программа воспитания "Дороги , которые мы выбираем"для 10 - 11 классов
рабочая программа (10 класс) на тему
Программа содержит:
1. пояснительная записка,
2. основные категории воспитательного программы,
3. Механизм реализации программы,
4. Содержание воспитательной деятельности,
5. Прогназируемый результат и методы его оценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа воспитания | 43.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Зам. директора по ВР ____________ Федюкина С.А. | Рассмотрено на ШМО Классных руководителей Протокол №_____ от ___________ Холодкова Н.Б. | Рассмотрено на педагогическом совете Протокол №_____ от____________ | Утверждаю Директор МБОУ Бояркинской СОШ им. М.Е. Катукова |
Программа воспитательной работы
«Дороги, которые мы выбираем»
(10-11 класс)
Автор – составитель: Рябова Н.С.
Срок реализации: 2 года
Возраст: 16 – 18 лет
- Пояснительная записка
«Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым ,
можно»
А.С.Макаренко
Юность. Пора влюбленности и разочарований, первых взлетов и падений, пора ошибок и приобретения жизненного опыта, поиск себя в этом мире, мире полного неожиданностей и приятных сюрпризов и все – таки интересном, красивом, прекрасном мире под названием «ЖИЗНЬ». А насколько счастливой будет эта жизнь , в первую очередь зависит от самого человека. Насколько подготовленный молодой человек шагнет во «взрослую жизнь», собрать необходимый «багаж» должны помочь родители, школа, педагог. Как заметил А,С.Макаренко : «воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте- родители и педагоги».
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Воспитание-категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все плохое тоже дается воспитанием. Дело в том, что "невоспитания" вообще нет. Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своей личностью. Работа с детьми, само педагогическое мастерство для учителя есть нравственно-ответственное дело. Воспитание есть искусство, благодаря ему развиваются все природные способности человека. Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным. В современном обществе приоритетом являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность. К тому же быстротечность и суровость нашей обыденной жизни сводит взаимоотношения, деятельность взрослых к минимуму, когда как детям нужен максимум. Жизнь многие воспринимают как что-то серое, скучное, неопределенное, страшное, хотя вокруг много всего интересного и яркого. Поэтому перед классным руководителем как педагогом ставится еще одна глобальная цель – учить адаптироваться в жизни. Своевременно разглядеть искорку, развить – вот, наверное, самое важное дело, которое должен делать педагог. Учить адаптироваться в жизни – не значит давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Педагог учит, как можно развивать свои способности, быть успешным. При работе с подростками необходимо учитывать их возрастные особенности, а так же индивидуальные особенности развивающейся личности. Задача взрослых знать, в какие группы и на каких основаниях входит подросток, что является основой объединения подростков в группу, целенаправленно управлять формированием этих групп, помогать каждому подростку занять в них достойное место. Необходимо создавать такие условия, в которых дети находили бы возможность реализовать свой потенциал и удовлетворять свои потребности и интересы, развиваясь и взрослея, чтобы в дальнейшем занять достойное место в обществе. Необходимо показать подрастающему поколению многогранность и яркость жизни. Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного всестороннего знающего свое место в обществе человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; обеспечение необходимых условий для реализации личностных качеств учащегося, раскрытия его самобытности; уважение и утверждение личности ребенка, а также направление его на служение добру и справедливости; и самое главное: вера в возможности ребенка – это целевые ориентиры, на которые должен опираться любой педагог в своей деятельности, особенно классный руководитель.
Данная программа рассчитана на 2 года для коллектива учащихся 10-11 классов, разработана с учетом физиологических и психических особенностей учащихся данной возрастной группы, характеристики класса в целом, на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, анализа предыдущей деятельности, традиций школы. Содержанием Программы является воспитательная деятельность, реализуемая по направлениям: «Здоровье», «Интеллект», «Общение и досуг», «Нравственность», «Профессиональное самоопределение», «Гражданин», «Семья». Она определяет основные пути развития классного коллектива,
позволяющие воспитывать свободную, творческую личность, адаптированную к самостоятельной жизни в обществе, обладающую внутренним механизмом нравственной саморегуляции, ориентированную на саморазвитие и созидательную деятельность. В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию индивидуальности, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Исходя из выше сказанного, можно определить следующие цели и задачи для воплощения основных ориентиров в деятельности учителя и классного руководителя при работе с учащимися 10-11 класса Бояркинской средней общеобразовательной школы
- Основные категории воспитательной программы.
Цель: создание условий для разностороннего развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.
Воспитательные задачи:
- создавать в классном коллективе комфортную, доброжелательную атмосферу, способствующую всестороннему развитию личности обучающихся, раскрытию и реализации их способностей, творческой инициативе, формированию у воспитанников активной жизненной позиции и обеспечивающую социализацию личности каждого ребенка;
- развивать у учащихся познавательный интерес, потребность в образовании и самообразовании, самоорганизации и стремление к самопознанию;
- оказывать помощь в профессиональном самоопределении;
- формировать у учащихся значимости их физического и психического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, созданию крепкой здоровой семьи;
- воспитывать чувство гражданской ответственности, патриотизма, толерантности, стремления к осознанию и присвоению общечеловеческих и семейных ценностей.
Принципы воспитательной работы.
- Принцип природосообразности.
- Принцип гуманистической ориентации воспитания. Ребенок – главная ценность в системе отношений, безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
- Принцип толерантности – терпение и терпимость к каждому воспитаннику, в достижении результативности педагогического воздействия.
- Принцип индивидуализации воспитания – дифференцированный подход в воспитании и обучении.
- Принцип диалогичности и открытости в общении с учащимися.
- Принцип справедливости и сознательности – умение признавать ошибки, неправоту, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
- Принцип взаимности – взаимного уважения, доверия, взаимной помощи и поддержки, совместной деятельности и беспристрастности в оценке поступков учащихся..
- Принцип реальности – осознание того, что девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой, поэтому необходима интересная, отвечающая возрастным особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности.
- Принцип воспитания успехом – каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
Система методов воспитания:
- прогностические(коллективное планирование, проектирование, перспектива)
- информационно – просветительские (дискуссии, лекции, беседы, практикумы, выставки, убеждение, внушение, пример).
- организационно – деятельностные (КТД, поручение, воспитывающая ситуация).
- стимулирующие (поощрение, наказание, доверие, авансирование, предупреждение)
- оценочные (общественное мнение, рефлексия, оценка достижений личности, коллектива)
Формы работы с классным коллективом разнообразны. Они реализуются одним из способов:
- индивидуально
- группой
- коллективно
Средства воспитания:
- труд
- спорт
- слово
- игра
- общение
- учение
- искусство
- элементы социальной среды (например, СМИ)
- Механизм реализации программы.
Воспитательная программа реализуется по направлениям:
- «Интеллект»
- «Нравственность»
- «Здоровье»
- «Гражданин»
- «Профессиональное самоопределение»,
- «Общение и досуг»
- «Семья»
Непосредственными участниками реализации программы, в первую очередь, являются сами учащиеся. Становление жизненных позиций школьника осуществляется через систему органов самоуправления, что способствует привлечению каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышению социальной активности, творческого потенциала детей. Высшим органом является Классное Собрание. В период между собраниями действует Совет класса, в состав которого входят 5 – 7 человек: актив класса(по одному представителю от каждого сектора) и ответственные Малых Инициативных Групп (МИГ), на которые учащиеся делятся в начале учебного года по желанию. Общественные поручения распределяются с учетом наклонностей , интересов каждого и представляются в виде секторов: трудовой сектор, учебный сектор, сектор здоровья и спорта, редакционный сектор, культмассовый сектор, информационно - просветительский сектор.
В коллективе существуют традиции, которые поддерживаются ребятами, ежегодно появляются новые. На пути достижения целевых ориентиров устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать сообща и детьми и взрослыми. В нашем классе они существуют в виде слоганов, которые постоянно добавляются и совершенствуются.
- Содержание воспитательной деятельности.
Планирование воспитательной работы происходит с учетом результатов диагностических исследований, мониторинга и анализа воспитательной работы за предыдущий учебный год, характеристики класса.
Направление «Интеллект»
Цель работы в этом направлении: создание познавательного интереса, способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающем мире.
Этап реализации | Содержание деятельности | Ответственные |
10 класс |
| |
11 класс |
|
Направление «Нравственность»
Цель работы в этом направлении: оказание помощи учащимся осознать нравственные нормы и правила, ценности человеческой жизни.
Этап реализации | Содержание деятельности | Ответственные |
10 класс |
| |
11 класс |
|
Направление «Здоровье»
Цель работы: формирование у учащихся значимости их физического и психического здоровья»
Этап реализации | Содержание деятельности | Ответственные |
10 класс |
| |
11 класс |
|
Направление «Гражданин»
Цель работы в этом направлении: формирование у учащихся соответствующих знаний о правах и свободах человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него, воспитание чувства патриотизма, толерантности, гуманизма.
Этап реализации | Содержание деятельности | Ответственные |
10 класс |
| |
11 класс |
|
Направление «Профессиональное самоопределение»
Цель работы: оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании.
Этап реализации | Содержание деятельности | Ответственные |
10 класс |
Элективный курс «Технология профессиональной карьеры»
| |
11 класс |
|
Направление «Общение и досуг»
Цель работы в этом направлении: создание условий для развития творческих способностей, проявления инициативы и самостоятельности, формирование культуры общения.
Этап реализации | Содержание деятельности | Ответственные |
10 класс |
| |
11 класс |
|
Направление «Семья»
Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию всесторонне развитой личности.
Этап реализации | Содержание деятельности |
|
«Права и обязанности ребенка: поиск равновесия» «Родительский дом как фундамент счастья будущей жизни детей» «Поможем детям выбрать профессию»
|
11 класс |
«Вечная проблема» (совместно с детьми) «Агрессия и насилие в мире взрослых и детей» «Как научить ребенка быть успешным» «Как подготовиться к итоговой аттестации» Общешкольные родительские собрания.
|
Ресурсное обеспечение программы:
- Участники реализации программы:
- учащиеся
- родители
- классный руководитель
- учителя – предметники
- администрация школы
- педагоги дополнительного образования
- психолог школы
- социальный педагог школы
- медицинские работники школы
- представители пожарной службы, инспектор ЛОЖД, инспектор по ДН, инспектор ФСКН
2. Социальные связи классного коллектива
- школьная библиотека, библиотеки района, города.
- кружки, секции
- Прогнозируемый результат и методы его оценки
Результатом реализации программы видится всесторонне развитая свободная, творческая личность, адаптированная к самостоятельной жизни в обществе, обладающая внутренним механизмом нравственной самореализации, ориентированная на саморазвитие и созидательную деятельность
Для оценки эффективности реализации Программы используются различные методики, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности
А также совместно с учащимися мною разработана и одобрена на родительском собрании «Рейтинговая система оценки учебной деятельности и социальной активности учащихся» ,которая позволяет увидеть результаты работы. Данная система совершенствуется каждый год. Замечена положительная динамика, а именно: повысилась самооценка ребят, мотивация к учебе, качество обучения, система помогает активизировать общественную деятельность, и как следствие – сплочение и развитие коллектива. Положительный опыт данной системы успешно используется в других классных коллективах школы.
Результат и методы оценки эффективности воспитательной деятельности
Задачи | Прогнозируемый результат | Методы оценки |
Самостоятельная, активная, творческая личность, социально – адаптированная. | - методика «Наш класс и классный руководитель глазами воспитанников» - методика «Уровень адаптации в 10 классе» - анкетирование «Удовлетворенность класса мероприятиями» -методика Лутошкина «Какой у нас коллектив» -методика «Определение темперамента» - Рейтинговая система оценки социальной активности учащихся»- | |
Интеллектуально – развитая личность | - статистический анализ текущей и итоговой успеваемости - методика «Доминирующие мотивы» - методика «Структура интеллекта» - рейтинговая система оценки учебной деятельности учащихся. | |
Личность, готовая к выбору будущей профессии, самоопределению. | - тест «ДДО» (дифференцированный диагностический опросник профнаправленности) - методика выявления готовности к выбору профессии. | |
Физически и психически здоровая личность | - статистический медицинский анализ состояния здоровья. - педагогическое наблюдение - диагностика «Мое отношение к курению, проблемам наркомании» - методика «Мое состояние» | |
Личность, стремящаяся к преобразующей деятельности на основе системы нравственных ценностей, осознающая и выполняющая свои права и обязанности. | - диагностика «Уровень воспитанности» - педагогическое наблюдение - беседа. |
Деятельность классного руководителя в рамках реализации программы строится на основе следующих нормативных документов: · Конвенция ООН «О правах ребенка» · Конституция Российской Федерации (статья 30, статья 13) · Федеральный закон «Об образовании» (статья 1, статья 35, статья 50) · Федеральный закон №124 от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» · Устав МОУ «Основной общеобразовательной школы №12»
Эффективность воспитательной работы в классе проверяется при помощи системы мониторинговых диагностических тестов:
СЕНТЯБРЬ: Методика: «Знаете ли вы себя?» Цель: узнать новое о своем характере и проанализировать те качества личности, которые будут мешать или помогать при поиске работы. Автор: С. Чистякова.
ОКТЯБРЬ: Методика: тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья. Цель: определить уровень состояния своего здоровья. Автор: Н. Смирнов. Методика: изучение отношения к учебным предметам. Цель: выявить предпочитаемые и отвергаемые предметы, причины того или иного отношения к ним, а также мотив учебной деятельности. Автор: Г. Казанцева.
НОЯБРЬ: Методика: изучение направленности личности Цель: определить направленность человека: личностной (на себя), коллективисткой (на взаимодействие), деловой (на задачу). Автор: В. Смекал и М. Кучер. Методика: диагностика памяти (оперативная память). Цель: определить уровень развития оперативной памяти. Автор: О. Истратова.
ДЕКАБРЬ: Методика: «Шкала совестливости» Цель: измерить степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Автор: В. Мельников, Л. Ямпольский. Методика: Тест: «Готов ли я к будущей профессии?» Цель: определить готовность учащихся к выбору будущей профессии. Автор: О. Ягодкина.
ЯНВАРЬ: Методика: диагностика мышления (логичность умозаключений). Цель: выявить логические аспекты мышления. Автор: Липпман. Методика: изучение общей самооценки учащихся. Цель: выявить уровень самооценки. Автор: Г. Казанцева.
ФЕВРАЛЬ: Методика: оценка учебной мотивации и боязни неудач. Цель: выявить уровень мотивации учебной деятельности. Автор: А. Реан. Методика: диагностика состояния стресса. Цель: выявить особенности переживания стресса, степень самоконтроля и эмоциональной стабильности в стрессовых условиях. Автор: А. О. Прохорова.
МАРТ: Методика: диагностика памяти (память на числа и образы) Цель: определить уровень развития памяти Автор: О. Истратова. Методика: тест: «Ваше отношение к юмору» Цель: выявит наличие чувства юмора. Автор: В. Шепель.
АПРЕЛЬ: Методика: тест: «Легко ли с вами?» Цель: выявить отношение к окружающим и реакцию окружающих на поступки и деятельность учащихся. Автор: В. Шепель. Методика: оценка социально-психологических свойств личности. Цель: оценить самого себя. Автор: Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: «Петроком», 1991
МАЙ: Методика: анкета «Готов ли я к семейной жизни?» Цель: изучение отношения учащихся к семейным обязанностям (муж, жена) Автор: А. Прутченков. Методика: Профориентационная анкета. Цель: отбор различных типов профессий в соответствии с аналогичной классификацией. Автор: Е. Климов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности классного руководителя "Дороги, которые мы выбираем"
Цели программы:Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессийЗадачи: - ознакомление учащихся со...
Программа "ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…»"
В программе изложены основные принципы работы школы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ. Программа содержит пояснительную записку, план профилактической работы, особеннос...
Программа воспитательной работы воспитателя 1К Галсановой Ирины Юрьевны "Дороги, которые мы выбираем"
Программа воспитательной работы "Дорога, которую мы выбираем" имеет целью - способствование успешной социализации подростков и эффективной адаптации их в обществе, создание условий для...
Программа "Дороги, которые мы выбираем".
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных ...
Программа "Дороги, которые мы выбираем"
Программа «Дороги, которые мы выбираем» создана с учетом возрастных особенностей и направлена на всестороннее развитие личности и сохранение психологического здоровья детей и подростков 5 ...
Профориентационная программа "Дороги, которые мы выбираем"
Цель - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.Задачи курса:-формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагно...
Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"
Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...