Коррекционная программа по развитию эмоционально-личностной сферы «Сказки из жизни» для подростков 5-7 классов
рабочая программа по психологии (6 класс) на тему
Коррекционная программа «Сказки из жизни» по развитию эмоционально-личностной сферы подростков предназначена для обучающихся 5-7 классов (12-16 лет) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа имеет социально-нравственную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 38.35 КБ |
диагностический свод | 42.12 КБ |
учебно-тематический план | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат №9»
СОГЛАСОВАНО Методическим объединением службы сопровождения протокол № _________ «____» _________2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор КГКОУ ШИ 9 ____________Т.К.Волкова «____» ___________ 2018 г. |
Коррекционная программа
по развитию эмоционально-личностной сферы
«Сказки из жизни» для подростков 5-7 классов
на 2018-2019 уч.год
Автор-составитель: педагог-психолог
Гаврилова О.В.
Аннотация
Коррекционная программа «Сказки из жизни» по развитию эмоционально-личностной сферы подростков предназначена для обучающихся 5-7 классов (12-16 лет) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа имеет социально-нравственную направленность.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………… | 4 |
Содержание программы………………………………………... | 7 |
Список литературы……………………………………………... | 10 |
Приложения……………………………………………………... | 11 |
К 1. Контрольно-измерительный инструментарий | |
2. Сводные таблицы | |
3. Учебно-тематический план |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана, утверждена и реализовывается на основе адаптированной основной образовательной программы КГКОУ ШИ 9 и на основе рабочей программы педагогов-психологов КГКОУ ШИ 9.
У части умственно отсталых подростков превалируют эмоциональные нарушения, у других на первый план выступают нарушения поведения. Сказка оказывает колоссальное корригирующее воздействие на эмоциональную сферу подростков с умственной отсталостью. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к общению. Таким образом, ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль во всемерной коррекции и компенсации аномалий развития, подготовке к жизни и труду.
Умственная отсталость, как правило, сопровождается патологическими нарушениями поведения. Подростки легко возбудимы, раздражительны, неусидчивы, допускают конфликты с другими детьми и педагогами. У них наблюдаются повышенная эффективность и агрессивность, безнравственное поведение.
Данная программа имеет социально-нравственную направленность и нацелена на развитие личности подростков, развитие их эмоционально-волевой сферы, укрепление и совершенствование психологического здоровья, нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства, преодоление неуверенности в себе, на включение механизмов саморегуляции.
Занятия программы разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения. Каждое занятие в рамках курса «Сказки из жизни» является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
Программу можно использовать в работе с детьми детских домов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Актуальность: Сказкотерапия — современный и популярный метод в психоанализе и психотерапии, который используется для лечения детей, подростков и даже взрослых с помощью сказки. Сказка играет большую роль в коррекции эмоционально-волевой сферы подростков с умственной отсталостью. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, подростки с умственной отсталостью, во-первых, сравнивают себя с персонажем сказки, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов подросткам предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Методологические и теоретические обоснования программы: Теоретической основой программы явились концептуальные положения Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии. В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, психотерапии, педагогики и философии разных культур. Применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности. Педагог, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет подросткам развивать самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Значение сказки расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации аномалий развития, подготовке подростков с «особыми» нуждами к жизни и труду.
В основе курса лежат следующие принципы:
• Принцип добровольного участия как во всей программе, так и в отдельных упражнениях и занятиях;
• Принцип учета возрастных особенностей участников реализуется в том, что принимаются во внимание особенности обучающихся;
• Принцип обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе занятий. Благодаря обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение. Обратная связь, осуществляемая намеренно, дает максимальный развивающий эффект;
• Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытия участников, сознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем;
Практическая направленность: Обучающиеся 5-7 классов (12-15лет) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа противопоказана детям с органическими дефектами: умственная отсталость, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами). Для таких детей предусмотрены индивидуальные формы работы.
Цель: Развитие эмоционально-личностной сферы подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
- формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности;
- Профилактика и коррекция нарушений социально-личностного развития;
- Учить подростков понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей.
- Учить подростков осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные жизненные примеры.
Психофизиологическая характеристика:
Трудности подростков с умственной отсталостью связаны с особенностью познавательной деятельности (недифференцированность процессов восприятия и внимания, несформированность мыслительных и счётных операций, узкий объём механической памяти, недифференцированность и низкий уровень мнемических образов), незрелостью эмоционально-волевой сферы, повышенной эмоциональной возбудимостью, а также переходом от детства к взрослости, половым созреванием, сексуальными переживаниями, интересом к противоположному полу.
Оказание своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей и консультативной помощи специалистов позволяет подросткам с умственной отсталостью скорректировать нарушения эмоциональной сферы, выработать продуктивную стратегию взаимодействия с окружающими, адекватную позицию в вопросах самооценки.
Содержание программы
Содержание программы (Приложение 3 учебная программа) состоит и цикла коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-личностной сферы. Занятия по форме – групповые. Основная тематика циклов: «Я», «Семья», «Друзья», «Мир вокруг меня». В основу данного цикла занятий положены психотерапевтические сказки авторов О.Н.Хухлаевой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В.Стишенок. Часть сказок были написаны нами самостоятельно. Каждое занятие в рамках курса является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
Структура каждого занятия включает в себя:
1. Вступление. Ритуал приветствия;
2. Актуализация предыдущего занятия;
3.Прочтение сказки;
4.Обратная связь;
5. Релаксация;
6. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Продолжительность программы: Программа рассчитана на 1 учебный год, с сентября по май. Учебно-тематический план (приложение 4) программы включает 34-35 занятий (в зависимости от календарного графика).
Продолжительность занятий 20 минут.
Цикличность занятий 1 раз в неделю
Количество человек: подгруппа из 5-6 человек (обучающиеся одного класса)
Условия реализации программы:
Этапы реализации программы:
- Диагностический - проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических методик с целью определения социально-нравственного развития подростков.
- Консультативный - индивидуальные консультации подростков и их родителей (законных представителей) по результатам диагностического обследования.
- Обучающий - проведение коррекционно-развивающих занятий. Форма проведения коррекционно-развивающих занятий групповая.
- Аналитический - оценка результатов занятий посредством анкетных и проективных методов психологического обследования.
Требования к результату усвоения программы:
Планируемый результат:
1. Начало формирования психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности обучающихся;
2. Проведены профилактические и коррекционные мероприятия по социально-личностному развитию;
3. Подростки научатся понимать эмоциональные состояния и чувства сказочных персонажей;
4. Подростки научатся осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные жизненные примеры.
Система организации контроля реализации программы
Определение эмоционально-личностного развития измеряется посредством контрольно-измерительного инструментария (полное описание методик в приложении 1). Диагностирование проводится дважды: на начало реализации программы и по завершению программы. Для проведения промежуточной диагностики применяется метод наблюдения и анкетирование педагогов и родителей (законных представителей). Данные диагностического исследования вносятся в сводные таблицы (приложение 2). По окончании программы проводится сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик.
№ | Наименование методики | Цель диагностики |
1 | Рисуночная методика «Кактус» М.А.Панфиловой | Исследование эмоционально-личностной сферы детей и подростков. |
2 | Проективная методика «Незаконченная сказка» | Определение личностного развития подростка, его ожиданий от жизни, социальный интеллект, способность простроить позитивную перспективу |
3 | Методика «Отношение к жизненным ценностям» | Определение уровня моральной направленности подростков |
Список литературы:
1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. –СПб, 1998.
2. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. М.,2000.
3. Стишенок И.В. Сказка в тренинге. СПб, 2006.
4. Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры. СПб, 2012
Предварительный просмотр:
СПРАВКА
по результатам проведенного психологического исследования _______классе КГ КОУ «Школа-интернат №9»
№ | Наименование методики | Цель диагностики |
1 | Методика изучения социализированности личности учащихся авт. М.И. Рожков | Определение уровня социализированности подростков |
2 | Методика тест-опросник авт.Айзенк | Исследование трех индивидуальных качеств ребенка – интравертность – экстравертность, нейротизм и лживость. |
3 | Методика тест-опросник авт. Л.Б. Белов | Определение типа темперамента |
4 | Экспресс-тест «Аудиал, визуал, кинестетик» | Определение ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического. |
5 | Методика «Определение самооценки» авт. Дембо, Рубинштейн | Изучение уровня самооценки, черт характера. |
6 | Экспресс-тест «Ведущее полушарие» авт. А.Молярук | Определение ведущего полушария |
7 | Методика «Коммуникативные и организаторские способности» авт. В.Синявский, В.Федорошин | Выявление качественных особенностей коммуникативных и организаторских склонностей подростков |
8 | Методика «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) авт. Е.А. Климов | Отбор на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. |
9 | Методика «Матрица выбора профессии» авт. Г.В. Резапкина | Уточнение профессионального выбора подростков, возможность увидеть новые варианты. |
10 | Метод анкетирования родителей и педагога, метод наблюдения | Выявление проблем и особенностей поведения ребенка в социуме |
1. Методика изучения социализированности личности учащихся (даты проведения:_____________/_____________)
№ | Ф.И. | 1 значение | 2 значение | 3 значение | 4 значение | Среднее значение | ||||||
п | к | п | к | п | к | п | к | п | к | |||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 |
«п» – первичная диагностика; «к» – контрольная диагностика
2. Методика тест-опросник «нейротизм» (даты проведения:_____________/_____________)
№ | Ф.И. | экстраверсия | интроверсия | лживость | ||||
п | к | п | к | п | к | |||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 |
3. Методика тест-опросник «Темперамент» (даты проведения:_____________/_____________)
№ | Ф.И. | сангвиник | Меланхолик | холерик | флегматик | |||||
п | к | п | к | п | к | п | к | |||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 |
4. Тест «Аудиал, визуал, кинестетик» (даты проведения:_____________/_____________)
№ | Ф.И. | аудиал | визуал | кинестетик | |||
п | к (необязательна) | п | к (необязательна) | п | к (необязательна) | ||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 |
5. Методика «Определение самооценки» (даты проведения:_____________/_____________)
№ | Ф.И. | Параметры оценивания | ||||||||||||||
здоровье | способности | характер | авторитет | умения | внешность | уверенность | ||||||||||
п | к | п | к | п | к | п | к | п | к | п | к | п | к | |||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 |
6. Экспресс-тест «Ведущее полушарие» (даты проведения:_____________/_____________)
№ | Ф.И. | Ведущее полушарие | ||
1 диагностика | 2 диагностика ( необязательна) | |||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 |
7. Методика КОС (даты проведения:_____________/_____________)
№ | Ф.И. | Коммуникативные умения | Организаторские умения | ||||
п | к | п | к | ||||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 |
8. Методика ДДО (даты проведения:_____________/_____________)
№ | Ф.И. | Профессиональные сферы | |||||||||
природа | техника | человек | знак | художесвенный образ | |||||||
п | к | п | к | п | к | п | к | п | к | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 |
9. Методика «Матрица выбора профессии»
№ | Ф.И. | Рекомендуемые профессии | |
п | к | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
10. Метод анкетирования
№ | Ф.И. | Подростки в группе риска | |||||||||||||||||
Инфантильные | Тревожные | Неуверенные | Перфекционисты | Трудности саморегуляции | Астеничные | Гипертимные | Застревающие | ||||||||||||
п | к | п | к | п | к | п | к | п | к | п | к | п | к | п | к | ||||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
10 |
Выявленные дети, входящие в группу риска по результатам первичного исследования (выборка из сводных таблиц)
№ | Ф.И. | Тревожные симптомы |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
Выявленные дети, входящие в группу риска по результатам контрольного исследования (выборка из сводных таблиц)
№ | Ф.И. | Тревожные симптомы |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
Предварительный просмотр:
Приложение 3 Коррекционной программы «Сказки из жизни» |
Учебно-тематический план
Цель: Развитие эмоционально-личностной сферы подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Категория обучающихся: Обучающиеся 5-7 классов (12-15 лет) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок обучения: 1учебный год (с сентября по май)
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
1 | Вводное, диагностическое занятие | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, анкетирование педагогов, диагностическое исследование детей |
Сказка «Белая ворона» | 1 | - | 1 | Групповой опрос | |
3 | Сказка «Упорная лягушка» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
4 | Сказка «Фламинго, или скала желаний» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
5 | Сказка «Повесть о настоящем цвете» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
6 | Сказка «Щёчка» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
7 | Сказка «Светлячок» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
8 | Сказка «О маленькой рыбке и огромном синем море» | 1 | - | 1 | Групповой опрос |
9 | Сказка «Про Егора-мухомора, девочку Машу и серого волка» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
10 | Сказка «Как Штирлицев свой страх победил» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
11 | Сказка «Сказка о Дрюпе Дрюпкине» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
12 | Сказка «О вылеченном Аэроплане» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
13 | Сказка «Когда ребёнок становится взрослым» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
14 | Сказка «День испытаний» | 1 | - | 1 | Групповой опрос |
15 | Сказка «Детская Демократическая Республика» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
16 | Сказка «Ласточка» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
17 | Сказка «Как найти хорошую школу?» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
18 | Сказка «У кого руки чище?» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
19 | Сказка «как заставить сына учиться?» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
20 | Сказка «Плохо одному» | 1 | - | 1 | Групповой опрос |
21 | Сказка «Младший брат» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
22 | Сказка «Озорной сын» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
23 | Сказка «Самое трудное дело» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
24 | Сказка «Гордость и мудрость» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
25 | Сказка «Настоящая мать» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
26 | Сказка «Когда любая гавань хороша» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
27 | Сказка «Почему мышонок не женился?» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
28 | Сказка «Лучший рассказ» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
29 | Сказка «Что в любом деле главное?» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
30 | Сказка «Коряга» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
31 | Сказка «Горошинка» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
32 | Сказка «Колючка» | 1 | - | 1 | Актуализация предыдущего занятия, групповой опрос |
33,34 | Диагностическое занятие | 2 | - | 2 | Диагностическое исследование |
35 | Сказка «Зачем людям посылаются испытания?»(заключительное) | 1 | - | 1 | Беседа, коллективный коллаж |
итого | 35 | - | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...
Программа "Пойми себя". Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с зпр, длительное время пребывавших в условиях социальной депривации.
Программа отражает систему работы по нравственному воспитанию, эмоционально-личностному и речевому развитию детей младшего школьного возраста с зпр....
Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.
Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения....
Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ОВЗ...
Публичное выступление "Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников"
Доклад на районном семинаре«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»в МКОУ Козловская ООШдошкольная ступень образования1 октября 2015 года."Развитие...
Психолого - педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, о...
Мастер-класс для педагогов "Использование методик по развитию эмоционально-личностного отношению к природе на занятиях в объединениях дополнительного образования"
Развитие эмоционально-личностного отношения к природе у ребенка - одна из главных задач экологического воспитания. Следствием такого развития становится пробуждение в детях чувства восхищения красотой...