Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа без конфликтов"
рабочая программа по психологии (6 класс) на тему
Аннотация внеурочной деятельности «Школа без конфликтов»
Название курса | «Школа без конфликтов», социальное направление |
Класс | 6 а |
Количество часов | 33 часов, 1 раз в неделю. |
Составитель рабочей программы | Бицура Виктория Викторовна
|
Цель курса | Повышение у обучающихся уровня толерантности к фрустрации, адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию. |
Задачи курса | Формирование ценностей и ориентация на здоровый образ жизни. Повышение адаптивности обучающихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния. Формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру. Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров. Расширение круга видения проблемы за счет мнений других. Развитие способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее. Обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения. Развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий. Формирование готовности в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций. |
Структура курса | - Беседа - анкетирование. - дискуссия |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_shkolla_bez_konfliktov_6_2018.doc | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Школа без конфликтов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 6 классах. Главное назначение данного курса - подготовка учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации, формирование конфликтологической компетентности, улучшение межличностного взаимодействия, готовность к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников (медиаторов), помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения.
Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.
Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных компаниях, или в неформальных объединениях подростков.
Разрешать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров – этому искусству можно и нужно обучать с раннего возраста.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
Формирование ценностей и ориентация на здоровый образ жизни.
Повышение адаптивности учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния.
Формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру.
Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.
Расширение круга видения проблемы за счет мнений других.
Развитие способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее.
Обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.
Развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.
Формирование готовности в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.
Участники программы: обучающиеся 6 классов.
Срок реализации: в течение 2018 – 2019 учебного года.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в среднем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1. | Знакомство. Принятие правил работы в группе. | 1 | 07.09 | |
2. | Правила поведения в общественных местах. | 1 | 14.09 | |
3. | Понятие «медиация». Знакомство со Школьной службой примирения | 1 | 21.09 | |
4. | Причины агрессивного поведения | 1 | 28.09 | |
5. | Профилактика агрессивного поведения | 1 | 05.10 | |
6. | Профилактика агрессивного поведения | 1 | 12.10 | |
7. | Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия» | 1 | 19.10 | |
8. | Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия» | 1 | 26.10 | |
9. | Виды школьных конфликтов | 1 | 09.11 | |
10. | Виды школьных конфликтов | 1 | 16.11 | |
11. | Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта | 1 | 23.11 | |
12. | Стратегии поведения в конфликтной ситуации. | 1 | 30.11 | |
13. | Способы урегулирования и профилактика конфликтов | 1 | 07.12 | |
14. | Мир моих чувств и эмоций. «Мое имя» | 1 | 14.12 | |
15. | «Мое настроение» | 1 | 21.12 | |
16. | «Мои чувства и эмоции» | 1 | 11.01 | |
17. | «Как выразить негативные эмоции: злость, обида» | 1 | 18.01 | |
18. | «Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд». | 1 | 25.01 | |
19. | «Мимика и жесты» | 1 | 01.02 | |
20. | «Познаю себя» | 1 | 08.02 | |
21. | «Я-неповторимый человек» | 1 | 15.02 | |
22. | «Как стать прилежным и старательным» | 1 | 22.02 | |
23. | «Мои достоинства» | 1 | 01.03 | |
24. | «7 моих Я» | 1 | 15.03 | |
25. | «Что знают обо мне окружающие?» | 1 | 22.03 | |
26. | «Посеешь характер-пожнешь судьбу» | 1 | 05.04 | |
27. | «Мои недостатки» | 1 | 12.04 | |
28. | «Как превратить недостатки в достоинства» | 1 | 19.04 | |
29. | «Я глазами других людей» | 1 | 26.04 | |
30. | «Мы все разные» | 1 | 03.05 | |
31. | «Мой класс-мои друзья» | 1 | 10.05 | |
32. | «Я и семья» | 1 | 17.05 | |
33 | Что мы узнали и чему научились | 1 | 24.05 |
Информационно-методическое обеспечение
- Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5 – 9 классы : практические занятия, тренинговые задания / авт.-сост. О.А.Уварова. – Волгоград : Учитель, 2014.
- Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта / Е.В.Лукманов // Справочник заместителя директора школы. – 2008. - №5.
- Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе / И.В.Стишенок. – СПб. : Речь, 2011.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практ. Пособие : в 4 т. Т.2 / К.Фопель; [пер. с нем.] – М., : Генезис, 1998.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1988.
- Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
- Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...
Рабочая программа факультативного курса "Локальные конфликты XX века"
Специфика данного учебного курса обусловлена тем, что она ориентирована на изучение основных локальных конфликтов, формирование у школьников общих, цельных представлений о процессах, связанных с...