Эмоциональный интеллект – основа успешной социализации подростков.
статья по психологии по теме

Эмоции передаются от человека к человеку. Грустный человек способен вселить в нас уныние, злой агрессивный – вывести из себя. И напротив, если мы находимся в обществе жизнерадостных и энергичных людей, их эмоции передаются и нам. 

 Одним из необходимых элементов в формировании социально благополучной, самостоятельной личности, в настоящее время является не сколько высокий уровень образованности, и набор профессиональных знаний и умений, а умение управлять своим эмоциональным состоянием и поведением, хорошие коммуникативные навыки. Это составляющие эмоциональной грамотности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Халимон М.Н., педагог-психолог

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – ОСНОВА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Одним из необходимых элементов в формировании социально благополучной, самостоятельной личности, в настоящее время является не сколько высокий уровень образованности, и набор профессиональных знаний и умений, а умение управлять своим эмоциональным состоянием и поведением, хорошие коммуникативные навыки. Это составляющие эмоциональной грамотности. Сегодня вопросы эмоциональной грамотности и нового современного понятия «эмоциональны интеллект» во всем мире переживают период мощного развития. В настоящее время у молодежи превалируют агрессивные и депрессивные состояния, связанные с рядом различных причин, и одна из глубинных причин – невозможность или неспособность устанавливать социально приемлемые отношения как  со сверстниками, так и со взрослыми.

Воспитание эмоциональной грамотности и эмоционального  интеллекта развивает  понимание своих эмоций, способствует управлению своими чувствами, формирует навыки самомотивации, в значительной мере  способствует более осознанному поведению подростков, их более благополучной  социализации.

Что такое эмоции?

Существуют сотни эмоций и еще больше эмоциональных оттенков. Для подростков очень важно понимать не только разнообразные эмоции людей, но и то, как эти эмоции выражаются. Исследователи выделяют восемь основных групп эмоций:

любовь;

страх;

гнев;

грусть;

наслаждение

удивление;

стыд;

отвращение.

В серии исследований представители различных культур безошибочно распознавали указанные эмоции, когда им показывали фотографии лиц с соответствующей мимикой. Существуют множество оттенков чувств.

Гнев: ярость, грубость, негодование, раздражение, возмущение, озлобленность, досада, враждебность, ожесточенность.

Грусть: печаль, сожаление, уныние, меланхолия, жалость к себе, одиночество, подавленность, отчаяние, депрессия.

Страх: тревога, опасение, нервозность, озабоченность, волнение, испуг, ужас, паника.

Наслаждение: счастье, радость, облегчение, удовлетворение, веселье, гордость, чувственное удовольствие, восхищение, восторг, трепет, эйфория.

Любовь: признательность, уважение, дружественность, доверие, доброта, симпатия, преданность, обожание, страстное увлечение.

Удивление: шок, изумление, потрясение, недоумение.

Отвращение: презрение, пренебрежение, надменность, омерзение, антипатия, неприязнь, отвержение.

Стыд: чувство вины, смущение, замешательство, раскаяние, унижение, стеснение, смирение.

За одну секунду человек может ощущать 7 эмоций.

Составляющие эмоционального интеллекта

Компоненты эмоционального интеллекта разбиты на четыре основные категории. Важно помнить, что эмоциональный интеллект усваивается и развивается. Любой человек может усилить качества, составляющие четыре указанные категории.

Составляющие эмоционального интеллекта

Собственная личность

Другие люди

Сознание        

Самосознание:

 • эмоциональное самосознание;

 • точная самооценка;

 • уверенность в себе.

 Социальное сознание:

 • эмпатия;

 • корпоративное сознание;

 • ориентация на оказание услуги.

 Поведение:

Владение собой:

 • эмоциональный самоконтроль;

 •действия,заслуживающие доверия;

 • сознательность.

 Менеджмент взаимоотношений:

 • развитие других людей;

 • воодушевление окружающих;

 • влияние на окружающих.

Самосознание можно рассматривать как основу всех остальных компонентов эмоционального интеллекта. Оно включает в себя способность подростка оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на учебу, отношения с ровесниками. Тем, кто хорошо знает свои эмоциональные характеристики, легче быть хозяевами собственной жизни. Самосознание также включает в себя адекватную оценку своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе, способность принимать непростые решения  в трудные минуты.

Владение собой — второй ключевой компонент эмоционального интеллекта, который можно определить, как способность контролировать деструктивные или приносящие вред эмоции. Важно научатся сохранять эмоциональный баланс, чтобы беспокойство, тревога, страх или гнев не мешали ясности мышления. Владеть эмоциями значит не подавлять или скрывать их, а понимать, используя это понимание в различных ситуациях.

В эту категорию входят такие качества, как

  • стремление вызвать доверие окружающих (проявление честности и прямоты),
  • сознательность (ответственное отношение к своим обязанностям),
  •  способность к адаптации (умение приспосабливаться к изменениям);
  • инициативность, расширяющая возможности человека;
  • оптимизм, проявляющийся вопреки всем трудностям и неудачам.

Социальное сознание — это способность понимать других. Социально сознательные люди проявляют эмпатию — умение поставить себя на место другого человека и понять его мысли и чувства. Они могут рассмотреть ситуацию с нескольких точек зрения и наладить взаимодействие с людьми различных типов.

Менеджмент взаимоотношений — это способность налаживать контакты и взаимодействовать с ровесниками. Подростки, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, чутко и доброжелательно относятся к окружающим. Они устанавливают нормальное общение, чутко реагируют на чувства других людей, оказывая на них положительное влияние. Эмоциональное понимание способствует проведению позитивных изменений, налаживанию сотрудничества и работы в командах, устранению конфликтов.

Высокий уровень самосознания в сочетании со способностью управлять своими эмоциями позволяет подросткам демонстрировать уверенность в себе и вызывать доверие и уважение сверстников. К тому же поможет рассмотреть конфликтную  ситуацию с различных точек зрения.

ПРИМЕР:

На консультации у психолога парень 12 лет рассказывает: «Со мной никто не дружит. Меня все бьют, я выхожу из дома – бьют, прихожу в школу – бьют, гуляю – бьют».

Во время наблюдения за ребенком оказалось, что он неправильно воспринимает нейтральные действия ровесников, воспринимая их как содержащие угрозу (случайно толкнули) и атакуют в ответ. Такая реакция заставляла других детей сторониться и остерегаться его.

Причем, этот парень помнит все прошлые обиды и ждет благоприятного момента, чтобы отомстить. На вопрос – «За что ударил первым?» - отвечает: «Он позавчера меня толкнул».

Поэтому важно обучение основным навыкам пользования эмоциональным интеллектом еще в детском возрасте, чтобы они стали пожизненной привычкой.

Эмоции передаются от человека к человеку. Грустный человек способен вселить в нас уныние, злой агрессивный – вывести из себя. И напротив, если мы находимся в обществе жизнерадостных и энергичных людей, их эмоции передаются и нам.

Литература.

  1. Дэниел Гоулман Эмоциональный интеллект. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция речевого развития учащихся II ступени обучения, интеграция в массовую школу как основа успешной социализации детей с нарушениями речи"

Работа  Затеевой Натальи Викторовны, заместителя директора по учебной работе, учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по формированиюздоровьесберегающе...

ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.

Материал может быть интересен учителям трудового обучения в коррекционных школах....

Условия самореализации учащихся c нарушением интеллекта на уроках истории и обществознания как основа успешной социализации в обществе

Основные условия самореализации учащихся с нарушением интелекта на уроках истории и обществознания...

Профориентационная работа на уроках биологии как условие успешной социализации подростков

Роль биологических знаний возрастает с каждым годом. Стремительно развиваются генная инженерия, биотехнология, исследование стволовых клеток, соответственно необходимы и новые специалисты. Задача учит...

Культурно-образовательная среда школы – основа успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особую значимость приобретает организация культурно-образовательного пространства школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание культурно-образовательного пространства школы дает во...

Статья «Профессиональное самоопределение - важная составляющая успешной социализации подростков»

В данной статье рассматриваются вопросы оказания помощи подросткам в пострении индивидуального образовательного и профессионального маршрута в системе дополнительного образования....