II этап.  Информационный (ноябрь-январь)

В своей деятельности по подготовке и проведению ГИА на данном этапе учителя руководствуются нормативно-распорядительными документами федерального,  регионального, муниципального, школьного уровней.

Содержание информационной работы с педагогами:

- изучение нормативно-правовых документов различных уровней по организации и проведению ГИА;

- анализ методических рекомендации по итогам ГИА по предмету в прошлом году и по подготовке в текущем году на заседаниях РМО, ШМО учителей русского языка и литературы;

- проведение педагогических советов по сопровождению ГИА;

- направление учителей на областные, муниципальные семинары  по вопросам  подготовки к ГИА.

III этап.  Практический (октябрь – май)

Данный этап включает организацию системной работы по подготовке педагогов к сопровождению ГИА. Это:

- работа консультационных групп на базе межшкольного методического центра на основе сетевого взаимодействия, которые оказывают адресную помощь учителям, испытывающим трудности в подготовке к итоговой аттестации.

- курсовая переподготовка и повышение квалификации учителей-предметников: по технологии подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе члены РМО очень активно взаимодействуют с тремя государственными бюджетными учреждениями дополнительного профессионального образования: Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования, Региональным центром оценки качества и информатизации образования,  Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. По данным мониторинга за 2021-2022 учебный год 71% учителей русского языка и литературы района прошли повышение квалификации по программам, прямо или опосредованно связанным с вопросами подготовки к ГИА, методическими аспектами подготовки к ГИА, повышения профессиональных компетентностей; школы района также активно участвуют в освоении проекта адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся «500+», который  призван обеспечить поддержку школам с низкими образовательными результатами, работающими в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащимся с проблемами в обучении. Благодаря участию в данном проекте 30 учителей русского языка и литературы района прошли обучение по программе «Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников (в том числе в области формирования функциональной грамотности) в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего»; а открытие в сентябре 2020 года на базе МКОУ «СОШ № 7» г. Аши первого в районе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»  и работа по выполнению комплексный плана мероприятий по организационно-методической поддержке центров «Точка роста» Челябинской области позволила 6 педагогам пройти курсы повышения квалификации по программе «Гибкие компетенции в образовании».

- обобщение и распространение эффективного опыта учителей по подготовке к экзамену в форме творческих мастерских, мастер-классов, открытых уроков: в практике работы РМО – проведение 3-х выездных практических семинаров и 1-го теоретического семинара  за учебный год на базах школ района; темы семинаров подбираются в соответствии с назревшими проблемными вопросами, вопросы подготовки к ГИА рассматриваются ежегодно, особенно ценным является обобщение опыта учителей, непосредственно подготовивших к аттестации выпускников, показавших высокие результаты на экзаменах - в районе 13 стобалльников по русскому языку и 9 выпускников с результатом 97-98 баллов за ЕГЭ по литературе.

- распространение опыта, в том числе использования информационно-коммуникационных технологий в вопросах подготовки к ГИА: в рамках данного направления учителя делятся друг с другом ссылками на образовательные порталы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, на образовательные  интернет-ресурсы для подготовки к творческим конкурсам, олимпиадам, ГИА; вообще олимпиадное и конкурсное движение широко распространено в нашем районе, например: не менее 700 человек ежегодно являются участниками школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и около 400 обучающихся 5-11 классов – участниками олимпиады по литературе. Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда», Московская олимпиада школьников, до 30 поэтических конкурсов, конкурсов  выразительного чтения, конкурсов тематических сочинений, художественного творчества (Всероссийский конкурс сочинений», всероссийский конкурс «Без срока давности», конкурс «Живая классика», международный литературный конкурс «Джалиловские чтения», олимпиада по литературному чтению, муниципальные конкурсы, разработанные членами РМО учителей русского языка и литературы, - «Серебряное перышко»,  конкурс выразительного чтения произведений Ашинских поэтов и прозаиков, учебно-исследовательская деятельность, например, выступление с работами гуманитарной направленности на таких научно-практических конференциях, как «Первые шаги в науку», конкурс реферативно-исследовательских работ, «Интеллектуалы ХХI века»,  позволяют  развивать таланты, творческие задатки учеников, что, в свою очередь, позитивно влияет на познавательные способности обучающихся.  

- работа с молодыми специалистами, в целях повышения их профессионального мастерства: с этой целью в районе работают клуб молодых педагогов «Перспектива», объединение учителей-стажистов «Лидер», Школа резерва руководителей образовательных организаций АМР.

- разработка контрольно-измерительных материалов различных видов для осуществления промежуточного итогового контроля на основе спецификации, кодификатора, примерного плана экзаменационной работы: ежегодно с целью подготовки обучающихся к проведению ГИА в форме ЕГЭ и ОГЭ наряду с участием в тренировочных тестированиях обучающихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций Челябинской области, организуемых Региональным центром  оценки качества и информатизации образования г. Челябинска совместно с Федеральным центром тестирования с использованием заданий, разработанных в соответствии со спецификациями контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ текущего года, силами Управления образованием АМР в марте-апреле подготавливаются и проводятся тренировочные мероприятия по учебному предмету «русский язык» с участием обучающихся 11-х и 9-х классов. Данные мероприятия  идентичны процедуре основного, настоящего экзамена от распределения выпускников в пункты ППЭ до работы станций печати в аудиториях. На РМО учителей русского языка и литературы возлагается обязанность по разработке КИМ, проверке и  анализу работ тренировочного мероприятия. Самостоятельная разработка КИМов и участие в работе территориальных экзаменационных комиссий по оцениванию работ выпускников позволяет  частично  перенести центр тяжести с процедур внешнего контроля качества и оценки результатов образовательного процесса на использование результатов внутреннего контроля и самооценки, что при открытости для общественного наблюдения данных процедур  многократно повышает уровень доверия к образовательным учреждениям района, обучающимся и родителям выпускников увидеть результаты независимой оценки за два месяца до участия в федеральных экзаменационных испытаниях, то есть поучаствовать в своего рода репетиционных мероприятиях,  учителям-предметникам данная процедура помогает скорректировать индивидуальные образовательные маршруты по подготовке выпускников к экзаменам.

- участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, научно-методических конференциях: учитель, желающий, чтобы его учащиеся сдали ЕГЭ  на «хорошо» и «отлично»,  то есть показали свой максимум при  итоговой аттестации, должен строить свою работу, помня о закономерности: активный ученик – активный учитель. РМО отводится важная роль  в процессе подготовки учащихся к итоговой аттестации.   Этот процесс  требует высокого профессионального уровня  педагогов.  Учитель должен прекрасно владеть содержанием материала, современными образовательными технологиями, постоянно повышать свой методический уровень, вырабатывать собственную систему работы по подготовке к ГИА.

Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта,способствуют профессиональному самоопределению. Популярными среди педагогического сообщества АМР конкурсами являются конкурс «Учитель года», «Педагогический дебют», «Самый классный классный», «Воспитать человека», «Современные образовательные технологии», «Новой школе – новые стандарты», «Сфера профессионального роста», «СтартАп в дополнительном образовании». Учителя русского языка и литературы – обязательные участники муниципальных и региональных этапов данных конкурсов. Так, в 2022 году 2 учителя русского языка и литературы стали призерами МЭ всероссийского конкурса  «Педагогический дебют», 1 учитель – призером МЭ всероссийского конкурса «Самый классный классный» и 1 учитель - победителем МЭ всероссийского конкурса «Учитель года».

IV этап. Психологическая подготовка к ГИА

Не менее значим как для педагогов, так и для обучающихся и родителей IV методического сопровождения.  Задачи психологического сопровождения педагогов в процессе подготовки и сдачи ГИА разнообразны:    

- сохранение психологического здоровья;

- обучение навыкам саморегуляции, контроля эмоционального состояния;

- совершенствование коммуникативного общения в системе «ученик-учитель», «учитель-родитель»;

- повышение психологической компетентности учителей;

- профилактика конфликтно-опасных ситуаций  в экзаменационный период.

V этап. Аналитический (июнь-август)

Данный этап направлен на анализ итогов ГИА, корректировку планов подготовки, расширение рамок направлений подготовки к ГИА.

Серьезная  и грамотная организация деятельности по сопровождению ГИА предполагает целенаправленную работу методической службы, районных, школьных методических объединений, которые могут дойти в решении этого вопроса до каждого учителя, заинтересованного в успешном прохождении ГИА.

              Анализ результатов ГИА как самостоятельного объекта исследования позволяет решать следующие практические задачи:

- получение информации об уровне и качестве подготовки выпускников;

- оценка степени овладения выпускниками основной и средней школы проверяемым на экзамене содержанием учебных предметов, отраженным в обязательном минимуме содержания и требованиях к уровню подготовки выпускников;

- определение типологии  характерных ошибок, допущенных выпускниками;

- формирование методических рекомендаций по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка и литературы;

- принятие управленческих решений при формировании составов территориальных  предметных комиссий на перспективу, внесение изменений в программу подготовки членов предметных комиссий для повышения качества работы данных комиссии;

- мониторинг данных, которые могут дополнить сведения о состоянии муниципальной и институциональной систем образования.

           Итак, с целью создание условий для эффективной и качественной подготовки обучающихся 9, 11 классов к ГИА в нашем районе создана система  методического и информационного сопровождения ГИА выпускников 9, 11 классов, направленная на реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов и формирование ключевых компетенций обучающихся. Таким образом, результаты формирования ключевых образовательных компетенций  обучающихся и педагогической компетенции учителей опосредованно представлены в сопоставительных таблицах результатов ЕГЭ и ОГЭ.

          Мониторинг дальнейшей судьбы выпускников школ района, 70% которых поступают в высшие и средне-специальные учебные заведения на бюджетной основе, позволяет надеяться, что вчерашние ученики школ окажутся готовыми к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях и обучению на протяжении всей жизни.

В заключение хочется отметить, что, для получения объективных результатов  обученности выпускников основной и средней школы, необходимо работать в ключе новых подходов к ОГЭ и ЕГЭ. Цель такой работы - привести к успеху, и  если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это не только способствует овладению базовым уровнем знаний, но и формирует интерес к учебе, развивает творческие  способности, повышает чувство собственного достоинства,  раскрывает творческий потенциал обучающихся.

        Готовясь к выступлению, я обратила внимание на следующую фразу: «Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное». Эти слова считаю призывом действовать, организуя подготовку и к ГИА.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы на 2011-2012 учебный год

План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературына 2011-2012 учебный год...

План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы на 2017-2018 учебный год

План работырайонного методического объединения учителей русского языка и литературына 2017-2018 учебный год...

План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы

План работы РМО учителей русского языка и литературы 2015-2016 учебный год...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Доклад на заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы «Игоровые технологии на уроках русского языка»

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год

Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год...