Возможности коммуникации старшеклассников с нарушениями слуха со слышащими людьми
статья по психологии на тему
На современном этапе создана система работы по развитию слухового и слухозрительного восприятия устной речи, её произносительный стороны речи у школьников с нарушением слуха. Однако при общении с незнакомыми слышащими людьми глухие и слабослышащие обучающиеся испытывают определенные трудности. Ограниченные возможности устной коммуникации оказывают отрицательное влияние на социальную адаптацию лиц с нарушением слуха. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы и результаты исследования. Цель исследования состояла в изучении возможности устной коммуникации старшеклассников с нарушениями слуха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возможности устной коммуникации старшеклассников с нарушениями слуха со слышащими людьми
Казанова Ж.Р.,
педагог-психолог школы-интерната №36 г.Ставрополя
Создание наиболее эффективных условий формирования личности глухого ученика, включение его в общественно-полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Развитие сурдопедагогической науки и практики, смежных наук, технический прогресс создали принципиально новые условия для совершенствования системы формирования устной речи у детей, имеющих нарушения слуха.
Основными педагогическими условиями повышения эффективности овладения устной речью (ее восприятием и воспроизведением) были признаны раннее выявление нарушений слуха и оказание комплексной медико-психологической помощи сразу после установления диагноза, совершенствование системы дошкольного воспитания и обучения, образовательно-коррекционного процесса в специальных школах при создании и внедрении новых продуктивных подходов к речевому развитию глухих детей в условиях коммуникативно-деятельностной системы обучения языку при реализации личностно ориентированных педагогических технологий, а также широкое применение новых информационных технологий.
Практическая реализация системы интенсивного развития слухового восприятия (при использовании электроакустической аппаратуры) способствовала формированию у глухих детей принципиально новой полисенсорной основы восприятия и воспроизведения устной речи, что имеет важное значение для активизации их устной коммуникации со слышащими людьми (В.И. Бельтюкова, К.А. Волкова, Л.А. Головчиц, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Б.Д. Корсунская, Е.П. Кузьмичева, О.И. Кукушкина, Э.И. Леонгард, Л.П. Носкова, Т.В Пелымская, Ф.Ф. Рау, Е.Г. Речицкая, Н.Ф. Слезина, Н.Д. Шматко, Е.З, Яхнина и др.).
На современном этапе создана система работы по развитию слухового и слухозрительного восприятия устной речи, её произносительный стороны речи у школьников с нарушением слуха. Однако при общении с незнакомыми слышащими людьми глухие и слабослышащие обучающиеся испытывают определенные трудности. Ограниченные возможности устной коммуникации оказывают отрицательное влияние на социальную адаптацию лиц с нарушением слуха (И.Г. Багрова, К.А. Волкова, Т.К. Королевская, Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард, Л.П. Назарова, А.Н. Пфафенродт, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, Е.З. Яхнина).
Таким образом, выявлено реальное противоречие между значимостью устной коммуникации для наиболее полноценного развития и социальной адаптации обучающихся с нарушением слуха и недостаточной изученностью данной проблемы. Существенные противоречия и несомненно практическая значимость определили актуальность исследования.
Исследование проводилось на базе Государственного казенного образовательного учреждения "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №36 города Ставрополя".
Цель исследования состояла в изучении возможности устной коммуникации старшеклассников с нарушениями слуха.
В эксперименте приняли участие 10 человек в возрасте 17-19 лет, обучающиеся в двух параллельных классах. Среди них оказалось 8 старшеклассников с сенсоневральной двусторонней глухотой и двое учеников, перенесших операцию по кохлеарной имплантации (КИ). Все обучающиеся слухопротезированны биноурально, во время уроков пользуются слуховыми аппаратами постоянно.
На I этапе исследования для изучения возможностей устной коммуникации старшеклассников с нарушениями слуха использовалась методика, разработанная Яхниной Е.З., Кузьмичевой Е.П. (2011г.). В соответствии с этой методикой были предоставлены два сбалансированных списка по 10 фраз разговорного характера. В них входили знакомые ученикам предложения различной тематической направленности. Предпочтение отдавалось вопросам анкетного характера и фразам, необходимым в социально-бытовой сфере общения.
В данном исследовании эта методика была мной модифицирована и состояла из 20 вопросов, которые были разделены на 4 блока: I блок – повседневное общение, II блок – общение в школе, III блок – общение в семье, IV блок – общение в общественных местах.
При оценке полученных результатов учитывалось, что если ученик в 90-100% случаев правильно слухозрительно воспринял предъявленный речевой материал, грамотно и внятно ответил на вопросы и выполнял задания, то при использовании данного материала он может свободно вступать в устную коммуникацию с незнакомым диктором; если ученик правильно слухозрительно воспринял предъявленный речевой материал в 80-89% случаев, грамотно и внятно ответил на вопросы и выполнил задания, то иногда он может испытывать затруднения при устном общении; если он только в 60-79% случаев правильно слухозрительно воспринял речевой материал, отвечал не всегда грамотно, но достаточно внятно, то чаще всего он будет испытывать затруднения при общении с незнакомым диктором; если ученик правильно воспринял предъявленный материал (в менее чем 60% случаев), при ответах на вопросы допускал ошибки, говорил не всегда внятно, то он будет испытывать серьезные затруднения в устной коммуникации. (Яхнина Е.З., Кузьмичева Е.П., 2011 г.).
При анализе полученных результатов обследования по данной методике старшеклассников с сенсоневральной двусторонней глухотой было выявлено, что в отдельных случаях испытывают затруднения при устном общении – 12 % обучающихся; в большинстве случаев испытывают затруднения при общении с незнакомыми людьми – 13 % обучающихся; серьезные затруднения в устной коммуникации испытывают – 75 % обучающихся. При анализе полученных результатов обследования по данной методике старшеклассников с КИ (два человека) было выявлено, что один обучающийся свободно вступает в устную коммуникацию, а другой – испытывает затруднения.
Анализ полученных результатов показал, что большинство обучающихся не справились с заданием, испытывали трудности в понимании предъявленных фраз, что может свидетельствовать о неготовности большей части старшеклассников с нарушениями слуха к широкому общению.
Обсуждая полученные результаты, отметим, что у обучающихся с КИ результаты оказались немного лучше по сравнению с результатами старшеклассников с сенсоневральной глухотой. Однако, стоит отметить, что у двоих обучающихся с КИ были разные результаты, оба обучающихся со слышыщих семей. Обсуждая полученные данные, мы пришли к выводу, что с одним обучающимся с КИ занимаются дополнительно родители, что приводит к хорошим результатам.
В данном исследовании мной также были проанализированы результаты констатирующего эксперимента по каждому блоку вопросов.
Так, при восприятии речевого материала, который используется в повседневном общении (I блок), 25 % обучающихся с сенсоневральной глухотой свободно вступают в устную коммуникацию, иногда испытывают затруднения – 13 % и чаще всего испытывают затруднения 62 % обучающихся. Полученные данные также свидетельствуют о том, что обучающиеся с КИ свободно вступают в контакт в повседневном общении. Обсуждаю полученные результаты можно отметить, что у обучающихся с КИ были получены лучшие результаты. Следует также отметить, что старшеклассники с сенсоневральной глухотой в повседневном общении не испытывают серьезных затруднений.
При восприятии речевого материала, который используется при общении в школе (II блок), иногда испытывают затруднения 13 % обучающихся с сенсоневральной глухотой, чаще всего испытывают затруднения – 25 %, и 62 % обучающихся испытывают серьезные затруднения в устной коммуникации. У обучающихся с КИ были получены следующие данные: иногда испытывают затруднения – 50% обучающийся и чаще всего испытывают затруднения – 50 обучающийся. Следует отметить, что в общении в школе свободно вступать в устную коммуникацию не могут как глухие дети, так и дети с КИ.
При восприятии речевого материала, который используется при общении в семье (III блок), 25 % обучающихся с сенсоневральной глухотой иногда испытывают затруднения, чаще всего испытывают затруднения – 25 % и 50 % обучающихся испытывают серьезные затруднения в устной коммуникации. В отличии от глухих обучающихся, обучающиеся с КИ в семейном общении иногда испытывают затруднения. Следует отметить, что оба обучающихся со слышащих семей.
При восприятии речевого материала, который используется при общении в общественных местах (IV блок), 13 % обучающихся свободно вступают в устную коммуникацию и 87 % обучающихся испытывают серьезные затруднения устной коммуникации. Рассмотрим полученные результаты у обучающихся с КИ. Из рисунка видно, что один обучающийся свободно вступает в устную коммуникацию и другой – чаще всего испытывает затруднения. При сопоставлении результатов было выявлено, что при общении с незнакомыми слышащими людьми большинство обучающихся с сенсоневральной глухотой испытывают серьезные затруднения в устной коммуникации и лишь 13 % обучающихся свободно вступают в устную коммуникацию.
На II этапе исследования мною использовались результаты анкеты, разработанной педагогом-психологом школы-интерната №36 г. Ставрополя Сизовой О.Ф. Анкета включала в себя 4 блока вопросов: I блок – «Понимание устной речи ребенком. Общение со знакомыми слышащими людьми», II блок – «Общение с незнакомыми слышащими людьми», III блок – «Понимание устной речи ребенка. Общение», IV блок – «Самооценка, возможность самоконтроля устной речи».
В моем исследовании предпочтение было отдано II блоку – «Общение с незнакомыми слышащими людьми». Так, по результатам II блока анкеты больший процент старшеклассников с нарушением слуха (50%), ответили, что с трудом понимают речь врачей, и в 62% случаев с трудом понимают речь продавцов. Всегда понимают устную речь продавца – 13% обучающихся. Не понимают врача – 50%, не понимают продавца – 25%. При анкетировании обучающихся с КИ по результатам II блока анкеты были получены разные результаты: 50 % – всегда понимает речь врача и продавца, а 50% – с трудом понимают речь врача и продавца.
На III этапе исследования мной был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента и анкетирования, полученные результаты которого выявили самооценку возможностей устной коммуникации старшеклассников с нарушением слуха. Для сравнения использовались результаты констатирующего эксперимента IV блока «Общение в общественных местах» и II блока анкетирования «Общение с незнакомыми слышащими людьми» (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента (блок IV «Общение в общественных местах») и анкетирования (II блок «Общение с незнакомыми слышащими людьми»).
Таким образом, были получены следующие данные. 13 % старшеклассников всегда понимают устную речь, как по результатом констатирующего эксперимента, так и по результатом анкетирования. По результатом анкетирования 62 % обучающихся с трудом понимают устную речь. Не понимают обращенную речь 87 % старшеклассников (по результатом констатирующего эксперимента) и 25 % старшеклассников (по результатом анкетирования). Однако, при сопоставлении полученных результатов обучающихся с КИ были получены одинаковые результаты. Анализ полученных данных показывает большие расхождения в результатах глухих обучающихся, что может свидетельствовать о том, что старшеклассники с нарушением слуха завышают свои возможности при оценке общения со слышащими незнакомыми людьми, т.е. не реально смотрят на оценку своих возможностей устной коммуникации.
Таким образом, старшекласссники с нарушением слуха испытывают трудности в непонимании устной речи, что приводит к определенным психологическим трудностям в общении со слышащими людьми. Причины возникновения психологического дискомфорта обусловлены ограниченностью круга общения. Неслышащие и слабослышащие старшеклассники не умеют пользоваться в полном объеме правилами, приемами и средствами общения, испытывают трудности в построении и реализации моделей межличностного взаимодействия в процессе коммуникации. Контакты со слышащими сверстниками, новыми преподавателями зачастую приводят к социальному стрессу, на фоне которого возможно развитие особых психологических переживаний: страх самовыражения; ориентация на значимость слышащих в оценке своих результатов, поступков, речи; ожидание негативных оценок и неадекватной реакции со стороны слышащих. В результате часть глухих и слабослышащих учащихся после окончания специальных учебных заведений остается в среде себе подобных, не стремится адаптироваться в обществе слышащих и интегрироваться в социум. Важным аспектом социальной адаптации и интеграции лиц с недостатками слуха в среду слышащих является наличие межличностного взаимодействия, что предполагает умение избирать неслышащими адекватные способы общения со слышащими, хорошее владение коммуникативными навыками.
Важное значение для становления и развития устной речи неслышащих детей имеет активизация их устной коммуникации со слышащими людьми в различных сферах общественной жизни и в семье (общение со слышащими родственниками, друзьями, соседями, работниками медицинских, образовательных, общественных и других учреждений), а также в условиях специально организованной внеурочной совместной деятельности со слышащими сверстниками, полезной и интересной для всех ее участников (интегрированные занятия в системе дополнительного образования, совместные туристические походы, спортивные соревнования, художественные смотры, выставки, фестивали, интеллектуальные игры и др.).
Литература
- Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. – М.: Просвещение, 1983.
- Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи/ Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2011.
- Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. – М.: Просвещение,1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности верботональго метода в развитии речевой коммуникации учащихся с нарушенным слухом
Важное место в коммуникационной системе обучения языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование...
Учебно - проектная работа на тему: «Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха (поведение по типам темперамента и особенности речи)»
Учебно - проектная работа на тему:«Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха(поведение по типам темперамента и особенности речи)»...
КВН "Пословицы и поговорки" для старшеклассников с нарушением слуха
Ознакомление с пословицами и поговорками как с жанром устного народного творчества. Развивать интерес к русскому народному творчеству. Продолжить формирование нравственных ценностей у детей, развивать...
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Вхождение в социум является очень важным шагом для выпускников нашей школы, чтобы выйдя за пределы школы, ребенок был более самостоятельным, автономным, умел делать выбор и нести ответственность. И чт...
Статья "Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях школы-интерната".
В данной статье отражен опыт работы по профориентации детей, имеющих нарушения слуха, в условиях коррекционной школы-интерната № 23 г. Белгорода....
Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха
Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников....
Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха
Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников...