Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме

Поиск  путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий)  в учебном процессе.

Одним из компонентов комплексного сопровождения детей с ОВЗ в нашей школе стали уроки профессионально-трудового обучения (швейное дело).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_perm.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные практики  в трудовом обучении  (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС  как  условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поиск  путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий)  в учебном процессе.

Одним из компонентов комплексного сопровождения детей с ОВЗ в нашей школе стали уроки профессионально-трудового обучения (швейное дело).

Использование проектной деятельности на уроках швейного дела, позволяет формировать базовые компетентности детей с ОВЗ. Применение этой технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Так проекты учащихся  уже в течение четырех лет представляются на муниципальном этапе олимпиады по технологии, где раньше школы VIII вида участия не принимали. Проекты, выполненные воспитанниками по программе «Особый ребёнок», также дважды  становились призерами муниципальных конкурсов проектов среди всех детских учреждений города.

 Информационно-методическое обеспечение проектного обучения включает учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной деятельности, конструкторской и технической документации, выставки лучших изделий учащихся. Воспитанники учатся работать с информацией, систематизировать материал, демонстрировать результаты своей деятельности. Включение элементов метода проектов в учебный процесс даёт учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу школьников. Опыт работы по проектной деятельности был представлен  коллегам из других коррекционных школ южной зоны Пермского края. На базе школы, уже в третий раз, будет проводиться конкурс проектов учащихся коррекционных школ-интернатов юга Пермского края, а с 2011 года и школ Удмуртии.

Расширение круга социального взаимодействия учащихся коррекционной школы и их благополучная социально-профессиональная адаптация в жизни, преодоление сложности трудоустройства выпускников с ОВЗ – важнейшая задача образовательного учреждения. Ее эффективное решение возможно через социальное партнерство с организациями, учреждениями, предприятиями.

Одним из примеров социального партнерства стало сотрудничество нашей школы с  Государственным учреждением здравоохранения краевым специализированным Домом ребенка №3. Именно здесь учащиеся старших классов включились в социально значимую деятельность, организованную в рамках реализации проектной деятельности  на уроках швейного дела. Большой интерес у учащихся вызвало посещение детского учреждения, когда в действительности произошло знакомство с проживающими там детьми. У учащихся появилась возможность пообщаться с малышами,  взять на руки, подарить игрушки, платья. Мы заметили, что здесь учащиеся  приобретают опыт общения с маленькими детьми,  через совместную деятельность, развивают и совершенствуют навыки шитья, через изготовление изделий для детского учреждения и пошив одежды, что в дальнейшем будет способствовать осознанному выбору профессии. Важным составляющим является нравственное воспитание, личностное развитие  учащихся при посещении Дома ребенка. Опыт работы в данном направлении был представлен на международной педагогической олимпиаде и получил Диплом I степени в номинации «Наши добрые дела».  

Еще одним из примеров партнерства является сотрудничество с Туристическим комплексом «Волна». На взаимовыгодных условиях в школьной мастерской выполняется пошив изделий для гостиницы и ресторана «Волна», девочки пробуют себя в роли помощников официантов, для них организовываются экскурсии.  Ученики получают не только обширные сведения и опыт, но и учатся соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной практической деятельности. У них есть реальная возможность проектировать свое дальнейшее профессиональное образование и попробовать себя в сфере ресторанного бизнеса. Наиболее успешным ученикам в летний период предоставляются рабочие места.  Многолетний опыт сотрудничества с Советом микрорайона «Парковый», станцией юных техников «ЮТЕКС», общественной организацией родителей и детей – инвалидов «Ласточка» и  учащихся школы через совместные мероприятия, выставки, конкурсы, праздники, тоже положительно влияет на формирование коммуникативных компетентностей воспитанников и социализацию в целом.

Создание на уроке личностно-ориентированной образовательной среды – еще один из видов образовательных практик и составляющее звено в комплексном сопровождении. Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания (приёмы, методы), но и взаимодействие участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей), то есть комплексное сопровождение. С этой целью была создана и применяется психологическая программа по развитию личностных качеств на уроках швейного дела. Личностно-ориентированная образовательная среда и психологические приемы и методы направленные на развитие личностных качеств, гармонично дополняют учебную деятельность и способствуют развитию положительных личностных качеств учащихся. На этапе внедрения ФГОС  идет подготовка образовательного учреждения к новым формам организации учебного процесса, выходящего за рамки классно-урочной системы. Одной из таких форм обучения  стала творческая мастерская, проводимая совместно с родителями, учителями и учениками на базе швейной мастерской. Современный выпускник должен обладать набором общезначимых компетентностей, поэтому, школа должна быть готова к сотрудничеству с родителями, социальными партнерами, инвесторами и т.д., которые могут принимать участие в образовательном процессе школы, тем самым, расширяя образовательную среду школьника.

К инновационным технологиям относятся  информационно – компьютерные технологии (ИКТ). Создаваемые современные компьютерные материалы способствуют формированию познавательной активности школьников, а от этого будет зависеть научно – методическое обеспечение и эффективность образования в целом. Профессионально – трудовое обучение позволяет успешно развивать познавательную активность школьников через использование на уроках  Интернет-ресурсов, компьютерных презентаций и тестовых технологий. ИКТ на уроке швейного дела применяется с целью организации коллективной, групповой и индивидуальной работы, развития творческой и познавательной активности, повышения качества знаний по предмету, формирования умений и навыков работы на компьютере.  Применение компьютерных технологий помогает учителю за небольшой отрезок учебного времени сформировать у учащихся знания, необходимые для выполнения практических работ, а решить проблему контроля без применения тестов дидактически очень сложно.

 Результаты работы с использованием инновационных технологий на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе №5 VIII вида города Чайковский:

  1. 100% успеваемость по результатам государственной итоговой аттестации;
  2. 4,4 балла качество обученности по предмету
  3. 4,3 балла по работам контролирующего характера
  4. Все выпускники продолжают обучение в профессиональных училищах.
  5. Компьютерные презентации и тесты не вызывают у детей негативной реакции, стресса и фрустрации, что положительно сказывается на познавательной активности и мотивации к предмету.

Применение современных образовательных практик позволяет наиболее полно удовлетворить образовательные потребности детей с ОВЗ. Комплексное сопровождение должно обеспечивать высокий уровень доступности адекватного образования, использование всех форм и видов поддержки, профессионального образования с целью полноценной социализации, профессиональной реабилитации и интеграции с обществом. 

Котомкина  Л.И.  –учитель профессионально - трудового

 обучения С (К)ОШ №5 VIII вида г. Чайковский.

Заявка

на участие во Всероссийской научно-практической конференции

«Проблемы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в с(к)оу на этапе внедрения ФГТ и ФГОС».

Ф.И.О.

Котомкина Людмила Ивановна

Тема доклада

«Современные образовательные практики  в трудовом

 обучении  (швейное дело) на этапе внедрения

 ФГОС  как  условие комплексного сопровождения

 детей с ограниченными возможностями здоровья».

Выступление на круглом столе

«Современные образовательные практики  в трудовом

 обучении  (швейное дело) на этапе внедрения

 ФГОС  как  условие комплексного сопровождения

 детей с ограниченными возможностями здоровья».

Место работы, должность

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5 VIII вида» г. Чайковского, учитель профессионально-трудового обучения.

Звание, степень

нет

Адрес

617760 Пермский край, г. Чайковский, ул. Приморский бульвар д.24

Телефон, e-mail

8(34241)34910, mskoschaik@mail.ru

Форма участия

очная

гостиница

нет

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.

Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования. Программа...

Индивидуальный образовательный маршрут- ключевая составляющая ППМС сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья   в образовательное пространство. Организация обучения и воспитани...

Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.

психологическое сопровождение -система профессиональной деятельности педагога-психолога, включающая в себя взаимосвязанные компоненты, направленные на создание специальных условий для активизации и ко...

Выступление на тему «Особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.Социализация и...

Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования».

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в дошкольном образовательном учреждении  в условиях инклюзивног...