Познаю себя и учусь управлять собой
рабочая программа по психологии (5, 6, 7 класс) на тему
Рабочая программа социально-психологического сопровождения подростков (11-15 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznayu_mir.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 52» (ГКОУ СКОШИ № 52)
|
Согласовано» Зам. директора по УВР _______/ , / «___» _________ 2015г. | «Утверждено» Директор _____ __/ ./ Приказ № ______ от «___» _________ 2015г. |
Рабочая программа социально-психологического
сопровождения подростков (11-15 лет)
«Познаю себя и учусь управлять собой»
Составили педагоги-психологи
ГКОУ СКОШ №52:
Тимошенко Е.А.
Трефильева Д.В.
Москва
Пояснительная записка
Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить детей к самостоятельной жизни.
Программа «Познаю себя и учусь управлять собой» имеет как коррекционную, так и профилактическую направленность возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников. Предлагаемый курс занятий предназначен для работы со школьниками 5, 6,7,8-х классов с социальной дезадаптацией. Особенностью детей с низкой познавательной активностью часто являются нарушения развития эмоциональной сферы, отклонения в поведении, а так же у них отмечается недостаточная сформированность социальных навыков. Эмоции детей развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения – капризность, плаксивость. К подростковому возрасту нарастают поведенческие проблемы. Наблюдаются возбудимость, вспыльчивость, импульсивность поведения, реакции протеста, негативизма, агрессивность, нарушения самооценки, неуверенность в себе. Отмечаются трудности в общении с окружающими.
Крайне значимым является младший подростковый возраст, так как это время перестройки всей социальной ситуации развития школьника. У ребят появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать самого себя и иметь возможность сформировать адекватную самооценку. Вместе с тем они чувствуют, что не умеют, не могут оценить себя, не знают, каким образом и при помощи каких критериев это можно сделать. Защитные личностные механизмы поведения, наиболее активно формирующиеся в старшем подростковом возрасте, еще не сложились: ребята открыты для общения со взрослыми, их внушаемость повышена, поэтому взрослые оказывают на них значительное влияние. Их опыт активного социального взаимодействия со сверстниками пока еще недостаточен, его предстоит расширить и освоить лишь в старшем подростковом возрасте. Пока еще не начался период активных конкретных действий, экспериментирования. Подростки уже вполне самостоятельны и инициативны, однако им не хватает критичности и умения просчитывать отдаленные последствия своих поступков. Получается, что данный возраст (11-15 лет) является тем отрезком в жизни школьника, где он уже и не ребенок, но еще и не взрослый, что неизбежно порождает ряд проблем данного периода. Поэтому важно успеть заложить основы личностно-эмоциональной защищенности школьников, сформировать у ребят психологические умения самопомощи и безопасного взаимодействия с другими.
Указанный возраст является очень благоприятным временем для работы по предупреждению употребления психоактивных веществ (ПАВ). О последствиях злоупотребления они если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами они пока еще не имеют возможности употреблять нелегальные наркотики (возможна лишь токсикомания), иногда пробуют курить, употреблять алкоголь.
Очень важно в этот период провести первичную профилактику: сформировать общее отрицательное отношение детей к употреблению ПАВ и тем самым выполнить своеобразную прививку от возможного заболевания. Как правило, своевременно полученная информация позволяет детям сделать осознанный вывод в пользу здорового образа жизни.
За основу программы взята психологическая программа Смирновой Е.Е. «Познаю себя и учусь управлять собой».
Программа «Познаю себя и учусь управлять собой» содержит комплекс психокоррекционных мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ, преступности, а так же социализацию и реабилитацию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Курс занятий предназначен для работы с детьми подросткового возраста (школьниками 5,6,7,8 классов).
Общее количество участников программы 5-20 человек.
Цель программы: профилактика социального сиротства, употребления ПАВ, среди подростков из неблагополучных семей и группы риска.
Программа курса «Познаю себя и учусь управлять собой» рассчитана на 1 учебное занятие в неделю в течение года и направлена на решение следующих задач:
- развитие представлений о ценности здоровья;
- формирование негативного отношения к аддиктивному поведению, неприятия любых форм наркотизации;
- формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию (пробы ПАВ).
- развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности обеспечение школьника средствами самопознания;
- развитие социальной чувствительности;
- воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека;
- развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
- обучение способам снятия напряжения;
- развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний и рефлексии эмоционального поведения;
- повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
- развитие умений достигать поставленной цели;
- повышение самопонимания и понимания других;
Форма проведения: Социально-психологический тренинг
Консультирование
Сначала ребятам предоставляется психологическая информация, которая затем, для того чтобы быть усвоенной, «отыгрывается» в течение занятия. Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и техники:
- элементы сказкотерапии (анализ сказок, притч);
- визуализация;
- психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
- телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация);
- игровые методы;
- арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- групповая дискуссия;
- ассоциативный метод;
- мозговой штурм;
- проективные методы вербального и рисуночного типа;
- ролевая игра.
В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:
- Приветствие.
Его ритуал придумывают сами ребята на первом занятии. Он служит для создания положительного на строя на работу и сплочения учащихся.
2. Объявление ведущим темы занятий. Может сопровождаться обозначением в понятной для ребят форме цели конкретного занятия. (Например: «Сегодня мы будем учиться отвечать на агрессию» или «Сегодня мы постараемся понять, как наше поведение влияет на отношение к нам других людей».) Иногда в этой части занятия проводится рефлексия предыдущего занятия.
3.Основная работа по теме у занятия. Она включает в себя совокупность психологических упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий.
4.Завершение занятия и подведение итогов. Предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Ученики высказывают свое мнение, удалось ли достичь цели занятия.
Список использованной литературы:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПБ., 2003.
2. Зверева Н. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. СПБ., 2008.
3. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. М., 2004.
4. Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПБ., 2007.
Тематический план педагога-психолога
(приложение к рабочей программе «Познаю себя и учусь управлять собой»)
Тематический план занятий | ||
Наименование темы | Кол-во занятий | |
1 | Какой я? Что я знаю о себе? | 1 |
2 | Я не такой как все, и все мы разные | 1 |
3 | Моя индивидуальность | 1 |
4 | Я в своих глазах и в глазах других людей | 1 |
5 | Как победить своего дракона | 1 |
6 | Я могу | 1 |
7 | Мои сильные стороны | 1 |
8 | Как достичь цели | 1 |
9 | Я - творец своей жизни | 1 |
10 | Мысли, чувства и поведение людей | 1 |
11 | Какие бывают эмоции | 1 |
12 | Как узнать эмоцию | 1 |
13 | Чувства полезные и вредные | 1 |
14 | Чувства людей и их поведение | 1 |
15 | Застенчивость и неуверенность в себе | 1 |
16 | Обида | 1 |
17 | Злость и агрессия | 1 |
18 | Что делать со злостью и агрессией | 1 |
19 | Эмоции правят мной или я ими? Как управлять своими эмоциями? | 1 |
20 | В поисках достойных путей выражения чувств | 1 |
21 | Стресс. Как с ним справиться? | 1 |
22 | Уверенность в себе- залог успеха в жизни | 1 |
23 | Типичные проблемы | 1 |
24 | Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье. Опасные последствия | 1 |
25 | Учимся говорить «нет» | 1 |
26 | Сопротивление насилию | 1 |
27 | Воздействие средств массовой информации. Разоблачение рекламы. | 1 |
28 | Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности | 1 |
29 | Звездная карта жизни | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...
Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"
Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"...
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 6-ых классов «Познаю себя и учусь управлять собой»
Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить де...
Психолого - педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, о...
Программа занятий по развитию саморегуляции деятельности и поведения "Учусь управлять собой"
Программа предназначена для работы с детьми младшего поросткового возраста. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей подростков с нарушением интеллекта...
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА "ПОЗНАЮ СЕБЯ И УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ С СОБОЙ"
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА С УЧАЩИМИСЯ "ГРУППЫ РИСКА" "ПОЗНАЮ СЕБЯ И УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ С СОБОЙ"...
Мастер-класс: развитие саморегуляции у первоклассников в рамках занятия " Я учусь управлять собой"
Как показывает практика, чаще всего у первоклассников, только что пришедших в школу, учебные трудности связаны с недостаточным развитием произвольности и саморегуляции, при том, что такие показатели г...