Программа элективного курса "Профессия, которую выбираю Я"
рабочая программа по психологии (8 класс) на тему
Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? Какая профессии принесет и удовольствие, и финансовое благополучие? Подростку трудно ответить на эти вопросы, потому что он не знаком с миром профессий и еще ни разу в жизни не работал. Взрослому человеку бывает еще труднее найти свое призвание, кардинально изменить свою жизнь, если выбор специальности в подростковом возрасте оказался неудачным. Программа курса «Профессия, которую выбираю Я» направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.
Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_professiya_kotoruyu_vybirayu_ya.docx | 41.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета №3 от 31.08.2018 | ||
Заместитель директора ________________ О.Г.Маврина |
Программа
«Профессия, которую выбираю Я»
классы:
8Д
Сроки реализации: 1 год
Количество часов в неделю: 1 час
Составитель:
Т.В. Кириченко
(ФИО)
социальный педагог
(должность)
МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»
(место работы)
пгт Федоровский, 2018-2019 г.
Программа внеурочной деятельности " Профессия, которую выбираю Я "
Ступень обучения (класс): среднее общее образование (8 класс).
Количество часов 35. Уровень базовый.
Программа разработана на основе учебно-методической литературы.
Продолжительность освоения – 1 года.
Возрастной диапазон начала освоения программы – 14-15 лет.
Направление – социально-полезная деятельность.
Паспорт программы
№ | Категории | Описание |
Название программы элективного курса | «Профессия, которую выбираю Я» | |
ОО | МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | |
Класс | 8-9 классы | |
Разработчик | Кириченко Татьяна Викторовна, социальный педагог | |
Краткое описание | Программа курса «Профессия, которую выбираю Я» направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 8- 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении. | |
Цель | проектирование вариантов продолжения послешкольного образования, включая выбор профильного класса, через учет индивидуальных особенностей, активизации процесса самопознания обучающихся. | |
Задачи | Образовательные задачи: 1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры; 2. Формирование знаний о системе профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы. 3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права. Воспитательные задачи: 1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся; 2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося; 3. Формирование готовности обучающихся к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего региона, «Атласа новых профессий». Развивающие задачи: 1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации; 2. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; 3. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, корректировать выбор, презентовать себя); 4. Развитие навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы. | |
Результаты | Расширение знаний обучающихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда, опираясь на Атлас новых профессий. Участники программы познакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить. Обучающиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут. По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии. |
Актуальность
Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? Какая профессии принесет и удовольствие, и финансовое благополучие? Подростку трудно ответить на эти вопросы, потому что он не знаком с миром профессий и еще ни разу в жизни не работал. Взрослому человеку бывает еще труднее найти свое призвание, кардинально изменить свою жизнь, если выбор специальности в подростковом возрасте оказался неудачным.
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. На пороге завершения обучения, обучающимся необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник, каждый должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, «примерить» профессию, другими слова найти свое профессиональное призвание.
Программа курса «Профессия, которую выбираю Я» направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.
Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.
Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик.
Элективный курс «Профессия, которую выбираю Я» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он позволяет сформулировать и ранжировать аргументы «за» и «против» того или иного профиля обучения. Одновременно эта деятельность позволяет повысить самооценку и настроиться на длительную серьезную работу в течение 34 часов. При этом особый упор делается на вопросы выбора профиля и направления дальнейшего образования.
Программа элективного курса по профориентации «Профессия, которую выбираю Я» составлена на основе учебно –методического пособия Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии», 2011г.
Цель - формирование готовности к профессиональному самоопределению через учет индивидуальных особенностей, активизации процесса самопознания учащихся; расширении их представления о себе, своих личностных особенностях и оказании помощи в проектировании вариантов продолжения послешкольного образования, включая выбор профильного класса.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
2. Формирование знаний о системе профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
4. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося;
3. Формирование готовности обучающихся к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего региона, «Атласа новых профессий»;
4. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Развивающие задачи:
1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
4. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, корректировать выбор, презентовать себя);
5. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
6. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны овладеть:
• знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана;
• правилами выбора профессии;
• знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;
• понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
• понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
• значение творческого потенциала человека, карьеры;
• требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
• понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг.
Обучающиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
- проектировать свою будущую профессию.
При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний обучающихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда, опираясь на Атлас новых профессий. Участники программы познакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить. Обучающиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.
По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.
Структура программы.
Программа рассчитана на 34 академических часа, по 1 часу в неделю. В программе 3 блока: введение в мир профессий («Узнать о профессиях и образовании»), основы профессионального выбора («Узнать себя»), планирование профессионального пути («Попробовать себя в профессии»). Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала обучающиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных, деловых игр, тестовых методик и диагностик. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме.
Оценка достижений обучающихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.
Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала обучающиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных, деловых игр, тестовых методик и диагностик. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме.
Формы контроля (Приложение 1):
• диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
• презентации проектов обучающихся;
• деловые игры;
• профориентационные игры;
• анкетирование;
• мультимедийные презентации;
• выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе по темам: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» и др.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Образовательный продукт |
Введение. Теоретические аспекты профориентации. | ||||
1. | Знакомство с курсом «Профессия, которую выбираю Я». Факторы, влияющие на выбор профессии. Понятие «профессия». Классификация профессий по предмету труда. | 1 | Семинар-практикум | Ступени алгоритма выбора профессии |
I. | Основы профессионального выбора. | |||
2. | Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. Склонности и интересы | 2 | Практическая работа. Тестирование | «Карта интересов» |
3. | Способности | 1 | Практическая работа. Тестирование | Перечень своих способностей. |
4. | Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней | 2 | Практическая работа. Тестирование | Рекомендации по формированию положительной и адекватной самооценки |
5. | Секреты выбора профессии («Хочу» — «Могу» — «Надо») | 1 | Семинар с элементами лекции | Таблица « Три фактора» |
6. | Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения | 1 | Диспут | Ступени выбора профессий |
7. | Мышление и развитие мышления | 1 | Семинар-практикум | Рекомендации по развитию мышления |
8. | Память и внимание, их развитие | 1 | Семинар-практикум | Рекомендации по улучшению памяти и внимания |
9. | Воображение и его роль в профессиональной деятельности | 1 | Семинар-практикум | Рекомендации по развитию воображения |
10. | Темперамент и его виды | 1 | Семинар с элементами лекции | Таблица определения типа темперамента, рекомендации по учету особенностей темперамента |
11. | Характер | 1 | Семинар-практикум | Рекомендации по формированию характера |
12. | Общение — основа человеческого бытия | 1 | Семинар с элементами лекции, тренинга | Мини-сочинение «Легко ли со мной общаться?» |
13. | Невербальное общение | 1 | Семинар-практикум | Таблица жестов |
14. | Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. | 1 | Семинар-практикум | Рекомендации по профилактике и решению конфликтов |
15. | Правила поведения в конфликте | 1 | Семинар-практикум | Мини-сочинение «Как я решаю конфликтные ситуации» |
16. | Воля | 1 | Семинар-практикум | Рекомендации по развитию воли, как управлять собой |
17. | Эмоции и чувства | 1 | Семинар-практикум | Алгоритм работы с отрицательной эмоцией |
18. | Роль жизненных ценностей при выборе профессии | 2 | Семинар-практикум | Ступени выбора профессий (актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий) |
II. | Мир профессий. | |||
19. | Психологическая игра «Выбор профессии» | 1 | Психологическая игра | Ступени выбора профессии (для подростков) |
20. | Рынок образовательных услуг и рынок труда в ХМАО-Югре, стране. | 3 | Круглый стол. | Востребованность профессий |
22. | Анализ профессий. Знакомство с Атласом новых профессий. | 2 | Семинар с элементами лекции | Составление профессиограммы |
III. | Планирование профессионального пути. | |||
23. | Развитие умений по принятию решений | 3 | Семинар-практикум. Решение проблемных задач | Алгоритм принятия решений. Ступени выбора профессий (схема профессионального развития) |
24. | Планирование профессионального пути | 2 | Семинар-практикум | Список наиболее подходящих профессий |
25. | Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора | 2 | Урок-смотр знаний | Профессиограмма |
ИТОГО | 34 |
1. КУ ХМАО - Югры «Сургутский центр занятости населения», МКУ «Новое поколение», Администрации городских поселений Сургутского района,
2. НГДУ «КН» - градообразующее предприятие поселения;
МУП «СРЭС», МУП «Федоровское ЖКХ», ОАО «Ханты – Мансийский банк», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпром-переработка», Отдел полиции ОМВД России по Сургутскому району, БУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория», Русскинское лесное хозяйство.
3. Культурно-спортивными учреждениями (КДЦ «Премьер», Музей Сургутнефтегаза, Музейный комплекс «Купеческая усадьба», Историко-культурный музей «Старый Сургут», МБУК «Русскинской музей Природы и Человека имени Ядрошникова А.П.«);
4. Учреждениями социального обслуживания (Комплексный центр социального обслуживания населения «Содействие», МУЗ «ЛГБ», МУЗ «ФГБ», БУ «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»);
5. Национальными обществами городского поселения Федоровский;
- образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования:
1. Учреждениями высшего профессионального образования: БУВО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», БУВО «Сургутский государственный педагогический университет»;
2. Учреждения среднего профессионального образования:
БУ СПО ХМАО-Югры «Сургутский медицинский колледж»
АУ «Сургутский политехнитеческий коллежд»,
БУ «СПК русской культуры им. Знаменского»,
Лянторский нефтяной техникум (филиал ГОУВПО «Югорский государственный университет»,
АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж».
3. Фонд поддержки Предпринимательства и развития конкуренции в ХМАО.
Список литературы
1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с
5. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение, 1995.-239с.
6. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.
7. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.-208 с.
9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.
10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2004.- 125 с.
11. Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.
Приложение 1
Контрольный тест по изученным темам и разделам элективного курса по профориентации 8 класс:
- Профориентация – это …………………
А: Профориентация – это самопознание, самоопределение и самореализация в профессии.
В: Профориентация – это беседы и лекции о профессиях.
С: Профориентация – это учебная и трудовая деятельность.
- Определи к какому типу профессий по типологии Климова Е.А. относятся следующие профессии: музыкант, продавец, врач, бухгалтер, художник-оформитель.
- Профессия это-
- Перечисли профессионально-важные качества:
- Расшифруй НПО и СПО:
- Профессиональная деятельность –……………………..
А: Это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
В: Профессиональная деятельность - сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер.
С :- это совокупность устойчивых психических особенностей человека , которые зависят от его деятельности и условий жизни и проявляются в поступках.
7. Перечисли профессии типа человек- знак:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа воспитания "Дороги , которые мы выбираем"для 10 - 11 классов
Программа содержит:1. пояснительная записка,2. основные категории воспитательного программы,3. Механизм реализации программы,4. Содержание воспитательной деятельности,5. Прогназируемый результат...
"Профессии, которые выбирают нас, и которые выбираем мы"
Открытое внеклассное занятие по профориентации в 11 классе коррекционной школы -интерната VIII вида для детей-сирот...
Программа элективного курса "Выбираю профессию юриста"
Программа элективного курса по праву и календарно-тематическое планирование 10 - 11 класс...
Внеклассное мероприятие «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы»
Сценарий внеклассного мероприятия «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы» предусматривает реализацию нескольких воспитательных задач: социализацию личности старшеклассников и...
Программа элективного курса по предпрофильной подготовке обучающихся 8 -х классов «Я выбираю профессию».
Программа элективного курса по предпрофильной подготовке обучающихся 8 -х классов «Я выбираю профессию»....
Программа элективного курса "Я выбираю"
Элективный курс знакомит учащихся 9-11 классов с избирательным процессом в РФ, с моделями гражданского участия, ролями избирателя, кандидата и др....
Классный час "Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы"
Разработка классного часа для 9-11 классов...