рабочая программа коррекционной школы для 9 класса биология
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме

рабочая программа по биологии 8 вида для 9 класса, с развёрнутым календарно-тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr._8_vid_9_klass.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Самохваловская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по биологии

9 класс

по специальной (коррекционной)

 программе VIII вида.

2011 год.

Составитель программы:

Ядрышникова Любовь Геннадьевна

 учитель биологии, химии второй квалификационной категории.

Рассмотрено на заседании методического совета школы

Протокол №

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР Л.Л. Соловьёва

«Рекомендую к использованию» _____________

«Утверждаю»

Директор школы: _____________ Г.Н. Палкин

Приказ №

Пояснительная записка

       Рабочая программа по биологии для обучающихся 9 класса по специальной (коррекционной) программе 8 вида  составлена на основе п. 2 статьи 32 Закона РФ об образовании, на основе специальной (коррекционной) программы под редакцией Воронковой В.В., на основе Положения о рабочей программе МОУ Самохваловская СОШ.

   Рабочая программа позволяет учитывать типологические и индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Данная про грамма существенно отличается от традиционной, в ней больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний. Рабочая программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся.

     Рабочая программа выполняет две основные функции:

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Общая характеристика учебного предмета

   В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.

      Учитывая факт завершенности обучения в школе и переход к самостоятельной жизни, в 9 классе в разделе «Человек» впервые предлагается изучение тем «Размножение и развитие», «Средства защиты от беременности» и т. п.

      За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.

      В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

Цели

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнеедеятельности и роли живых организмов; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для распознавания изученных растений; работать с биологическими приборами, инструментами; проводить наблюдеения за биологическими объектами;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  1. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматиз ма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе специальной (коррекционной) программы под редакцией Воронковой В.В., в соответствии с которой на изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе отводится  68 часов (2 часа в неделю).

Требования к уровню подготовки обучающихся 9-ого класса.

 Учащиеся должны знать:

      • название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

      • о влиянии физической нагрузки на организм;

      • нормы правильного питания;

      • о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;

      • названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;

      • меры предупреждения сколиоза;

      • свою группу крови и резус-фактор;

      • норму кровяного давления;

      • состояние своего зрения и слуха;

      • санитарно-гигиенические правила.

      Учащиеся должны уметь:

      • применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;

      • соблюдать санитарно-гигиенические требования;

      • измерять температуру тела;

      • оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количество

часов

Пр./лаб.р.

Демонс

К/ р

1.

Введение

1

2.

Общее знакомство с организмом человека

2

3.

Опора и движение

12

4/2

1

4.

Кровообращение

11

3/1

1

1

5.

Дыхание

6

2

6.

Питание и пищеварение

8

3

7.

Выделение

3

2

1

8.

Размножение и развитие

9

9.

Покровы тела

5

1

10.

Нервная система

5

11.

Органы чувств

5

1

12.

Повторение

1

1

Итого:

68

10/3

7

4

 

Содержание тем.

Введение (1 ч)

      Роль и место человека в природе.

      Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

Общее знакомство с организмом человека (2 ч)

      Краткие сведения о клетке и тканях человека.

      Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Опора и движение (12 ч)

Скелет (6 ч)

      Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.

      Череп.

      Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.

      Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.

      Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.

Практические работы

      Определение правильной осанки.

      Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.

Мышцы (6 ч)

      Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).

      Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.

      Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.

      Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и

красота человеческого тела.

Наблюдения и практическая работа

      Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц.

      Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте.

      Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.

Кровообращение (11 ч)

      Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.

      Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.

      Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

      Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.

      Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.

Наблюдения и практические работы

      Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.

      Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны.

      Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов.

      Запись в «Блокноте на память» своей группы крови, резус-фактора, кровяного давления.

      Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.

Дыхание (6 ч)

      Значение дыхания для растений, животных, человека.

      Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.

      Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.

      Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).

      Влияние никотина на органы дыхания.

      Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.

      Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.

Демонстрация опыта

      Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.

      Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).

Питание и пищеварение (8 ч)

      Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.

      Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.

      Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.

      Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды.

      Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Демонстрация опытов

      Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

      Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.

Выделение (3 ч)

      Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).

      Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.

      Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.

Практические работы

      Зарисовка почки в разрезе.

      Простейшее чтение анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).

Размножение и развитие (9 ч)

      Особенности мужского и женского организма.

      Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура поведения влюбленных; добрачное поведение; выбор спутника жизни; готовность к браку; планирование семьи).

      Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека.

      Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки.

      Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за новорожденным.

      Рост и развитие ребенка.

      Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт.

      Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных заболеваний.

      Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.

Покровы тела (5 ч)

      Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.

      Производные кожи: волосы, ногти.

      Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).

      Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.

      Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Практическая работа

      Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

Нервная система (5 ч)

      Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

      Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.

      Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.

      Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.

      Демонстрация модели головного мозга.

Органы чувств (5 ч)

      Значение органов чувств у животных и человека.

      Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.

      Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.

      Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

      Охрана всех органов чувств.

      Демонстрация муляжей глаза и уха.

Для учителя:

] )Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н, Беляев «Биология. Человек» 8 класс. - М: Дрофа, 2006.

2)Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. «Биология. Человек» 8 класс: Тематическое планирова ние к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;

  1. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Днепров, А. Г, Дрофа, 2006;
  1. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио логии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с.: ил.;

5) Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа; 2003. - 96с.: ил.;

6) Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просве щение, 1997. - 240с.: ил.;

7) Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8класс.: «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с.;

8) Фросин В.Н., Сивогпазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. -М.: Дрофа, 2004. - 224с.;

для учащихся:

1) Колесов Д.Б., Маш Р.Д., Беляев и.н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебн ику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -9бс.;

  1. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, ИЯ, Беляев «Биология. Человек» 8 класс. - М: Дрофа, 2006.
  2. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005.

MULТIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республикан ский мультимедиа центр. 2004

. Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

http://bio.lseptember.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября». www.bio.nature.ru  научные новости биологии.

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

www.km.ruleducation - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа начальной школы (3 классы) на 2012-20123гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

Рабочая программа начальной школы (4 классы) на 2012-2013гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

Рабочая программа коррекционного обучения, биология для 6-9 классов, Воронкова

Представленный материал содержит рабочую программу коррекционного обучения по биологии для 6-9 классов, составленную на основе программы Воронковой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (коррекционная) VII вида по биологии 5 класс в соответствии с ФГОС.

РАБОЧАЯПРОГРАММА(коррекционная)VII видак учебникуЛ.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я.Колесниковой.«БИОЛОГИЯ. Живой организм»5 классИздательство: «Просвещение»Линия УМК «Биология - Сферы»СоответствуетФ...

Рабочая программа по столярному делу 6 класс на основе образовательной программы коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по столярному делу для 6 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...