Развитие коммуникативных навыков у школьников как элемента практической деятельности в условиях образовательного процесса.
план-конспект урока по психологии на тему
Урок:
Радость человеческого общения!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_radost_chelovecheskogo_obshcheniya.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков у школьников как элемента практической деятельности в условиях образовательного процесса.
Тема: «Радость человеческого общения».
Цель: развитие у подростков навыков общения, формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе.
Задачи:
- Сплочение детского коллектива;
- Развитие вербальных и невербальных навыков коммуникации;
- Проживание ситуации сотрудничества, взаимовыручки;
- Повышение познавательного интереса.
Ожидаемый результат:
- Благоприятный психологический климат;
- Опыт взаимодействия в коллективе;
- Позитивные отношения между младшими подростками.
Участники: учащиеся 5 класса.
Ход урока
I. Приветствие.
Учитель. Ребята, я приветствую вас на космическом корабле и предлагаю совершить уникальную, интереснейшую прогулку по космическому пространству. Нам предстоит совершить полет на Луну, Марс и Юпитер.
Приветствие - установка.
В кругу, взявшись за руки, ребята говорят друг другу: "Я готов с тобой полететь в космос".
II. Подготовка космонавтов.
Учитель. Полет в космос требует специальной подготовки. Итак, начнем подготовку в космонавты:
- Проверка памяти
Упражнение "Картина"
Участники делятся на две команды. Одна из команд будет изображать картину или какой-нибудь сюжет. Другая команда в течение одной минуты будет любоваться картиной. Потом все отворачиваются. В это время команда, изображавшая картину, меняет как можно больше деталей. Теперь поочередно участники из второй команды подходят по одному к картине и молча приводят её в исходное положение. Важно, чтобы каждый участник заметил произошедшие изменения. "Картина" должна вернуться в исходное положение. Затем команды меняются местами.
- Проверка внимания.
Упражнение "Видение других"
Один из участников садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих - детали костюма, прически, обуви и т.д.
- Проверка мышления.
Каждый участник читает загадки на тему "Космос".
- Черты характера и эмоции их сопровождающие.
Раздаются карточки с различными эмоциями: гнев, радость, страх, удивление, обида, злость, лень, веселье, спокойствие, грусть и т.д
Каждый участник должен изобразить эмоцию так, чтобы остальные догадались, что же это за эмоция.
Учитель. Какими чертами характера должен обладать настоящий космонавт?
Установка. Самое главное в космосе - быть в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга. Я уверена, что у нас все получится!
III. Старт с Земли.
Учитель. Юные космонавты, вы успешно прошли курс подготовки и к полёту допущены, прошу занять свои места в космическом корабле. Но прежде чем мы стартуем, надо знать, какие опасности могут подстерегать нас в космосе: летящие с разных сторон метеориты, перегрузка корабля, попадание в невесомость, нехватка горючего.
Мы начинаем стартовать с планеты Земля - третье планеты Солнечной системы. Это единственная планета, на которой существует жизнь в известной нам форме.
Итак, полетели.
Упражнение "Полет"
При команде "Метеорит слева" все дружно наклоняются вправо, чтобы избежать удара, "Метеорит справа" - наклон влево. Команда "Горючее" означает, что нужно глубоко вздохнуть и задержать дыхание, чтобы не допустить утечки горючего; "Невесомость" - взяться всем за руки и поднять ноги, чтобы не улететь; "Перегрузка" - наклониться вперед.
IV. Прибытие на станцию "Луна"
Учитель. Наш космический корабль прибывает на Луну - спутник Земли, вращающийся вокруг нее. Луна изменяет свое положение по отношению к Земле и солнцу, поэтому изменяет и её вид, иногда это полный круг, а иногда - тонкий серп.
Луна заботится о спокойствии наших ночей. Луна символизирует душу, духовную сторону нашей жизни. Луна - это спокойствие, умиротворение, стабильность.
Прошу вас сойти на станции Луна и продемонстрировать планете свою выдержку, спокойствие и самоконтроль.
Упражнение "Карандаши"
Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг против друга и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. При этом выполняются следующие действия: двигать руками вверх-вниз, вперед-назад, приседание. Далее все участники встают в круг и, не отпуская карандашей, синхронно выполняют задания.
Учитель. Луна является хранительницей ночей, а жители Луны молчаливы и общаются друг с другом без слов. Вот и мы постараемся поговорить с ними без слов.
Упражнение "Расскажи без слов"
Участники делятся на 4 группы и готовятся невербально передать информацию:
"Здравствуйте! Мы пришли к вам с миром. Мы не желаем войны.
Пожалуйста, предоставьте нам пищу и дом.
Мы принесли вам свои дары: воду, цветок, огонь.
Спасибо за всё! Прилетайте к нам в гости! Ждем вас!"
Учитель. Продолжаем наше путешествие. Полетели дальше.
V. Прибытие на станцию "Марс"
Учитель. Наша ракета приближается к Марсу - четвертой планете Солнечной системы. Марс называют "младшим братом" Земли. Значительная поверхность планеты имеет цвет красного кирпича. Марс характеризуется большим разнообразием пейзажа: вулканические кратеры, площади, покрытые вулканической лавой, многочисленные долины и каналы высохших рек, пустыни, возвышенности и даже примитивные формы растений. Дневная температура Марса составляет +25 градусов, а ночью опускается до -60.
Марс символизирует силу и предприимчивость, энергию и желание выделяться на фоне других людей. Марс определяет самостоятельность, независимость, борьбу за своё место под солнцем, смелость и физическую выносливость.
Учитель. На Марсе самым дефицитным является вода, наш запас воды - одна тарелка, постараемся её сберечь.
Упражнение "Тарелка"
Участники встают парами, спиной кдруг другу. Тарелку, наполненную водой, передают из рук в руки, стараясь ни капли не пролить.
Учитель. Продолжаем наш полет.
VI. Прибытие на станцию "Юпитер"
Учитель. Члены экипажа, взгляните в иллюминаторы, перед нами великий Юпитер - самая большая и самая красивая планета. Юпитер по радиусу в одиннадцать раз больше Земли, а его быстрое вращение привело к форме эллипса. На Юпитере нет твердого грунта под ногами, он состоит из легких материалов и газов.
Юпитер символизирует веру в добро и указывает нам смысл жизни. Юпитер наделяет человека отвагой, уверенностью в себе, оптимизмом, доверием к жизни, стремлением к самосовершенствованию.
Постараемся держаться все вместе, чтобы не "утонуть" в парах и газах планеты.
Учитель. Ребята, мы прошли с вами испытания стойкости, взаимовыручки, самоконтроля, но не будем забывать и о душе.
Упражнение "Добрые слова"
Участники перекидывая друг другу мяч, говорят приятные слова, комплименты, пожелания.
Учитель. Настало время возвращаться на родную планету, полетели.
VII. Возвращение на Землю
Учитель. Вот мы и дома! Мы с вами стали первыми юными космонавтами, совершившими столь опасное космическое путешествие. Позволим себе отдохнуть.
VIII. Прощание
Упражнение "Свеча"
По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывается о своем настроении, чувствах.
Прощание - установка
В кругу, взявшись за руки, ребята говорят друг другу: "Мне было приятно с тобой общаться!".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната
Программа бесед и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей-сирот с ОВЗ. В данном материале описан цикл занятий для повышения коммуникативного уровня детей, находящихся в сиро...
Консультация для педагогов "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности".
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)
В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...
Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных навыков младших школьников ОВЗ ТНР
В силу психофизиологических особенностей, детям с ОВЗ ТНР трудно устанавливать социальные связи и коммуницировать со сверстниками и взрослыми. Решать эту проблему необходимо кропотливым ко...
Игры направленные на развитие коммуникативных навыков младших школьников
Игры направленные на развитие коммуникативных навыков младших школьников...
Доклад - презентация "Развитие коммуникативных навыков школьников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы и дома.
Важнейшей социальной потребностью любого человека является общение. Через него человек познаёт окружающий мир и самого себя, оно является важнейшим фактором формирования личности и играет особую роль ...