Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
рабочая программа по психологии по теме

Егорова Тамара Николаевна

Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни" направлена на формирование у подростка с нарушением интеллекта адекватных представлений о семье и ее значении в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_etike.doc73.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида №7

   

«Согласовано»

Председатель МО

_________  

Протокол № 1 от

«28»августа 2013 г.

«Принята»

 На педагогическом совете

Протокол №1

 «30» августа 2013 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШИ №7

__________

  «30» августа 2013 г.

Рабочая программа

по  учебному предмету «Этика и психология семейной жизни»

 для обучающихся 10 –го  класса

Разработана  на основе программно – методического обеспечения для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.В. Платоновой.

Составитель:    

Егорова Т.Н. педагог – психолог,  

высшая  квалификационная категория                

Москва,  2013

Пояснительная записка

 

    Основной задачей процесса обучения в школе YIII вида является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той или иной степени, которая доступна каждому индивидуально.

    Для реализации данной задачи создана программа по «Этике и психологии семейной жизни».

      Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Также работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми,

    Подобный курс занятий способствует расширению кругозора учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников с нарушением интеллекта.

   Задачи курса:

- формировать у учащихся потребность в приобретении новых знаний , умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия.

- формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;

- формировать представление о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

-обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

- формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;

- сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;

-способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.

Программа состоит из трех разделов:

  1. Семья и общество.
  2. Личность и семья.
  3. Взаимоотношения в семье.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (1 раз в неделю в течение учебного года).

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка  навыков межличностного взаимодействия, практические блоки с элементами тренингов, самодиагностика.

В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков. В ходе занятий учащиеся не должны быть пассивными слушателями. Необходимо активное включение подростков в работу. В процессе занятий учащиеся учатся рассуждать о поступках других людей и своих собственных, учатся находить мотивы того или иного своего поступка  и поведения окружающих, опираясь на собственный жизненный опыт и знания, полученные на занятиях, находить нужное нравственное решение в сложной жизненной ситуации. В процессе занятий подростки учатся участвовать в обсуждении той или иной проблемы, учатся высказывать свою точку зрения, доказывать и отстаивать свою позицию. Они могут изменить ее, учитывая убедительные аргументы других участников обсуждения, научившись внимательно слушать всех участников дискуссии. Использование активных методов обучения позволит учащимся осваивать получаемые знания неформально. В ходе занятий происходит коррекция и развитие мышления подростка, эмоционально – волевой сферы.

Формы контроля уровня достижений уч-ся и критерии оценки.

Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий.

Формы итогового контроля: анализ выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае итоговая оценка является накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. 

Тематическое планирование курса «Этика и психология семейной жизни»

Тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие

1

I. Семья и общество

5

1.

Что такое семья? Значение семьи в жизни человека

1

2.

Структура семьи. Родственники и родственные отношения

1

3.

Функции семьи

1

4.

Основные ценности семьи

1

5.

Обобщение знаний по теме

1

II. Личность и семья

10

1.

Предбрачное ухаживание. Культура добрачных отношений

1

2.

Мотивы вступления в брак

1

3.

Проблемы вынужденных браков

1

4.

Психология супружеской совместимости

1

5.

Качества человека, необходимые в семейной жизни

1

6.

Особенности и направления проектирования семейной жизни. Тест «моя будущая семья»

1

7.

Заключение брака  Права и обязанности супругов

2

8.

Имущественные права супругов. Брачный договор

1

9.

Обобщение знаний по теме

1

III Взаимоотношения в семье

18

1.

Женщина в семье. Роль женщины в семье

1

2.

Жизненные умения, важные для девушек в браке.

Тест «Идеальная жена»

1

 3.

Мужчина в семье. Роль мужчины в семье

1

4.

Жизненные умения, важные для юношей в браке.

Тест «Идеальный муж»

1

5.

Семья и дети

1

6.

Атмосфера в семье. Как создаются хорошие взаимоотношения

2

7.

Потребности семьи. Организация домашнего хозяйства

1

8.

Распределение обязанностей в семье

1

9.

Организация совместного труда

1

10.

Особые семьи

2

11.

Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье.

1

12.

Распад семьи, причины. Тест «Раздел имущества

1

13.

Порядок прекращения брака. Последствия расторжения брака

1

14.

Профилактика нарушений семейных отношений

2

15.

Обобщение знаний по теме

1

Требования к знаниям и умениям учащихся:

  • Учащиеся должны овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека.
  • Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи.
  • Учащиеся должны понимать и уметь объяснить какие условия необходимы для вступления в брак.
  • Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни.
  • Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства. Уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства.
  • Учащиеся должны знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их.

Литература

  1. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д:, 2004.
  2. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М:, 1988.
  3. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Тесты, опросники, ролевые игры. М:, 1991.
  4. Мушинский В.О. Азбука гражданина. М:, 1996.
  5. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.:, 2003..
  6. Разумихина Г.П.  Мир семьи. Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». М:, 1986.
  7. Семья. Книга для чтения. Составитель Андреева И.С. М:,1991.
  8. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М:, 1992.
  9. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Современная семья. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся 8-9, их родителей и учителей. М:., 1996.
  10. Сборник статей. Культура семейных отношений. М:, 1995.
  11. Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. Брест 1992.
  12. Я сам строю свою жизнь. Тренинг развития жизненных целей. Под редакцией Трошихиной Е.Г. СПб., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...

"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.

Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни.

Рабочая программа для специальной школы....

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г.

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г....

Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа   Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...