Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья "Ты не один"
методическая разработка по психологии на тему
«Общество, не заботящееся об инвалидах, теряет человеческий облик», сказал патриарх Кирилл, выступая в Свято-Троицком соборе Вознесенского Банченского монастыря в октябре 2016г [1]. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что уровень зрелости общества можно измерить его отношением к инвалидам. «Инвалидность есть некое отклонение от нормы, которое мы воспринимаем как несчастье. Но никто не знает по-настоящему, что это такое. Никто не знает смысла несения детьми и взрослыми этого особого Божиего креста. Только Господь знает смысл того, что происходит». В программе "Ты не один" показана работа по сопровожению детей и подростков с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_realizatsii_programmy_ty_ne_odin.doc | 117 КБ |
prilozhenie_programma_sotsializatsii_detey_s_ovz_ty_ne_odin.doc | 146 КБ |
programma_ty_ne_odin.pptx | 872.91 КБ |
sertifikat_okruzh_konferentsiya_ovz_dubasova_tn.pdf | 780.29 КБ |
Предварительный просмотр:
I районные Кирилло-Мефодиевские чтения
«Пути развития России:
иерархия ценностей гражданского общества»
О реализации программы социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Автор:
Дубасова Татьяна Николаевна,
педагог-психолог
муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7» гп Талинка
Октябрьского района ХМАО-Югра
Октябрьский район
2017 год
«Общество, не заботящееся об инвалидах, теряет человеческий облик», сказал патриарх Кирилл, выступая в Свято-Троицком соборе Вознесенского Банченского монастыря в октябре 2016г [1]. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что уровень зрелости общества можно измерить его отношением к инвалидам. «Инвалидность есть некое отклонение от нормы, которое мы воспринимаем как несчастье. Но никто не знает по-настоящему, что это такое. Никто не знает смысла несения детьми и взрослыми этого особого Божиего креста. Только Господь знает смысл того, что происходит», отметил патриарх Кирилл во время посещения дома детей-инвалидов при Вознесенском монастыре в селе Банчены Черновицкой области. «Для нас, людей физически здоровых, очевидно только, что инвалиды нуждаются в нашей помощи. Но очень большой вопрос, кто кому больше нужен - мы инвалидам или инвалиды нам? Потому что, взирая на ограниченность человеческих возможностей, не может оставаться безучастным даже самый черствый человек», добавил он. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил уверенность в том, что зрелость общества, уровень его нравственности во многом определяются способностью здоровых членов этого общества помогать инвалидам, поддерживать их на протяжении всей жизни.
Создание условий для полноценной жизни таких людей в обществе необходимо в первую очередь самому обществу. Для христианина это особенно очевидно, ведь любовь Божия простирается на всех людей вне зависимости от их телесного совершенства или несовершенства: «членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее»[1]. Забота об инвалидах, людях с особенностями помогает понять, что каждый человек нуждается в поддержке, сердечной теплоте и внимании.
В течение четырех лет - с 2012 по 2016 годы - на базе школы отслеживалась результативность реализации проекта программы социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (здесь и далее - детей с ОВЗ) «Ты не один!» (Приложение), согласованный с иереем Еварестом Нигамедьяновым, настоятелем храма преподобного Серафима Саровского гп Талинка. Программа «Ты не один!» опирается на Концепцию развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, основанную на государственных гарантиях Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие человека, и обеспечивается рядом нормативных правовых документов федерального, окружного, регионального муниципального значения [2].
Основанием для разработки и реализации проекта программы стала необходимость интеграции детей с ОВЗ в общество с помощью интерактивных методов общения, формирование толерантности и развитии эмпатии по отношению к ним. Цель программы состояла во внедрении активных форм работы, позволяющих организовать обучение, досуг и развитие детей с ОВЗ. Поставленная цель реализовывалась через решение задач по созданию комфортных условий для того, чтобы дети с ОВЗ не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении.
Реализация программы была направлена на создание условий интеграции детей с ОВЗ. Возможная сложность реализации программы состояла в том, что необходимо рассматривать не только трудность социализации детей - инвалидов, но и принятие детей с ОВЗ как сверстниками, так и взрослыми. Дети с особыми образовательными потребностями с учетом медицинских показаний вовлекались в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям; семьям, имеющим детей с ОВЗ, оказывалась психологическая помощь по развитию навыков общения с детьми с особыми образовательными потребностями. Ожидаемые результаты состояли в участии детей с ОВЗ в творческих конкурсах различного уровня, уменьшении факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов, развитии навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками, возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия, а также формировании навыков общения с детьми – инвалидами окружающих их детей и взрослых.
К участию в реализации программы привлекались дети с ОВЗ, добровольцы из числа воспитанников и педагогов воскресной школы храма преп. Серафима Саровского гп Талинка, учащиеся и педагоги школы, библиотекари школы и Центра культуры и спорта, участники волонтерского движения.
Концептуальная основа программы связана с необходимостью преодоления трудностей во взаимоотношениях детей с ОВЗ и окружающими людьми. Программа основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с ограниченными способностями получает возможность для повышения самооценки и самореализации. В основу концепции положен комплексный и системный подход к приобретению навыков общения, а также принцип личностной направленности - учет индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, своеобразия характеров детей с ограниченными возможностями, подчеркивание личностных достоинств и опора на положительные качества личности.
В основе разработки программы лежали принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к инвалидам. Реализация программы связана с необходимостью социализации детей-инвалидов, актуальностью профилактики социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов, увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация программы способствует решению проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей-инвалидов, умению пользоваться своими правами и обязанностями, созданию благоприятной психологической обстановки в семьях, имеющих детей-инвалидов, возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия, развитию толерантного образовательного пространства.
Сопровождение детей с ОВЗ велось в трех направлениях: «Им нужна ваша помощь», «Заботливое сердце», «Шанс».
Направление «Им нужна ваша помощь»: организация досуга и творческого развития детей с ОВЗ: приглашение и участие родителей и детей с ОВЗ в плановых театрализованных представлениях, сопровождение волонтерами на просмотры кино- и мультфильмов в школьном кинозале и кинозале Центра культуры и спорта, включение в работу хорового кружка при Воскресной школе храма преп. Серафима Саровского, привлечение к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок на базе Центра культуры и спорта и школы, в работу театральной студии, кружок «Бисероплетение», шахматный кружок «Белая ладья» при Центре культуры и спорта; посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях; участие детей с ОВЗ в работе школьного научного общества «Поиск».
Участие в мероприятиях Декады инвалидов «Поделись частичкой своего тепла» и Недели инклюзивного образования «Заботливое сердце» способствуют формированию толерантной развивающей среды и включению детей с ОВЗ в активное взаимодействие с социальной средой, создают условия для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов в условиях школьного взаимодействия. В этот период в школе проводятся акция «Поделись частичкой своего тепла» по сбору игрушек, книг, канцтоваров, Фестиваль рисунков «Подари улыбку миру», классные часы «Ты не один», «Я и мир моих отношений», «Сильные ловкие, смелые» или «Спорт без барьеров» - об участниках Паралимпийских игр Сочи-2014 и Сурдлимпийских игр в г. Ханты-Мансийске, 2015г. Уроки Доброты «Дети должны учиться вместе» и уроки Мужества «Нет предела человеческим возможностям» - «Сильные духом», конкурсы стихотворений и рисунков «Радуга друзей», литературная выставка «Мы вместе!» для родителей и детей с ОВЗ, создание социальных буклетов «Инклюзивное образование» - «Школа доступна для всех», мини-сочинения на тему «Создание положительного имиджа инвалида в обществе», книги про детей-инвалидов «Книги, помогающие жить» - неполный перечень мероприятий, в которых принимают участие дети с ОВЗ.
Направление «Заботливое сердце» опирается на Концепцию развития инклюзивного образования, выделяющую социальную ответственность семьи по воспитанию, обучению и развитию детей с ОВЗ, что указывает на необходимость сопровождения родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс детей с ОВЗ, через обучение родителей и педагогов. Ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий, посещение на дому совместно со специалистами учреждений системы профилактики. Предлагаются консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении, информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы, представление информация буклетах и на сайте школы. Оказывается помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ: приглашение на заседания родительского клуба «Мы вместе» для налаживания отношений как между супругами, имеющими детей с ОВЗ, так между родителями и детьми. Занятия цикла «Есть такая профессия» - направлены на консультативную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, обучающихся на дому с целью дополнительной профориентации и детей, и родителей детей – инвалидов. На сайте школы http://okttalsch7.86.i-schools.ru представляется информация «Правовой лекторий для родителей и детей - инвалидов» на тему «Основные права и льготы, предоставляемые ребёнку-инвалиду и его семье», которой могут воспользоваться родители.
Направление «Шанс»: включение ребенка в активное взаимодействие с социальной средой: приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную площадку и трудоустройство в летний период, посещение занятий в воскресной школе, библиотечно- информационное обслуживание, в том числе, на дому, беседы-обзоры новых книг, журналов, приглашения детей-инвалидов на мероприятия библиотеки, коррекция базы данных по вопросам социальной защиты детей-инвалидов. В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное отношение ко всем обучающимся, но для детей, имеющих особые образовательные потребности, создаются особые условия. Индивидуальное обучение детей на дому сочетается с инклюзивным обучением на уроках музыки, трудового обучения, рисования, участием в классных часах, мероприятиях как внутри класса, школы, так и поселка, спортивные мероприятия, где дети с ОВЗ чувствуют свою принадлежность к коллективу.
Если в 2012 году большинство родителей и педагогов опасались совместного обучения нормативно развивающихся детей и детей с ОВЗ в классе, то опрос в 2016 году детей, родителей и педагогов из классов, в которых инклюзивно занимались дети с ОВЗ, показал общую тенденцию положительного отношения к интегрированному обучению и занятости во внеурочной деятельности: полностью отсутствует отрицательное отношение к совместному обучению и досугу (Приложение, рисунок1, рисунок 2).
Наблюдение в течение четырех лет показало, что инклюзия детей с ОВЗ способствует развитию навыков толерантности и эмпатии у детей, которые их окружают. Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ОВЗ оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Положительным результатом реализации программы является 100% занятость детей с ОВЗ в кружках и секциях дополнительного образования, отсутствие проблем во взаимоотношениях совместно обучающихся детей в школе.
Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценную социализацию и адаптацию в образовательном пространстве и за его пределами [3].
Литература
1 Официальный сайт Московского Патриархата http://www.patriarchia.ru/db/text/1637153.html
2. Акатова Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Гуманит. Владос, 2003, 386с.
3. Серебреникова Ю.В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе. / Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. №2 (9). С. 274-277.
Приложение
Отношение к совместному обучению и досугу, 2012 год
Рисунок 1
Отношение к совместному обучению и досугу, 2016 год
Рисунок 2
[1] Библия. 22. Откровение. 1-е Коринфянам 12.
Предварительный просмотр:
Приложение
Программа социализации детей-инвалидов и детей с
с ограниченными возможностями здоровья
«Ты не один!»
Автор:
Дубасова Татьяна Николаевна,
педагог-психолог
муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7» гп Талинка Октябрьского района ХМАО-Югра
гп Талинка
2017г
Содержание
Паспорт программы 3
Нормативная база для разработки программы 3
Вид программы 4
Контингент участников программы 5
Цели и основные задачи программы 5
Концептуальные основы программы 5
Структура и содержание программы 6
Направления работы 6
Основные формы и средства реализации 7
Критерии ограничения и противопоказания на участие 7
Сферы ответственности, основные права и обязанности участников 7
Ресурсы для реализации программы 9
Результаты реализации программы 10
Критерии оценки 10
Контроль за реализацией программы 10
Литература 10
Приложение 11
Паспорт программы
Наименование программы | Программа социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!» |
Основания для разработки программы | Необходимость интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, формирование толерантности и развитии эмпатии по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. |
Период и этапы реализации программы | Программа носит долговременный характер Первый этап – организационный (2011г) Второй этап - деятельностный (2012-2016гг) Третий этап - аналитический (2016г) |
Цель программы | Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. |
Основные задачи программы |
|
Ожидаемые конечные результаты |
|
Разработчики
| Дубасова Татьяна Николаевна, педагог – психолог 8 (34672)49915 |
Нормативная база для разработки программы развития
- Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
- Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг.
- Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
- Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
- Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании».
- Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02 декабря 2005г №115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО-Югре».
- Приказ №437 ДОиМП ХМАО-Югры от 20 мая 2013г «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ХМАО-Югре».
- Приказ №301 ДОиМП ХМАО-Югры от 19 марта 2014г «Об утверждении плана-графика введения инклюзивного образования в ХМАО-Югре».
Вид программы. Программа социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Реализация программы носит долговременный характер и направлена на создание условий интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с обществом (далее – детей с ОВЗ).
Сложность реализации программы состояла в необходимости рассматривать не только трудность социализации детей - инвалидов, но и принятие детей с ОВЗ как сверстниками, так и взрослыми.
Контингент участников программы
К участию в реализации Проекта привлекаются дети с ОВЗ, добровольцы из числа воспитанников и педагогов воскресной школы храма Преподобного Серафима Саровского гп Талинка, учащиеся и педагоги школы, библиотекари школы и Центра культуры и спорта, участники волонтерского движения.
Цели и задачи программы
Цель программы: социализация детей с ОВЗ.
Основные задачи программы:
- сопровождение досуга и развития детей с ОВЗ.
- создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
- вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;
- оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- развить навыки общения с детьми – инвалидами;
- способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
Концептуальные основы программы
Данная программа необходима для преодоления трудностей во взаимоотношениях детей-инвалидов с окружающими людьми. Она основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с ограниченными возможностями получает возможность для самореализации и повышения самооценки.
В основу концепции положен комплексный и системный подход к приобретению навыков общения, а также принцип личностной направленности - учет индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, своеобразия характеров детей с ограниченными возможностями, подчеркивание личностных достоинств и опора на положительные качества личности.
В основе разработки программы лежат принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к инвалидам.
Реализация программы связана с необходимостью социализации детей-инвалидов, актуальностью профилактики социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов, увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация данной программы способствует:
- решению проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей-инвалидов;
- умению пользоваться своими правами и обязанностями;
- созданию благоприятной психологической обстановки в семьях, имеющих детей-инвалидов;
- возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- развитию толерантного образовательного пространства.
Структура и содержание программы
- Организационный этап, 2011г: диагностика детей с ОВЗ, определение потребностей, способностей, возможностей, личностной направленности;
- деятельностный этап, 2012 – 2016гг: реализация сопровождения;
- аналитический этап, 2016г: определение результативности работы, отслеживание рисков при реализации программы.
Направления работы
1. «Им нужна ваша помощь» - организация досуга и творческого развития детей с ОВЗ:
- плановые театрализованные представления для детей-инвалидов (в том числе, Новогодние праздники, День защиты детей, Декада инвалидов);
- приглашения на просмотры кино- и мультфильмов в школьном кинозале и кинозале Центра культуры и спорта;
- включение детей-инвалидов в работу хорового кружка при воскресной школе храма Преподобного Серафима Саровского;
- привлечение детей-инвалидов к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок как на базе школы, Центра культуры и спорта, так районном и окружном уровне;
- включение детей-инвалидов в работу театральной студии, кружок «Бисероплетение», шахматный кружок «Белая ладья» при Центре культуры и спорта;
- посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии медицинских показаний);
- участие детей с ОВЗ в работе школьного научного общества «Поиск».
2.«Заботливое сердце» - помощь семьям, имеющим детей-инвалидов:
- приглашение на заседания родительского клуба «Взрослеем вместе» для налаживания контактов между родителями, имеющими детей с ОВЗ, и совместного решения вопросов;
- психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги);
- информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы, представление информация буклетах и на сайте школы и т.п.
- участие в акциях Недели инвалидов «Поделись частичкой своего тепла», Недели инклюзивного образования «Заботливое сердце».
3. «Шанс» - включение ребенка в активное взаимодействие с социальной средой.
- приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную площадку;
- приоритетное трудоустройство в летний период;
- посещение занятий в воскресной школе;
- библиотечно- информационное обслуживание:
- библиотечное обслуживание детей-инвалидов в библиотеке и на дому;
- беседы-обзоры новых книг, журналов;
- коррекция базы данных по вопросам социальной защиты детей-инвалидов;
- участие детей с ОВЗ в социально значимых мероприятиях и акциях.
Основные формы и средства реализации программы:
- групповая работа;
- личностный тренинг;
- акции;
- игровые тренинги и упражнения;
- беседы:
- ролевые игры;
- анкетирование;
- индивидуальные консультации;
- театрализованные представления;
- конкурсные мероприятия;
- рефлексия.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе
Участие в программе могут принимать как дети с ограниченными возможностями, так и их родные и близкие (родители, братья, сестры, друзья).
Противопоказания связаны с медицинскими показаниями, при необходимости - консультации специалистов.
Сферы ответственности, основные права и обязанности участников
При реализации программы учитываются законные интересы всех участников программы (детей, родителей, педагогов).
Программа «Ты не один!» опирается на Концепцию развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, основанную на государственных гарантиях Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие человека, и обеспечивается рядом нормативных правовых документов федерального, окружного, регионального муниципального значения. Концепция выделяет социальную ответственность семьи по воспитанию, обучению и развитию детей с ОВЗ, что указывает на необходимость сопровождения родителей, имеющих детей с ОВЗ. В Концепции также подчеркивается необходимость создания позитивного отношения общества к детям с ОВЗ, признание прав детей с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества.
ФЗ №273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г утверждает право детей с ОВЗ на образование, которое должно быть направлено на развитие личности и физических способностей, социализацию и адаптацию в обществе. В настоящее время происходят огромные перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья: развивается процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду вместе с нормативно развивающимися сверстниками. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе обучения.
Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения обеспечивается психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители получают консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.
Ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий (посещение на дому совместно со специалистами службами сопровождения – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства, социальной защиты). Проводятся консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении. Дважды в год проводятся мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ: Декада инвалидов (декабрь) и Неделя инклюзии (март).
Мероприятия декады инвалидов, посвященные Международному дню инвалидов, направлены на формирование толерантной развивающей среды и включение детей с ограниченными возможностями в активное взаимодействие с социальной средой, создание условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов в условиях школьного взаимодействия. В школе проводятся акции «Поделись частичкой своего тепла» по сбору игрушек, книг, канцтоваров, Фестиваль рисунков «Подари улыбку миру», классные часы «Ты не один», «Я и мир моих отношений», «Сильные ловкие, смелые» или «Спорт без барьеров».
Дети-инвалиды приглашаются на мероприятия школьной библиотеки, студий Центра культуры и спорта, Новогодние праздники, участвуют в месячнике «Твоя любимая книга», сами занимаются библиотечным обслуживанием детей-инвалидов на дому. Занятия семейного клуба «Мы вместе» способствуют налаживанию отношений как между супругами, имеющими детей с ОВЗ, так между родителями и детьми. Занятия цикла «Есть такая профессия» - направлены на консультативную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, обучающихся на дому с целью дополнительной профориентации и детей, и родителей детей – инвалидов. Рекомендуется использовать профориентационное тестирование и другие электронные услуги Банка интерактивных профессиограмм для получения рекомендаций по наиболее подходящему для ребенка типу профессий. На сайте школы http://okttalsch7.86.i-schools.ru представляется информация «Правовой лекторий для родителей и детей - инвалидов» на тему «Основные права и льготы, предоставляемые ребёнку-инвалиду и его семье», которой могут воспользоваться родители.
В рамках недели инклюзивного образования проводятся уроки Доброты «Дети должны учиться вместе» и уроки Мужества «Нет предела человеческим возможностям» - «Сильные духом», конкурсы стихотворений и рисунков «Радуга друзей». Родителям и детям с ОВЗ представляется литературная выставка «Мы вместе!», старшие подростки участвуют в создании социальных буклетов «Инклюзивное образование» - «Школа доступна для всех», пишут мини-сочинения на тему «Создание положительного имиджа инвалида в обществе», участвуют в конкурсе на лучшего знатока Паралимпийских и Сурдлимпийских зимних игр 2014 - 2015годов - «Поставим рекорды вместе!»
Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации в образовательном пространстве и за его пределами.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:
- школьный психолог;
- социальный педагог;
- специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;
- педагоги дополнительного образования;
- педагоги воскресной школы;
- специалисты кружков, секций и библиотеки Центра культуры и спорта.
Результаты реализации программы
Итоговые результаты социальной эффективности реализации программы:
- решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ;
- участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
- уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
- наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
- возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;
- развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.
В 2012-2013 уч. году многие родители опасались совместного обучения собственных детей и детей с ОВЗ в одном классе. В 2016 году опрос 149 родителей из классов, в которых инклюзивно занимаются дети с ОВЗ, показал общую тенденцию положительного отношения к интегрированному обучению детей (Приложение: рисунок 1, рисунок 2).
Наблюдение в течение четырех лет показало, что инклюзия детей с ОВЗ способствует развитию навыков толерантности и эмпатии у детей, которые их окружают. Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Критерии оценки заключаются в активности детей с ограниченными возможностями в различных мероприятиях.
Контроль за реализацией проекта программы осуществляется администрацией МКОУ «СОШ №7» гп Талинка.
Литература
1 Официальный сайт Московского Патриархата http://www.patriarchia.ru/db/text/1637153.html
2. Акатова Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Гуманит. Владос, 2003, 386с.
3. Серебреникова Ю.В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе. /Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. №2 (9). С. 274-277.
Приложение
Отношение к совместному обучению и досугу, 2012 год
Рисунок 1
Отношение к совместному обучению и досугу, 2016 год
Рисунок 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ты не один!» Программа социализации детей с ОВЗ автор: дубасова татьяна николаевна , педагог-психолог мкоу сош №7 гп талинка октябрьского района
Цели и задачи: Цель: внедрение форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей с ограниченными возможностями. Задачи: создание комфортных условий для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении, вовлечь детей - инвалидов с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям, оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, развить навыки общения с детьми – инвалидами, воспитание толерантности к инвалидам.
Приоритетные направления:
Отношение к совместному обучению и досугу, 2016 год Отношение к совместному обучению и досугу, 2012 год
Итоговые результаты: - наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"
Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....
Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поиск путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий) в учебном процессе.Одним из ком...
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе филологического образования
Рекомендации учителям русского языка и литературы, работающим в специально- коррекционных классах...
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе филологического образования
Презентационный материал о сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературы...
Психолого-педагогическое сопровождение детям с ограниченными возможностями здоровья
Матерал на международную практическую конференцию...
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.
Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования. Программа...
Конспект классного часа и презентация для учащихся 5-7 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Один дома" по правилам безопасности и правилам дорожного движения
Цель: закрепление знаний правил техники безопасности, пожарной безопасности, правил дорожного движения....