Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».
статья по физкультуре на тему
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 имени
Чернявского Я. М
Краснодарского края Крыловского района
Авторская работа.
Статья: « Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».
Работу подготовил:
учитель физической культуры
Гаценко Алексей Алексеевич
Учитель высшей категории
Ст. Крыловская
2014г
Среди разнообразных форм организации учебно-воспитательной работы в школе особое место занимает урок. Он значительно отличается от других форм занятий. Отличительными особенностями урока являются:
-постоянный состав занимающихся данной возрастной группы (класс);
-четкое планирование системы уроков на основе государственных программ (расписание занятий, учебные планы);
-руководство учебно-воспитательной работой со стороны учителя.
Эти особенности присущи и уроку физической культуры.
Урок физической культуры в школе – это сложный педагогический процесс, органически связывающий оздоровительную, образовательную и воспитательную стороны. Оздоровительная (гигиеническая) сторона процесса направлена на укрепление здоровья и развитие форм и функций организма, на совершенствование двигательных (физических) способностей занимающихся и привитие им санитарно-гигиенических навыков. Образовательная сторона обеспечивает усвоение системы специальных знаний из области теории и методики физического воспитания, гигиены, врачебного контроля и формирование двигательных умений и навыков. Кроме того это должно содействовать усвоению уч-ся необходимых знаний и умений, связанных с выполнением функций помощника учителя, физорга, судьи по спорту и т. п. Воспитательная сторона педагогического процесса призвана содействовать формированию и укреплению положительных качеств личности школьника и искоренению отрицательных. Воспитание нравственного сознания, творческого мышления, сильной воли, ведущих моральных качеств, эстетических вкусов, положительных привычек является неотъемлемой и важной учебно-воспитательной работы.
Все эти стороны в педагогическом процессе выступают в единстве и взаимосвязи. Например, использование физических упражнений в гигиенических целях предполагает известную организацию уч-ся, согласованность их действий, выполнение ими определенных требований. Все это будет способствовать воспитанию дисциплинированности, настойчивости и других качеств. Разумеется, не всякий урок будет оказывать нужное воспитывающее влияние на учеников. Хорошая организация обучения на уроке еще не обеспечивает должной эффективности воспитательной работы.
Мой педагогический опыт показывает, что лучший воспитательный эффект дает такой урок, который отличается не только правильной организацией процесса обучения, но и правильной организацией процесса воспитания. Это означает, что учитель, руководствуясь принципом воспитывающего обучения, планирует в уроке решение воспитательных задач, создает для этого условия, определяет средства и методы воспитания с учетом специфики процесса обучения, индивидуальных особенностей и условий работы.
Уроки физической культуры отличаются от других рядом особенностей. Известно, что умелое использование средств физического воспитания (физических упражнений, естественных факторов природы, гигиенических условий) содействует укреплению здоровья занимающихся, правильному физическому развитию, формированию разнообразных двигательных навыков. Систематическое занятия физ.упражнениями делают человека энергичным, бодрым, жизнерадостным, благоприятно влияют на его психику.
Выполнение двигательных вызывает у уч-ся проявление положительных эмоций (чувство удовольствия, радости). Успешное преодоление трудностей стимулирует желание и потребность в решении еще более сложных двигательных задач. Однако чрезмерно трудные, непосильные для ученика двигательные задачи могут нанести ущерб его здоровью, вызвать устойчивые отрицательные эмоции (чувство страха, неуверенности) и большие переживания.
Разучивание движений и действий, часто довольно сложных, тесно связано с активно умственной деятельностью. Во время занятий физическими упражнениями у школьников развиваются активность мышления, творчество, наблюдательность, способность анализировать и обобщать. В этом отношении наибольшее значение имеют сложные по координации упражнения (метание диска, упражнения на гимнастических снарядах), а также упражнения типа единоборств и игры.
На уроке физической культуры создаются большие возможности для воспитания у детей волевых и моральных качеств.
Выполнение двигательных действий связано с преодолением известных трудностей, а это требует не только проявления физических способностей, но и волевых качеств (смелости, решительности, выдержанности, настойчивости и др.) Так, например, отработка старта, выполнение упражнений на гимнастических снарядах требуют сосредоточенного внимания, выдержанности; акробатические упражнения – решительности, смелости; подвижные игры – распределенного внимания, настойчивости.
Воспитание разнообразных волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости и др.) занимает большое место в работе учителей.
Исходя из педагогического опыта, в процессе воспитания волевых качеств у школьников, успешно сочетается метод убеждения с методом упражнения.
Организация процесса физического воспитания предлагает коллективную деятельность уч-ся, что требует установления определенной дисциплины, порядка, строгого выполнения обязанностей и т.д. Например, выполнение образовательных упражнений связано с необходимостью согласовывать свои действия с действиями всего коллектива; разучивание движений на гимнастическом снаряде требует оказания помощи со стороны товарища, поставленного на страховку; коллективная игра (особенно спортивная) обязывает участника строго придерживаться правил поведения, направлять свои усилия на достижение коллективных целей. Все это содействует формированию дисциплинированности, взаимопомощи, честности и других нравственных качеств и навыков культурного поведения.
На уроках физ.культуры создаются возможности для формирования эстетических взглядов, чувств, вкусов. Изящные движения, технически правильное выполнение сложных действий, преодоление чувства неуверенности, страха, высокая согласованность действий коллектива, необходимость корректного поведения в условиях борьбы, образная, правильная и выразительная речь, музыкальное сопровождение, использование интерактивной доски – все это воспитывает у школьников умение чувствовать и правильно оценивать красоту, видеть прекрасное не только в форме, но и в содержании.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правильно организованные занятия физическими упражнениями являются хорошим средством нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания. Разнообразные физические упражнения, как по своему характеру, так и по исполнению отличаются друг от друга. Эти особенности учителю необходимо знать, чтобы лучше использовать их в воспитательной работе с уч-ся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад«Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»
В докладе отражены виды профориентационной работы в коррекционной школе, нацеленные на актуализацию профессионального самоопределения учащихся. Существует ряд серьезных проблем, нерешенность кот...
Особенности воспитательной работы в медико-биологическом классе
В статье рассмотрены особенности медико-биологического класса в сравнении с другими профильными классами гимназии. Кратко описаны принципы работы классного руководителя с учетом этих особенностей....
"Особенности воспитательной работы с юными спортсменами"
Методические рекомендации по формированию целостной, гармонически развитой личности спортсмена....
Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...
Особенности воспитательной работы с подростками
Особенности воспитательной работы с подросткамидоклад...
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Статья на тему"Особенности воспитательной работы с учащимися «группы риска»"
Термин «группа риска» в медицине применяется для обозначения лиц, предрасположенных к той или иной болезни и нуждающихся в связи с этим в проведении специальных медицинских профилактически...