Рабочая программа тренинговых занятий направленных на профилактику асоциального поведения
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Данная программа адресована подросткам (5-9 класс), учащихся в МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А. В. Беляева, которые имеют повышенный уровень конфликтности. Рабочая программа составлена на основе программы «Тренинг для подростков профилактика асоциального поведения» Макарычева Г.И. Программа представлена в виде подробных сценариев занятий, имеет четкую логику построения, имеет общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5 г. Охи
имени кавалера ордена Мужества
Алексея Викторовича Беляева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРОФИЛАКТИКУ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(наименование учебного предмета/курса)
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(уровень, ступень образования)
1 ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы «Тренинг для подростков, профилактика асоциального поведения» Макарычева Г.И.
Храмовой Нелли Валерьевной
Оха
2022 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека, это время большой перестройки личности ребенка. Подростки полны противоречивых чувств, совершают необдуманные поступки, становятся агрессивными и раздражительными. Склонность к отклоняющемуся поведению является результатом сбоя в процессе становления личности подростка и решении его возрастных задач.
Цель программы – коррекция конфликтного поведения, через овладение учащимися навыков эффективного взаимодействия, профилактика асоциального поведения.
В соответствии с этой целью обозначились задачи программы:
- информирование о влиянии отклоняющегося поведения на здоровье и жизнь;
- обучение эмоциональному самовыражению и разрядке;
- понимание своих внутренних конфликтов, себя и своих качеств;
- моделирование ответственной жизненной позиции;
- научить стратегическому видению своей жизни, постановке цели, определению задач, шагов по ее достижению;
- повышение представлений школьников о ценности самого себя и других людей;
- развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
- развитие навыков и умения необходимого для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности;
- обучение выстраиванию зрелых партнерских отношений;
- обучение способам снятия напряжения.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована подросткам (5-9 класс), учащихся в МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А. В. Беляева, которые имеют повышенный уровень конфликтности. Рабочая программа составлена на основе программы «Тренинг для подростков профилактика асоциального поведения» Макарычева Г.И. Программа представлена в виде подробных сценариев занятий, имеет четкую логику построения, имеет общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста.
Изменения, внесённые в авторскую программу
Общее число занятий: 16, один-два раза в меся.
Продолжительность занятий 30-40 минут.
Количество детей в группе 6 – 13 человек.
В рабочей программе допускаются изменения в виде замены игр и упражнений, исходя из численности участников.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы, методы, технологии обучения
Формы организации образовательного процесса:
- Индивидуально-обособленная
- Работа в парах
- Групповая
Методы:
- Мозговой штурм
- Ролевые игры
- Коммуникативные игры
- Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект
- Арттерапевтические методы
- Методы релаксации
- Визуализация
- Психогимнастика
- Сказкотерапия
Технологии обучения:
- Развивающего обучения
- Личностно ориентированного образования
- Игровые
- Информационные
Структура занятия
- Приветствие.
- Разминка.
- Основная часть.
- Релаксационное упражнение.
- Рефлексия занятия.
- Прощание.
Ожидаемый результат
- По итогам прохождения курса тренинговых занятий, подростки овладевают навыками коммуникативной культуры.
- Снижение уровня агрессивности учащихся, формирование адекватных стратегий поведения.
- Учащиеся овладевают умениями эффективного взаимодействия в обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Цель занятия | Методические приемы |
1 | Занятие 1 | - создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; - снятие эмоциональной напряженности детей: создание атмосферы защищенности и доверия в группе; - обучение навыкам сотрудничества и дружелюбию во взаимоотношениях с окружающими сверстниками. | Психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы. |
2 | Занятие 2 | - снятие эмоциональной напряженности; - развитие навыков сотрудничества и внимательного отношения друг к другу. | Психологические игры, дискуссия. |
3 | Занятие 3 | - формирование мотивации совместной деятельности; - изучение агрессивности учащихся путем погружения в сказку; - отреагирование чувства злости, снятие мышечного напряжения; - мышечная релаксация. | Психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы, дыхательная гимнастика. |
4 | Занятие 4 | - формирование мотивации совместной деятельности; - развитие чувства эмпатии, умения распознавать разные эмоциональные состояния; - диагностика актуального эмоционального фона; - формирование позитивного восприятия окружающей действительности, чувства доброты. | Психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы, дыхательная гимнастика. |
5 | Занятие 5 | - обучение навыкам восприятия музыки и умения находить соответствующие ей образы; - формирование эмоционального равновесия - развитие навыков анализа агрессивного поведения, причин его вызывающих. | Психологические игры, арттерапевтические техники. |
6 | Занятие 6 | - способствовать снятию эмоционального напряжения; -отреагирование чувства гнева в приемлемой форме; - мышечная релаксация. | Психологические игры, арттерапевтические техники, дыхательная гимнастика. |
7 | Занятие 7 | - обучение приемлемым способам выражения гнева; - развитие чувства эмпатии, умения распознавать разные эмоциональные состояния. | Психологические игры, арттерапевтические техники. |
8 | Занятие 8 | - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - формирование навыков позитивного общения; - отреагирование чувства гнева. | Психологические игры, арттерапевтические техники. |
9 | Занятие 9 | - обучение навыкам эффективного взаимодействия, навыкам сотрудничества; - снятие психоэмоционального напряжения. | Психологические игры. |
10 | Занятие 10 | - развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей, расширение багажа знаний об эмоциональных состояниях; - развитие способности сознавать причины своего агрессивного поведения, поиск путей выхода из конфликтных ситуаций. | Психологические игры, дискуссия. |
11 | Занятие 11 | - развитие чувства эмпатии, умения понимать эмоциональные состояния другого человека; - обучение навыкам контроля и управления гневом. | Психологические игры, арттерапевтические Техники. |
12 | Занятие 12 | - развитие умения сочувствовать, сопереживать, навыка тактильного восприятия другого человека; - формирование опыта доверия к окружающим; - формирование навыков сотрудничества. | Психологические игры. |
13 | Занятие 13 | - создание атмосферы группового доверия и принятия; - снятие негативных настроений, психоэмоционального напряжения; - адаптация к новым способам поведения. | Психологические игры, дискуссия. |
14 | Занятие 14 | - обучение навыкам распознавания мотивов поведения других людей, законов общения с окружающими, возможность получения «обратной связи» своей стратегии поведения; - обеспечение возможности увидеть различные варианты поведения в спорных ситуациях, тренировка применения конструктивных способов разрешения конфликтов. | Ролевые проигрывания ситуаций, дискуссия. |
15 | Занятие 15 | - обучение эффективным способам общения; - формирование позитивной самооценки и уверенного поведения. | Ролевые игры проигрывания ситуаций, визуализация, психологическая игра. |
16 | Занятие 16 | - диагностика актуального эмоционального состояния; - способствовать осознанию детьми своих внутренних возможностей и формирование образа позитивного будущего; - развитие положительного отношения к окружающим, навыков рефлексии; - обобщение и закрепление полученных знаний, навыков. | Психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы, дискуссия. |
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.
- Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПБ., 2006
- Макартычева Г.И. Тренинг для подростков:профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2008
- Прихожан А.М.психология неудачника. Тренинг уверенности в себе.- М.,2001.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: Генезис, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.
Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....
Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении
Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
ПРОГРАММА профилактики асоциального поведения учащихся
Цель: Возможность решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации....
Методическая разработка на тему: Профилактика асоциального поведения.
Дети с проблемами в поведении.Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с внутренними пробле...
Методическая разработка на тему: Профилактика асоциального поведения.
Дети с проблемами в поведении.Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с внутренними пробле...
Занятие направленное на профилактику отклоняющегося поведения подростков.
Хочу поделиться занятием из профилактическойой психолого-педагогической программы социального и личностного развития подростка «СВОЙ ВЫБОР!»...