Коррекционно - развивающее занятие с ребенком группы риска на тему: «Я и мой мир».
план-конспект по психологии по теме
Цель занятия: показать важность умения ценить себя, принимать похвалы, подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека, укрепить уважение подростка к себе и окружающим, повысить чувство собственного достоинства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающее занятие на тему: «Я и мой мир».
Цель: показать подростку важность умения ценить себя, принимать похвалы, подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.
- Орг. момент., эпиграф (Главное - ладить с самим собой. Ф.-М. Вольтер).
- Психологический практикум:
- Упражнение 1 «Автопортрет», беседа об уважении;
- Упражнение 2 « Принятие себя»;
- Упражнение 3 «Комплимент»;
- Обсуждение: за что человека могут отвергнуть, не общаться с ним;
- Упражнение 4 «Анализ автопортрета»;
- Упражнение 5 «Мой мир»;
- Итог занятия. Вывод.
Ход занятия:
Наша задача заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии.
Немножко мы себя знаем, по крайней мере, в зеркало – то все смотрелись.
Помним себя. Представляем.
Упражнение 1. «Автопортрет»
Постарайся нарисовать автопортрет за 5 минут.
Автопортрет пока оставим и вспомним, что же такое «образ себя» (это то, как каждый человек относится к себе, сумма мыслей и чувств). Позитивные мысли и переживания создают чувство самоуважения – собственного достоинства, необходимого для успешного общения.
Путь к себе вовсе не лёгок. Увидеть своё «Я», да ещё понять кто ты…
В зеркале мы видим себя, свою внешность, а наши поступки отражаются на других людях, а без других людей человек не может обойтись. Он бы никогда не узнал, кто он, какой он.
Надо научиться смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, так, как видят тебя и твои действия люди.
Мир начинается с меня. Увидеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера – это поможет заложить чувство собственной индивидуальности и уникальности личности.
Мир начинается с меня. Важно научиться ценить себя, правильно принимать похвалы и критику, замечать и анализировать собственные успехи и неудачи. Это поможет приобрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научиться постоянно дарить людям улыбку. Вспомни слова из песни В. Шаинского «Улыбка». Поприветствуй своего товарища по общению открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой, скажи несколько приятных слов. И ты уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви.
Мир начинается с меня, когда я испытываю чувство самоуважения и уверенности.
Какими качествами, по - вашему, надо обладать, чтобы уважали? Чтобы уважали тебя, надо прежде всего уважать себя самого, а для этого важно понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оценить свои поступки и поступки окружающих. Будь требовательным к себе и снисходительным к другим!
Умей ценить свои достоинства, а критику воспринимай как программу совершенствования. Принять критику без взаимного обвинения: «А сам – то…» - это очень большое достоинство.
Упражнение 2. «Принятие себя».
Педагог-психолог предлагает разделить лист бумаги вертикальной чертой пополам и в левую колонку, озаглавленную «мои недостатки», предельно откровенно записать все то, что подросток считает своими недостатками «здесь и сейчас», на этом занятии.
Затем напротив каждого недостатка, в правой колонке «мои достоинства», записать то, что можно противопоставить недостатку, чем ты доволен уже сегодня.
Рефлексия покажет, насколько подросток серьезно настроен на работу, насколько готов работать над собой в понимании себя и доверии другим.
Далее педагог-психолог предлагает ответить на вопросы: «Какой я человек?», «Мой жизненный путь6каковы мои основные успехи и неудачи?», «Что я больше всего люблю и чего я не люблю?».
Упражнение 3. «Комплимент».
Мы все сейчас будем говорить комплименты по очереди, а он должен будет их умело принять – согласиться, если это так, поблагодарить, а может быть, и не согласиться, говоря: «Это слишком! Это лесть!»
Каждому в каждом найти хорошее качество.
Обсуждение: за что человека могут отвергнуть, не общаться с ним. Обратить внимание, какие качества характера воспринимаются как недостатки. Для многих совсем не просто ответить на вопрос: «За что меня можно отвергнуть?» Многие даже не допускают мысли о том, что у них есть недостатки. Например: любит хвастаться, опаздывает на уроки, обидчив, упрям. Следовательно, внутренняя работа должна быть направлена на исправление недостатков.
Упражнение 4. «Анализ автопортрета»
голова | Символ ума |
Растрёпанные волосы | Возбуждённость, активность |
Глаза | Контроль |
рот | Общение |
зубы | Признак агрессивности |
уши | Важно слышать, что про тебя говорят |
шея | Мостик между головой и телом |
тело | Чувства, физиология |
Пояс (ремень, талия) | Связь между верхом и низом |
Штриховка в одежде | Привлечение внимания |
ноги | Уверенность, опора |
Ногти, каблуки | Признак агрессивности |
Упражнение 5. «Мой мир».
Цель: создание ёмкой метафоры для осознания своего способа описания мира, его сильных сторон и ограничений.
Педагог- психолог: внутренний мир человека можно представить в виде кувшина. Что же находится в этом кувшине: отношение человека к самому себе; отношение к окружающему миру, к другим, а также те чувства и эмоции, которые человек испытывает в той или иной ситуации. Все это находится в постоянном взаимодействии, и если на одном из уровней происходит сбой, то это отражается на всех остальных его уровнях.
Я предлагаю наполнить кувшин тем, что помогает человеку быть в гармонии с собой и другими. Возьми несколько самоклеющихся листочков и напиши то, что посчитаешь необходимым, возможно, это будут чувства, эмоции, ценности, потребности все - что ты сам захочешь. Как только ты заполнил листочки, то наклей их на кувшин.
Далее педагог-психолог предлагает подростку составить рассказ о себе, ответив на вопросы: «Мой мир – это ..., и тогда я в нем – это ..., и тогда моя жизнь – это...».
Подведём итог занятия.
Психотерапевт В.И. Гарбузов предлагает правила, по которым надо жить. Послушай и реши, на какое из них тебе больше всего надо обратить своё внимание. (Советы прилагаю)
Пример: один учился в школе плохо, был ленив и привык к плохим отметкам, к лености. Другой работал старательно и привык работать старательно. И это будет две разные судьбы. Один был в классе последним и смирился с тем, что его унижают; другой всеми силами добивался уважения к себе и привык к тому, что его уважают. И это будут две разные судьбы. Человека только встречают по одёжке, а далее его ценят, уважают или презирают за его личные качества.
И судьбу человека определяют его личные качества: ум, культура, доброта, стойкий характер, сила и ловкость, умения и знания. Развивая свой ум, повышая уровень культуры, укрепляя характер и силу воли, приобретая умения и навыки, будучи добрым и благожелательным, человек пожинает добрую судьбу.
Вывод: мир начинается с меня: как я отношусь к миру, так он будет относиться ко мне.
Приложение к конспекту занятия.
Психотерапевт В.И. Гарбузов предлагает
правила, по которым надо жить.
Прочитайте и решите, на какое из них вам больше всего надо обратить внимание:
- Не унывай, всё поправимо, если ты умён, трудолюбив и упорен. Не бойся. Кто боится, тот уже проиграл. Побеждают отважные.
- Трудись! Трудолюбие – источник всех успехов, источник уважения людей. Всё остальное – временно, ненадёжно, не истинно. Только трудолюбие возводит дома, плотины, и только оно созидает.
- Думай, прежде чем совершить поступок, и думай, уже совершив его. Думая, прежде чем поступить так или иначе, ты не совершишь ошибки; думая и после совершения поступка, оценивая его результат, ты накапливаешь опыт и становишься умнее.
- Избегай злых людей. При слишком близком и долгом контакте со злом оно передаётся от человека к человеку как инфекционное заболевание.
- Не лги. Ко лжи привыкают. Солгав однажды, ты надолго, если не навсегда, теряешь доверие, уподобляясь тому пастушку, который обманывал, обманывал и в результате ему не поверили, когда волки действительно напали на стадо.
- Научись смотреть на себя и на свои поступки как бы со стороны, так, как видят тебя и твои действия люди. И ты избегнешь многих дурных поступков, изменишься к лучшему.
- Всегда оставайся самим собой, иди своим путём. Если ты сегодня похож на Петю и идёшь за ним, а завтра ты – как Коля, послезавтра – как Толя, ты Петя – Коля – Толя, а в результате – никто. Теряя себя, ты теряешь право даже на собственное имя, идёшь не к тому, что надо тебе, а к тому, что надо другим.
- Будь благодарен родителям, бабушке, дедушке, учителям, врачам – людям, сделавшим тебе добро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по работе с ребенком группы риска на тему: «Луч надежды».
Проект «Луч надежды» по работе с ребенком группы риска представляет собой совокупность занятий с обучающимся, направленную на его поддержку в сложные периоды жизн...
ЦИКЛ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» (7-8 лет) «Учимся выражать эмоции»
Цель: познакомить детей с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами, научить детей осознавать позитивный эмоциональный опыт, научить детей эмоциональному самоконтролю....
Программа коррекционно-развивающих занятий с ребенком ОВЗ (ЗПР)
Развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционно- развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы....
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с ОВЗ в начальной школе
Индивидуальное занятие для обучающегося 3 класса, занимающегося по адаптированной образовательной программе НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.). Цель занятия: Развитие произвольного внимания, пам...
Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми «группы риска» «Профилактика девиантного поведения подростков».
Внеклассная работа. Поурочные разработки....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в средней группе для детей с ЗПР по лексической теме : " Посуда".
Занятие проводится в игровой форме,что поддерживает у детей интерес и активность на протяжении всего занятия....
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие в старшей группе детского сада с ребенком с ОВЗ «Уроки от зайчонка Феди»
Представленное занятие направлено на развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций....