Профориентационная работа на уроках биологии как условие успешной социализации подростков
статья по биологии

Дудина Лариса Алексеевна

Роль биологических знаний возрастает с каждым годом. Стремительно развиваются генная инженерия, биотехнология, исследование стволовых клеток, соответственно необходимы и новые специалисты. Задача учителя, подготовить ученика мотивированного на получение профессии. Оттого насколько осознанно будет сделан выбор профессии, настолько успешен и социализирован в дальнейшей жизни будет человек В статье представлен опыт профориентационной работы с подростками на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа на уроках биологии как условие успешной социализации подростков

Выбор профессии — важнейшее решение в жизни каждого человека. И этот выбор необходимо сделать подросткам уже к окончанию основного общего образования. Ведь дальнейшее образование в 10-11 классе уже предстоит получать согласно выбранного профиля. Оттого насколько осознанно будет сделан этот выбор, настолько успешен и социализирован в дальнейшей жизни будет человек.

        Традиционно, профориентационная работа ведется в школе классным руководителем. Педагог составляет план профориентационных бесед, организует экскурсии на предприятия и встечи с людьми различных профессий, в лучшем случае организуется диагностическое тестирование профессиональных предпочтений школьников. Но часто данная работа лишена системы и организуется по принципу «лишь бы провести», исходя из того, с какой организацией смогли договориться для проведения экскурсии, или какая тематика классных часов показалась учителю наиболее удачной. Да и сама профориентационная работа, часто начинается уже в выпускных классах. Поэтому перед учителями-предметниками стоит задача помочь детям получить представление о многообразии современных профессий. И чем раньше начинается данная работа, тем более обдуманно и ответственно подростки отнесутся к выбору профиля обучения.

Каким образом организовать профориентационную работу на уроке? Ведь урок не безграничен и за 45 минут учителю надо успеть и проверить уровень знаний, и вооружить школьников прочными биологическими знаниями. Что делать? Как организовать данную работу? Хочу поделиться опытом своей работы по данному вопросу.

        Одним из важнейших компонентов, системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение или информирование, которое  предусматривает знакомство с различными профессиями и видами их деятельности. На уроках биологии знакомство с различными профессиями, связанными с предметом, можно осуществлять при изучении различных тем, начиная с 5 класса. Например, в ходе изучения биологии растений, учитель знакомит школьников с профессиями - агроном, почвовед, ботаник, вирусолог, технолог пищевой промышленности. Уроки зоологии в 7 классе, предоставляют уникальную возможность познакомить подростков с такими редкими и интересными профессиями, как орнитолог, ихтиолог, лепидоптеролог, герпетолог, териолог, зоопсихолог. В 8 классе, в ходе изучения органов и систем органов, школьники узнают не только о профессии врача, но и о содержании профессии узких специалистов таких,  как ЛОР, окулист, кардиолог, эндокринолог и др. На уроках общей биологии возможно знакомство с профессиями — эколог, антрополог, биоинженер, архитектор живых систем, генетик и другими. Мир профессий, связанных с биологией обширен и разнообразен. Детям интересно узнавать о «новых» профессиях, о том, чем занимаются специалисты. Кроме того данная работа способствует развитию интереса к предмету, знакомит школьников с его практической значимостью, да и времени на уроке затрачивается немного 5-7 минут.

        Подросткам необходимо не только узнавать о профессиях, но и попробовать себя в той или иной области, научно это называется знакомство с элементами труда. Например, во время экскурсии на тему: «Фенологические наблюдения за весенними изменениями в жизни животных» ученики могут не только выступить в роли наблюдателей и познакомиться с растениями, представленными на территории области, с условиями их произрастания, но и выступить в роли экологов, фенологов, орнитологов. Учителями часто практикуется представление докладов на уроке, но ведь можно разнообразить данный вид деятельности, внести в него профориентационный момент и предложить ребятам роли «приглашенного специалиста», например, «врача-паразитолога» при изучении темы «Ленточные черви» или врача-ортопеда при изучении темы «Нарушения опорно-двигательной системы» и т.д. Тогда в ходе подготовки к уроку ребенок не просто собирет и предоставит сведения по теме, но и расширит  знаия о мире профессий. Приглашение на урок преподавателей смежных с биологией дисциплин и проведение интегрированных уроков, еще один источник знаний о профессиях, связанных с биологией. Дают представление о содержании профессии и различные специально подобранные задания, связанные с содержанием профессиональной деятельности. Например, при изучении темы «Фотосинтез» в 6 классе, учащиеся могут выступить в роли экологов, рассчитав площадь зеленых насаждений для своего района.

        Большие возможности представляет и внеурочная деятельность  — это не только различные курсы: «Разговор о правильном питании», «Юный эколог», но и проведение различных внеклассных мероприятий, конкурсов, фотовыставок. В ходе экскурсии «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью», можно предложить ребятам не только собрать биологический материал для гербария, но и попробовать себя в роли фитодизайнера, составив букеты из осенних листьев и укасив кабинет. В рамках предметной недели учитель имеет возможность рассказать больше и шире о тех профессиях, где можно применить знания и умения, приобретенные на его уроках, организовав «Аукцион биологических профессий». Но и конечно, проведение различных экскурсий — с целью знакомства с различными профессиями и условиями работы. В нашем городе имеется хорошая возможность сотрудничества с учреждениями дополнительного образования школьников, участие в различных  экологических акциях, конкурсах фотографий, рисунков, плакатов и т. д.

        Работа по профориентации предполагает знакомство с принципом выбора професси «Хочу. Могу. Надо». Курс биологии «Человек» дает возможность не только расширить знания школьников о профессиях, связанных с медициной, психологией, гигиеной, но и получить сведения о собственных возможностях и склонностях. В ходе изучения материала, учитель может организовать проведение практических и тестовых работ по изучению познавательных процессов, эмоциональных реакции на различные ситуации, выявлению работоспособности учеников, причин утомляемости и активизации, исследовать пути становления личности, вида темперамента, особенности характера и т.д. Например в 8 классе при изучении темы: "Типы нервной деятельности" возможно проведение следующих практических заданий.

        Практическое задание 1. Определение типов нервной системы (теппинг-тест Е.П. Ильина). Ученики берут бланки и на них, в соответствии с инструкцией (для левшей и правшей), ставят в квадратах точки (в каждом 5 секунд). Учитель фиксирует время и подает команду «Дальше». Затем подсчитывают количество проставленных в каждом квадрате точек. Результаты записываются в углу каждого квадрата. Строят график и соотносят свой график с образцами «Вид графиков каждого типа нервной системы». Результаты фиксируются в тетради [1].

        Практическое задание 2. Определение типов темперамента (методика А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь). Ученики в каждом из четырех блоков отмечают знаком «+» те качества, которые характерны для них. В каждом блоке подсчитывают сумму плюсов и выводят формулу своего темперамента. Записывают формулу своего темперамента в тетрадь. Мой тип темперамента: Хn + Сn + Фn + Мn [1].

        Практическое задание 3. Определение темперамента личности. Учащиеся в таблице отмечают, как они ведут себя в той или иной ситуации.  Подсчитывают количество баллов в каждой из колонок (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). В тетради записывают формулу темперамента личности Т = mC + nX + pФ + kM [1].

        Практическоезадание 4. Определение формулы темперамента. Ответы на вопросы анкеты (согласие/не согласие, выраженное в балах от 0 до 10). Подсчет полученных данных. Запись соответствующих символов (Х, М, С, Ф) в тетради в порядке убывания их значения (символы с одинаковыми значениями подписываются друг под другом) [1].

Роль биологических знаний возрастает с каждым годом. Стремительно развиваются, помогая победить болезни и голод, генная инженерия, биотехнология, исследование стволовых клеток. Соответственно необходимы и новые специалисты, и задача учителя, подготовить ученика мотивированного на получение профессии. Чтобы работа по профориентации имела положительные результаты, она должна проводиться систематически, быть ориентированной на самопознание учащегося и на овладение подростками элементарными профессиональными умениями.

Список литературы:

  1. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт. сост.: Л.Н. Бобровская, Е.Н. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007. – 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной технологии на уроке обществознания как условие успешной социализации обучающихся"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям обществознания в практической работе при планировании и организации урочной деятельности и во внеурочной практике....

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ГС(К)ОУ ОШ

Статья посвящена организации профориентационной работы на уроках биологии и химии в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушениями слуха города Кемерово....

Профориентационная работа на уроках биологии 5 класс

Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации   Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучения ...

Профориентационная работа на уроках биологии и экологии в 6 классе

Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации   Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучения ...

Профориентационная работа на уроках биологии и экологии в 7 классе

. Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации   Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучени...