Рабочая программа тренинговых занятий направленных на профилактику асоциального поведения
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Храмова Нелли  Валерьевна

     Данная  программа адресована подросткам (5-9 класс), учащихся  в  МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А. В. Беляева, которые имеют повышенный уровень конфликтности. Рабочая программа составлена на основе программы «Тренинг для подростков профилактика асоциального поведения» Макарычева Г.И. Программа представлена в виде подробных сценариев занятий, имеет четкую логику построения, имеет общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 5 г. Охи

имени кавалера ордена Мужества

Алексея Викторовича Беляева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ

НА ПРОФИЛАКТИКУ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

(наименование учебного предмета/курса)

  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 (уровень, ступень образования)

1 ГОД

 (срок реализации программы)

 

Составлена на основе программы  «Тренинг для подростков, профилактика асоциального поведения» Макарычева Г.И.

Храмовой Нелли Валерьевной

Оха

2022 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека, это время большой перестройки личности ребенка. Подростки полны противоречивых чувств, совершают необдуманные поступки, становятся агрессивными и раздражительными. Склонность к отклоняющемуся поведению является результатом сбоя в процессе становления личности подростка и решении его возрастных задач.

            Цель программы – коррекция конфликтного поведения, через овладение учащимися навыков эффективного взаимодействия, профилактика асоциального поведения.

В соответствии с этой целью обозначились задачи программы:

  • информирование о влиянии отклоняющегося поведения на здоровье и жизнь;
  • обучение эмоциональному самовыражению и разрядке;
  • понимание своих внутренних конфликтов, себя и своих качеств;
  • моделирование ответственной жизненной позиции;
  • научить стратегическому видению своей жизни, постановке цели, определению задач, шагов по ее достижению;
  • повышение представлений школьников о ценности самого себя и других людей;
  • развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
  • развитие навыков и умения необходимого для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности;
  • обучение выстраиванию зрелых партнерских отношений;
  • обучение способам снятия напряжения.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

     Данная  программа адресована подросткам (5-9 класс), учащихся  в  МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А. В. Беляева, которые имеют повышенный уровень конфликтности. Рабочая программа составлена на основе программы «Тренинг для подростков профилактика асоциального поведения» Макарычева Г.И. Программа представлена в виде подробных сценариев занятий, имеет четкую логику построения, имеет общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста.

Изменения, внесённые в авторскую программу

Общее число занятий: 16, один-два раза в меся.

Продолжительность занятий 30-40 минут.

Количество детей в группе  6 – 13 человек.

В рабочей программе допускаются изменения в виде замены игр и упражнений,  исходя из численности участников.

Срок реализации  программы: 1 год.

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

  • Индивидуально-обособленная
  • Работа в парах
  • Групповая

      Методы:

  • Мозговой штурм
  • Ролевые игры
  • Коммуникативные игры
  • Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект
  • Арттерапевтические методы
  • Методы релаксации
  • Визуализация
  • Психогимнастика
  • Сказкотерапия

      Технологии обучения:

  • Развивающего обучения
  • Личностно ориентированного образования
  • Игровые
  • Информационные

Структура занятия

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Основная часть.
  4. Релаксационное упражнение.
  5. Рефлексия занятия.
  6. Прощание.

Ожидаемый результат

  • По итогам прохождения курса тренинговых занятий, подростки овладевают навыками коммуникативной культуры.
  • Снижение уровня агрессивности учащихся, формирование адекватных стратегий поведения.
  • Учащиеся овладевают умениями эффективного взаимодействия в обществе.  


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Цель занятия

Методические приемы

1

Занятие 1

- создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях;

- снятие эмоциональной напряженности детей: создание атмосферы защищенности и доверия в группе;

- обучение навыкам сотрудничества и дружелюбию во взаимоотношениях с окружающими сверстниками.

Психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы.

2

Занятие 2

- снятие эмоциональной напряженности;

- развитие навыков сотрудничества и  внимательного отношения друг к другу.

Психологические игры, дискуссия.

3

Занятие 3

- формирование мотивации совместной деятельности;

- изучение агрессивности учащихся путем погружения в сказку;

- отреагирование чувства злости, снятие мышечного напряжения;

- мышечная релаксация.

Психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы, дыхательная гимнастика.

4

Занятие 4

- формирование мотивации совместной деятельности;

- развитие  чувства эмпатии, умения распознавать разные эмоциональные состояния;

- диагностика актуального эмоционального фона;

- формирование позитивного восприятия окружающей действительности, чувства доброты.

Психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы, дыхательная гимнастика.

5

Занятие 5

- обучение навыкам восприятия музыки и умения находить соответствующие ей образы; - формирование эмоционального равновесия

- развитие навыков анализа агрессивного поведения, причин его вызывающих.

Психологические

игры, арттерапевтические техники.

6

Занятие 6

- способствовать снятию эмоционального напряжения;

-отреагирование чувства гнева в приемлемой форме;

- мышечная релаксация.

Психологические

игры, арттерапевтические техники, дыхательная гимнастика.

7

Занятие 7

- обучение приемлемым способам выражения гнева;

- развитие  чувства эмпатии, умения распознавать разные эмоциональные состояния.

Психологические

игры, арттерапевтические техники.

8

Занятие 8

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- формирование навыков позитивного общения;

- отреагирование чувства гнева.

Психологические

игры, арттерапевтические техники.

9

Занятие 9

- обучение навыкам эффективного взаимодействия, навыкам сотрудничества;

- снятие психоэмоционального напряжения.

Психологические игры.

10

Занятие 10

- развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей, расширение багажа знаний об эмоциональных состояниях;

- развитие способности сознавать причины своего агрессивного поведения, поиск путей выхода из конфликтных ситуаций.

Психологические игры, дискуссия.

11

Занятие 11

- развитие  чувства эмпатии, умения понимать эмоциональные состояния другого человека;

- обучение навыкам контроля и управления гневом.

Психологические игры, арттерапевтические

 Техники.

12

Занятие 12

- развитие умения сочувствовать, сопереживать, навыка тактильного восприятия другого человека;

- формирование опыта доверия к окружающим;

- формирование навыков сотрудничества.

Психологические игры.

13

Занятие 13

- создание атмосферы группового доверия и принятия;

- снятие негативных настроений, психоэмоционального напряжения;

- адаптация к новым способам поведения.

Психологические игры, дискуссия.

14

Занятие 14

- обучение навыкам распознавания мотивов поведения других людей, законов общения с окружающими, возможность получения «обратной связи» своей стратегии поведения;

- обеспечение возможности увидеть различные варианты поведения в спорных ситуациях, тренировка применения конструктивных способов разрешения конфликтов.

Ролевые проигрывания

ситуаций, дискуссия.

15

Занятие 15

- обучение эффективным способам общения;

- формирование позитивной самооценки и уверенного поведения.

Ролевые игры проигрывания

ситуаций, визуализация, психологическая игра.

16

Занятие 16

- диагностика актуального эмоционального состояния;

- способствовать осознанию детьми своих внутренних возможностей и формирование образа позитивного будущего;

- развитие положительного отношения к окружающим, навыков рефлексии;

- обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.

Психологические игры, проективные методы

диагностики эмоциональной сферы, дискуссия.


УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Емельянова  Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.
  2. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПБ., 2006
  3. Макартычева  Г.И. Тренинг для подростков:профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2008
  4. Прихожан А.М.психология неудачника. Тренинг уверенности в себе.- М.,2001.
  5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: Генезис, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.

Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....

Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении

Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

ПРОГРАММА профилактики асоциального поведения учащихся

Цель: Возможность решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации....

Методическая разработка на тему: Профилактика асоциального поведения.

Дети с проблемами в поведении.Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с  внутренними пробле...

Методическая разработка на тему: Профилактика асоциального поведения.

Дети с проблемами в поведении.Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с  внутренними пробле...

Занятие направленное на профилактику отклоняющегося поведения подростков.

Хочу поделиться занятием из профилактическойой психолого-педагогической программы социального и личностного развития подростка «СВОЙ ВЫБОР!»...