Особенности воспитания ребёнка с нарушением слуха в семье.
материал
Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка. Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание глухого ребёнка в семье. | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка. Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников.
Чувства родителей в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения: 1 стадия – «шок», 2 стадия – «понимание», 3 стадия – «защитное отрицание», 4 стадия – «принятие глухоты», 5 стадия – «конструктивные действия». Стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того, как пережиты предыдущие.
Существуют разные типы отношений родителей к ребенку с нарушением слуха:
- полное принятие: родители понимают и принимают глухоту ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности;
- сверхопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми;
- нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;
- безразличие: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избегании общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.
3адачи и содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей зависят от возраста. С ростом и развитием ребенка педагогические приемы усложняются, появляются новые направления педагогических воздействий.
Главная задача родителей – помочь ребенку в сложных жизненных ситуациях в условиях болезни раскрыть потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, к адаптации в детском коллективе, а в перспективе – к самостоятельной жизни. Их работа с ребенком складывается из:
- тщательного наблюдения за его развитием (рекомендуется ведение дневника, «слухового словаря» и т. п.);
- организации его досуга и отдыха, чтения книг, познавательных игр, прогулок, совместной изобразительной или продуктивной творческой деятельности с предметами, материалами;
- продолжения выполнения начатых в учебно-воспитательном учреждении мероприятий, помощь в организации учебной работы дома;
- специально организованных занятий с ребенком по рекомендации педагога, выполнение его заданий по развитию речи, ознакомлению с окружающим;
- организации речевого общения, развития разговорно-обиходной речи в условиях жизненной деятельности с использованием слухового аппарата;
- использования жизненных условий семьи для формирования умений самообслуживания, бытового труда в ежедневных делах.
Семейное воспитание неслышащего ребенка должно быть ранним, коррекционным и ориентированным на потенциальные возможности ребенка. Специалист обучает родителей взаимодействию с ребенком, раскрывает направления организации коррекционной работы. Так, важнейшим направлением воспитания ребенка с нарушением слуха является развитие речи и остаточного слуха. С этой целью решается целый комплекс задач:
1. Развитие движений, крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия, пространственной координации – в ходе игр и упражнений.
2. Развитие действий с предметами.
3. Развитие вибрационной чувствительности (например: похлопывание по стулу, на котором сидит ребенок – получение ответной реакции – хлопок в ладоши, ощущение вибрации воздушного шара).
4. Развитие ориентировки в пространстве с опорой на зрение и остаточный слух.
5. Развитие устной речи и слухо-зрительного восприятия: доречевой период – обучение лепету и гулению, развитие дыхания, формирование слухоречевой связи, обучение имитации животных, ознакомление со словами, простыми фразами.
6. Развитие речевого слуха: ориентировка в пространстве с помощью музыкальных инструментов и голоса, поворачивание на звуковой раздражитель, связывание звука с конкретным предметом или действием, обучение реагированию на свое имя.
7. Развитие письменной речи: обучение чтению целыми словами по табличкам.
Работа проводится постоянно, с использование слухового аппарата; взрослый должен постоянно разговаривать с ребенком, сопровождать речью все происходящее, проводить упражнения фонетической ритмики; рекомендуется также напевать мелодии, проводить работу по вслушиванию в звучания, установлению связи между услышанным и источником звука, между услышанным словом и объектом, действием, признаком.
Специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат №36
города Ставрополя
Особенности воспитания ребенка с нарушением слуха
Памятка для родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Ребёнок с нарушенным слухом
В слайдах отражены особенности нарушенного слуха в первый год жизни ребёнка, психических функций, состояния речи, личностного развития...
Разработка программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе
азработка программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе по программе повышения квалификац...
Адаптированная образовательная программа для ребёнка с нарушением слуха
Адаптированная образовательная программа для ребёнка с нарушением слуха с фрагментом календарно – тематического планирования для 5 класса по теме «Умножение и деление десятичных дробей» - 26 часов (уч...
Воспитание ребёнка с нарушенным слухом в семье.
В рекомендациях, представленых в виде буклета, расписаны основные направления работы с ребенком, имеющим нарушенный слух, в условиях семейного воспитания....
Учебно - проектная работа на тему: «Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха (поведение по типам темперамента и особенности речи)»
Учебно - проектная работа на тему:«Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха(поведение по типам темперамента и особенности речи)»...
Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье.
Консультация для родителей...
«Особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха в условиях перехода на ФГОС на уроках истории»
В докладе раскрываются особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха....