Программа занятий по развитию саморегуляции деятельности и поведения "Учусь управлять собой"
план-конспект по психологии
Программа предназначена для работы с детьми младшего поросткового возраста. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей подростков с нарушением интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoregulyatsii.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принята» «Утверждаю»
на педагогическом совете
Протокол №1 Руководитель
от «30» августа 2017г. структурного подразделения
________________ Н.С. Ржевкина
Программа
занятий по развитию саморегуляции деятельности и поведения
«Учусь управлять собой»
педагога-психолога ГБОУ Школа №854
(отделение для обучающихся с ОВЗ)
Егоровой Тамары Николаевны
Пояснительная записка
Школа призвана не только передать необходимые знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной социализации. В школьном возрасте развиваются нравственные ценности, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей. Учащиеся коррекционных школ в силу особенностей развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения, поэтому так велика роль специально организованного обучения и воспитания.
Нарушение процессов осознанной саморегуляции является основной особенностью школьников с недостатками интеллекта.
Развитие процессов саморегуляции деятельности и поведения, умение владеть собой и организовывать собственную деятельность является необходимым условием успешной социальной адаптации учащегося с нарушением интеллекта.
Данная программа предназначена для работы с детьми младшего подросткового возраста (школьниками 5-7 классов). Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития подростков, обучающихся в специальной (коррекционной) школе YIII вида, уровня их знаний и умений.
Программа рассчитана на 10 занятий, проводимых в малых группах (3-4 участника), продолжительность занятий может варьироваться от 30 до 45 минут, в зависимости от темпа работы и индивидуальных особенностей учащихся. Программа направлена на решение следующих задач:
- повышение самопонимания и понимания других;
- развитие способности к самоанализу;
- повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей;
- развитие умений достигать поставленной цели;
- воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных ситуациях;
- обучение конструктивным способам управления эмоциональным состоянием;
- формирование способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние.
Для решения поставленных задач в программе используются методы психолого-педагогического воздействия и техники:
- элементы сказкотерапии (анализ сказок);
- психогимнастика;
- игровые методы;
- арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- проективные методы вербального и рисуночного типа;
- цветомедитация;
- ролевая игра.
Программа ориентирована на создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся. Основной целью работы является воспитание у учащихся навыков поведения в обществе, умение контролировать собственные эмоциональные проявления, адекватно реагировать на поведенческие особенности окружающих.
Содержательная часть занятия может незначительно изменяться в зависимости от эмоционального и психофизического состояния участников, их готовности к восприятию предлагаемого материала. Педагог оставляет за собой право сокращать предлагаемый материал и наоборот добавлять новую информацию.
Тематическое планирование занятий
- Вводное занятие. Самодиагностика (1 час)
- Знакомство и работа с «Дневником саморазвития» (1 час)
- Знакомство с понятием «воля» (1 час)
- Мои сильные стороны (1 час)
- Мои ценности (1 час)
- Я могу…(1 час)
- Эмоции правят мной или я ими? (1 час)
- Злость и агрессия (1 час)
- В поисках достойных путей выражения чувств (1 час)
- Завершающее занятие (1 час)
Занятие №1
Тема: Вводное занятие. Самодиагностика.
Цель: Развитие способности к самоанализу.
Упражнение 1. Разминка «Прогноз погоды».
Участникам предлагают нарисовать погоду соответствующую их настроению сейчас.
Упражнение 2. «Недописанные предложения».
Цель: Стимулировать самопознание, формировать способность к самоанализу.
Участникам предлагается закончить предложения:
- Думая о себе, я чувствую гордость, когда….»
- Думая о себе, я порой ужасаюсь, когда…»
- Думая о себе, начинаю переживать, потому что…»
- Думая о себе, я порой сомневаюсь…»
Второй вариант 2 упражнения.
Участникам предлагается заполнить таблицу «Это я, когда……»
(нарисуй себя, когда ты чувствуешь себя)
Хорошо | Мне хорошо, когда …….. | |
Грустно | Мне грустно, когда……. | |
Глупо | Я чувствую себя глупо, когда….. | |
Сердито | Я сержусь, когда….. | |
Неуверенно | Я чувствую себя неуверенно, когда…. | |
Испуганно | Я боюсь, когда…. | |
Смело | Я чувствую себя смелым, когда… | |
Гордо | Я горжусь, когда….. |
Упражнение 3.
Участникам предлагается ответить на опросник «Стиль саморегуляции поведения».
Цель: Стимулировать самопознание, формировать способность к самоанализу.
Упражнение 4. Завершающее.
Цель: Подведение итога занятия.
Участники делятся собственными ощущениями, тем, что они узнали нового о себе, как изменилось их настроение.
Занятие №2.
Тема: Знакомство и работа с «Дневником саморазвития».
Цель: Развитие способности к самоанализу, умение оценивать личностные качества.
Упражнение 1. Разминка Пожелание».
Участникам предлагают высказать пожелание другому, оно должно быть коротким (может быть одно слово). Пожелание может быть обращено к ведущему, взрослому.
Упражнение 2. «Дневник саморазвития».
Цель: Развитие самоанализа.
Участников знакомят с «Дневником саморазвития», объясняют, как с ним работать и для чего это нужно. На этом занятии заполняется первая (титульная) страничка дневника. Участникам оказывается помощь, если это нужно, в конце обсуждение написанного.
Упражнение 3.Завершающее «Цветомедитация»
Цель: Расслабление, снятие напряжения.
Занятие №3.
Тема: Знакомство с понятием «воля».
Цель: Развитие самопознания, знакомство с волевыми качествами..
Упражнение 1 .Разминка «Число три».
Участникам предлагается считать до 15,ому выпадают число 3,13 или те числа, которые делятся на 3 молча хлопают в ладоши. Можно заранее определить числа, которые выпадают (3, 6, 9, 12, 13, 15).
Упражнение 2. Знакомство с понятием «воля», «волевые качества»
Цель: Развитие самопознания, интереса к самому себе.
Участникам предлагается анкета, которая проводится в форме беседы с ними.
Анкета:
- Что такое воля?
- Для чего нужна воля?
- В чем, где она проявляется?
- Когда ты прилагаешь волевые усилия (в каких случаях)?
- Какие ты знаешь волевые качества?
- Какие из них есть у тебя?
- Какие волевые качества трудно проявить?
- У тебя сильная или слабая «воля»?
- Что тебе нужно сделать, чтобы твоя воля стала сильнее?
Второй вариант 2 упражнения.
Участникам предлагается заполнить таблицу «Я думаю, что я могу…
Я знаю, что я могу!
Лучше всего я умею | 1. 2. 3. 4. 5. |
Я не очень хорошо умею | 1. 2. 3. 4. 5. |
Больше всего я хочу научиться лучше… | 1. 2. 3. 4. 5. |
Вот что мне для этого нужно | 1. 2. 3. 4. 5. |
Упражнение3. « Оцени себя». Модифицированная методика Т. Дембо.
Цель: Развитие самопознания, умения оценить некоторые свои качества.
Участникам предлагается оценить свои волевые качества, расположив их на шкалах.
Дисциплинированность, организованность, терпеливость, целеустремленность, настойчивость, самокритичность, сознательность, активность.
1______2______3______4_____5______6______7______8______9______10
качество проявляется проявляется
не проявляется ситуативно всегда
Бланк с ответами вкладывается в «Дневник самонаблюдения» и отслеживается динамика на последнем занятий.
Упражнение 4. Завершающее. Работа с «Дневником саморазвития».
Занятие № 4.
Тема: Мои сильные стороны.
Цель: Способствовать открытию в себе сильных сторон, формирование оправданных потребностей.
Упражнение 1. Разминка «Кто Я?».
Участники отвечают на вопрос «Кто я?». Ответы можно зафиксировать на листочке и в завершении проанализировать ответы.
Упражнение 2. «Мои потребности и окружающий мир».
Цель: Способствовать изучению и формированию оправданных потребностей.
Участникам предлагается вообразить, что у них ничего и никого нет. Вдруг они встречают волшебника, который говорит: «Проси все, что меня ничего невозможного нет!» Что Вы в таком случае попросите у этого волшебника?»
Свои пожелания в течении 2-3 минут ребята записывают на листочках. Далее ведущий рассказывает о потребностях и их уровнях. Участники сравнивают свои ответы (пожелания) с получаемой информацией.
Упражнение 3. «Лестница прогресса»
Цель: Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.
Участникам предлагается нарисовать на листке лестницу. Под ее ступеньками подписать определенные периоды времени: первая ступень- «завтра», вторая ступень- «через неделю», следующие- «через меся», «через год», «через 3 года». Работая с лестницей необходимо ответить на вопросы «Какие цели Вы ставите на каждый период?», «Как Вы узнаете завтра, что уже достигаете цели?».
Упражнение 4. . Завершающее. Работа с «Дневником саморазвития».
Второй вариант 3 упражнения.
Упражнение 3 «Лесенка».
Цель: Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.
Участникам предлагается подумать над тем, есть ли у них какие-то цели, после его выбрать из низ одну наиболее значимую. Это может быть цель близкая. Но очень важная, или же цель отдаленного будущего.
Что надо сделать, чтобы добиться цели? Надо пройти ряд этапов, как бы «подняться по лесенке».
Цель- это то место на верху лесенки, куда вы стремитесь попасть. Ступеньки на лесенке – это этапы достижения цели, т.е. что нужно сделать, какие шаги предпринять, чтобы подняться по ступенькам к своей цель.
- Шаг 1. Сформулируйте свою цель и напишите ее на самом верху лестницы.
- Шаг 2. Подумайте над тем, то вы уже знаете, умеете, можете сделать для ее достижения.
- Шаг 3.Решите, как вы пойдете по лесенке к своей цели и какие остановки (ступеньки) предстоит сделать на этом пути.
- Шаг 4. Запишите, что вам надо сделать, чтобы достичь цели на каждой ступеньке лесенки.
Уастники в соответствии с предложенной им схемой формулируют свою цель, записывают ее наверху лестницы и по шагам расписывают то, что им надо сделать на каждом этапе (ступеньке), чтобы достиь задуманного.
Занятие № 5.
Тема: Мои ценности.
Цель: Способствовать осмыслению собственного образа будущего,жизненных ценностей.
Упражнение 1. Разминка «Что я могу оставить себе будущему?».
Участникам предлагается представить, что человек может жить несколько жизней (реинкарнация) и ответить на вопрос: «Что бы он хотел оставить себе будущему, когда он вновь родится?» Ответы участников обсуждаются.
Упражнение 2. «Реестр ценностей».
Цель: Помочь участникам в осмыслении собственных ценностей и их ранжирование по значимости.
Каждый участник составляет свой «тайный» список ценностей, которые имеют для него особую значимость и определяют его отношение к жизни.
Второй вариант 2 упражнения.
Упражнение 2. «Золотая рыбка».
Цель: Способствовать осознанию жизненных ценностей, развитие способности структурировать свои цели.
Участникам предлагается написать пять своих самых заветных желаний. Представить себе, что к ним приплыла Золотая рыбка и сказала, что может выполнить только четыре желания. Необходимо зачеркнуть одно желание из списка.
Затем ведущий говорит, что у рыбки возникли проблемы и она может выполнить только три желания. «Зачеркните еще одно желание из вашего списка». Далее сообщается об очередных проблемах Золотой рыбки, и участники зачеркивают все желания- цели до того, пока не остается одна , «самая-самая»…
Упражнение 3. «Кино»
Цель: Способствовать осмыслению собственного образа будущего, ценностей жизни.
Участникам дается инструкция: «Представьте, что о вас, когда вам исполнилось 20 лет, сняли фильм. И сейчас каким-то чудом вам удалось его посмотреть. Расскажите, как вы- главный герой фильма- выглядите, чем занимаетесь и т.д. Нарисуйте кадры из фильма.
Обсуждение: «Довольны ли вы фильмом?»; «Что понравилось больше всего?»; «Есть там что-то, что вам не понравилось?»; «Если вы не совсем довольны, то что бы вы хотели изменить в своем образе будущего?»; «Что вам для этого нужно сделать?»
Упражнение 4.Завершающее «Цветомедитация»
Цель: Расслабление, снятие напряжения.
Занятие № 6.
Тема: Я могу…
Цель: Создание условий для самораскрытия и осознания своих сильных сторон.
Упражнение 1. Разминка «Печатная машинка»
Из предложенных букв составить слово наиболее ярко положительно характеризующее участника, отражающее его «сильную» сторону.
Упражнение 2. «Доволен ли я собой?»
Цель: Помочь участникам разобраться в сильных и слабых сторонах своей личности; научить уважать и принимать себя.
Участникам предлагается разделить лист на две части. Одну озаглавить «Не доволен собой», другую- «Принимаю себя». В первой графе откровенно написать о том, что вызывает недовольство собой сегодня, сейчас. Во второй графе надо отметить, что радует в себе именно сегодня, что принимают в тебе окружающие, что привлекает их в тебе.
Обсуждение по желанию записей.
Упражнение 3. Работа со сказкой «Фламинго» О.Горьковой
Цель: Осознание учащимися своих сильных сторон.
Прослушивание, обсуждение сказки. При желании участники рисуют во время прослушивания.
Упражнение 4. . Завершающее. Работа с «Дневником саморазвития».
Занятие № 7.
Тема: Эмоции правят мной или я ими?
Цель: Обучение конструктивным способам управления эмоциональным состоянием.
Упражнение 1. Разминка «Вверх по радуге».
Участников просят закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая- съезжают с нее , как с горки. Упражнение можно повторить несколько раз.
Упражнение 2.»Как управлять своими эмоциями».
Цель: Знакомство со способами управления собственными эмоциями.
Известный американский психолог К. Роджерс считает, что нет «плохих» чувств или эмоций. Все чувства принадлежат человеку, и все они важны для него, другое дело, как он их выражает. Каждый человек- хозяин своих чувств и может предотвратить и предусмотреть отрицательные последствия своих эмоций. Поэтому своими эмоциональными реакциями на ситуации человек может и должен научиться управлять.
Какие есть способы, с помощью которых человек может «спустить пар»? Как вести себя, чтобы не испортить отношения с окружающими и не лопнуть, как шипящий чайник?
(Ребята предлагают свои варианты)
Все придуманные способы управления своим эмоциональным состоянием фиксируются. Взрослый знакомит учащихся еще с несколькими психологическими приемами, которые могут помочь человеку в случаях, когда он испытывает неприятные эмоции. Оформляется памятка, ее учащийся может забрать с собой (может написать сам учащийся, можно взять уже напечатанную).
Памятка. Как управлять эмоциями.
- Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое.
- Пойти в спортзал, чтобы поколотить грушу.
- Высказаться в кругу друзей, которые могут понять и посочувствовать.
- Громкий крик помогает снять эмоциональное напряжение. Только не надо кричать в местах большого скопления людей.
- Можно сделать три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов.
- Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты в различных ситуациях - смех и плач. После слез человек испытывает облегчение, а после смеха - прилив сил. Смех и плач снижают уровень напряжения.
- Самую полную разрядку и выход эмоциям дают занятия спортом.
- Очень благотворно действуют прогулки на природе, по лесу
- Можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое.
- Хорошо просто посидеть в тишине или послушать спокойную музыку, а можно, наоборот, потанцевать.
- Можно сделать уборку в квартире.
- Хорошо помогает, когда сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз.
Упражнение 3. «Выкинь».
Цель: Знакомство с приемом избавления от отрицательных эмоций.
Упражнение желательно выполнять стоя. Участникам дается следующая инструкция: «Представьте, что в ваших ладошках лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы хотели избавиться. Этот комок становится все тяжелее, тяжелее и тяжелее, и вот уже настолько тяжело, что невозможно больше держать и необходимо избавиться от него. И теперь вы должны выкинуть этот комок за спину, собрав при этом все силы, даже можно крикнуть, чтобы стало легче». После выполнения можно поделиться впечатлениями.
Упражнение 4. Завершающее. Работа с «Дневником саморазвития».
Занятие № 8.
Тема: Злость и агрессия.
«Злой человек вредит самому себе прежде,
чем повредит другому».
В. Гюго
Цель: Формирование у учащихся способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние, осознавать вред агрессивного поведения.
Упражнение 1. Разминка «Цвет моего настроения».
Каждому участнику, необходимо определить и назвать, какого цвета его настроение, запомнить и сравнить по окончанию занятия.
Упражнение 2. «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы»
Цель: Формирование адекватных реакций в различных ситуациях.
Каждому участнику необходимо продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный тип ответа. Ситуации могут быть следующие:
- Друг разговаривает с Вами, а Вы хотите уйти.
- Люди, сидящие сзади Вас в кинотеатре, мешают Вам громким разговором.
- Педагог говорит, что Ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
- Друг просит одолжить ему Вашу дорогостоящую вещь, а Вы считаете его человеком неаккуратным, не совсем ответственным.
Для каждого участника используется только одна ситуация.
Упражнение 3. «Агрессивное существо».
Цель: Развивать способность анализировать свое состояние.
Участникам предлагается собрать фигуру из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом человеке. Каждый предлагает что-то свое- когти, зубы, шипы, жала и т.д. Один хорошо рисующий участник, изображает его на листке (может каждый участник изобразить свое существо). Существо, получившееся в итоге, целиком состоит из угловатого, кусающего, карябающего. Что можно сделать с этим агрессивным существом? Участники предлагают варианты, ведущий предлагает свой вариант. Посадить существо на стул, представив, что стул космический корабль. Взяв в руки воображаемый пульт управления нажать кнопку «старт», запуск стула- космического корабля- с сидящим на нем агрессивным существом и сбросить его в межзвездное пространство, где и оно должно кануть навеки в пучину забвения.
Упражнение 4. Анализ притчи «Небеса и ад».
Цель: Осознание вреда агрессивного поведения.
Упражнение 5. Завершающее «Цветомедитация»
Цель: Расслабление, снятие напряжения.
Занятие № 9.
Тема: В поисках достойных путей выражения чувств.
Цель: Формирование у учащихся способности выражать свои эмоции в неагрессивной, безоценочной манере.
Упражнение 1. Разминка «Счет до 3».
Участники работают в парах. Считают по очереди 1-2-3 и так несколько раз. Затем вместо 2- хлопок в ладоши. И так несколько раз. Затем вместо 1- притоп. Затем вместо 3- говорить «опа». Повторяется несколько раз.
Упражнение 2 «Встреча»
Цель: Знакомство с адекватными способами выражения эмоций, умением оказывать поддержку.
Участникам предлагаются ситуации в которых необходимо оказать моральную поддержку главному герою.
Варианты ситуаций:
- Ученику надо подойти к учителю и попросить его о чем-то, но он робеет. Подбодрите его.
- Человеку, стоящему рядом, сегодня в ем-то очень не повезло, он сильно огорчен, хотя и не подает виду. Окажите ему поддержку.
- Вы встретились с приятелем, и он сделал для вас что-то приятное. Выразите словами свои чувства к нему.
- В школе к вашему однокласснику отнеслись несправедливо. Как вы можете ему помочь?
Затем участникам предлагается проанализировать любую ситуацию из жизни. Например: «Вы договорились с приятелем встретиться у метро и пойти в больницу навестить общего знакомого. Подождав полчаса и так и не дождавшись, вы позвонили ему домой и узнали от мамы, что опн уехал в другое место».
Анализ ситуации по схеме, предложенной Г.А. Цукерман.
Факт | Мои чувства | Что делать с чувствами? | Как их выразить? Какие последствия? |
Невыполнение обещания встретиться | Досада, раздражение, обида, разочарование | Подавить | Можно лопнуть |
Выразить | Чтобы ему тоже стало неприятно | ||
Выразить | Чтобы сохранить отношения |
Анализируются пути разрешения ситуации, их положительные и отрицательные стороны.
Упражнение 3 «Поиск достойных путей выражения чувств»
Цель: Знакомство с адекватными способами выражения чувств.
Участникам предлагается ситуация, когда мама отчитала своего ребенка при друзьях за то, что он не вымыл посуду. Можно разыграть ситуацию. Обсуждение путей выхода из ситуации. Далее ведущий знакомит участников с тем как можно находить мирный выход из ситуации с помощью «Я-высказывания».
«Я- высказывание» предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства.
Алгоритм «Я-высказывания» следующий:
- Объективное описание ситуации.
- Описание своих чувств, связанных с ней.
- Аргументированные предложения по улучшению общения.
Проработка заданной ситуации: «Когда ты накричала на меня при ребятах…»- описание ситуации, «….я почувствовал себя неловко, неудобно и т.д.» - чувства, «….поэтому я тебя прошу мама не высказывать замечания при друзьях».
Можно разобрать еще несколько ситуаций.
Упражнение 4. Завершающее. Работа с «Дневником саморазвития».
Занятие № 10.
Тема: Завершающее занятие.
Цель: Подведение итогов занятий, динамики личностных изменений.
«И было человеку дано:
Совесть, дабы он сим изобличал свои недостатки.
Сила, дабы он мог преодолеть их
Ум и доброта на благо себя и присным своим,
ибо только то благо, что идет на пользу ближним».
Чабуа Амираджиби
Упражнение 1 «Договор о поведении».
Цель:Закрепление полученных результатов на занятиях.
Участникам раздаются готовые бланки договоров, которые им нужно заполнить. Договор заполняется на определенный срок и подписывается ведущим и самим участником.
Упражнение 2 «Оцени себя»
Цель: Отслеживание динамики развития волевых качеств.
Участникам предлагается оценить свои волевые качества, расположив их на шкалах.
Дисциплинированность, организованность, терпеливость, целеустремленность, настойчивость, самокритичность, сознательность, активность.
1______2______3______4_____5______6______7______8______9______10
качество проявляется проявляется
не проявляется ситуативно всегда
Выполняется на том же листке, что был на 3 занятии, только отмечается
другим цветом.
Упражнение 3 Обратная связь.
Участники высказывают свои впечатления, ощущения от занятий, отмечая то, что было для них полезно. Можно выразить это с помощью рисунка на обратной стороне «Дневника саморазвития».
«Главное – всегда помнить,
что ты – Человек».
П.Рутт
Литература
- Гущина Т.Н. Я и мои ценности… Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. – М., 2008.
- Кон И.С. Психология ранней юности. –М., 1990.
- Микляева А.В. Программа уроков психологии:
Я -подросток. Я среди других людей. СПб., 2003.
Я- подросток. Встреча с самим собой. СПб., 2003.
- Профилактика аддиктивного поведения школьников: Учебно- методическое пособие.- СПб., 2006.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения, коррекционные программы.- Ярославль 2004.
- Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет). – СПб., 2007.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. -М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Программа групповых занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Гл...
Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Глазовой Е. А., Москва, ...
Программа коррекции и развития познавательной деятельности детей 3-6 лет c особенностями психофизического развития.
Программа составлена на основе программы "Коррекция и развитие познавательной деятельности для детей 3-4 лет с особенностями психофизического развития", Максимова. М.В., Москв...
Конспект занятия по развитию познавательной деятельности детей "Правильно питайся - здоровья набирайся!"
конспект занятия по развитию познавательной деятельности...
Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас"
Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас" с обучающимися с легкой умственной отста...
Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас"
Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас" с обу...