СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
статья (8, 9 класс)

В современной науке все больше внимания уделяется умению понимать и управлять эмоциональными состояниями. Понятие «эмоционального интеллекта» возникло только в конце XX века, поэтому данная категория является «молодой» для исследовательской области. Эмоциональный интеллект представляет собой явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Эмоциональный интеллект входит в состав социального интеллекта личности. По мнению Д.В. Люсина, эмоциональный интеллект подразделяется на внутриличностный и межличностный [1]. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

В современной науке все больше внимания уделяется умению понимать и управлять эмоциональными состояниями. Понятие «эмоционального интеллекта» возникло только в конце XX века, поэтому данная категория является «молодой» для исследовательской области. Эмоциональный интеллект представляет собой явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Эмоциональный интеллект входит в состав социального интеллекта личности. По мнению Д.В. Люсина, эмоциональный интеллект подразделяется на внутриличностный и межличностный [1].

В данный момент в зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию эмоционального интеллекта. Чаще всего, эмоциональный интеллект рассматривают как способность или как личностную черту [3]. Так Дж. Мейер и П. Сэловей определяют эмоциональный интеллект как способность [5]. В то время как К.В. Петридес, Р. Пита, Ф. Коккинаки развивают понимание эмоционального интеллекта как личностной черты. Авторы придерживаются мнения, что эмоциональный интеллект связан с эмоциями, является отдельным и стабильным набором адаптивных эмоциональных диспозиций и самовосприятия [6].

Большинство отечественных исследователей данного феномена придерживаются взглядов Д.В. Люсина, который рассматривал эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей [2]. Он говорил о том, что эмоциональный интеллект формируется в течение всей жизни человека. На него оказывают влияние представления об эмоциях, когнитивные способности и эмоциональность человека [1].

В подростковом возрасте эмоции становятся более выраженными, подросток активно расширяет свой эмоциональный словарь, учится различать больший спектр эмоций. Поскольку на первый план в подростковом возрасте выходит общение со сверстниками, то его успешность напрямую зависит от развитости эмоционального интеллекта. Поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос.

Изучение личности в психологии всегда занимало существенную часть в психологических исследованиях. В результате высокого интереса и обширного опыта исследований была выделена отрасль психологической науки – психология личности. Однако единого понимания категории «личность» нет до сих пор. Мы будем опираться на точку зрения, что личность представляет собой исторически и общественно обусловленную организацию психических свойств человека, прогнозирование и объяснение действий которого происходит благодаря пониманию особенностей этой организации. Личность как система является единством социальной и психологической структур [4]. Кроме того, в подростковом возрасте происходит активное формирование и совершенствование личности и личностных черт. Из-за гормонального дисбаланса может повышаться тревожность и агрессивность. При этом высоко развитый эмоциональный интеллект позволяет подростку чувствовать себя более уверенно в обществе и добиваться успехов в деятельности. В рамках данного исследования мы будем изучать личностные черты, выделенные Р. Кеттеллом, а также тревожность и агрессивность, как одни из ключевых личностных особенностей видоизменяющихся в период подросткового возраста.

Проблема исследования сводится к недостаточной изученности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. В настоящее время большинство работ посвящено исследованию эмоционального интеллекта уже состоявшейся, зрелой личности, либо личности юношеского возраста. Однако в подростковом возрасте наблюдаются существенные перемены в интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферах личности, которые требуют адекватного психологического сопровождения, коррекции и целенаправленного развития.

В рамках данного исследования мы будем рассматривать связь эмоционального интеллекта и личностных особенностей подростков, с целью написания коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие эмоционального интеллекта. Выборку исследования составили учащиеся 8-9 классов в количестве 140 человек. Проверялась гипотеза, предполагающая наличие связей между эмоциональным интеллектом и личностными особенностями у старших подростков. Для исследования были выбраны следующие методики: 1) Методика исследования эмоционального интеллекта подростков А.В. Садоковой, П.М. Воронкиной; 2) Методика «Многомерная оценка детской тревожности» Е.Е. Ромициной; 3) Тест-опросник уровня агрессивности А. Басса,А. Дарки, в адаптации А.К. Осницкого; 4) Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла.

Анализ данных (рис. 1), полученных с помощью методики исследования эмоционального интеллекта подростков А.В. Садокова, П.М. Воронкина, показал, что у большинства респондентов (60%) преобладает низкий уровень развития эмоционального интеллекта. Т.е. можно сказать, что большинство подростков не понимают эмоции, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Кроме того, по шкале ЭИ1 было выявлено, что у 52,1% опрошенных низкое развитие понимания собственных эмоций и чувств, а также эмпатия. По шкале ЭИ2 были получены результаты, свидетельствующие о преобладании среднего уровня развития способности к эмоциональной регуляции (45,7%). Однако у 42,9% респондентов – низкий уровень развития, что говорит об их неумении контролировать свои эмоции. Также по шкале ЭИ3 выявлено, что у 49,3% - низкий уровень, что говорит о том, что половина опрошенных редко используют эмоции в процессе деятельности. По шкале ЭИ4 выявлено, что больше трети респондентов (37,9%) ригидны в поведении, не умеют быстро реагировать и подстраиваться под измененные обстоятельства. Таким образом, можно отметить, что эмоциональный интеллект и его отдельные компоненты у подростков развиты слабо, большинство из них не умеют понимать и правильно выражать собственные эмоции, а также не умеют определять эмоции, чувства и мотивацию других людей.

Рисунок 1 - Обобщенные результаты диагностики эмоционального интеллекта у подростков (А.В. Садокова, П.М. Воронкина)

По всем шкалам методики «Многомерная оценка детской тревожности» Е.Е. Ромициной преобладает средний уровень тревожности, однако доля лиц с высоким и крайне высоким уровнями составляет не менее 25% по каждой шкале. Больше трети респондентов показали высокий уровень выраженности физической агрессии, подозрительности, негативизма и обиды. По индексу враждебности и агрессивности преобладает средний уровень. По методике Р. Кеттелла выявлено преобладание средних показателей выраженности.

По результатам корреляционного анализа (с использованием критерия ранговой корреляции Спирмена) можно утверждать, что эмоциональный интеллект отрицательно связан с общей тревожностью, тревогой во взаимоотношениях со сверстниками, родителями, тревогой в ситуациях самовыражения, снижением психической активности, связанной с тревогой, повышением вегетативной реактивности, связанной с тревогой, раздражением, подозрительностью, чувством вины, индексом враждебности и индексом агрессивности. Кроме того, эмоциональный интеллект положительно коррелирует с мечтательностью, развитым аналитическим мышлением и социальной контактностью.

По результатам эмпирического исследования была составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта. Программа включает в себя 10 занятий в форме социально-психологического тренинга по 40 минут каждое. Реализация программы планируется среди детей с низким уровнем эмоционального интеллекта, с последующей оценкой эффективности разработанной программы путем повторного проведения диагностики по тем же методикам.

Таким образом, проанализировав теоретическую литературу и проведя эмпирическое исследование, можно сказать, что существует связь между уровнем эмоционального интеллекта и личностными особенностями у подростков. Кроме того, уровень развития эмоционального интеллекта у подростков поднимает вопрос о необходимости его повышения, с целью более эффективного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми.

Библиографический список

  1. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29-36.
  2. Матвеева, Л.Г. Опыт разработки методики диагностики эмоционального интеллекта / Л.Г. Матвеева, Д.В. Горшенин // Психология. Журнал ВШЭ. – 2007. – Т. 4. – №4. – С. 149-160.
  3. Мельник, С.Н. Психология личности / С.Н. Мельник. – Владивосток: ДВФУ, 2004. – 96 с.
  4. Обуховский, К. Психология влечений человека / Пер. с польск. В.И. Могилева; Под ред. и с послесл. Б. М. Сегала. – Москва: Прогресс, 1972. – 247 с.
  5. Mayer, The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates / Mayer, Caruso, P. Salovey // Emotion Review. – Vol. 8. – № 4. – P. 290-300.
  6. Petrides, The location of trait emotional intelligence in personality factor space / Petrides, R. Pita, F. Kokkinaki // British Journal of Psychology. – 2007. – Vol. 98. – № 2. – P. 273-289.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал для изучения личностных особенностей подростков

Представлен набор диагностических методик для изучения личности подростка по направлениям "Интеллект", "Взаимодействие", "Нравственность", "Ориентация в жизни", "Познай себя и других", "Семья"....

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Родительское собрание Возрастные личностные особенности подростков и причины подростковой агрессии

Презентация предназначена для проведения родительского собрания учащихся 7 класса и знакомит с психологическими особенностями подросткового возраста, типами семейного воспитания, а также содержит прак...

Дипломная работа "Личностные особенности подростков с разным статусом гендерной идентичности"

Личностные особенности подростков с разным статусом гендерной идентичности...

Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка

Мастер-класс+презентация на тему "Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка". Данный приём является авторским и може...

Эмоциональный интеллект – основа успешной социализации подростков.

Эмоции передаются от человека к человеку. Грустный человек способен вселить в нас уныние, злой агрессивный – вывести из себя. И напротив, если мы находимся в обществе жизнерадостных и энергичных...

Восприятие родительской семьи в связи с личностными особенностями подростка

Пoдростковый возраст это трудный период полового созревания и психологического взросления. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том,...