Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с семьей по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков»
статья на тему
В выступлении представлен мой личный опыт работы по профилактике и коррекции отклоняющего поведения подростков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Работа с семьей по профилактики и коррекции
отклоняющегося поведения подростков»
(из опыта работы педагога-организатора МБОУ «Школа-гимназия» г.Ярцево Смоленской области Марян М.А.)
Работа с родителями, семьей представляет собой очень важный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения детей вид деятельности учителей. Социального педагога, психолога. Работа должна проводится целостно как с самим ребенком, так и с его семьей.
Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, а в другой – естественная норма жизни.
Основные задачи:
- проведение информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармоний семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
- осуществление диагностической работы для выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
- осуществление комплексной коррекционной работы по восстановлению здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции нарушений в семейном воспитании.
Поставленные задачи определяют формы работы с семьей в целях профилактики и коррекции отношений в поведении детей.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
- изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию детей;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания ребенка;
- анализ результатов совместной воспитательной деятельности.
Методы изучения семьи:
- наблюдение;
- беседа;
- тестирование;
- анкетирование;
- деловая игра;
- анализ детских рассказов, рисунков о семье
Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее проявления уважения по всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Правила изучения семьи:
- родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения;
- изучение должно быть целенаправленным, планомерным и
систематическим;
- методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами
воспитания;
- психолого-педагогические методы должны быть разнообразны,
применяться в комплексе.
Данные при изучении семьи:
- Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.
- Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.
- Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции.
Типы семей по принципу возможности использования
нравственного потенциала для воспитания детей
- Семьи с высоким уровнем нравственных отношений.
В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя советы не исключаются.
2. Семья с нормальными отношениями между родителями. Но дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что требует внимания педагога.
3. Конфликтные семьи. Родители не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи. Нужно активное педагогическое воздействие.
4. Внешнее благополучие семьи, в которых отсутствуют истинные нравственные ценности. Воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5. Неблагополучные семьи. Требуют постоянного внимания, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Формы организации педагогического просвещения
1. Лекции – это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.
Тематика:
«Возрастные особенности подростков»;
«Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростка в семейном воспитании»;
«Роль семьи в предупреждении девиантного поведения детей».
- Психолого-педагогические консультации:
«Семейная атмосфера»; «Гармоничная семья»;
«Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка».
- Практикумы – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей.
«Опыт семейного воспитания»;
«Микроклимат семьи»;
«Какой у вас ребенок».
4. Педагогическая дискуссия – обсуждение поставленных проблем, выработка умения анализировать факты и явления.
Главный принцип – уважения к позиции и мнению любого участника.
«Школьная форма: за и против».
«Справедливы ли вы к своим детям».
- Родительское собрание.
«Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждения».
- Тренинги для родителей «Общение без конфликтов»
Причины девиантного поведения детей обусловлены различными факторами, в том числе и недостатками воспитательно-образовательной работы семьи и школы.
Здесь необходимо тесное взаимодействие. Цель этого взаимодействия – оптимизация социально-педагогической ситуации развития ребенка, т.е. преодоление сложностей в развитии подростка, улучшение условий его обучения и воспитания.
В этой связи мы разрабатываем оптимальную модель психолого-педагогического взаимодействия семьи и школы.
Работа по индивидуальным реабилитационным программам позволяет более широко учитывать индивидуальные особенности конкретной семьи, шире использовать ее внутренний потенциал в решении своих проблем.
Таким образом, понимание семьи как системы приводит к пониманию необходимости применения комплексного, системного подхода к организации психолого-педагогической коррекции отклонений в поведении детей. Только совместная работа со всеми членами семьи может привести к положительным результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"
Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»
В выступлении ставится задача рассмотреть возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...
Выступление на педагогическом совете по теме "Работа с одаренными детьми как необходимое условие качества образования"
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результато...
Выступление на педагогическом совете по теме «Работа школьных кружков, секций и объединений»
Я веду кружок по настольному теннису третий год. Проводятся занятия во вторую половину дня, что удобно для ребят.Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способс...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».
Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения»....
Выступление на педагогическом совете с темой " Профилактика и предупреждение асоциального поведение у подростков"
ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ у подростков...
Выступление на педагогическом совете с темой "Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе"
Доклад на педагогическиский совет «Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе»...