Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ
статья по информатике и икт (9 класс) по теме
Статья описывает структуру итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ и условия для эффективной подготовки обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ
Авторы:
Пенкина Ольга Николаевна учитель информатики и ИКТ
Клеверова Татьяна Михайловна учитель информатики и ИКТ
На сегодняшний день, одним из актуальных вопросов в обучении школьников является подготовка и сдача экзаменов по завершению 9-го класса. Безусловно, на процесс подготовки и сдачи экзаменов оказывают существенное влияние множество факторов. Задачей учителя и обучающихся является выделение существенных факторов, концентрация внимания на них в процессе подготовки и сдачи экзаменов ОГЭ (ГИА). Очевидным также является и то, что подготовку необходимо начинать заблаговременно, осуществлять её системно, индивидуально с каждым обучающимся, не исключая работу в группах, в парах и т.д.
Экзамен в рамках ОГЭ (ГИА) по информатике и ИКТ является необязательным, он входит в список экзаменов по выбору. Если выбор обучающихся пал на него, то стоит детально изучить структуру и особенности этого экзамена.
В этом отношении стоит отдельно сказать о следующей особенности: при сдаче ОГЭ (ГИА) по информатике обучающийся заранее сообщает о том, с каким программным обеспечением он знаком и на каком языке программирования он предпочитает увидеть практические задания.
Задания ОГЭ (ГИА) по информатике подчиняются следующей структуре:
Часть 1 содержит 18 заданий базового и повышенного уровней сложности, среди которых 6 заданий с выбором и записью ответа в виде одной цифры и 12 заданий, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись экзаменуемым ответа в виде последовательности символов.
Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу обучающихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл. Задание 20 дается в двух вариантах: 20.1 и 20.2; экзаменуемый должен выбрать один из вариантов задания.
Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ, объединенных в следующие тематические блоки:
- «Представление и передача информации»,
- «Обработка информации»,
- «Основные устройства ИКТ»,
- «Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов»,
- «Проектирование и моделирование»,
- «Математические инструменты, электронные таблицы»,
- «Организация информационной среды, поиск информации».
Для подготовки к ОГЭ по информатике необходима постоянная практика программирования, поскольку наибольшим количеством оцениваются последние задания. Программирование в рамках части 2 ОГЭ (ГИА) по информатике осуществляется на следующих языках:
- Си (C) – язык высокого уровня, отличающийся минимализмом и универсальностью.
- Си++ (C++) — компилируемый статически типизированный язык программирования общего назначения.
- Бейсик (Basic) — семейство высокоуровневых языков программирования для начинающих.
- Паскаль (Pacal) — язык программирования общего назначения. Один из наиболее известных языков программирования, используется для обучения программированию в старших классах и на первых курсах ВУЗов.
- Естественный язык.
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа 30 минут (150 минут). К выполнению заданий части 2 можно перейти только сдав выполненные задания части 1 экзаменационной работы. Рекомендуемое время - 1 час 15 минут (75 минут) и на выполнение заданий части 2 также 1 час 15 минут (75 минут).
Максимальный балл за ОГЭ (ГИА) по информатике и ИКТ – 22, минимальный – 5. Соответствие баллов школьным оценкам следующее:
Баллы | 0-4 | 5-11 | 12-17 | 18-22 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ОГЭ, не прибегая к использованию других учебников и пособий. Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ОГЭ. Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ.
Работу по подготовке к экзамену в формате ОГЭ можно разбить на две части.
Первая состоит в том, что начиная с 8-го класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ практически на каждом уроке.
Вторая часть предполагает разработку программы дополнительных занятий, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.
Планы уроков, начиная с 8-го класса, должны заканчиваться пунктом “Примеры заданий из ОГЭ ”. Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ОГЭ.
После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, целесообразно проводить контроль знаний. Контроль состоит из заданий, подобных заданиям ОГЭ. Тестирование можно проводить как в бумажном, так и в электронном виде (например, система «ЗНАК» или интернет ресурс - сайт «Сдам ГИА»).
Тексты тестов и задания можно составить из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ОГЭ, а также из сборников для подготовки к ОГЭ, допущенных Министерством образования и науки. Задача учителя при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.
Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты могут носить не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.
Например, в конце 8 класса можно провести итоговое тестирование в формате ОГЭ по следующим темам:
- Количественные параметры информационных объектов.
- Файловая система организации данных.
- Кодирование и декодирование информации.
- Скорость передачи информации.
- Осуществление поиска информации в Интернете.
А в конце I полугодия 9 класса можно провести тестирование в формате ОГЭ по темам:
- Значение логического выражения.
- Формальные описания реальных объектов и процессов.
- Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке.
- Анализирование информации, представленной в виде схем.
- Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию.
- Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации.
- Простой линейный алгоритм для формального исполнителя.
- Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки.
С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» обучающегося к ОГЭ следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен обучающегося. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого обучающегося, а обучающийся, в свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. С обучающимися, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, проводятся дополнительные занятия, консультации.
Во втором полугодии 9 класса эффективно проводить тренировочные, репетиционные работы, приближенные к реальным условиям проведения ОГЭ.
С 2013-2014 учебного года в нашем районе МО учителей информатики ведет работу по подготовке к экзаменам в формате ОГЭ. Инициативной группой учителей были составлены репетиционные тесты по информатике в формате ГИА-2014, 2015 и апробированы в системе «ЗНАК» в школах нашего района. В этом учебном году МО учителей продолжает свою работу по созданию и проведению репетиционных экзаменов в формате ОГЭ и рассматривает новые возможности для эффективной подготовки обучающихся (например, подготовка промежуточных тестов в формате ОГЭ по пройденным темам).
Литература и интернет-ресурсы, используемые для подготовки к ГИА по информатике:
- Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 7 класс / Сост. Н.А.Сухих. – М.: ВАКО, 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 8 класс / Сост. Н.А. Сухих, М.В. Соловьёва. – М.: ВАКО, 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9 класс / Сост. М.В. Соловьёва. – М.: ВАКО, 2012.
- ОГЭ-2015. Информатика и ИКТ.10 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. Крылов С.С., Чуркина Т.Е. 2015.
- Информатика. Информация. Кодирование и измерение.7-9 классы/ Е.Ю.Кузнецова, Н.Н.Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний,2014
- Информатика. Системы счисления и компьютерная арифметика.7-9 классы/ Е.Ю.Кузнецова, Н.Н.Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний,2014
- Информатика. Основы логики. 7-9 классы/ Е.Ю.Кузнецова, Н.Н.Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний,2014
- www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений.
- inf.sdamgia.ru – Сдам ГИА информатика
Заключение:
Основной метод подготовки обучающихся к ОГЭ – решение типовых и тренировочных тестовых заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.
Методические рекомендации по развитию связной речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....
Некоторые особенности подготовки выпускников к итоговой аттестации по обществознанию
Я для себя решила, что необходимо пересмотреть и перестроить систему педагогической деятельности и методику подготовки учащихся к итоговой аттестации...
План работы творческой группы «Подготовка выпускников к итоговой аттестации по математике»
Цель: Оказание методической помощи учителям, входящим в состав группы, по подготовке учащихся к ЕГЭ. Обмен информацией об организации работы учителей математики выпускных классов.Задачи:·...
"Создание условий для наиболее эффективной подготовки выпускников к итоговой аттестации, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ" (из опыта работы)
Кто же он - современный учитель русского языка? Оптимист или пессимист? Конечно, только оптимист может смело браться за новое дело, каковым стал экзамен несколько лет назад. В настоящее время пе...
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...
Организационно-методическая работа педагогов районного методического объединения учителей русского языка и литературы Ашинского муниципального района Челябинской области по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников 9-х, 11-х классов к госуд
Доклад из опыта работы РМО....
Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по информатике
1. Работа по самообразованию2. Работа с учащимися3. Работа с родителями...