Программа элективного курса "Профессия, которую выбираю Я"
рабочая программа по психологии (8 класс) на тему

Кириченко Татьяна Викторовна

Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? Какая профессии  принесет и удовольствие, и финансовое благополучие? Подростку трудно ответить на эти вопросы, потому что он не знаком с миром профессий и еще ни разу в жизни не работал. Взрослому человеку бывает еще труднее найти свое призвание, кардинально изменить свою жизнь, если выбор специальности в подростковом возрасте оказался неудачным. Программа курса «Профессия, которую выбираю Я» направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

                                                                   

                                                                                     

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета  №3 от 31.08.2018

Заместитель директора

________________

О.Г.Маврина

 

Программа

 

«Профессия, которую выбираю Я»

классы:

8Д  

Сроки реализации: 1 год

Количество часов в неделю: 1 час

                                                                  Составитель:    

                                                                   Т.В. Кириченко

(ФИО)

                                         социальный педагог

(должность)

                                                  МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»

(место работы)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

        

пгт Федоровский, 2018-2019 г.

Программа внеурочной деятельности " Профессия, которую выбираю Я "

Ступень обучения (класс): среднее общее образование (8 класс).

Количество часов 35. Уровень базовый.

Программа разработана на основе учебно-методической литературы.

Продолжительность освоения – 1 года.

Возрастной диапазон начала освоения программы – 14-15 лет.

Направление – социально-полезная деятельность.

Паспорт программы

Категории

Описание

Название программы элективного курса

«Профессия, которую выбираю Я»

ОО

МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

Класс

8-9 классы

Разработчик

Кириченко Татьяна Викторовна, социальный педагог

Краткое описание 

          Программа курса «Профессия, которую выбираю Я» направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 8- 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

Цель

проектирование вариантов продолжения послешкольного образования, включая выбор профильного класса, через учет индивидуальных особенностей, активизации процесса самопознания обучающихся.

Задачи

Образовательные задачи:

1.      Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

2.      Формирование знаний о системе профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

3.      Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Воспитательные задачи:

1.      Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;

2.      Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося;

3.      Формирование готовности обучающихся к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего региона, «Атласа новых профессий».

Развивающие задачи:

1.      Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

2.      Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

3.      Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, корректировать выбор, презентовать себя);

4.      Развитие навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

Результаты

Расширение знаний обучающихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда, опираясь на Атлас новых профессий. Участники программы познакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить. Обучающиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.

По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.

Актуальность

Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? Какая профессии  принесет и удовольствие, и финансовое благополучие? Подростку трудно ответить на эти вопросы, потому что он не знаком с миром профессий и еще ни разу в жизни не работал. Взрослому человеку бывает еще труднее найти свое призвание, кардинально изменить свою жизнь, если выбор специальности в подростковом возрасте оказался неудачным.

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. На пороге завершения обучения, обучающимся необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник, каждый должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, «примерить» профессию,  другими слова найти свое профессиональное призвание.

Программа курса «Профессия, которую выбираю Я» направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.

Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик. 

Элективный курс «Профессия, которую выбираю Я» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он позволяет сформулировать и ранжировать аргументы «за» и «против» того или иного профиля обучения. Одновременно эта деятельность позволяет повысить самооценку и настроиться на длительную серьезную работу в течение 34 часов. При этом особый упор делается на вопросы выбора профиля и направления дальнейшего образования.

Программа элективного курса по профориентации «Профессия, которую выбираю Я» составлена на основе учебно –методического пособия Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии», 2011г.

Цель - формирование готовности к профессиональному самоопределению через учет индивидуальных особенностей, активизации процесса самопознания учащихся; расширении их представления о себе, своих личностных особенностях и оказании помощи в проектировании вариантов продолжения послешкольного образования, включая выбор профильного класса.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.      Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

2.      Формирование знаний о системе профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

3.      Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

4.      Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;

Воспитательные задачи:

1.      Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;

2.      Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося;

3.      Формирование готовности обучающихся к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего региона, «Атласа новых профессий»;

4.      Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Развивающие задачи:

1.      Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

2.      Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

3.      Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

4.      Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, корректировать выбор, презентовать себя);

5.      Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

6.      Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

     Обучающиеся должны овладеть: 

• знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана;

• правилами выбора профессии;

• знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;

• понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

• понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

• значение творческого потенциала человека, карьеры;

• требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

• понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг.

 Обучающиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
  • проектировать свою будущую профессию.

При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний обучающихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда, опираясь на Атлас новых профессий. Участники программы познакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить. Обучающиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.

По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.

Структура программы.

Программа рассчитана на 34 академических часа, по 1 часу в неделю. В программе 3 блока: введение в мир профессий («Узнать о профессиях и образовании»), основы профессионального выбора («Узнать себя»), планирование профессионального пути («Попробовать себя в профессии»). Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала обучающиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных, деловых игр, тестовых методик и диагностик. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме.

Оценка достижений обучающихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала обучающиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных, деловых игр, тестовых методик и диагностик. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме.

Формы контроля (Приложение 1):

• диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;

• презентации проектов обучающихся;

• деловые игры;

• профориентационные игры;

• анкетирование;

• мультимедийные презентации;

• выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе по темам: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» и др.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Образовательный продукт

Введение. Теоретические аспекты профориентации.

1.

Знакомство с курсом «Профессия, которую выбираю Я». Факторы, влияющие на выбор профессии. Понятие «профессия». Классификация профессий по предмету труда.

1

Семинар-практикум

Ступени алгоритма выбора профессии

I.

Основы профессионального выбора.

2.

Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. Склонности и интересы

2

Практическая работа. Тестирование

«Карта интересов»

3.

Способности

1

Практическая работа. Тестирование

Перечень своих способностей.

4.

Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней

2

Практическая работа. Тестирование

Рекомендации по формированию положительной и адекватной самооценки

5.

Секреты выбора профессии («Хочу» — «Могу» — «Надо»)

1

Семинар с элементами лекции

Таблица « Три фактора»

6.

Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения

1

Диспут

Ступени выбора профессий

7.

Мышление и развитие мышления

1

Семинар-практикум

Рекомендации по развитию мышления

8.

Память и внимание, их развитие 

1

Семинар-практикум

Рекомендации по улучшению памяти и внимания

9.

Воображение и его роль в профессиональной деятельности

1

Семинар-практикум

Рекомендации по развитию воображения

10.

Темперамент и его виды 

1

Семинар с элементами лекции

Таблица определения типа темперамента, рекомендации по учету особенностей темперамента

11.

Характер

1

Семинар-практикум

Рекомендации по формированию характера

12.

Общение — основа человеческого бытия

1

Семинар с элементами лекции, тренинга

Мини-сочинение «Легко ли со мной общаться?»

13.

Невербальное общение

1

Семинар-практикум

Таблица жестов

14.

Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.

1

Семинар-практикум

Рекомендации по профилактике и решению конфликтов

15.

Правила поведения в конфликте

1

Семинар-практикум

Мини-сочинение «Как я решаю конфликтные ситуации»

16.

Воля

1

Семинар-практикум

Рекомендации по развитию воли, как управлять собой

17.

Эмоции и чувства

1

Семинар-практикум

Алгоритм работы с отрицательной эмоцией

18.

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

2

Семинар-практикум

Ступени выбора профессий (актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий)

II.

Мир профессий.

19.

Психологическая игра «Выбор профессии»

1

Психологическая игра

Ступени выбора профессии (для подростков)

20.

Рынок образовательных услуг и рынок труда в ХМАО-Югре, стране.

3

Круглый стол.

Востребованность профессий

22.

Анализ профессий. Знакомство с Атласом новых профессий.

2

Семинар с элементами лекции

Составление профессиограммы

III.

Планирование профессионального пути.

23.

Развитие умений по принятию решений

3

Семинар-практикум. Решение проблемных задач

Алгоритм принятия решений. Ступени выбора профессий (схема профессионального развития)

24.

Планирование профессионального пути

2

Семинар-практикум

Список наиболее подходящих профессий

25.

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора

2

Урок-смотр знаний

Профессиограмма

ИТОГО

34

1.        КУ ХМАО - Югры «Сургутский центр занятости населения», МКУ «Новое поколение»,  Администрации городских поселений Сургутского района,

2.         НГДУ «КН» - градообразующее предприятие поселения;

 МУП «СРЭС», МУП «Федоровское ЖКХ», ОАО «Ханты – Мансийский банк», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпром-переработка», Отдел полиции ОМВД России по Сургутскому району,  БУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория», Русскинское лесное хозяйство.

3.        Культурно-спортивными учреждениями (КДЦ «Премьер», Музей Сургутнефтегаза, Музейный комплекс «Купеческая усадьба», Историко-культурный музей «Старый Сургут», МБУК «Русскинской музей Природы и Человека имени Ядрошникова А.П.«);

4.        Учреждениями социального обслуживания (Комплексный центр социального обслуживания населения «Содействие», МУЗ «ЛГБ», МУЗ «ФГБ», БУ «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»);

5.        Национальными  обществами городского поселения Федоровский;

-  образовательными организациями  среднего и высшего профессионального образования:

1.        Учреждениями высшего профессионального образования: БУВО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», БУВО «Сургутский государственный педагогический университет»;

2.        Учреждения среднего профессионального образования:

 БУ СПО ХМАО-Югры «Сургутский медицинский колледж»

 АУ «Сургутский политехнитеческий коллежд»,

 БУ «СПК русской культуры им. Знаменского»,

 Лянторский нефтяной техникум  (филиал ГОУВПО «Югорский государственный университет»,

 АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж».

            3. Фонд поддержки Предпринимательства и развития конкуренции в ХМАО.

Список литературы
1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с
5. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение, 1995.-239с.
6. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.
7. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.-208 с.
9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.
10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2004.- 125 с.
11. Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.

Приложение 1

Контрольный тест по изученным темам и разделам элективного курса по профориентации 8 класс:

  1. Профориентация – это …………………

А: Профориентация – это самопознание, самоопределение и самореализация в профессии.

В: Профориентация – это беседы и лекции о профессиях.

С: Профориентация – это учебная и трудовая деятельность.

  1. Определи к какому типу профессий по типологии Климова Е.А. относятся следующие профессии: музыкант, продавец, врач, бухгалтер, художник-оформитель.
  2. Профессия это-
  3. Перечисли профессионально-важные качества:
  4. Расшифруй НПО и СПО:
  5. Профессиональная деятельность –……………………..

А: Это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

В: Профессиональная деятельность - сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер.

С :- это совокупность устойчивых психических особенностей человека , которые зависят от его деятельности и условий жизни и проявляются в поступках.

7. Перечисли профессии типа человек- знак:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа воспитания "Дороги , которые мы выбираем"для 10 - 11 классов

Программа содержит:1. пояснительная записка,2. основные категории воспитательного программы,3. Механизм реализации программы,4. Содержание воспитательной деятельности,5.  Прогназируемый результат...

"Профессии, которые выбирают нас, и которые выбираем мы"

Открытое внеклассное занятие по профориентации в 11 классе коррекционной школы -интерната VIII вида для детей-сирот...

Программа элективного курса "Выбираю профессию юриста"

Программа элективного курса по праву и календарно-тематическое планирование 10 - 11 класс...

Внеклассное мероприятие «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы»

Сценарий внеклассного мероприятия «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы» предусматривает реализацию нескольких воспитательных задач: социализацию личности старшеклассников и...

Программа элективного курса по предпрофильной подготовке обучающихся 8 -х классов «Я выбираю профессию».

Программа элективного курса по предпрофильной подготовке обучающихся 8 -х классов  «Я выбираю профессию»....

Программа элективного курса "Я выбираю"

Элективный курс знакомит учащихся 9-11 классов с избирательным процессом в РФ, с моделями гражданского участия, ролями избирателя, кандидата и др....