Коррекционно-развивающая программа для учащихся 6-ых классов «Познаю себя и учусь управлять собой»
рабочая программа по психологии на тему
Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить детей к самостоятельной жизни.
Программа «Познаю себя и учусь управлять собой» имеет как коррекционную, так и профилактическую направленность возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6kl.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа
для учащихся 6-ых классов
«Познаю себя и учусь управлять собой»
Пояснительная записка
Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить детей к самостоятельной жизни.
Программа «Познаю себя и учусь управлять собой» имеет как коррекционную, так и профилактическую направленность возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
Особенностью детей с интеллектуальным недоразвитием часто являются нарушения развития эмоциональной сферы, отклонения в поведении, а так же у них отмечается недостаточная сформированность социальных навыков.
Эмоции детей развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них . Возможны немотивированные колебания настроения – капризность, плаксивость. К подростковому возрасту нарастают поведенческие проблемы. Наблюдаются возбудимость, вспыльчивость, импульсивность поведения, реакции протеста, негативизма, агрессивность, нарушения самооценки, неуверенность в себе. Отмечаются трудности в общении с окружающими.
Крайне значимым является младший подростковый возраст, так как это время перестройки всей социальной ситуации развития школьника. У ребят появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать самого себя и иметь возможность сформировать адекватную самооценку.
Вместе с тем они чувствуют, что не умеют, не могут оценить себя, не знают, каким образом и при помощи каких критериев это можно сделать. Защитные личностные механизмы поведения, наиболее активно формирующиеся в старшем подростковом возрасте, еще не сложились: ребята открыты для общения со взрослыми, их внушаемость повышена, поэтому взрослые оказывают на них значительное влияние. Их опыт активного социального взаимодействия со сверстниками пока еще недостаточен, его предстоит расширить и освоить лишь в старшем подростковом возрасте. Пока еще не начался период активных конкретных действий, экспериментирования. Младшие школьники уже вполне самостоятельны и инициативны, однако им не хватает критичности и умения просчитывать отдаленные последствия своих поступков. Получается, что данный возраст (11-13 лет) является тем отрезком в жизни школьника, где он уже и не ребенок, но еще и не подросток, что неизбежно порождает ряд проблем данного периода.
Поэтому важно успеть заложить основы личностно-эмоциональной защищенности школьников, сформировать у ребят психологические умения самопомощи и безопасного взаимодействия с другими.
Указанный возраст является очень благоприятным временем для работы по предупреждению употребления психоактивных веществ (ПАВ). О последствиях злоупотребления они если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами они пока еще не имеют возможности употреблять нелегальные наркотики(возможна лишь токсикомания), иногда пробуют курить, употреблять алкоголь.
Очень важно в этот период провести первичную профилактику: сформировать общее отрицательное отношение детей к употреблению ПАВ и тем самым выполнить своеобразную прививку от возможного заболевания. Как правило, своевременно полученная информация позволяет детям сделать осознанный вывод в пользу здорового образа жизни.
Программа курса «Познаю себя и учусь управлять собой» рассчитана на 2 занятия в неделю в течение года и направлена на решение следующих задач:
- ∙ обеспечение школьника средствами самопознания;
- ∙ развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний и рефлексии эмоционального поведения;
- ∙ повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного
- образа «Я»;
- ∙ развитие умений достигать поставленной цели;
- ∙ развитие социальной чувствительности;
- ∙ повышение самопонимания и понимания других;
- ∙ развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
- ∙ воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях,
- угрожающих жизни издоровью человека;
- ∙ развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и
- других видах деятельности;
- ∙ обучение способам снятия напряжения;
- ∙ развитие представлений о ценности здоровья;
- ∙ формирование негативного отношения к аддиктивному поведению, неприятия любых форм наркотизации;
- ∙ формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию (пробы ПАВ).
Занятия психологией построены по схеме урока с элементами тренинга. Сначала ребятам предоставляется психологическая информация, которая затем, для того чтобы быть усвоенной, «отыгрывается» в течение занятия.
Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и техники:
- ∙ элементы сказкотерапии (анализ сказок, притч);
- ∙ визуализация;
- ∙ психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
- ∙ телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация);
- ∙ игровые методы;
- ∙ арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
- ∙ моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- ∙ групповая дискуссия;
- ∙ ассоциативный метод;
- ∙ мозговой штурм;
- ∙ проективные методы вербального и рисуночного типа;
- ∙ ролевая игра.
Сказки являются непосредственным отображением психических процессов бессознательного. По своей ценности они превосходят любую другую форму донесения информации до человека. В этом возрасте ребята еще сохраняют непосредственность восприятия сказок, с удовольствием слушают и обсуждают их. Благодаря метафоричности изложения сказки и притчи помогают им глубже понять свои сложности и проблемы и не вызывают у них сопротивления.
Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самоосознавания. Помимо этого, проективные рисунки служат для диагностики внутренних проблем.
Элементы аутотренинга используются на занятиях для снятия нервно-психического напряжения.
В групповой дискуссии ребята учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды и жизненные позиции. Обсуждение помогает проанализировать те чувства, которые они испытали, осознать их, сформулировать, чему они научились в результате работы, и определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки.
Различного вида игры необходимы для эмоционального развития , повышения уровня активности и улучшения межличностного взаимодействия.
Визуализация дает возможность с помощью самовнушения и саморегуляции создавать в воображении яркие образы, которые могут как отражать стремления самих детей, так и создаваться в соответствии с описанием ведущего.
Мозговой штурм предлагается для создания новых идей, направленных на решение проблемы. Принимая в нем участие, ребята учатся высказывать свои предложения, которые совместно обсуждаются, с тем чтобы потом выбрать самые лучшие.
Ролевая игра создает возможности для получения опыта другого поведения. Она является очень эффективным средством обучения, так как позволяет ребятам поупражняться в различных типах поведения, посмотреть на свое поведение и действия других со стороны. Участвуя в ролевой игре, школьники используют новые для них способы поведения в ситуациях, приближенных к реальным, а также учатся по-новому смотреть на происходящее с ними.
В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:
1. Приветствие. Его ритуал придумывают сами ребята на первом занятии. Он служит для создания положительного на
строя на работу и сплочения учащихся.
2. Объявление ведущим темы занятий. Может сопровождаться обозначением в понятной для ребят форме цели конкретного занятия. (Например: «Сегодня мы будем учиться отвечать на агрессию» или «Сегодня мы постараемся понять, как наше поведение влияет на отношение к нам других людей».) Иногда в этой части занятия проводится рефлексия предыдущего занятия.
3. Основная работа по теме у занятия. Она включает в себя совокупность психологических упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий.
4. Завершение занятия и подведение итогов. Предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Ученики высказывают свое мнение, удалось ли достичь цели занятия.
№ | Тема занятия | Цели и задачи | Содержание | Кол-во час., дата провед. |
1 | Познакомимся поближе | ∙ Установление контакта с учащимися, ∙ информирование о целях занятий, ∙ формирование положительной мотивации, ∙ обсуждение правил групповой работы ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, развитие умения оценивать себя, свое поведение
| 1. Приветствие (придумывают сами) 2. Упражнение «Пресс-конференция» (знакомство) 3. Правила поведения на занятиях 4. Упражнение «Кто Я» (оценивание «+»и «-») 5. Упражнение «Ассоциации» 6. Упражнение «Незаконченные предложения» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 1 |
2-3 | Какой я? Что я знаю о себе? | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения.
| 1. Приветствие 2. Упражнение «Встаньте в круг» 3. Упражнение «Какой Я? Чем я отличаюсь от других людей» (описание своей внешности (предлагается выбор характеристик), особенностей характера (предлагается выбор характеристик), умений и интересов. 4. Упражнение «Все, некоторые, только я» 5. Упражнение «Счет до 10» 6. Релаксация «Сосчитай до 20» (см занятие с 5 классом) 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
4-5 | Я не такой как все, и все мы разные | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Способствование дальнейшему сплочению группы, углубление процессов самораскрытия ∙ Стимулирование осознанию своих личностных черт и сопоставление себя с окружающими ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. ∙ формирование и совершенствование навыка анализа
| 1. Приветствие 2. Упражнение «Ассоциации» 3. Упражнение «Мой внутренний мир» 4. Обсуждении притчи «Ворона и павлин» (Носсрата Пезешкеяна) 5. Упражнение «Сходства и различия» 6. Упражнение «Ласковое слово» 7. Релаксация «Сосчитай до 20» 8. Завершение занятия, рефлексия 9. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
6-7 | Моя индивидуальность | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Содействие процессу формирования уважения и принятия учащимися самих себя, повышению их самооценки посредством предоставления обратной связи ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Автобус» 3. Упражнение «Здравствуй Я, мой любимый» 4. Упражнение «Скажи о себе что - то хорошее» 5. Упражнение «Пять добрых слов» 6. Релаксация «Сосчитай до 20» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
8-9 | Я в своих глазах и в глазах других людей | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Повышение самооценки на основе получения обратной связи ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Арифмометр» 3. Упражнение «Домики» 4. Упражнение «Сердце класса» 5. Упражнение «Корабль и скалы» 6. Релаксация «Сосчитай до 20» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
10-11 | Как победить своего дракона | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ осознание различных способов взаимодействия ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ Формирование у учащихся способности выявлять свои недостатки, относиться к ним как к нормальным особенностям личности любого человека, находить пути их преодоления ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения | 1. Приветствие 2. Упражнение «Мостик» (диагностика МЛО) 3. Упражнение «Незаконченные предложения» 4. Упражнение «Стряхни» 5. Упражнение «Дракон моих недостатков» 6. Релаксация «Сосчитай до 20» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
12-13 | Я могу | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ Создание условий для самораскрытия и осознания учащимися своих сильных сторон личности ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Змея» 3. Упражнение «Незаконченные предложения» 4. Обсуждение сказки «Фламинго» О. Горьковой (рисунок к сказке) 5. Упражнение «Отгадай вещь» 6. Релаксация «Сосчитай до 20» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
14-15 | Мои сильные стороны | ▪ Установление контакта с учащимися ▪ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ▪ Осознание учащимися своих качеств, на которые они могут положиться в жизни ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ Повышение самооценки с помощью визуальных образов ▪ Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Ловля моли» 3. Упражнение «Я так считаю» Упражнение «Точка опоры» 4. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» 5. Упражнение «Скульптура» Релаксация «Маяк» 6. Завершение занятия, рефлексия 7. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
16-17. | Как достичь цели
| ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ Формирование у учащихся способности формулировать свои цели и находить способы достижения этих целей ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Дальнейшая отработка приемов уверенного поведения (аутотренинг-самоубеждение) ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Молекулы и атомы» 3. Упражнение «Лесенка» 4. Обсуждение сказки О. Колосовой «О славном учителе его Магуче и бедном, но вылеченном аэроплане» 5. Упражнение «Я хочу, Я могу, Я буду» 6. Релаксация «Сосчитай до 20» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
18-19. | Я - творец своей жизни | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Формирование у учащихся способности планировать свое будущее, повышение их уверенности в себе (визуальные образы), необходимой для достижения цели ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Совершенствование коммуникативных навыков | 1. Приветствие 2. Упражнение «Ловля моли» 3. Упражнение «Машина времени» 4. Упражнение «Мои цели» 5. Упражнение «Вспомни успех» 6. Завершение занятия, рефлексия 7. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
20-21. | Мысли, чувства и поведение людей | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Знакомство учащихся с понятиями «чувства», «мысли», «поведение» ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Пальцы» 3. Беседа по обозначенной теме(дети учатся различать понятия «чувства», «мысли», «поведение» (практические ситуации)) 4. Упражнение «Знатоки чувств» (в команде) 5. Упражнение «Скульптор» 6. Релаксация «Сосчитай до 20» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
22-23. | Какие бывают эмоции | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Формирование у учащихся представлений о богатстве эмоциональных проявлений человека ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Автобус» 3. Упражнение «Таблица чувств» Обсуждение притчи Н. Пезешкиана «Легкое лечение» 4. Упражнение «Закончи предложение» 5. Упражнение «Ритм» 6. Релаксация «Сосчитай до 20» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
24-25. | Как узнать эмоцию | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию 2. Формирование и развитие доверительных отношений в группе ∙ Развитие навыка определения эмоциональных состояний по невербальным признакам у себя и у других людей ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие «Здравствуй»(с разной интонацией) 2. Упражнение «Восковая палочка» (обсуждение: что чувствовали, какие эмоции переживали во время выполнения упражнения) 3. Беседа «Внешние проявления чувств, эмоций» (жесты, позы, мимика, слова, интонации) 4. Упражнение «Передача чувств» 5. Упражнение «Этюды с животными» 6. Упражнение «Дорисуй эмоцию» 7. Релаксация «Вверх по радуге» 8. Завершение занятия, рефлексия 9. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
26-27. | Чувства полезные и вредные | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию 3. осознание различных способов взаимодействия ∙ Осознание учащимися значимости различных эмоций в жизни человека ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Мостик» (обсуждение эмоциональных состояний, которые дети испытывали во время выполнения упражнения) 3. Беседа «Чувства полезные и вредные» 4. Упражнение «О пользе и вреде эмоций» 5. Упражнение «Скульптор-глина» 6. Релаксация « Вверх по радуге» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
28-29. | Чувства людей и их поведение
Уверенное и неуверенное поведение | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Обучение тому, как отличать в практических ситуациях уверенное поведение о неуверенного ∙ Формирование способности находить конструктивные способы поведения в различных ситуациях ∙ Дальнейшая отработка приемов уверенного поведения(слово, жест) ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Воспроизведение» 3. Упражнение «Мое поведение» 4. Упражнение «Сила слова» 5. Упражнение «Жесты» (уверенное, неувер. поведение) (А. Пиз) 6. Упражнение «Уверенные, неуверенные, грубые ответы» 7. Упражнение «Я-хозяин» 8. Релаксация « Вверх по радуге» 9. Завершение занятия, рефлексия 10. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
30-31. | Застенчивость и неуверенность в себе | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Развитие представлений об особенностях поведения неуверенного человека, содействие осознанию того, может мешать в жизни ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Змея» 3. Упражнение «Неуверенность и ее маски» 4. Упражнение «Неуверенный- уверенный-самоуверенный» 5. Упражнение «Зеркало» 6. Релаксация « Вверх по радуге» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
32-33. | Обида | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ обучение конструктивным способам избавления от обиды ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. |
| 2 |
34-35. | Злость и агрессия | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Формирование у учащихся способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние, осознавать вред агрессивного поведения ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Повышение самооценки на основе получения обратной связи ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения | 1. Приветствие 2. Упражнение «Крокодил»Анн 100 3. Упражнение «Ассоциация» 4. Упражнение «Как я зол» 5. Упражнение «Агрессивное существо» 6. Упражнение «Горячий стул» 7. Релаксация «Вверх по радуге» 8. Завершение занятия, рефлексия 9. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
36-37. | Что делать со злостью и агрессией | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Формирование у учащихся способности осознавать свою агрессивность, обучение способам безопасной разрядки агрессии ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Построй фигуру» 3. Упражнение «Куда уходит злость» 4. Упражнение «Датский бокс» 5. Обсуждение «Конструктивные способы избавления от гнева, агрессии» 6. Упражнение «Самый маленький шарик», «Мусорное ведро» 7. Релаксация «Волшебное слово» 8. Завершение занятия, рефлексия 9. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
38-39. | Эмоции правят мной или я ими? Как управлять своими эмоциями? | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Формирование у учащихся способности осознавать свои чувства, обучение конструктивным способам управления эмоциональным состоянием ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ формирование доверительных отношений в группе ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Доверяющее падение» 3. Обсуждение проблемной ситуации «Разгневанный учитель» 4. Обсуждение притчи «Могущественный царь» 5. Упражнение «Как управлять своими эмоциями» 6. Упражнение «Выкинь» 7. Релаксация «Сосчитай до 20» 8. Завершение занятия, рефлексия 9. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
40-41. | Как справиться с плохим настроением | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ Обучение способам, которые помогут преодолеть чувство тревоги и избавиться от него ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Какого я цвета» 3. Упражнение «Твое настроение» 4. Упражнение «чувствую – себя - хорошо» 5. Упражнение «Аукцион» 6. Упражнение «Закончи предложение» 7. Релаксация «Расслабляемся» 8. Завершение занятия, рефлексия 9. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
42-43. | В поисках достойных путей выражения чувств | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Формирование у учащихся способности выражать свои эмоции в неагрессивной, безоценочной манере, обучение навыку «Я- сообщений» ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Встреча» (проблемные ситуации).Обсуждение. Упражнение «Поиск достойных путей выражения чувств» 3. Упражнение «Я - высказывание» 4. Релаксация «Волшебное слово» 5. Завершение занятия, рефлексия 6. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
44-45. | Стресс. Как с ним справиться? | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Формирование у учащихся устойчивости к стрессовым ситуациям(обучение способам снятия напряжения) ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Построй автомобиль» 3. Упражнение «Копилка стрессовых ситуаций» 4. Диагностический тест «Мой уровень напряжения» 5. Упражнение «Как справиться со стрессовой ситуацией» 6. Упражнение «Рассмешить партнера» 7. Релаксация «Сосчитай до 20» 8. Завершение занятия, рефлексия 9. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
46-47. | Уверенность в себе- залог успеха в жизни | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Формирование у учащихся способности концентрации сил и внимания для достижения уверенности в себе(визуальные образы), осознание своих достижений, развитие и совершенствование навыка уверенного поведения ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Арифмометр» 3. Диагностический тест «Насколько я уверен в себе» 4. Обсуждение притчи «Две лягушки» 5. Упражнение «Круг силы» 6. Упражнение «Копилка моих успехов, хороших поступков» 7. Релаксация «Я спокоен» 8. Завершение занятия, рефлексия 9. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
48. | Типичные проблемы 1 | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Формирование способов конструктивного поведения в проблемных ситуациях, развитие умения принимать ответственность за свои поступки ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Ассоциация» 3. Упражнение «Вопрос» 4. Упражнение «Проблемы» (коллаж) 5. Упражнение «Крокодил» 6. Релаксация «Я спокоен» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 1 |
49. | Типичные проблемы 2 | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Формирование способов конструктивного поведения в проблемных ситуациях, осознанного подхода к принятию решения развитие умения принимать ответственность за свои поступки ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Змея» 3. Обсуждение сказки «Шесть мудрецов» (индийская сказка) 4. Упражнение «Стоп! Подумай! Действуй!» 5. Упражнение «Свое пространство» (диагностика МЛО) 6. Релаксация «Сосчитай до 20» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 1 |
50-51. | Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Формирование мотивации к сохранению здоровья, осознание вреда факторов, разрушающих здоровье, развитие представлений о коварстве одурманивающих веществ ∙ Выявление установок школьников по отношению к ПАВ ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Беседа «Главные ценности в жизни человека» 3. Упражнение «Закончи предложение: «Быть здоровым для меня это означает…» Сизанов 4. Проективная диагностическая методика Н. Гусевой «Приключения Кузи и Фани» 5. Упражнение «Болото» 6. Релаксация «Я спокоен» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
52-53. | Опасные последствия | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Формирование у учащихся представлений об опасности «безопасных» форм одурманивания, последствиях употребления ПАВ ∙ осознание различных способов взаимодействия ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Ассоциации» 3. Упражнение «Последствия» 4. Упражнение «Зависимости» 5. Упражнение «Вредные советы» 6. Упражнение «Мостик» 7. Релаксация «Сосчитай до 20» 8. Завершение занятия, рефлексия 9. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
54-55. | Учимся говорить «нет» | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Формирование у учащихся навыков противостояния давлению, развитие умения принимать ответственность за собственную жизнь ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Откажись» Упражнение «Проблемные ситуации» (картинки) 3. Упражнение «Способы сказать «нет»» 4. Упражнение «Корабли и скалы» 5. Релаксация «Я спокоен» 6. Завершение занятия, рефлексия 7. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
56-57. | Сопротивление насилию | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Развитие у учащихся умения решать проблемы, сообразуясь с ценностями здорового образа жизни ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Путаница» 3. Упражнение «Имея дело с проблемами». Работа с проблемными ситуациями Анализ по схеме. 4. Упражнение «Предложение и отказ». Работа с проблемными ситуациями. (группы) 5. Упражнение «Ценности здорового образа жизни» 6. Релаксация «Сосчитай до 20» 7. Завершение занятия, рефлексия 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
58-59. | Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Осознание учащимися важности настоящей дружбы и настоящих друзей в жизни человека ∙ Развитие способности принимать друг друга( с помощью нужных слов) ∙ Развитие благоприятного отношения к себе, уверенности (обратная связь) ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка командной работы, сотрудничества ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Приятные слова» Анализ притчи «Трое друзей» 3. Тест «Настоящий друг» 4. Упражнение «Идеал» 5. Упражнение «Границы дружбы» 6. Упражнение «Ладошки» 7. Релаксация «Сосчитай до 20» 8. Завершение занятия, рефлексия 9. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
60-61. | Звездная карта жизни | ∙ Установление контакта с учащимися ∙ Создание положительной мотивации к предстоящему занятию ∙ Осознание учащимися своих достижений на занятиях, обобщение и закрепление полученных знаний и навыков ∙ Совершенствование коммуникативных навыков ∙ формирование и совершенствование навыка самоанализа, анализа ∙ Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Ловля моли» 3. Обсуждение притчи «Сотворение Вселенной» 4. Упражнение «Моя Вселенная» 5. Упражнение «Декларация моей самоценности» 6. Упражнение «Пять добрых слов» Релаксация «Сосчитай до 20» 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания» (приветливо, дружелюбно) | 2 |
62-63. 64. | Чемодан в дорогу Подведение итогов | Развитие навыков свободного выбора, актуализация знаний, полученных на занятиях Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге | 1. Приветствие 2. Упражнение «Должен или выбираю» 3. Упражнение «Чемодан в дорогу» 4. Упражнение «Закончи предложение» 5. Упражнение «Четыре сферы» 6. Рефлексия 7. Прощание 1. Приветствие 2. Разминка «Карандаши» 3. Упражнение «Чемодан» 4. Групповая композиция «Чепуха» 5. Групповая дискуссия «Шляпы» 6. Анкета обратной связи 7. Прощание | 2 2 |
Список использованной литературы:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПБ., 2003.
2. Зверева Н. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. СПБ., 2008.
3. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. М., 2004.
4. Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПБ., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-8 классов "Психологический практикум"
Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоватьс...
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...
Коррекционно – развивающая программа для учащихся 1-4 класса коррекции
Данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении....
Проект программы летнего лагеря с дневным пребыванием для учащихся 5-7 классов "Познай себя!"
Летнее оздоровление является непременным условием сохранения и укрепления здоровья детей в физическом, психологическом и нравственном аспектах. Как утверждает Всемирная организ...
Психолого - педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, о...
Познаю себя и учусь управлять собой
Рабочая программа социально-психологического сопровождения подростков (11-15 лет) ...
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА "ПОЗНАЮ СЕБЯ И УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ С СОБОЙ"
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА С УЧАЩИМИСЯ "ГРУППЫ РИСКА" "ПОЗНАЮ СЕБЯ И УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ С СОБОЙ"...