Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
рабочая программа по психологии по теме
Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни" направлена на формирование у подростка с нарушением интеллекта адекватных представлений о семье и ее значении в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_etike.doc | 73.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида №7
«Согласовано» Председатель МО _________ Протокол № 1 от «28»августа 2013 г. | «Принята» На педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2013 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШИ №7 __________ «30» августа 2013 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Этика и психология семейной жизни»
для обучающихся 10 –го класса
Разработана на основе программно – методического обеспечения для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.В. Платоновой.
Составитель:
Егорова Т.Н. педагог – психолог,
высшая квалификационная категория
Москва, 2013
Пояснительная записка
Основной задачей процесса обучения в школе YIII вида является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той или иной степени, которая доступна каждому индивидуально.
Для реализации данной задачи создана программа по «Этике и психологии семейной жизни».
Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Также работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми,
Подобный курс занятий способствует расширению кругозора учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников с нарушением интеллекта.
Задачи курса:
- формировать у учащихся потребность в приобретении новых знаний , умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия.
- формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;
- формировать представление о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;
-обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
- формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
- сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;
-способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.
Программа состоит из трех разделов:
- Семья и общество.
- Личность и семья.
- Взаимоотношения в семье.
Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (1 раз в неделю в течение учебного года).
Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка навыков межличностного взаимодействия, практические блоки с элементами тренингов, самодиагностика.
В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков. В ходе занятий учащиеся не должны быть пассивными слушателями. Необходимо активное включение подростков в работу. В процессе занятий учащиеся учатся рассуждать о поступках других людей и своих собственных, учатся находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих, опираясь на собственный жизненный опыт и знания, полученные на занятиях, находить нужное нравственное решение в сложной жизненной ситуации. В процессе занятий подростки учатся участвовать в обсуждении той или иной проблемы, учатся высказывать свою точку зрения, доказывать и отстаивать свою позицию. Они могут изменить ее, учитывая убедительные аргументы других участников обсуждения, научившись внимательно слушать всех участников дискуссии. Использование активных методов обучения позволит учащимся осваивать получаемые знания неформально. В ходе занятий происходит коррекция и развитие мышления подростка, эмоционально – волевой сферы.
Формы контроля уровня достижений уч-ся и критерии оценки.
Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий.
Формы итогового контроля: анализ выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае итоговая оценка является накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.
Тематическое планирование курса «Этика и психология семейной жизни»
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
I. Семья и общество | 5 | |
1. | Что такое семья? Значение семьи в жизни человека | 1 |
2. | Структура семьи. Родственники и родственные отношения | 1 |
3. | Функции семьи | 1 |
4. | Основные ценности семьи | 1 |
5. | Обобщение знаний по теме | 1 |
II. Личность и семья | 10 | |
1. | Предбрачное ухаживание. Культура добрачных отношений | 1 |
2. | Мотивы вступления в брак | 1 |
3. | Проблемы вынужденных браков | 1 |
4. | Психология супружеской совместимости | 1 |
5. | Качества человека, необходимые в семейной жизни | 1 |
6. | Особенности и направления проектирования семейной жизни. Тест «моя будущая семья» | 1 |
7. | Заключение брака Права и обязанности супругов | 2 |
8. | Имущественные права супругов. Брачный договор | 1 |
9. | Обобщение знаний по теме | 1 |
III Взаимоотношения в семье | 18 | |
1. | Женщина в семье. Роль женщины в семье | 1 |
2. | Жизненные умения, важные для девушек в браке. Тест «Идеальная жена» | 1 |
3. | Мужчина в семье. Роль мужчины в семье | 1 |
4. | Жизненные умения, важные для юношей в браке. Тест «Идеальный муж» | 1 |
5. | Семья и дети | 1 |
6. | Атмосфера в семье. Как создаются хорошие взаимоотношения | 2 |
7. | Потребности семьи. Организация домашнего хозяйства | 1 |
8. | Распределение обязанностей в семье | 1 |
9. | Организация совместного труда | 1 |
10. | Особые семьи | 2 |
11. | Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье. | 1 |
12. | Распад семьи, причины. Тест «Раздел имущества | 1 |
13. | Порядок прекращения брака. Последствия расторжения брака | 1 |
14. | Профилактика нарушений семейных отношений | 2 |
15. | Обобщение знаний по теме | 1 |
Требования к знаниям и умениям учащихся:
- Учащиеся должны овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека.
- Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи.
- Учащиеся должны понимать и уметь объяснить какие условия необходимы для вступления в брак.
- Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни.
- Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства. Уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства.
- Учащиеся должны знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их.
Литература
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д:, 2004.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М:, 1988.
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Тесты, опросники, ролевые игры. М:, 1991.
- Мушинский В.О. Азбука гражданина. М:, 1996.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.:, 2003..
- Разумихина Г.П. Мир семьи. Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». М:, 1986.
- Семья. Книга для чтения. Составитель Андреева И.С. М:,1991.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М:, 1992.
- Соколов Я.В., Прутченков А.С. Современная семья. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся 8-9, их родителей и учителей. М:., 1996.
- Сборник статей. Культура семейных отношений. М:, 1995.
- Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. Брест 1992.
- Я сам строю свою жизнь. Тренинг развития жизненных целей. Под редакцией Трошихиной Е.Г. СПб., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....
Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...
"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.
Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни.
Рабочая программа для специальной школы....
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г.
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г....
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...