Программа интегрированного курса «Этика и психология общения»
элективный курс по психологии (9, 10, 11 класс) на тему
Цель интегрированного курса:
Актуализация ценностных ориентаций учащихся, связанная с предпрофильной подготовкой и формированием культуры общения у школьников через овладевание психологическими знаниями, умениями и системы этически грамотного поведения и деятельности, направленной на изучение, оценку и практическое улучшение системы человеческих взаимоотношений.
Программа интегрированного курса «Этика и психология общения» разработана с целью предпрофильной подготовки учащихся 9-11 классов и необходима при выборе будущей профессии.
Данный курс разработан с использованием нетрадиционных учебных технологий и включает не только образовательно-воспитательную, но и развивающую функцию. Он поможет учащимся предпрофильных классов оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и определить мотивацию обучения на данном профиле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_i_psihologiya_obshcheniya.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этика и психология общения
Программа курса
город Отрадный
2016
Составители: Заварыкина О.В.- учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №8 им. Алексеева
Климина Н.В. – педагог- психолог
Программа интегрированного курса « Этика и психология общения» предназначена для преподавателей, ведущих предпрофильную подготовку в 9-11 классах.
Содержание программы ориентировано на развитие культуры коммуникативных навыков учащихся, формирование у школьников общих представлений о психологии и этике взаимоотношений людей, правил поведения в обществе, овладение элементарными приёмами психологической саморегуляции и регулирования межличностных отношений.
Пояснительная записка.
Программа интегрированного курса «Этика и психология общения» разработана с целью предпрофильной подготовки учащихся 9-11 классов и необходима при выборе будущей профессии.
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны специалистов- практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила деловых и личных взаимоотношений. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле значительно в меньшей степени зависят от его профессиональных знаний. Основа удачи - в его умении общаться с людьми.
Актуальность изучения этого курса определяется тем, что в современном, сложном, многообразном динамичном, полным противоречивых тенденций глобальный масштаб. А ведь профессиональный выбор многих людей связан именно с коммуникативной направленностью. И как правило деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь ,придающих деловым отношениям нравственный характер. В настоящее же время общение строится на других принципах, противоречащих нравственным устоям, выработанным годами, в результате чего происходят непоправимые ошибки, губящие души и судьбы людей.
Данный курс разработан с использованием нетрадиционных учебных технологий и включает не только образовательно-воспитательную, но и развивающую функцию. Он поможет учащимся предпрофильных классов оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и определить мотивацию обучения на данном профиле.
Курс состоит из лекций, экспериментально-диагностических и практических занятий. На лекциях учащиеся получают в основном теоретический материал. Экспериментально-диагностические занятия предназначены для демонстрации психологических явлений. Практические занятия включают психодиагностику, освоение правил общения, способы разрешения конфликтных ситуаций, особенности профессионального поведения людей разных профессий.
Применяются различные формы текущего контроля знаний и умений учащихся: ответы на вопросы, тренинги, свободные сочинения, контрольные работы, проектная деятельность.
Цель интегрированного курса:
Актуализация ценностных ориентаций учащихся, связанная с предпрофильной подготовкой и формированием культуры общения у школьников через овладевание психологическими знаниями, умениями и системы этически грамотного поведения и деятельности, направленной на изучение, оценку и практическое улучшение системы человеческих взаимоотношений.
Задачи:
- Самопознание.
- Осознание учащимися своего места в системе человеческих отношений.
- Овладение элементарными приёмами психологической саморегуляции и регулирования человеческих взаимоотношений, норм и правил общения.
- Актуализация и формирование потребности учащихся в саморазвитии.
- Оптимизация учебного процесса.
- Помощь учащимся в осуществлении реального выбора дальнейшего обучения на планируемом профиле.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
1. Устанавливать прочные отношения с окружающими,
2. Ориентироваться в системе жизненных ценностей.
3. Управлять личными и деловыми взаимоотношениями.
4. Воздействовать на окружающих.
5. Создавать свой имидж.
6. Разрешать конфликтные ситуации.
7. Владеть навыками этикета.
8. Использовать нормы этикета в различных ситуациях.
9. Распространять свои знания и умения в социуме.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
1.Виды взаимоотношений людей.
2. Особенности различных видов человеческих отношений.
3. Основы взаимоотношений людей.
4. Содержание образа человека как личности.
5. Методы оценки личных и деловых отношений.
6.Психологическая совместимость людей.
7. Способы решения конфликтных ситуаций.
8. Структура и динамика отношений в малой группе.
9. Основные правила этикета.
10. Современные принципы этикета.
11. Этикет в культуре деловых отношений.
12. Этикет в общественных местах.
13. Этикет в культуре внешности.
Программа курса рассчитана на 34 учебных часа ( 1 час в неделю)
Содержание программы курса «Этика и психология общения» (16 часов)
Тема. 1. Общее представление о взаимоотношениях людей.
Взаимоотношения. Особенности различных видов отношений. Основы взаимоотношений людей. Устойчивость и изменчивость человеческих взаимоотношений.
Тема.2. Восприятие и понимание людьми друг друга.
Содержание образа человека как личности. Восприятие человеком самого себя. Понимание людьми друг друга. Причины ошибок в межличностном восприятии. Практические упражнения в восприятии и понимании людей.
Тема.3. Личные и деловые взаимоотношения.
Виды личных и деловых отношений. Деловые отношения. Методы оценки личных и деловых взаимоотношений.
Тема.4. Семейные отношения.
Виды. Психологическая совместимость людей в семье. Становление и развитие семейных отношений. Конфликты во внутрисемейных отношениях, способы их решения.
Тема.5. Взаимоотношения в малых группах.
Групповой образ жизни. Структура и динамика отношений в малой группе. Отношения индивида и группы. Межгрупповые отношения. Практический анализ взаимоотношений в группе как в коллективе.
Тема.6. Отношения человека и общества.
Общество и человек. Государства, нации, религиозные общины как разновидности больших социальных групп, их особенности. Социальные установки. Методы изучения социальных установок.
Тема.7. Конфликты.
Виды конфликтов. Причины, приводящие к конфликтам, способы их разрешения.
Тема.8. Управление личными и деловыми взаимоотношениями.
Ошибки в общении. Факторы, помогающие и мешающие человеку понравиться и завоевать доверие. Убеждение, ведение споров и дискуссий. Критика и самокритика.
Тема.9. Сущность, принципы и функции этикета.
Этикет. Современные принципы этикета. История развития.
Тема.10. Этикет в культуре общения.
Типы жизненных ситуаций. Правила этикета в различных ситуациях. Зависимость поведения от пола, возраста, социального статуса. Этике в культуре внешности.
Тема.11. Этикет в профессиональной деятельности.
Особенности трудовой деятельности людей. Коммуникативная компетентность. Правила общения в зависимости от вида профессиональной деятельности.
Тема.12. Этика семейных отношений.
Семейные праздники, традиции. Правила общения взрослых и детей. Увлечения, ценности.
Тема.13. Деловое общение.
Принципы делового общения. Влияние личностных качеств на общение. Темперамент в мире профессиональных отношений.
Тема.14. Групповые формы делового общения.
Диалоговые и групповые формы делового общения. Совещание. Общение по телефону. Визитные карточки.
Тема.15. Деловые беседы и переговоры.
Значение бесед и переговоров. Подготовка к переговорам. Этапы переговорного процесса. Правила налаживания отношений между партнёрами на предварительных переговорах. Организационные вопросы. Этические нормы и принципы.. Деловые завтрак, обед, ужин.
Тема.16. Вербальные и невербальные способы делового общения.
Речь. Жесты. Мимика, Язык телодвижений.
Тематическое планирование курса « Этика и психология общения»
№ п/п | Содержание | Кол. часов | Формы деят. |
1. | Общее представление о взаимоотношениях людей | 1 | Лекция |
2. | Восприятие и понимание людьми друг друга. | 2 | Семинар-тренинг |
3. | Личные и деловые взаимоотношения | 2 | Деловая игра |
4. | Семейные отношения | 2 | лекция |
5. | Взаимоотношения человека и общества | 2 | Групповая форма работы |
6. | Отношения человека и общества | 2 | конференция |
7. | Конфликты, способы их разрешения | 2 | семинар |
8. | Управление личными и деловыми взаимоотношениями | 3 | собеседование |
9. | Сущность, принципы и функции этикета | 2 | Круглый стол |
10. | Этикет в культуре общения | 2 | лекция |
11. | Этикет в профессиональной деятельности | 2 | Деловая игра |
12. | Этика семейных отношений | 2 | Деловая игра |
13. | Деловое общение | 2 | лекция |
14. | Групповые формы делового общения | 3 | семинар |
15. | Деловые беседы и переговоры | 2 | Работа в группах |
| |||
|
Литература:
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Москва 1989г.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком – М. 1982
- Земска М. Семья и личность – М. 1986
- Андреева Г.М. Социльная психология –М. 1988
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. -. 1991
- Сухарев В.А. Быть деловым человеком – Симферополь1996
- Браим М.Н. Этика делового общения – Минск 1996
- Дебольский М. Психология делового общения – М. 1991
Приложение
Информация об авторах программы
Заварыкина Ольга Владимировна – учитель русского языка и литературы, ГОУ СОШ № 8 им. С.П. Алексеева
Климина Наталья Владимировна- педагог- психолог, директор ДМО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Свидетельство УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по учебной дисциплине «Этика и психология общения»
«Этика и психология общения»...
Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)
Программой предусмотрено изучение содержания курса «Этика и психология семейной жизни» в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание м...
Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни" направлена на формирование у подростка с нарушением интеллекта адекватных представлений о семье и ее значении в жизни человека....
Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейных отношений» (10 класс)
Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...
Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейных отношений" 10 класс (социальное, духовно-нравственное направление)
Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...