Коррекционная программа по развитию эмоционально-личностной сферы «Сказки из жизни» для подростков 5-7 классов
рабочая программа по психологии (6 класс) на тему

Гаврилова Ольга Владимировна

         Коррекционная программа «Сказки из жизни» по развитию эмоционально-личностной сферы подростков предназначена для обучающихся    5-7 классов (12-16 лет) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная  программа  имеет социально-нравственную направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

 «Школа-интернат №9»                                          

    СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением

службы сопровождения

протокол  № _________

«____» _________2018г.

 УТВЕРЖДАЮ

Директор   КГКОУ ШИ  9

        ____________Т.К.Волкова

       «____» ___________ 2018 г.

Коррекционная программа

по развитию эмоционально-личностной сферы

 «Сказки из жизни»  для подростков  5-7 классов        

на 2018-2019 уч.год

Автор-составитель: педагог-психолог

Гаврилова  О.В.

 

                                                                       

Аннотация

         Коррекционная программа «Сказки из жизни» по развитию эмоционально-личностной сферы подростков предназначена для обучающихся    5-7 классов (12-16 лет) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная  программа  имеет социально-нравственную направленность.

        

Содержание

   Пояснительная записка…………………………………………

4

   Содержание программы………………………………………...

7

   Список литературы……………………………………………...

10

       Приложения……………………………………………………...

11

К     1. Контрольно-измерительный инструментарий

        2. Сводные таблицы

        3. Учебно-тематический план

 

 

 

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа  разработана, утверждена и реализовывается   на основе адаптированной основной   образовательной программы КГКОУ  ШИ 9   и на основе рабочей программы педагогов-психологов  КГКОУ ШИ 9.  

      У части умственно отсталых подростков превалируют эмоциональные нарушения, у других на первый план выступают нарушения поведения.   Сказка оказывает колоссальное корригирующее воздействие на эмоциональную сферу подростков с умственной отсталостью. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к общению. Таким образом, ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит,  сказка играет важную роль во всемерной коррекции и компенсации  аномалий развития, подготовке к жизни и труду.

      Умственная отсталость, как правило, сопровождается  патологическими нарушениями поведения. Подростки легко возбудимы, раздражительны, неусидчивы, допускают конфликты с другими детьми и педагогами. У них наблюдаются повышенная эффективность и агрессивность, безнравственное поведение.

      Данная программа имеет социально-нравственную направленность и нацелена на развитие личности подростков, развитие их эмоционально-волевой сферы, укрепление и совершенствование психологического здоровья, нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства, преодоление неуверенности в себе,  на включение механизмов  саморегуляции. 

        Занятия программы  разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом  принципов дифференцированного обучения. Каждое занятие в рамках курса «Сказки из жизни» является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.  

      Программу можно использовать в  работе с детьми детских домов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.  

 Актуальность:  Сказкотерапия — современный и популярный метод в психоанализе и психотерапии, который используется для лечения детей, подростков и даже взрослых с помощью сказки.  Сказка играет большую роль в коррекции эмоционально-волевой сферы подростков с умственной отсталостью. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, подростки с умственной отсталостью, во-первых, сравнивают себя с персонажем сказки, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов подросткам предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя. 

Методологические и теоретические обоснования программы:   Теоретической основой программы явились концептуальные положения Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.  В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, психотерапии, педагогики и философии разных культур. Применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности. Педагог,  используя метафорические ресурсы сказки, позволяет подросткам развивать самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Значение сказки расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации  аномалий развития, подготовке подростков с «особыми» нуждами к жизни и труду.

В основе курса лежат следующие принципы:

•  Принцип  добровольного участия  как во всей программе, так и в отдельных упражнениях и занятиях;

• Принцип  учета возрастных особенностей участников реализуется в том, что принимаются во внимание особенности обучающихся;

Принцип обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе занятий. Благодаря обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение. Обратная связь, осуществляемая намеренно, дает максимальный развивающий эффект;

Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытия участников, сознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем;

Практическая направленность: Обучающиеся   5-7 классов (12-15лет) с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

     Программа противопоказана детям с органическими дефектами: умственная отсталость, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами). Для таких детей предусмотрены индивидуальные формы работы.

Цель:  Развитие  эмоционально-личностной сферы подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи: 

  1. формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности;
  2.  Профилактика и коррекция нарушений социально-личностного развития;
  3. Учить подростков понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей.
  4. Учить подростков осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные жизненные примеры.

Психофизиологическая характеристика:

      Трудности подростков с умственной отсталостью связаны с особенностью познавательной деятельности  (недифференцированность  процессов восприятия и внимания, несформированность мыслительных и счётных операций, узкий объём  механической памяти, недифференцированность и низкий уровень мнемических образов), незрелостью эмоционально-волевой сферы, повышенной эмоциональной возбудимостью, а также переходом от детства к взрослости, половым созреванием, сексуальными переживаниями, интересом к противоположному полу.

      Оказание своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей и консультативной помощи специалистов позволяет  подросткам с умственной отсталостью скорректировать нарушения эмоциональной сферы,  выработать продуктивную стратегию взаимодействия с окружающими, адекватную позицию в вопросах самооценки.

Содержание программы

         Содержание   программы  (Приложение 3 учебная программа)   состоит и цикла  коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-личностной сферы. Занятия по форме – групповые. Основная тематика циклов: «Я», «Семья», «Друзья», «Мир вокруг меня».  В основу данного цикла занятий положены психотерапевтические сказки авторов О.Н.Хухлаевой,  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В.Стишенок. Часть сказок были написаны нами самостоятельно. Каждое занятие в рамках курса  является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.

 Структура каждого занятия включает в себя:

1. Вступление. Ритуал приветствия;  

2. Актуализация предыдущего занятия;

3.Прочтение сказки;

4.Обратная связь;

5. Релаксация;

6. Заключительная часть. Ритуал прощания.

Продолжительность  программы:  Программа рассчитана на  1 учебный год, с сентября по май. Учебно-тематический план (приложение 4) программы включает  34-35 занятий (в зависимости от календарного графика).

Продолжительность  занятий  20 минут.

 Цикличность занятий  1 раз в неделю  

 Количество человек:  подгруппа из 5-6 человек (обучающиеся  одного  класса)

Условия   реализации  программы:

Этапы  реализации  программы:

- Диагностический - проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических методик с целью определения  социально-нравственного развития подростков.

- Консультативный - индивидуальные консультации подростков и их родителей (законных представителей) по результатам диагностического обследования.

- Обучающий - проведение коррекционно-развивающих занятий. Форма проведения коррекционно-развивающих занятий групповая.

- Аналитический - оценка результатов занятий посредством анкетных и проективных методов психологического обследования.

                      

Требования к результату усвоения программы:

Планируемый результат:

1.        Начало формирования психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности обучающихся;

2.         Проведены профилактические и коррекционные мероприятия по социально-личностному  развитию;

3.        Подростки научатся понимать эмоциональные состояния и чувства сказочных персонажей;

4. Подростки научатся осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные жизненные примеры.

Система организации контроля  реализации программы

      Определение эмоционально-личностного развития  измеряется посредством контрольно-измерительного инструментария (полное описание методик в приложении 1). Диагностирование проводится дважды: на начало реализации программы и по завершению программы. Для проведения промежуточной диагностики применяется метод наблюдения и анкетирование педагогов и родителей (законных представителей). Данные диагностического исследования вносятся в сводные таблицы (приложение 2). По окончании  программы  проводится сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик.

Наименование методики

Цель диагностики

1

Рисуночная методика «Кактус» М.А.Панфиловой

Исследование эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

2

Проективная методика «Незаконченная  сказка»

Определение личностного развития подростка, его ожиданий от жизни, социальный интеллект, способность простроить позитивную перспективу

3

Методика «Отношение к жизненным ценностям»

Определение уровня моральной направленности подростков  

       

Список литературы:

1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. –СПб, 1998.

2. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. М.,2000.

3. Стишенок И.В. Сказка в тренинге. СПб, 2006.

4. Стишенок И.В.  Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры.  СПб, 2012



Предварительный просмотр:

СПРАВКА

по результатам проведенного психологического исследования _______классе  КГ КОУ «Школа-интернат №9»

Наименование методики

Цель диагностики

1

Методика изучения социализированности  личности учащихся  авт. М.И. Рожков

Определение  уровня социализированности подростков

2

Методика тест-опросник   авт.Айзенк

Исследование трех индивидуальных качеств ребенка – интравертность – экстравертность, нейротизм и лживость.

3

Методика тест-опросник авт. Л.Б. Белов

Определение типа темперамента

4

Экспресс-тест «Аудиал, визуал, кинестетик»

Определение ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

5

Методика «Определение самооценки» авт. Дембо, Рубинштейн

Изучение уровня самооценки, черт характера.

6

Экспресс-тест «Ведущее полушарие» авт. А.Молярук

Определение ведущего полушария

7

Методика «Коммуникативные и организаторские способности» авт. В.Синявский, В.Федорошин

Выявление качественных особенностей коммуникативных и организаторских склонностей подростков

8

Методика «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) авт. Е.А. Климов

Отбор на различные типы профессий в соответствии с  классификацией типов профессий Е.А. Климова.  

9

Методика «Матрица  выбора профессии» авт. Г.В. Резапкина

Уточнение  профессионального выбора подростков,  возможность увидеть новые варианты.

10

Метод анкетирования  родителей и педагога, метод наблюдения

Выявление проблем и особенностей  поведения ребенка в социуме

1.  Методика изучения социализированности  личности учащихся  (даты проведения:_____________/_____________)

Ф.И.

1 значение

2 значение

3 значение

4 значение

Среднее значение

п

к

п

к

п

к

п

к

п

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«п» – первичная диагностика; «к»  – контрольная диагностика

2. Методика тест-опросник «нейротизм»  (даты проведения:_____________/_____________)

Ф.И.

 экстраверсия

интроверсия

лживость

п

к

п

к

п

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Методика тест-опросник «Темперамент» (даты проведения:_____________/_____________)

Ф.И.

сангвиник

Меланхолик

холерик

флегматик

п

к

п

к

п

к

п

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Тест «Аудиал, визуал, кинестетик» (даты проведения:_____________/_____________)

Ф.И.

 аудиал

 визуал

 кинестетик

 п

к (необязательна)

 п

к (необязательна)

 п

к (необязательна)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Методика «Определение самооценки» (даты проведения:_____________/_____________)

Ф.И.

Параметры оценивания

здоровье

способности

характер

авторитет

умения

внешность

уверенность

п

к

п

к

п

к

п

к

п

к

п

к

п

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Экспресс-тест «Ведущее полушарие» (даты проведения:_____________/_____________)

Ф.И.

Ведущее полушарие

1 диагностика

2 диагностика ( необязательна)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Методика КОС (даты проведения:_____________/_____________)

Ф.И.

Коммуникативные умения

 Организаторские умения

п

к

п

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Методика ДДО  (даты проведения:_____________/_____________)

Ф.И.

Профессиональные сферы

природа

техника

человек

знак

художесвенный  образ

п

к

п

к

п

к

п

к

п

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Методика «Матрица  выбора профессии» 

Ф.И.

Рекомендуемые профессии

п

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Метод анкетирования  

Ф.И.

Подростки в группе риска

Инфантильные

Тревожные

Неуверенные

Перфекционисты

Трудности саморегуляции

Астеничные

Гипертимные

Застревающие

п

к

п

к

п

к

п

к

п

к

п

к

п

к

п

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Выявленные дети, входящие в группу риска по результатам первичного исследования (выборка из сводных таблиц)

Ф.И.

 Тревожные симптомы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Выявленные дети, входящие в группу риска по результатам  контрольного исследования (выборка из сводных таблиц)

Ф.И.

 Тревожные симптомы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Коррекционной  программы  «Сказки из жизни»  

Учебно-тематический план

Цель:  Развитие  эмоционально-личностной сферы подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Категория обучающихся: Обучающиеся  5-7 классов (12-15 лет) с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок обучения:  1учебный год (с сентября по май)

Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.

Наименование разделов и тем

Всего часов

   В том числе

Форма контроля

теоретич.

практич.

1

 Вводное,  диагностическое  занятие

2

1

1

Наблюдение, анкетирование педагогов, диагностическое исследование детей

Сказка «Белая ворона»

1

-

1

Групповой опрос

3

Сказка «Упорная лягушка»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

4

Сказка «Фламинго, или скала желаний»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

5

Сказка «Повесть о настоящем цвете»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

6

Сказка «Щёчка»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

7

Сказка «Светлячок»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

8

Сказка «О маленькой рыбке и огромном синем море»

1

-

1

Групповой опрос

9

Сказка «Про Егора-мухомора, девочку Машу и серого волка»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

10

Сказка «Как Штирлицев свой страх победил»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

11

Сказка «Сказка о Дрюпе Дрюпкине»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

12

Сказка «О вылеченном Аэроплане»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

13

Сказка «Когда ребёнок становится взрослым»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

14

Сказка «День испытаний»

1

-

1

Групповой опрос

15

Сказка «Детская Демократическая Республика»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

16

Сказка «Ласточка»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

17

Сказка «Как найти хорошую школу?»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

18

Сказка «У кого руки чище?»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

19

Сказка «как заставить сына учиться?»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

20

Сказка «Плохо одному»

1

-

1

Групповой опрос

21

Сказка «Младший брат»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

22

Сказка «Озорной сын»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

23

Сказка «Самое трудное дело»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

24

Сказка «Гордость и мудрость»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

25

Сказка «Настоящая мать»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

26

Сказка «Когда любая гавань хороша»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

27

Сказка «Почему мышонок не женился?»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

28

Сказка «Лучший рассказ»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

29

Сказка «Что в любом деле главное?»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

30

Сказка «Коряга»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

31

Сказка «Горошинка»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

32

Сказка «Колючка»

1

-

1

Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос

33,34

Диагностическое занятие

2

-

2

Диагностическое исследование

35

Сказка «Зачем людям посылаются испытания?»(заключительное)

1

   -

1

Беседа, коллективный коллаж

итого

  35

-

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Программа "Пойми себя". Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с зпр, длительное время пребывавших в условиях социальной депривации.

Программа отражает систему работы по нравственному воспитанию, эмоционально-личностному и речевому развитию детей младшего школьного возраста с зпр....

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения....

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ОВЗ...

Публичное выступление "Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников"

Доклад на районном семинаре«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»в МКОУ Козловская ООШдошкольная ступень образования1 октября 2015 года."Развитие...

Психолого - педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  о...

Мастер-класс для педагогов "Использование методик по развитию эмоционально-личностного отношению к природе на занятиях в объединениях дополнительного образования"

Развитие эмоционально-личностного отношения к природе у ребенка - одна из главных задач экологического воспитания. Следствием такого развития становится пробуждение в детях чувства восхищения красотой...