Развитие коммуникативных навыков у школьников как элемента практической деятельности в условиях образовательного процесса.
план-конспект урока по психологии на тему

Чапарова Ольга Николаевна

Урок:

Радость человеческого общения!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_radost_chelovecheskogo_obshcheniya.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

          Развитие коммуникативных навыков у школьников как элемента практической деятельности в условиях образовательного процесса.

Тема: «Радость человеческого общения».

Цель: развитие у подростков навыков общения, формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе.

Задачи:

  • Сплочение детского коллектива;
  • Развитие вербальных и невербальных навыков коммуникации;
  • Проживание ситуации сотрудничества, взаимовыручки;
  • Повышение познавательного интереса.

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный психологический климат;
  • Опыт взаимодействия в коллективе;
  • Позитивные отношения между младшими подростками.

Участники: учащиеся 5 класса.

Ход урока

I. Приветствие.

Учитель. Ребята, я приветствую вас на космическом корабле и предлагаю совершить уникальную, интереснейшую прогулку по космическому пространству. Нам предстоит совершить полет на Луну, Марс и Юпитер.

Приветствие - установка.

В кругу, взявшись за руки, ребята говорят друг другу: "Я готов с тобой полететь в космос".

II. Подготовка космонавтов.

Учитель. Полет в космос требует специальной подготовки. Итак, начнем подготовку в космонавты:

  1. Проверка памяти

Упражнение "Картина"

Участники делятся на две команды. Одна из команд будет изображать картину или какой-нибудь сюжет. Другая команда в течение одной минуты будет любоваться картиной. Потом все отворачиваются. В это время команда, изображавшая картину, меняет как можно больше деталей. Теперь поочередно участники из второй команды подходят по одному к картине и молча приводят её в исходное положение. Важно, чтобы каждый участник заметил произошедшие изменения. "Картина" должна вернуться в исходное положение. Затем команды меняются местами.

  1.  Проверка внимания.

Упражнение "Видение других"

Один из участников садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих - детали костюма, прически, обуви и т.д.

  1.  Проверка мышления.

Каждый участник читает загадки на тему "Космос".

  1. Черты характера и эмоции их сопровождающие.

Раздаются карточки с различными эмоциями: гнев, радость, страх, удивление, обида, злость, лень, веселье, спокойствие, грусть и т.д

Каждый участник должен изобразить эмоцию так, чтобы остальные догадались, что же это за эмоция.

Учитель. Какими чертами характера должен обладать настоящий космонавт?

Установка. Самое главное в космосе - быть в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга. Я уверена, что у нас все получится!

III. Старт с Земли.

Учитель. Юные космонавты, вы успешно прошли курс подготовки и к полёту допущены, прошу занять свои места в космическом корабле. Но прежде чем мы стартуем, надо знать, какие опасности могут подстерегать нас в космосе: летящие с разных сторон метеориты, перегрузка корабля, попадание в невесомость, нехватка горючего.

Мы начинаем стартовать с планеты Земля - третье планеты Солнечной системы. Это единственная планета, на которой существует жизнь в известной нам форме.

Итак, полетели.

Упражнение "Полет"

При команде "Метеорит слева" все дружно наклоняются вправо, чтобы избежать удара, "Метеорит справа" - наклон влево. Команда "Горючее" означает, что нужно глубоко вздохнуть и задержать дыхание, чтобы не допустить утечки горючего; "Невесомость" - взяться всем за руки и поднять ноги, чтобы не улететь; "Перегрузка" - наклониться вперед.

IV. Прибытие на станцию "Луна"

Учитель. Наш космический корабль прибывает на Луну - спутник Земли, вращающийся вокруг нее. Луна изменяет свое положение по отношению к Земле и солнцу, поэтому изменяет и её вид, иногда это полный круг, а иногда - тонкий серп.

Луна заботится о спокойствии наших ночей. Луна символизирует душу, духовную сторону нашей жизни. Луна - это спокойствие, умиротворение, стабильность.

Прошу вас сойти на станции Луна и продемонстрировать планете свою выдержку, спокойствие и самоконтроль.

Упражнение "Карандаши"

Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг против друга и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. При этом выполняются следующие действия: двигать руками вверх-вниз, вперед-назад, приседание. Далее все участники встают в круг и, не отпуская карандашей, синхронно выполняют задания.

Учитель. Луна является хранительницей ночей, а жители Луны молчаливы и общаются друг с другом без слов. Вот и мы постараемся поговорить с ними без слов.

Упражнение "Расскажи без слов"

Участники делятся на 4 группы и готовятся невербально передать информацию:

"Здравствуйте! Мы пришли к вам с миром. Мы не желаем войны.

Пожалуйста, предоставьте нам пищу и дом.

Мы принесли вам свои дары: воду, цветок, огонь.

Спасибо за всё! Прилетайте к нам в гости! Ждем вас!"

Учитель. Продолжаем наше путешествие. Полетели дальше.

V. Прибытие на станцию "Марс"

Учитель. Наша ракета приближается к Марсу - четвертой планете Солнечной системы. Марс называют "младшим братом" Земли. Значительная поверхность планеты имеет цвет красного кирпича. Марс характеризуется большим разнообразием пейзажа: вулканические кратеры, площади, покрытые вулканической лавой, многочисленные долины и каналы высохших рек, пустыни, возвышенности и даже примитивные формы растений. Дневная температура Марса составляет +25 градусов, а ночью опускается до -60.

Марс символизирует силу и предприимчивость, энергию и желание выделяться на фоне других людей. Марс определяет самостоятельность, независимость, борьбу за своё место под солнцем, смелость и физическую выносливость.

Учитель. На Марсе самым дефицитным является вода, наш запас воды - одна тарелка, постараемся её сберечь.

Упражнение "Тарелка"

Участники встают парами, спиной кдруг другу. Тарелку, наполненную водой, передают из рук в руки, стараясь ни капли не пролить.

Учитель. Продолжаем наш полет.

VI. Прибытие на станцию "Юпитер"

Учитель. Члены экипажа, взгляните в иллюминаторы, перед нами великий Юпитер - самая большая и самая красивая планета. Юпитер по радиусу в одиннадцать раз больше Земли, а его быстрое вращение привело к форме эллипса. На Юпитере нет твердого грунта под ногами, он состоит из легких материалов и газов.

Юпитер символизирует веру в добро и указывает нам смысл жизни. Юпитер наделяет человека отвагой, уверенностью в себе, оптимизмом, доверием к жизни, стремлением к самосовершенствованию.

Постараемся держаться все вместе, чтобы не "утонуть" в парах и газах планеты.

Учитель. Ребята, мы прошли с вами испытания стойкости, взаимовыручки, самоконтроля, но не будем забывать и о душе.

Упражнение "Добрые слова"

Участники перекидывая друг другу мяч, говорят приятные слова, комплименты, пожелания.

Учитель. Настало время возвращаться на родную планету, полетели.

VII. Возвращение на Землю

Учитель. Вот мы и дома! Мы с вами стали первыми юными космонавтами, совершившими столь опасное космическое путешествие. Позволим себе отдохнуть.

VIII. Прощание

Упражнение "Свеча"

По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывается о своем настроении, чувствах.

Прощание - установка

В кругу, взявшись за руки, ребята говорят друг другу: "Мне было приятно с тобой общаться!".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната

Программа бесед и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей-сирот с ОВЗ. В данном материале описан цикл занятий для повышения коммуникативного уровня детей, находящихся в сиро...

Консультация для педагогов "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности".

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...

Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных навыков младших школьников ОВЗ ТНР

В силу психофизиологических особенностей, детям с ОВЗ  ТНР трудно устанавливать социальные связи и коммуницировать со сверстниками и взрослыми. Решать эту проблему необходимо кропотливым ко...

Игры направленные на развитие коммуникативных навыков младших школьников

Игры направленные на развитие коммуникативных навыков младших школьников...

Доклад - презентация "Развитие коммуникативных навыков школьников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы и дома.

Важнейшей социальной потребностью любого человека является общение. Через него человек познаёт окружающий мир и самого себя, оно является важнейшим фактором формирования личности и играет особую роль ...