Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)
методическая разработка по психологии (10 класс)

Программой предусмотрено изучение содержания курса «Этика и психология семейной жизни» в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_10_11_klass_etika.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;
  • Моисеев Д.А., Монахиня Нина (Крыгина). Нравственные основы семейной жизни» для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных учебных заведений.  Издательство Екатеринбургской епархии, 2010.

Программой предусмотрено изучение содержания курса «Этика и психология семейной жизни» в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).

Предмет «Этика и психология семейной жизни» в 10 и 11 классах в соответствии с учебным планом рассчитан на 34 часа в объеме 1 час в неделю. В 10 классе будет проведено 32 занятия, в 11 классе - 33 занятия. Программа будет выполнена за счет уплотнения.

Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся: самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование, выполнение творческих заданий, написание рефератов или исследовательских работ и др.

Предлагаемый курс охватывает темы с учетом особенностей учащихся.


Поурочно-тематическое планирование 10 класс (32 час)

Раздел программы/

Тема урока

Кол-во часов

Тип, форма урока

Средства обучения

Планируемые результаты

Дата

Достаточный уровень

Минимальный уровень

I

Введение. Этика – наука о морали и нравственности

3 ч

1

Определение и сущность понятий «психология», «этика», «мораль», «нравственность»  

урок открытия новых знаний (смешанного типа)

овладеть понятиями «психология», «этика», «мораль», «нравственность»  

понимать значение этики и психологии в жизни человека

06.09

2

Мораль и её роль в жизни человека

урок рефлексии (комбинированный)

овладеть понятием «мораль», понимать её роль в жизни человека

понимать роль морали в жизни человека

13.09

3

Категории этики и их влияние на жизнь человека

урок рефлексии (комбинированный)

овладеть понятиями: добро и зло, долг, честь, совесть, любовь и др.

называть категории этики

20.09

II

Семья и семейные отношения

6 ч

4

Понятие «семья» и ее характеристики. Семья в жизни человека

урок открытия новых знаний (смешанного типа)

овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека

иметь представление о значении семьи в жизни человека

27.09

5

Семья и мораль

урок рефлексии (комбинированный)

иметь понятие о нравственных основах семьи

иметь представление о нравственных основах семьи

04.10

6

Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др.

урок рефлексии (комбинированный)

знать основные семейные связи

иметь понятие о  наличии семейных связей

11.10

7

Влияние семьи

на формирование

личности ребенка

урок рефлексии (комбинированный)

понимать важность влияния семьи на личность ребенка

иметь понятие о  влиянии семьи на личность ребенка

18.10

8

Родственники и родственные отношения.

урок рефлексии (комбинированный),  урок развивающего контроля (тестирование)

знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников

иметь представление об основных родственных связях в семье,

25.10

9

Семейные праздники и традиции

урок рефлексии (практикум)

понимать значение семейных традиций и праздников

иметь представление  о семейных традициях и праздниках

08.11

III

Личность и межличностные отношения юношества

7 ч

10

Понятие личности

урок открытия новых знаний (смешанного типа)

иметь представление о личности в целом (направленность личности, потребности, интересы, характер, темперамент)

иметь представление о сущности понятия «личность»

15.11

11

Биологические и психологические особенности мужского и женского пола

урок открытия новых знаний (смешанного типа)

понимать особенности  мужского и женского пола

иметь представление о различии мужского и женского пола

22.11

12

Мужественность

урок рефлексии (комбинированный)

понять сущность мужественности

иметь представление о мужественности

29.11

13

Женственность

урок рефлексии (комбинированный)

понять сущность женственности

иметь представление о женственности

06.12

14

Внутренняя и внешняя культура. Мудрость в повседневных отношениях

урок рефлексии (комбинированный)

понимать значение  внутренней и внешней культуры в жизни человека

иметь представление об основах культурного поведения

13.12

15

Товарищество и дружба. Основы настоящей дружбы

урок рефлексии (комбинированный)

понимать основы настоящей дружбы

иметь представление о товариществе и дружбе

20.12

IV

Создание семьи

10 ч

16

Представление о семейном счастье

урок открытия новых знаний (смешанного типа)

иметь представление о  семейном счастье

иметь представление о семейном счастье

27.12

17

Причины создания семьи. Готовность человека к созданию семьи

урок рефлексии (комбинированный)

понимать и уметь объяснить причины создания семьи; условия готовности человека к созданию семьи

иметь представление о причинах создания семьи

17.01

18

Влюбленность

урок рефлексии (комбинированный)

уметь различать любовь и влюбленность

иметь представление о влюбленности

24.01

19

Любовь

урок рефлексии (комбинированный)

уметь различать любовь и влюбленность

иметь представление о любви

31.01

20

Особенности юношеской любви

урок рефлексии (комбинированный)

иметь представление об особенностях юношеской любви

иметь представление о юношеской любви

07.02

21

Этапы отношений: дружба, влюблённость, любовь

урок общеметодологической направленности (кинолекторий)

знать этапы отношений

иметь представление об этапах отношений

14.02

22

Проблема выбора жениха и невесты

урок общеметодологической направленности (диспут)

понимать о качествах человека, необходимых в семейной жизни

иметь представление о качествах спутника жизни

21.02

23

Культура поведения влюбленных

урок общеметодологической направленности (кинолекторий)

знать основные этические правила взаимоотношений влюбленных

иметь представление об этических правилах взаимоотношений влюбленных

28.02

24

Спешите любить или не торопитесь любить

урок общеметодологической направленности (кинолекторий)

понимать важность создания собственной семьи

иметь представление о важности создания собственной семьи

07.03

25

Ранние добрачные отношения и их последствия. Обобщение знаний

урок развивающего контроля (тестирование)

понимать важность целомудрия

иметь представление о последствиях  ранних добрачных отношений

14.03

V

Брак и семья

6 ч

26

Понятие брака. Современные формы брака

урок рефлексии (комбинированный)

овладеть понятием «брак», иметь представление о современных формах брака

иметь представление о сущности понятия «брак»

21.03

27

Готовность к браку. Мотивы вступления в брак

урок рефлексии (комбинированный)

знать факторы готовности к браку и мотивы вступления в брак

иметь представление о факторах готовности к браку и мотивах вступления в брак

04.04

28

Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие)

урок рефлексии (комбинированный)

понимать важность принятия решения о вступлении в брак

иметь представление о правилах вступления в брак

11.04

29

Что является основой будущего благополучия семьи?

урок открытия нового знания (проблемный урок)

понимать значение наличия любви, уважения, дружеских чувств, влечения, средств к существовании семьи

иметь представление об основе будущего благополучия семьи

18.04

30

Как сообщить родителям о своем решении? Знакомство с новыми родственниками

урок общеметодологической направленности (диспут)

иметь представление о необходимости сообщить родителям о намерении вступления в брак, знать о том, как себя вести в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)  

иметь представление о необходимости сообщить родителям о намерении вступления в брак; представление о правилах знакомства с будущими родственниками

25.04

31

Порядок и условия заключения брака. Обобщения знаний

урок рефлексии (комбинированный), урок развивающего контроля (тестирование, творческий отчет)

понимать и уметь объяснить, какие условия необходимы для вступления в брак; показать наличие знаний по курсу,  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

иметь представление о порядке и условиях заключения брака; показать наличие знаний по курсу, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

16.05

32

Урок обобщения знаний

урок развивающего контроля (тестирование, творческий отчет)

показать наличие знаний по курсу,  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

показать наличие знаний по курсу, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

23.05

Поурочно-тематическое планирование 11 класс (33 часа)

Раздел программы/

Тема урока

Кол-во часов

Тип, форма урока

Средства обучения

Планируемые результаты

Дата

Достаточный уровень

Минимальный уровень

I

Повторение. Этика – наука о морали и нравственности

3 ч

1

Определение и сущность понятий «психология», «этика», «мораль», «нравственность»  

урок открытия новых знаний (смешанного типа)

овладеть понятиями «психология», «этика», «мораль», «нравственность»  

понимать значение этики и психологии в жизни человека

07.09

2

Мораль и её роль в жизни человека

урок рефлексии (комбинированный)

овладеть понятием «мораль», понимать её роль в жизни человека

понимать роль морали в жизни человека

14.09

3

Категории этики и их влияние на жизнь человека

урок рефлексии (комбинированный)

овладеть понятиями: добро и зло, долг, честь, совесть, любовь и др.

называть категории этики

21.09

II

Семья и семейные отношения

6 ч

4

Понятие «семья» и ее характеристики. Семья в жизни человека

урок открытия новых знаний (смешанного типа)

овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека

иметь представление о значении семьи в жизни человека

28.09

5

Семья и мораль

урок рефлексии (комбинированн6ый)

иметь понятие о нравственных основах семьи

иметь представление о нравственных основах семьи

05.10

6

Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др.

урок рефлексии (комбинированный)

знать основные семейные связи

иметь понятие о  наличии семейных связей

12.10

7

Влияние семьи

на формирование

личности ребенка

урок рефлексии (комбинированный)

понимать важность влияния семьи на личность ребенка

иметь понятие о  влиянии семьи на личность ребенка

19.10

8

Родственники и родственные отношения.

урок рефлексии (комбинированный)

знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников

иметь представление об основных родственных связях в семье

26.10

9

Семейные праздники и традиции

урок рефлексии (практикум)

понимать значение семейных традиций и праздников

иметь представление  о семейных традициях и праздниках

09.11

III

Взаимоотношения в молодой семье

10 ч

10

Супружество – новый  этап развития семьи

урок открытия новых знаний (смешанного типа)

понимать значение супружества

иметь представление  о супружестве

16.11

11

Первые шаги в жизни молодой семьи

урок рефлексии (комбинированный)

знать первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость)

иметь представление  о первых шагах в жизни молодой семьи

23.11

12

Изменения, происходящие в жизни юноши

урок рефлексии (комбинированный)

знать о формировании чувства ответственности за жену, забота о ней, защита, обеспечение материальных условий существования семьи,  участие в домашних забота и т.д.

иметь представление  о изменениях, происходящие в жизни юноши

30.11

13

Социальная роль «муж»

урок рефлексии (комбинированный)

знать и уметь объяснять обязанности мужа

иметь представление  о роли мужа

07.12

14

Изменения, происходящие в жизни девушки

урок рефлексии (комбинированный)

Знать о необходимости заботы о муже, внимании и доброжелательности, о ведении домашнего хозяйства, участии в материальном обеспечении семьи и т.д

иметь представление  о изменениях, происходящие в жизни девушки

14.12

15

Социальная роль «жена»

урок рефлексии (комбинированный)

знать и уметь объяснять обязанности жены

иметь представление  о роли жены

21.12

16

Особенности первого года семейной жизни

урок рефлексии (комбинированный), урок развивающего контроля (тестирование)

знать и уметь объяснять сложности первого года семейной жизни

иметь представление  об сложности первого года семейной жизни

11.01

17

Культура общения в семье

урок рефлексии (комбинированный)

знать основные этические правила взаимоотношений супругов

иметь представление  об этических правилах взаимоотношений супругов

18.01

18

Особенности взаимоотношений и правила поведения с новыми родственниками

урок рефлексии (комбинированный)

знать основные этические правила взаимоотношений с новыми родственниками

иметь представление  об этические правила взаимоотношений с новыми родственниками

25.01

19

Обобщение знаний по теме

урок развивающего контроля (тестирование)

показать наличие знаний по разделу

показать наличие знаний по разделу

01.02

IV

Быт и экономика молодой семьи

иметь представление  о

20

Понятие «экономика семьи»

урок открытия новых знаний (смешанного типа)

овладеть понятием «экономика семьи»

иметь представление  об «экономике семьи»

08.02

21

Доходы и расходы

урок рефлексии (комбинированный)

овладеть понятиями «доходы» и «расходы»

иметь представление  о доходах и расходах

15.02

22

Бюджет и молодая семья 

урок рефлексии (комбинированный)

знать потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и  ложные (вещизм)

иметь представление  о потребностях молодой семьи

22.02

23

Бюджет разумных потребностей

урок рефлексии (комбинированный)

понимать основы бюджета семьи

иметь представление  о бюджете разумных потребностей

01.03

24

Понятие «быт семьи». Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье

урок рефлексии (комбинированный)

овладеть понятием «быт семьи»

иметь представление  о быте семьи

15.03

25

Уют и атмосфера семьи

урок рефлексии (комбинированный)

овладеть понятиями «уют» и «атмосфера» семьи

иметь представление  об уют и атмосфера семьи

22.03

26

Нравственные правила взаимоотношений в семье

урок рефлексии (комбинированный)

знать основные этические правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь и отношения с родителями, друзьями

иметь представление  об основных этических правилах взаимоотношений в семье 

05.04

27

Урок обобщения знаний

урок развивающего контроля (тестирование)

показать наличие знаний по разделу

показать наличие знаний по разделу

12.04

V

Ребенок в семье

7 ч

28

Подготовка семьи к рождению ребенка

урок открытия новых знаний (смешанного типа)

знать, что меняется в жизни молодой семьи, ожидающей ребенка: отказ от вредных привычек, создание благоприятных условий для матери, забота о её здоровье

иметь представление  об подготовке семьи к рождению ребенка

19.04

29

Изменения в семье в связи с рождением ребенка

урок рефлексии (комбинированный)

понимать и уметь объяснить, что меняется в семье в связи с рождением ребенка

иметь представление  об изменениях в семье в связи с рождением ребенка 

26.04

30

Значение родителей для ребенка

урок рефлексии (комбинированный)

понимать значение родителей для ребенка: ответственность за жизнь и здоровье ребёнка, тепло, поддержка, ощущение защищенности; власть родителей (материальные блага, наказание, поощрение); образец для подражания (нередко идеал, авторитет); друг и советчик.

иметь представление  о значении родителей для ребенка

03.05

31

Роль матери, её обязанности по отношению к ребёнку

урок рефлексии (комбинированный)

знать об обязанностях матери по отношению к ребёнку

иметь представление  об обязанностях матери по отношению к ребёнку

10.05

32

Роль отца, его обязанности по отношению к ребёнку

урок рефлексии (комбинированный)

знать об обязанностях отца по отношению к ребёнку

иметь представление  об обязанностях матери по отношению к ребёнку

17.05

33

Особенности воспитания ребёнка в различные периоды его жизни: младенец, дошкольник, школьник, подросток. Ребенок в жизни семьи. Обобщение по курсу

урок развивающего контроля (тестирование, творческий отчет)

показать наличие знаний по разделу,  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

показать наличие знаний по разделу,  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект адаптированной образовательной программы по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью

Проектная работа по теме: "Проект адаптированной образовательной программы  по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью"...

Проект рабочей программы по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость легкой степени) в 8 классе

Проект рабочей программы предназначен для работы в коррекционной школе и в рамках инклюзивного образования в классах коррекции в общеобразовательных школах....

Программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 5-9 класс)

Настоящая программа составлена на основе психологической программы развития познавательных процессов обучающихся 5-9 классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития»....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ

Рабочая программа по профильному труду направленна на обучение детей с легкой умственной отсталостью для 5-9 классов общеобразовательных школ....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ

Рабочая программа направленна на изучение предмета "Профильный труд" для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных школ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Письмо и развитие речи»предметная область: «Язык и речевая практи...