Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе филологического образования
статья по теме
Рекомендации учителям русского языка и литературы, работающим в специально- коррекционных классах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе филологического образования
Автор: Чанцева Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 28 г.Иркутска
Среди решаемых в настоящее время проблем социального оздоровления общества особое и важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику действенной системы профилактики социально-психологической, и, прежде всего, школьной дезадаптации школьников.
Объектом исследования в школе является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии и в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
Педагогические условия организации коррекционной работы с детьми в классах СК обучения
1.Педагогическая диагностика предпосылок школьной дезадаптации (изучение учителем анамнеза развития ребенка)
Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.
2.Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка (диагностическая программа деятельности)
3. Методы диагностической деятельности.
4. Анализ результатов динамики личностного развития детей.
6. Организация деятельности на уроках.
Сегодня жизнь вносит определенные коррективы в понимание проблемы совершенствования речевой деятельности учащихся при изучении литературы.
Развитие устной и письменной речи школьников всегда рассматривалось методикой как одно из главных направлений в изучении литературы. Обогащение словарного запаса учащихся, в том числе изобразительно-выразительными средствами, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи в практической работе учителя и в исследованиях методистов.
Начавшийся процесс возрождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от односторонних оценок явлений искусства — все это меняет характер преподавания литературы в средней школе и стиль общения на уроках как между учителем и учащимися, так и между самими школьниками. Повышается внимание к личности ученика, к его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству.
Однако постепенно, по мере развития общества, методического научного инструментария, а также самосознания человечества и его экономических возможностей внимание специалистов стало обращено также и к проблемам, возникающим в процессе воспитания и обучения у детей, не отягощенных явно выраженными отклонениями в развитии. Между нормальным и аномальным развитием, равно как между здоровьем (психическим, физическим) и болезнью, существует много переходных ступеней. Эти ступени заняты пограничными состояниями и формами, которые не могут быть отнесены с полной определенностью ни к болезни, ни к здоровью. Сами границы между двумя этими категориями крайне неустойчивы и неопределенны. Это определяет актуальность работы по педагогике и организации коррекционной деятельности в школьной практике. Основной целью учителя - предметника является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, организации помощи в успешном освоении мира и адекватной интеграции его в социум. Встает вопрос: «Какие применять технологии, методы, приемы и средства коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении в условиях массовой школы?» Наряду с отмеченными выше вопросами заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи, ее нравственно-эстетического обеднения, отстранения от культурных ценностей. Резко понизилась требовательность к культуре устной и письменной речи. Язык многих газетных и журнальных публикаций, ораторских выступлений, отмечен бедностью и однообразием лексического состава, обилием штампов, неудачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно грубых выражений. Небрежное отношение к собственной речи проявляется у говорящих и пишущих в построении высказываний, несоблюдении их жанровых особенностей. Подобная речевая среда оказывает отрицательное влияние и на речь школьников, невольно усваивающих при вхождении в активную жизнь равнодушие к родному языку и небрежность в обращении с ним, и на их духовный мир в целом. |
Необходимость существенного обогащения теории развития речи на уроках литературы новыми подходами диктуется актуальностью данной проблемы. Это способствовало бы повышению заинтересованности самих учащихся в совершенствовании собственной речи, эффективному формированию необходимых каждому культурному человеку речевых умений, раскрытию с наибольшей полнотой творческого потенциала личности. Формированию речевой культуры подрастающего человека во многом препятствует пассивное потребление произведений искусства через средства массовой информации: телевидение, различного рода видео, что для многих заменяет и чтение художественной литературы, и речевое общение.
Учёные уже давно доказали, что каждому человеку свойственна определённая мотивационная структура, которая в конкретной ситуации приводит к определённым действиям. Мотивация – волшебное слово для работы с детьми.
Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности.
Эмоциональные методы мотивации на уроках русского языка и литературы: поощрение, порицание, деловая игра, образные представления, ситуации успеха, положительная оценка, свободный выбор цели, положение значимости личности.
Волевые методы мотивации: предъявление требований, информация об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, самооценка.
Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным, побуждение подражать сильной и авторитетной личности, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в коллективных результатах, взаимная проверка и оценка, рецензирование, аудит.
Основные методы и приемы, стимулирующие мотивацию
деятельности на уроках русского языка и литературы:
-методы и приемы работы на уроках со словарным запасом, связанные с деятельностью учащихся по тексту учебника:
- Найти ключевые слова текста , соотнести их с символическим значением слова
Деревья в серебре. Серебро – символ чистоты, света, непорочности
- Найти цветные слова текста, соотнести их с символическим значением слова
Забелелся туман над рекой. Белый цвет- чистота, невинность.
Музыка – тоже литература, т.к. это слышимая речь
-использование музыкальных фрагментов:
- «Прочитай музыку»
- «Нарисуй музыку»
-работа со сказочным пространством (сказочный пласт может быть в любом произведении):
Герои рассматриваются с внешней и внутренней стороны, вход и выход героя в сказочное пространство.
Баба Яга – бабушка, живущая далеко в лесу, в домике без окон, без дверей , символ матриархальной эпохи. Она на грани этого мира и иного. Добрый молодец, про которого она все знает заранее, кормит, испытывает его своей неживой пищей. Рассматриваются движения души героев.
-разгадывание кода произведения
Задаются различные вопросы к прочитанному произведению : сказка «Василиса Прекрасная» «Зачем девочка кормит куклу?» Кукла – талисман. обрядовый заместитель.
Использую методики:
-«Определение эмоциональных состояний»
1.Определение эмоционального состояния героя (слова на доске)
2.Определение собственного эмоционального состояния.
-«Определение нравственных понятий»
1.Что значит быть добрым?
2.Что значит быть щедрым?
3.Какого человека можно назвать добрым, щедрым…?
-«Методика представления»
1.Знаешь ли ты, что такое душа? Где она находится?
Умелое сопровождение и воздействие на личность учащихся
дают положительные результаты .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе филологического образования
Презентационный материал о сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературы...
Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагога дополнительного образования Веденеевой С.Н. МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Арзамас
представление опыта...
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР.
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР....
Проект «Организация социально-значимой деятельности детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования»
Исследования ученых показывают, что отсутствие творчества в жизни детей с ограниченными возможностями ведет к глубокому внутреннему дисконфорту, тяжелыми переживаниям пустоты и бессмысленности жизни. ...
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...
Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании
В статье представлен опыт реализации программы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ....
Методическое пособие "Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы".
Методическое пособие "Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы". Утвержден: ГБУ ДПО РМ ...