Условия самореализации учащихся c нарушением интеллекта на уроках истории и обществознания как основа успешной социализации в обществе
статья по истории на тему
Основные условия самореализации учащихся с нарушением интелекта на уроках истории и обществознания
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Условия самореализации учащихся c нарушением интеллекта на уроках истории и обществознания как основа успешной социализации в обществе».
Учитель истории и обществознания – О.С.Колузанова,
г. Выкса, Нижегородская область.
История и обществознание в школе для детей с нарушением интеллекта не просто учебные предметы, в которых заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, но и подготовка подростка к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника.
Успех в учении - единственный источник внутренних сил для преодоления трудностей. Как добиться успехов в учебе, ощущения радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению ребенка с ограниченными возможностями здоровья?
Школа должна вооружить учащихся прочными знаниями, умениями и навыками, т. е. такими, чтобы они стали достоянием личности, собственным приобретением каждого ученика. Такие знания, умения и навыки учащиеся могут легко воспроизводить и использовать в своей учебной, а в дальнейшем и трудовой деятельности.
Одной из наиболее значимых задач для учителя является создание на уроках истории и обществознания условий самореализации учащихся с нарушением интеллекта по развитию ключевых компетенций учеников.
Самореализация – это желание человека реализовать свои таланты и способности. В иерархии потребностей А. Маслоу самореализация относится к высшему уровню потребностей человека – идеальным потребностям.
Деятельность учителя на уроке должна проходить так, чтобы у ученика возникло желание самореализации. На уроке для ребенка должны быть созданы психологически комфортные условия – снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Учитель моделирует такие ситуации на уроке, в которых учащиеся: не боятся высказать свою точку зрения, развивать умения анализировать свои поступки и происходящие события, осознают свое отношение к миру, испытывают чувство радости от совместного труда и творчества.
Целью работы является раскрытия механизмов создания ситуации успешной деятельности ученика на уроках, что особенно актуально в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), делающих акцент на саморазвитии и личностном самоопределении обучающихся.
Данные Стандарты направлены на формировании общей культуры ученика, мировоззренческих, развивающих и воспитательных задач общего образования, задач социализации, на «формирование условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности».[1]В основе Стандартов лежит подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учеников. Стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника: владение основами научного метода познания окружающего мира, мотивирование на творчество и современную инновационную деятельность, готовность к учебному сотрудничеству, осознание себя социально активной личностью. В соответствии с требованиями Стандартов, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Чтобы реализовать эти требования, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания и уметь применять их в решении различных задач. Поэтому современный урок должен быть построен с учетом создания индивидуальных условий для самореализации ученика на уроке. Учебная деятельность школьников на уроках неодинакова по эффективности, она зависит от личностных качеств учащегося. Процесс выработки умений и навыков представляет собой процедуру освоения учащимися тех или иных знаний. Он протекает с различной скоростью. Скорость усвоения материала по любой теме выражается через познавательную активность ученика, его отношения к процессу познания и результату. Основные формы и методы организационной работы учителя должны быть ориентированы на активизацию личности, то есть необходимо создать условия, когда каждый может развиваться в индивидуальном ритме и темпе. Сегодня такая возможность предоставляется учителю через создание им самим адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) и утвержденной на педагогическом совете образовательного учреждения.
Основными задачами учителя при организации учебной деятельности учащихся являются:
- развитие ключевых компетенций, коммуникативных качеств учеников;
- формирование навыков самообучения, самоконтроля, самопроверки, самооценки, рефлексии;
- увеличение творческого потенциала учащихся, развитие критического мышления.
Реализация этих задач связана с деятельностным подходом в изучении истории и обществознания в школе. Под таким подходом понимается
«планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной деятельности школьников»[2]. Деятельностный подход создает условия для самореализации ученика на уроке, т.к. в его основе лежит не управление учебной деятельностью, а сопровождение учебной деятельности школьника. Учитель, основываясь на деятельностном подходе, выбирает формы, методы и приемы организации учебной деятельности школьников, которые способствуют самореализации учащихся.
- Создание на уроке ситуации успешной деятельности ученика.
Когда у ученика возникает желание что-то сделать на уроке? Тогда, когда он понимает, что с заданием он может справиться, то есть учитель строит работу учащихся на уроке таким образом, чтобы каждый мог добиться определенных успехов на уроке и не испытывать страх перед заданием. С этой целью используется система разноуровневых заданий – тестов:
-1 уровень – тесты специальных способностей и достижений( проверка знания дат и событий, проверка знания места действия, знание персоналий, знание исторических фактов),
-2 уровень – альтернативные задания( оценка истинные или ложные утверждения, прочитанных самостоятельно, задания на восстановление соответствия);
-3 уровень – тесты интеллекта ( группировка исторической информации, аналогии, определение последовательности).
Каждый уровень соответствует определенной оценке знаний, ученики сами выбирают уровень тестов, таким образом, каждый ученик выполняет тот объем заданий, который ему по силам. Учитель может определить исходный уровень знаний и умений школьников, устранить пробелы и иметь основания для объективной оценки достижений и класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Метод «накопительная оценка деятельности ученика на уроке»
Успех или неуспех деятельности ученика на уроке выражается в оценке. Различные виды деятельности ученика на уроке оцениваются баллами, которые потом переводятся в оценку, если нет возможности оценить деятельность ученика сразу. Тот вид деятельности, который наиболее доступен ученику, позволяет ему на протяжении нескольких уроков заработать положительную оценку. Для учета баллов учитель ведет специальную карту:
Карта «Накопительная оценка деятельности ученика на уроке»
1. Краткий ответ, дополнение к ответу одноклассника – 1балл
2. Работа по новой теме – 2-5 баллов
3. Формулирование проблемного вопроса по новой теме -2-5 баллов
Перевод баллов в оценку:
Количество баллов соответствует оценке ( 4балла – «4» и т.д.)
Ф.И.О. | Дата | 12.02 | 14.02 | 19.02 | 21.02 |
|
|
Балл | |||||||
Арсений Арсеньев | 1+2 | 1 | 1+1 | оценка -5 |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
Такой подход к оценке деятельности ученика создает психологически комфортную обстановку, что способствует самореализации учащегося на уроке
Метод «работа в парах»
Этот метод используется при работе над наиболее трудными темами, а также на обобщающих уроках. Группа разноуровневая: ученик – консультант и слабомотивированный ученик , или равноправная группа. Результаты совместной деятельности, как правило, всегда значительно выше, чем при выполнении тех же заданий каждым учащимся индивидуально. Это объясняется взаимопомощью и взаимной ответственностью учеников. Знания ученика – консультанта активизируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются. Разновидность данного метода – работа в малых группах(до 5 человек). Организация самостоятельной работы учащихся на основе группового метода способствует развитию социально-адаптивной, коммуникативной компетенций.
Памятка для работы в группах.
1. Работа в группе не исключает самостоятельной работы!
2. Внимательно прочитай вопросы по теме, которую надо изучить.
3. Тщательно изучи материал параграфа.
4. Постарайся ответить на вопросы по новому материалу самостоятельно.
5. Проконсультируйся по наиболее трудным для тебя вопросам у товарища в группе, если вопрос вызывает трудность в усвоении, попроси помощи у учителя.
6. Проведите взаимоконтроль в группе.
- Раскрытие содержание темы через различные виды творческой деятельности.
На уроке создаются условия для формирования структурных элементов творческих способностей, позволяющих максимально благополучно социализироваться в обществе. [3]
Примеры творческой деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время:
- Моделирование исторической ситуации( письмо из прошлого, макеты, создание образа исторического деятеля),
- Литературная обработка исторической темы (сказки, стихи, рассказы),
- Театрализованные сюжеты, ролевые игры,
- Заочные экскурсии,
- Путешествия во времени.
- Моделирование учебного задания по теме.
Учебный материал урока – база для самореализации. Ученики самостоятельно готовят задания по изученному материалу, затем , во время опроса , меняются заданиями с соседом по парте и осуществляют взаимоконтроль по теме. [4]
Виды заданий:
- Тесты
- Проблемные вопросы
- Текст с ошибками
- Кроссворд
- Заполнение таблицы и др.
- Опережающие задания.
Учитель организует изучение нового материала накануне или за два-три урока до планового изучения темы.
Данные задания помогают самореализации наиболее сильных учеников.
Виды опережающего задания:
- Самостоятельное изучение темы, выступление на уроке в качестве помощника учителя
- Подготовка дополнительного материала к уроку.
Литература:
Статьи из журналов и сборников:
-Л.Н.Алексашкина - Деятельностный подход в изучении истории
в школе //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 9. - С. – 10.
-Самое полное издание вариантов ЕГЭ 2011. История. - АСТ Астрель. Москва. ФИПИ - 2010 – С. - 130
-И.С.Сергеев - Как реализовать компетентностный подход в обучении //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - №3. - С. – 31.
Электронные ресурсы (Ресурсы Интернет):
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта). .Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599
-Л.Н.Алексашкина «Деятельностный подход в изучении истории в школе», журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», М., Школьная Пресса, №9, 2005г.
-И.С.Сергеев «Как реализовать компетентностный подход в обучении», журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». М., Школьная Пресса, №3, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекция речевого развития учащихся II ступени обучения, интеграция в массовую школу как основа успешной социализации детей с нарушениями речи"
Работа Затеевой Натальи Викторовны, заместителя директора по учебной работе, учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по формированиюздоровьесберегающе...
Развитие творческой активности ребенка как фактор, способствующий становлению индивидуальности, его самореализации и успешной социализации в обществе
Сегодня интерес к теме одаренности и одаренных детей не уменьшился, а наоборот усилился. Этому посвящены работы ученых, психологов, педагогов, а так же расширение конкурсного и фестивального движения,...
Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как условие успешной социализации в обществе.
Опыт работы по профессиональноиу самоопределению учащихся старших классов с проблемами слуха....
Финансовая грамотность, как условие успешной социализации в обществе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Пояснительная записка 2. Структура курса и тематический план 3.Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях4. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся...
Выступление на МО по теме :"Уроки ПТО, как один из ключевых этапов по подготовке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к успешной социализации в обществе".
В работе изложены некоторые аспекты деятельности учителя трудового обучения по подготовке обучающихся на уроках слесарного дела к успешной социализации в обществе....
Эмоциональный интеллект – основа успешной социализации подростков.
Эмоции передаются от человека к человеку. Грустный человек способен вселить в нас уныние, злой агрессивный – вывести из себя. И напротив, если мы находимся в обществе жизнерадостных и энергичных...
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной социализации в обществе
Одной из самых главных задач в работе с детьми с ОВЗ является социализация таких детей.Применительно к такому ребенку социализация-это кропотливая работа,результат которой зависит от условий,кот...