"Профессии, которые выбирают нас, и которые выбираем мы"
план-конспект занятия (11 класс) на тему
Открытое внеклассное занятие по профориентации в 11 классе коррекционной школы -интерната VIII вида для детей-сирот
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professii_kotorye.docx | 37.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Профессии, которые выбирают нас, и которые выбираем мы».
Задачи: углубить знания учащихся о выбранной профессии и нацелить на серьезное ее осмысление; показать привлекательность избранной специальности; способствовать формированию знаний о методах поиска работы и основных правилах при собеседовании; развивать навыки общения; побуждать высказывать свои мысли, суждения; развивать речь, память, мышление.
Оборудование: мультимедиапроектор, слайды, «рекламная тумба»; газеты «Моя реклама», «Из рук в руки», «Работа сегодня» по количеству учащихся; листы бумаги, ручки; книга; сумочка; диплом; паспорт; трудовая книжка; сотовые телефоны; аудиокассета с записанной музыкой; магнитофон.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Воспит-ль: Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит,
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит,
Улыбнитесь, пожалуйста те, кто готов работать сегодня с полной отдачей… Здравствуйте!
- Ребята, каждый человек делает в своей жизни два самых главных
выбора, от которых в дальнейшем зависит вся его жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни.
На фоне музыки Счастливый человек….
(слайды) Кто и какой счастливый человек?
Я лично так бы на вопрос ответил:
Счастливец тот, кто получил на век
Две песни – две любви на белом свете.
Не надо шуток и «уймите страсти»!
Не двоеженство! Не об этом речь!
Да, две любви. И каждую сберечь
Как раз и будет настоящим счастьем!
Нет, далеко не все и не всегда
Могли б сказать: «Люблю свою работу,
Готов трудиться до седьмого пота
И счастлив от любимого труда!»
И я уверен, даже твердо знаю,
Что в этой самой светлой из страстей
Есть что-то от любви к родному краю,
К твоим друзьям и родине своей.
Но как моря не могут жить без рек,
Как без дождей земля оскудевает,
Так без любви сердечной человек
Духовно в чем-то все же прозябает.
Не зря о ней и пишут и поют,
Не зря о ней так радостно мечтается.
И как ни славен человечий труд,
А нежность все же нежностью останется.
Тут ни замен и ни сравнений нет,
Не будем путать двух прекрасных миссий.
Да и народ рождается на свет.
Не от ученых формул и трансмиссий.
Да, две любви в одном рукопожатье
Как два крыла, берущие разбег.
Иначе говоря – любовь в квадрате!
И кто обрел их, по моим понятьям,
Счастливейший на свете человек!
Так размышляет о наиболее важных моментах в жизни каждого человека поэт Эдуард Асадов. А мы сегодня с вами поговорим о первом главном выборе – выборе профессии.
И тема нашего сегодняшнего занятия звучит так:
(слайд) «Профессии, которые выбирают нас, и которые выбираем мы».
3.Инсценировка. Выходят юноша и девушка. Она – с сумочкой, он –
с книгой в руке. Подходят к «рекламной тумбе».
Он: Смотри. Вот еще одна рекламная тумба! И объявлений море!
Она: Ну и что? Все то - же самое! «Ищу репетитора по математике», «Опытный психолог поможет разрешить все ваши проблемы», «Секретарь с опытом работы», и.д. и т.п.! Везде все одно и то же!
Он: будущую профессию не на рекламной тумбе искать нужно, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Вот ты, например, кем хочешь быть?
Она: Я! Ну… Может быть модным дизайнером или моделью, диктором можно.
Он: А почему ты решила выбрать такие профессии?
Она: Престижно, модно. Приходишь куда-нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Фарафонова Екатерина».
Он: (передразнивает) Известный дизайнер Фарафонова. А что ты знаешь об этой профессии?
Она: Вот поступлю, тогда узнаю.
Он: А я так не хочу! Я мечтаю стать мастером отделочно-строительных работ. Я реально смотрю в будущее и оцениваю свои знания и возможности, стараюсь уже сейчас как можно больше узнать об этой специальности. Я хочу стать профессионалом в этой области.
Она: Ты это серьезно?
Он: Вполне! И тебе советую выбирать профессию так, чтобы она тоже тебя выбрала.
Она: Ты думаешь у меня получиться?
Он: Если чего-то очень-очень хочешь- непременно получить. Нужно постараться сделать свой выбор на всю оставшуюся жизнь, чтобы не разочаровываться самому и не разочаровывать тех, кто в тебя верить и
на тебя надеется. Ведь будущее за профессионалом, любящим свое дело!
Воспит-ль: В нашей стране молодежная политика занимает все более почетное место, при этом президент Дмитрий Анатольевич Медведев
(слайд портрет и слова) не устает повторять, что «будущее России за профессионалами во всем».
Иначе говоря, выбор профессии – это не только личная, но и государственная забота.
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы 12% из них спустя некоторое время возвращаются обратно на прежнее место работы. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок?
Вы уже выбрали для себя профессию. И нам хочется, чтобы стала для вас той, единственной, соответствовала вашим интересам, темпераменту, характеру, чтобы полностью устраивала вас, и ее избрание позволило бы приносить пользу обществу.
И так, в нашей группе предпочтение отдано 3 профессиям: мастер отделочно-строительных работ, мастер растениеводства и повар.
(фотографии) Ерохин Михаил, перегудов Василий, Рахманин Денис, Волкова надежда, Корниенко Наталья хотят приобрести профессию мастера отделочно-строительных работ. То есть они станут мастерами широкого профиля: штукатурами, малярами, плиточниками. Эту специальность они будут получать в разных училищах: перегудов В. И Ерохин М. в училище № 5 г. Липецка (слайды училища), а Рахманин Д., Корниенок Н. и Волкова Н в профессиональном училище № 18 с. Частая Дубрава. (фотография)
А теперь давайте посмотрим, что они знают о профессии, которой хотят посвятить себя.
(Рассказы детей сопровождаются слайдами)
Ерохин М. Как будет выглядеть твой родной город, поселок через несколько лет? Это зависит от квалификации мастеров отделочных строительных работ, которые будут ремонтировать фасады домов и заниматься отделкой помещений.
Мастер отделочных строительных работ трудится внутри помещений и снаружи: он занимается отделкой интерьеров и экстерьеров и восстанавливает, ремонтирует окрашенные, оклеенные, облицованные поверхности и штукатурку.
Перегудов В. Для того, чтобы стать профессионалом, мастеру нужно иметь солидный набор качеств. Чтобы результат работы выглядел аккуратно, ее должен выполнять человек с хорошим зрением, точным глазомером и отличной координацией движений. Оформление должно быть красивым – так то пригодится эстетический вкус, умение тонко различать оттенки цветов и подбирать удачные их сочетания. Вместе с тем, работа не на сто процентов художественная – должно быть развито и техническое мышление.
Труд мастера по отделке не простой – нужна выносливость и ловкость.
Недочеты и неточности, даже мелкие, могут привести к тому, что всю работу придется переделывать. Поэтому важна внимательность и аккуратность.
Рахманин Д. Список обязательных знаний у мастера по отделке немного короче, чем перечень личных качеств. В первую очередь он должен хорошо знать виды и свойства разных отделочных материалов, технологии их приготовления и нанесения. А во-вторых, он должен знать правила использования инструментов и ухода за своим инвентарем.
Корниенко Н. Работа строительного маляра, штукатура, плиточника имеет много общего с трудом мастера по отделке.
Отделывать нужно любые помещения, поэтому мастера по отделке без работы не сидят.
После окончания училища можно устроиться на работу в ремонтно-строительныю компанию или в жилищно-коммунальное управление.
Волкова Н. Профессия маляра, штукатура, плиточника пользуется постоянным спросом на рынке труда и прилично оплачивается. Зарплата начинающего специалиста стартует от семнадцати-двадцати тысяч рублей. Дальше -больше.
Воспит-ль: Когда вы поступите в училище, вы еще больше узнаете о выбранной профессии и хочется надеяться, что она вас не разочарует.
А сейчас давайте посмотрим, в каком учебном заведении будут приобретать профессию мастера растениеводства Леденев А., Данилова А. и Касьянова Н. В сентябре для них распахнет свои двери профессиональное училище № 33 г. Лебедянь. (слайды)
(Рассказы сопровождаются показом слайдов)
Касьянова Н. Мастер растениеводств – квалифицированный рабочий, который выполняет сельскохозяйственные работы по выращиванию растений, плодов, овощей, фруктов. Он занимается производством сельскохозяйственной продукции на агропромышленных предприятиях.
В список его обязанностей входит: подготовка территории к озеленению, подготовка почвы к посеву семян, высаживанию деревьев,
Кустарников, цветов, заготовка земляных смесей, размножение растений разными способами, оформление цветочных клумб, внутреннее озеленение помещений, вертикальное озеленение.
Леденев А. В первую очередь для работы в рамках этой профессии необходима любовь к своему делу, то есть большое желание и интерес к работе с почвой, растениями. Помимо любви к природе, должны присутствовать: развитый глазомер, эстетический вкус, умение различать цвета, хорошо развитое воображение и наблюдательность, не помещает и физическая выносливость.
Данилова А. Родственными профессиями являются: цветовод, агроном, садовник-декоратор, мастер по уборке урожая, специалист по озеленению территории.
Лица, освоившие профессию, могут трудоустроиться на государственные и коммерческие предприятия агропромышленного комлпекса, в совхозы, частные компании, фирмы, которые занимаются озеленением территории. Заработная плата у начинающего специалиста небольшая, зато у опытного она достигает десяти, пятнадцати тысяч рублей.
Воспит-ль: Я думаю, что из наших ребят получатся отличные мастера своего дела. Ведь они уже на школьных уроках познают азы выбранной профессии, а на практике применяют свои знания, работая в теплице, на парнике, на пришкольном участке, в поле. (слайды)
Ну а следующей профессией, которой отдали предпочтение (фотографии) Журавлева Ирина и Фарафонова Екатерина является профессия повара-кондитера. Постигать ее премудрости, так же как и мастера отделочно-строительных работ, они будут в профессиональном училище № 18 с. Частая Дубрава (слайды)
Чем же привлекает выбранная профессия наших девушек?
(Рассказы сопровождаются показом слайдов)
Фараф. Ек. Повар-кондитер готовит супы, вторые блюда, кондитерские изделия, другую пищу. Знает, как правильно хранить продукты, помнит рецепты приготовления разных блюд и умеет красиво оформлять приготовленное. Несмотря на то, что повар на предприятиях общественного питания пользуется установленными рецептами блюд, он
Может вносить в них изменения в зависимости от качества сырья и состава потребителей. Работает в помещении, в условиях повышенной температуры.
Повар должен быть физически выносливым, иметь хорошие памятью глазомер, умение концентрировать внимание. Ему нужны: тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение (т.е. способность глядя на рецепт представить внешний вид и вкус блюда), ответственность, честность.
Журавлева И. Студентам дают возможность применить полученные знания в кафе, барах и столовых города. Многие уже во время практики находят будущее место работы. Похожая работа у барменов, изготовителей пищевых полуфабрикатов, кулинаров мучных изделий, пекарей, бисквитчиков, тестоводов.
Поварам-кондитерам, выпускника училищ, присваивается третья категория. С ней можно идти в помощники повара, постепенно дослужиться до су-шефа (правой руки шеф-повара) и наконец до самого шеф-повара. Шеф-повар это уже 5-6разряды. Начинающий специалист получает в пределах 5-6 тысяч рублей.
Воспит-ль: Я верю, что каждая из наших девочек со временем обязательро поднимется на высшую ступеньку в своей профессиональной карьере и станет шеф-поваром.
А сейчас посмотрите на экран. Перед вами 20 качеств характера человека. Давайте их прочтем.
(на экране учащиеся читаю вслух)
Доброта, любознательность, критичность, аккуратность, справедливость, остроумие, дисциплинированность, внимательность, эрудиция, вежливость, целеустремленность, инициативность, исполнительность, общительность, находчивость, настойчивость, принципиальность, строгость, решительность, любовь к природе, коллективизм.
Выпишите пять из них, которые по вашему мнению, необходимы специалисту выбранной вами профессии.
(Музыкальное сопровождение. Выписывают, зачитывают, обсуждается)
Некоторые из вас такие слова, как доброта, справедливость, вежливость. Как вы думаете, эти качества характера важны только для вашей профессии?
(Выслушиваются мнения учащихся)
Воспит-ль: В любой профессии нужно оставаться человеком с большой буквы. П этому поводу хорошо сказал известный кинорежиссер Никита Михалков (слайд: портрет и слова) «Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста».
Раз мы с вами дошли до таких важных обобщений, я думаю, пришло время экзамена. Но наш экзамен особенный, он называется «Экзамен без подготовки».
На экране 4 вопроса. (появляются по очереди) Давайте попробуем на них ответить.
(Зачитываются вслух, дети отвечают, воспитатель комментирует)
- В чем вы видите пользу, необходимость для общества выбранной вами
профессии? (ответы учащихся)
Комментарии воспит-ля: (слайд: портрет и слова) Антон Семенович Макаренко говорил так: «Если труд, то труд такой уж, чтоб и польза была, и честь».
- Можно ли считать удавшейся жизнь человека, не имеющего
любимого дела? (Мнения учащихся)
Комментарии воспит-ля: очень важно, чтобы работа доставляла тебе радость, потому что ненависть к ней ты будешь испытывать не только с девяти до пяти, она будет отравлять твою жизнь круглосуточно. Если ты будешь проводить рабочее время в непрерывном подглядывании на часы, на самом деле ты будешь следить, как постепенно уходить твоя жизнь.
- Нужно ли при выборе профессии учитывать свои физические данные?
(ответы детей)
Комментарии: Нужно оценивать свои физические данные объективно, но ни в коем случае нельзя опускать руки, если что-то не получается. (слайд: портрет и слов) Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой сказал однажды: «Умей принудить сердце, нервы, тело тебе служить». А будущее: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».
И последний вопрос.
- Мир человеческих дел изменчив. В современных отраслях производства
только за одну жизнь иная профессия изменяется 3-4 раза. Как же не отстать от выбранной профессии? (ответы уч-ся)
Комментарии: нужно постоянно следить за последним достижениями науки и техники, учиться. А еще надо уметь делать несколько дел, делать творчески.
Закончен наш небольшой экзамен. А теперь представим себе, что вы успешно завершили обучение в школе и профессиональном училище, получили дипломы. Дипломы бывают разных образцов. Мой диплом выглядит так. (показать) А вы получите дипломы того образца, который предусмотрен в вашем училище.
И перед вами встал вопрос, где искать работу по специальности?
Какие же существуют методы поиска работы. Давайте посмотрим.
(На экране, читается, обсуждается)
- Непосредственное обращение к работодателю.
- Через частные фирмы по найму.
- По объявлениям в печати.
- Обращение к друзьям.
- Обращение к родным.
- Через службы занятости.
- Размещение объявлений в местной печати.
- По направлениям училищ.
Давайте подумаем, какой из методов для вас наиболее приемлем.
(Уч-ся предлагают. Делается вывод: по направлениям училищ
через службы занятости и по объявлениям в печати).
В настоящее время издаются газеты: (показать) «Из рук в руки», «Моя реклама», «Работа сегодня». В которых можно найти объявления о
Предоставлении работы. Некоторые газеты очень объемные, поэтому нужно уметь в них ориентироваться. Кроме того, во многих объявлениях есть сокрашённые обозначения и в них нужно уметь разбираться.
В каком же разделе нужно искать объявления мастерам отделочно-строительных работ? (В разделе «Строительные профессии)
В какую колонку нужно заглянуть поварам-кондитерам? (В колонку «Рестораны, кафе, другие предприятия общепита»)
И наконец мастера растениеводства. Где будете вы искать объявления? (В разделе «Сфера услуг»).
Сейчас вы попробуйте найти объявление о работе для себя, как для специалиста.
(На столах заранее разложены газеты. Уч-ся ищут, время 3-4 минуты, музык. сопровожд.)
Кто нашел объявление? (Зачитывются 3-4 объявления, разбираются)
Итак, объявление найдено. Каковы ваши следующие дейстия?
(Дети делают вывод, что нужно позвонитель по предлагаемому телефону).
Давайте посмотрим, как это должно происходить.
Раздается звонок телефона.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте, я вас слушаю.
- Я звоню по объявлению. У вас еще есть место маляра-штукатура?
- Да, есть. Какое у вас образование?
1.Я закончил профессиональное училище № 5 г. Липецка по специальности мастер отделочно-строительны работ.
2. Хорошо А сколько вам лет?
1. Мне 21 год.
2. Сообщите ваше имя и адрес.
1. Ерохин Михаил, г. Липецк ул. Циолковского д.
2. Вы приглашаетесь завтра на собеседование в 10 часов.
1. Большое спасибо, до свидания.
2. Досвидания.
Итак, вас заметили и пригласили на собеседование. Что же нужно выполнить до, во время и после собеседования при приеме на работу? Давайте посмотрим.
(на экране правила подготовки, зачитываются, обсуждаются)
- Изучите фирму, организацию (поговорите с тем, кто работал там ранее).
- Наденьте «одежду для успеха».
- Мысленно ободрите себя (убедите себя в том, что вы отлично
выдержите собеседование).
- Подготовьте вопросы, которые вы можете задать во время
собеседования.
- Придите на 15 минут пораньше.
- Прежде, чем войти, сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Войдя в
кабинет, улыбнитесь.
- Захватите с собой как можно больше документов, подтверждающих
вашу квалификацию.
- Во время беседы смотрите в глаза собеседнику и внимательно
слушайте.
- Не отвечайте ни на один вопрос, который вы не поняли.
- Отвечайте на вопросы правдиво.
- Поблагодарите работодателя и уточните, когда можно узнать результат
собеседования.
Вы подготовились к собеседованию. С нетерпением ждете его. Приходите к назначенному времени. Что вас ожидает?
Конечно же, самое главное, что старается определить работодатель при встрече с вами, чтобы не ошибиться в своем выборе – это ваши личные качества, как деловые, так и моральные, ваши положительные и отрицательные черты характера.
Давайте посмотрим, как пройдет собеседование кандидата на работу.
За столом сидит работодатель (воспит-ль). Молодой человек приходит на собеседование.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте, присаживайтесь. (садится) Расскажите немного о себе.
- Меня зовут Ерохин Михаил. Мне 21 год. Воспитывался в школе-
интернате для детей-сирот.
- Какова ваша профессиональная подготовка?
- Я окончил Липецкое профессиональное училище № 5 по специальности
мастер отделочно-строительных работ.
- Какие документы у вас с собой?
- (подает) Паспорт, трудовая книжка, диплом.
- (рассматривает) А где ранее приходилось работать?
- Во время учебы я проходил практику на строительных предприятиях.
- Почему вы выбрали наше предприятие?
- Я нашел объявление в газете и решил к вам обратиться.
- Проходили ли вы собеседование в других местах?
1.Нет не проходил.
2. Не помешает ли ваша личная жизнь данной работе, так как у нас ненормированный рабочий день?
1. Нет, я не женат, живу с мамой.
2. На какую зарплату вы рассчитываете?
1. Хотелось бы получать тысяч 10-15.
2. Почему вы хотите получить именно эту работу?
1. Мне она нравится.
2. Каковы ваши интересы вне работы?
1. Я увлекаюсь компьютерами, рыбалкой.
2. А каковы ваши цели в жизни.
1. Я хочу стать профессионалом в своем деле.
2. Очень приятно было с вами пообщаться. Мы сообщим вам о своем решении.
1. Большое спасибо, что приняли меня. До свидания. (садится на место).
Так, или примерно так будет проходить собеседование, хотя вопросы могут быть самые неожиданные. У вам, например, могут спросить, поете ли вы песни, когда моетесь в душе. Это для того, чтобы проверить ваше чувство юмора и быстроту реакции. Так что будьте готовы ко всему.
Собеседование пройдено. Вас берут на работу. Думаю, прежде чем окончательно принять решение, вы обсудите с работодателем все возникшие вопросы, а именно: (слайд).
- Размер заработной платы.
- Социальные льготы или социальный пакет (т.е. продолжительность
отпуска, медицинское обслуживание, профессиональное обучение, отпуск по беременности и родам, оплата транспорта и т.д.)
- Продолжительность рабочего дня.
- Есть ли испытательный срок.
(музыка) А тем, кто услышит «нет», хочется сказать: не принимайте отказ лично в свой адрес. Это не значить, что вы неподходящий кандидат или плохой человек. Это всего одна из сторон жизни, которую каждый из нас должен испытать на себе. Самое главное- извлекать опыт из каждой неудачной попытки. Нужно просто верить в себя и свои возможности. Тогда обязательно все получится.
А мы, педагоги школы, искренне желаем вам, чтобы выбранная профессия тоже вас выбрала и вы стали профессионалами в своем деле.
Спасибо за работу. Занятие окончено. (слайд) В добрый путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессия, которую выбираю - Я
Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучение профессиональных намерений учащихся 8-9 классов...
Внеклассное мероприятие «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы»
Сценарий внеклассного мероприятия «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы» предусматривает реализацию нескольких воспитательных задач: социализацию личности старшеклассников и...
Родительское собрание "Профессии, которые выбирают наши дети".
Родительское собрание по профориентации в 9 классе....
Профессии, которые выбирают наши дети
конспккт родительского собрания в 11 классе...
Программа элективного курса "Профессия, которую выбираю Я"
Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? Какая профессии принесе...
"Профессии,которыевыбираем мы, профессии,которые выбирают нас"
Статья посвящена профориентационной работе...
Классный час "Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы"
Разработка классного часа для 9-11 классов...