Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)
методическая разработка по психологии (10 класс)
Программой предусмотрено изучение содержания курса «Этика и психология семейной жизни» в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_10_11_klass_etika.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;
- Моисеев Д.А., Монахиня Нина (Крыгина). Нравственные основы семейной жизни» для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных учебных заведений. Издательство Екатеринбургской епархии, 2010.
Программой предусмотрено изучение содержания курса «Этика и психология семейной жизни» в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).
Предмет «Этика и психология семейной жизни» в 10 и 11 классах в соответствии с учебным планом рассчитан на 34 часа в объеме 1 час в неделю. В 10 классе будет проведено 32 занятия, в 11 классе - 33 занятия. Программа будет выполнена за счет уплотнения.
Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся: самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование, выполнение творческих заданий, написание рефератов или исследовательских работ и др.
Предлагаемый курс охватывает темы с учетом особенностей учащихся.
Поурочно-тематическое планирование 10 класс (32 час)
№ | Раздел программы/ Тема урока | Кол-во часов | Тип, форма урока | Средства обучения | Планируемые результаты | Дата | |
Достаточный уровень | Минимальный уровень | ||||||
I | Введение. Этика – наука о морали и нравственности | 3 ч | |||||
1 | Определение и сущность понятий «психология», «этика», «мораль», «нравственность» | 1ч | урок открытия новых знаний (смешанного типа) | овладеть понятиями «психология», «этика», «мораль», «нравственность» | понимать значение этики и психологии в жизни человека | 06.09 | |
2 | Мораль и её роль в жизни человека | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | овладеть понятием «мораль», понимать её роль в жизни человека | понимать роль морали в жизни человека | 13.09 | |
3 | Категории этики и их влияние на жизнь человека | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | овладеть понятиями: добро и зло, долг, честь, совесть, любовь и др. | называть категории этики | 20.09 | |
II | Семья и семейные отношения | 6 ч | |||||
4 | Понятие «семья» и ее характеристики. Семья в жизни человека | 1ч | урок открытия новых знаний (смешанного типа) | овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека | иметь представление о значении семьи в жизни человека | 27.09 | |
5 | Семья и мораль | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | иметь понятие о нравственных основах семьи | иметь представление о нравственных основах семьи | 04.10 | |
6 | Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать основные семейные связи | иметь понятие о наличии семейных связей | 11.10 | |
7 | Влияние семьи на формирование личности ребенка | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | понимать важность влияния семьи на личность ребенка | иметь понятие о влиянии семьи на личность ребенка | 18.10 | |
8 | Родственники и родственные отношения. | 1ч | урок рефлексии (комбинированный), урок развивающего контроля (тестирование) | знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников | иметь представление об основных родственных связях в семье, | 25.10 | |
9 | Семейные праздники и традиции | урок рефлексии (практикум) | понимать значение семейных традиций и праздников | иметь представление о семейных традициях и праздниках | 08.11 | ||
III | Личность и межличностные отношения юношества | 7 ч | |||||
10 | Понятие личности | 1ч | урок открытия новых знаний (смешанного типа) | иметь представление о личности в целом (направленность личности, потребности, интересы, характер, темперамент) | иметь представление о сущности понятия «личность» | 15.11 | |
11 | Биологические и психологические особенности мужского и женского пола | 1ч | урок открытия новых знаний (смешанного типа) | понимать особенности мужского и женского пола | иметь представление о различии мужского и женского пола | 22.11 | |
12 | Мужественность | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | понять сущность мужественности | иметь представление о мужественности | 29.11 | |
13 | Женственность | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | понять сущность женственности | иметь представление о женственности | 06.12 | |
14 | Внутренняя и внешняя культура. Мудрость в повседневных отношениях | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | понимать значение внутренней и внешней культуры в жизни человека | иметь представление об основах культурного поведения | 13.12 | |
15 | Товарищество и дружба. Основы настоящей дружбы | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | понимать основы настоящей дружбы | иметь представление о товариществе и дружбе | 20.12 | |
IV | Создание семьи | 10 ч | |||||
16 | Представление о семейном счастье | 1ч | урок открытия новых знаний (смешанного типа) | иметь представление о семейном счастье | иметь представление о семейном счастье | 27.12 | |
17 | Причины создания семьи. Готовность человека к созданию семьи | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | понимать и уметь объяснить причины создания семьи; условия готовности человека к созданию семьи | иметь представление о причинах создания семьи | 17.01 | |
18 | Влюбленность | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | уметь различать любовь и влюбленность | иметь представление о влюбленности | 24.01 | |
19 | Любовь | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | уметь различать любовь и влюбленность | иметь представление о любви | 31.01 | |
20 | Особенности юношеской любви | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | иметь представление об особенностях юношеской любви | иметь представление о юношеской любви | 07.02 | |
21 | Этапы отношений: дружба, влюблённость, любовь | 1ч | урок общеметодологической направленности (кинолекторий) | знать этапы отношений | иметь представление об этапах отношений | 14.02 | |
22 | Проблема выбора жениха и невесты | 1ч | урок общеметодологической направленности (диспут) | понимать о качествах человека, необходимых в семейной жизни | иметь представление о качествах спутника жизни | 21.02 | |
23 | Культура поведения влюбленных | 1ч | урок общеметодологической направленности (кинолекторий) | знать основные этические правила взаимоотношений влюбленных | иметь представление об этических правилах взаимоотношений влюбленных | 28.02 | |
24 | Спешите любить или не торопитесь любить | 1ч | урок общеметодологической направленности (кинолекторий) | понимать важность создания собственной семьи | иметь представление о важности создания собственной семьи | 07.03 | |
25 | Ранние добрачные отношения и их последствия. Обобщение знаний | 1ч | урок развивающего контроля (тестирование) | понимать важность целомудрия | иметь представление о последствиях ранних добрачных отношений | 14.03 | |
V | Брак и семья | 6 ч | |||||
26 | Понятие брака. Современные формы брака | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | овладеть понятием «брак», иметь представление о современных формах брака | иметь представление о сущности понятия «брак» | 21.03 | |
27 | Готовность к браку. Мотивы вступления в брак | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать факторы готовности к браку и мотивы вступления в брак | иметь представление о факторах готовности к браку и мотивах вступления в брак | 04.04 | |
28 | Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие) | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | понимать важность принятия решения о вступлении в брак | иметь представление о правилах вступления в брак | 11.04 | |
29 | Что является основой будущего благополучия семьи? | 1ч | урок открытия нового знания (проблемный урок) | понимать значение наличия любви, уважения, дружеских чувств, влечения, средств к существовании семьи | иметь представление об основе будущего благополучия семьи | 18.04 | |
30 | Как сообщить родителям о своем решении? Знакомство с новыми родственниками | 1ч | урок общеметодологической направленности (диспут) | иметь представление о необходимости сообщить родителям о намерении вступления в брак, знать о том, как себя вести в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки) | иметь представление о необходимости сообщить родителям о намерении вступления в брак; представление о правилах знакомства с будущими родственниками | 25.04 | |
31 | Порядок и условия заключения брака. Обобщения знаний | 1ч | урок рефлексии (комбинированный), урок развивающего контроля (тестирование, творческий отчет) | понимать и уметь объяснить, какие условия необходимы для вступления в брак; показать наличие знаний по курсу, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | иметь представление о порядке и условиях заключения брака; показать наличие знаний по курсу, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | 16.05 | |
32 | Урок обобщения знаний | 1ч | урок развивающего контроля (тестирование, творческий отчет) | показать наличие знаний по курсу, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | показать наличие знаний по курсу, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | 23.05 |
Поурочно-тематическое планирование 11 класс (33 часа)
№ | Раздел программы/ Тема урока | Кол-во часов | Тип, форма урока | Средства обучения | Планируемые результаты | Дата | |
Достаточный уровень | Минимальный уровень | ||||||
I | Повторение. Этика – наука о морали и нравственности | 3 ч | |||||
1 | Определение и сущность понятий «психология», «этика», «мораль», «нравственность» | 1ч | урок открытия новых знаний (смешанного типа) | овладеть понятиями «психология», «этика», «мораль», «нравственность» | понимать значение этики и психологии в жизни человека | 07.09 | |
2 | Мораль и её роль в жизни человека | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | овладеть понятием «мораль», понимать её роль в жизни человека | понимать роль морали в жизни человека | 14.09 | |
3 | Категории этики и их влияние на жизнь человека | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | овладеть понятиями: добро и зло, долг, честь, совесть, любовь и др. | называть категории этики | 21.09 | |
II | Семья и семейные отношения | 6 ч | |||||
4 | Понятие «семья» и ее характеристики. Семья в жизни человека | 1ч | урок открытия новых знаний (смешанного типа) | овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека | иметь представление о значении семьи в жизни человека | 28.09 | |
5 | Семья и мораль | 1ч | урок рефлексии (комбинированн6ый) | иметь понятие о нравственных основах семьи | иметь представление о нравственных основах семьи | 05.10 | |
6 | Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать основные семейные связи | иметь понятие о наличии семейных связей | 12.10 | |
7 | Влияние семьи на формирование личности ребенка | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | понимать важность влияния семьи на личность ребенка | иметь понятие о влиянии семьи на личность ребенка | 19.10 | |
8 | Родственники и родственные отношения. | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников | иметь представление об основных родственных связях в семье | 26.10 | |
9 | Семейные праздники и традиции | 1ч | урок рефлексии (практикум) | понимать значение семейных традиций и праздников | иметь представление о семейных традициях и праздниках | 09.11 | |
III | Взаимоотношения в молодой семье | 10 ч | |||||
10 | Супружество – новый этап развития семьи | 1ч | урок открытия новых знаний (смешанного типа) | понимать значение супружества | иметь представление о супружестве | 16.11 | |
11 | Первые шаги в жизни молодой семьи | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость) | иметь представление о первых шагах в жизни молодой семьи | 23.11 | |
12 | Изменения, происходящие в жизни юноши | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать о формировании чувства ответственности за жену, забота о ней, защита, обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних забота и т.д. | иметь представление о изменениях, происходящие в жизни юноши | 30.11 | |
13 | Социальная роль «муж» | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать и уметь объяснять обязанности мужа | иметь представление о роли мужа | 07.12 | |
14 | Изменения, происходящие в жизни девушки | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | Знать о необходимости заботы о муже, внимании и доброжелательности, о ведении домашнего хозяйства, участии в материальном обеспечении семьи и т.д | иметь представление о изменениях, происходящие в жизни девушки | 14.12 | |
15 | Социальная роль «жена» | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать и уметь объяснять обязанности жены | иметь представление о роли жены | 21.12 | |
16 | Особенности первого года семейной жизни | 1ч | урок рефлексии (комбинированный), урок развивающего контроля (тестирование) | знать и уметь объяснять сложности первого года семейной жизни | иметь представление об сложности первого года семейной жизни | 11.01 | |
17 | Культура общения в семье | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать основные этические правила взаимоотношений супругов | иметь представление об этических правилах взаимоотношений супругов | 18.01 | |
18 | Особенности взаимоотношений и правила поведения с новыми родственниками | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать основные этические правила взаимоотношений с новыми родственниками | иметь представление об этические правила взаимоотношений с новыми родственниками | 25.01 | |
19 | Обобщение знаний по теме | 1ч | урок развивающего контроля (тестирование) | показать наличие знаний по разделу | показать наличие знаний по разделу | 01.02 | |
IV | Быт и экономика молодой семьи | 8ч | иметь представление о | ||||
20 | Понятие «экономика семьи» | 1ч | урок открытия новых знаний (смешанного типа) | овладеть понятием «экономика семьи» | иметь представление об «экономике семьи» | 08.02 | |
21 | Доходы и расходы | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | овладеть понятиями «доходы» и «расходы» | иметь представление о доходах и расходах | 15.02 | |
22 | Бюджет и молодая семья | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные (вещизм) | иметь представление о потребностях молодой семьи | 22.02 | |
23 | Бюджет разумных потребностей | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | понимать основы бюджета семьи | иметь представление о бюджете разумных потребностей | 01.03 | |
24 | Понятие «быт семьи». Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | овладеть понятием «быт семьи» | иметь представление о быте семьи | 15.03 | |
25 | Уют и атмосфера семьи | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | овладеть понятиями «уют» и «атмосфера» семьи | иметь представление об уют и атмосфера семьи | 22.03 | |
26 | Нравственные правила взаимоотношений в семье | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать основные этические правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь и отношения с родителями, друзьями | иметь представление об основных этических правилах взаимоотношений в семье | 05.04 | |
27 | Урок обобщения знаний | урок развивающего контроля (тестирование) | показать наличие знаний по разделу | показать наличие знаний по разделу | 12.04 | ||
V | Ребенок в семье | 7 ч | |||||
28 | Подготовка семьи к рождению ребенка | 1ч | урок открытия новых знаний (смешанного типа) | знать, что меняется в жизни молодой семьи, ожидающей ребенка: отказ от вредных привычек, создание благоприятных условий для матери, забота о её здоровье | иметь представление об подготовке семьи к рождению ребенка | 19.04 | |
29 | Изменения в семье в связи с рождением ребенка | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | понимать и уметь объяснить, что меняется в семье в связи с рождением ребенка | иметь представление об изменениях в семье в связи с рождением ребенка | 26.04 | |
30 | Значение родителей для ребенка | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | понимать значение родителей для ребенка: ответственность за жизнь и здоровье ребёнка, тепло, поддержка, ощущение защищенности; власть родителей (материальные блага, наказание, поощрение); образец для подражания (нередко идеал, авторитет); друг и советчик. | иметь представление о значении родителей для ребенка | 03.05 | |
31 | Роль матери, её обязанности по отношению к ребёнку | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать об обязанностях матери по отношению к ребёнку | иметь представление об обязанностях матери по отношению к ребёнку | 10.05 | |
32 | Роль отца, его обязанности по отношению к ребёнку | 1ч | урок рефлексии (комбинированный) | знать об обязанностях отца по отношению к ребёнку | иметь представление об обязанностях матери по отношению к ребёнку | 17.05 | |
33 | Особенности воспитания ребёнка в различные периоды его жизни: младенец, дошкольник, школьник, подросток. Ребенок в жизни семьи. Обобщение по курсу | 1ч | урок развивающего контроля (тестирование, творческий отчет) | показать наличие знаний по разделу, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | показать наличие знаний по разделу, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект адаптированной образовательной программы по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью
Проектная работа по теме: "Проект адаптированной образовательной программы по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью"...
Проект рабочей программы по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость легкой степени) в 8 классе
Проект рабочей программы предназначен для работы в коррекционной школе и в рамках инклюзивного образования в классах коррекции в общеобразовательных школах....
Программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 5-9 класс)
Настоящая программа составлена на основе психологической программы развития познавательных процессов обучающихся 5-9 классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития»....
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура" для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура"...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ
Рабочая программа по профильному труду направленна на обучение детей с легкой умственной отсталостью для 5-9 классов общеобразовательных школ....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ
Рабочая программа направленна на изучение предмета "Профильный труд" для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных школ...
Рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Письмо и развитие речи»предметная область: «Язык и речевая практи...