методическая разработка по формированию психологически комфортной и безопасной образовательной среды.
методическая разработка по психологии по теме

Чупрова Татьяна Владимировна

 «Безопасность»- это чувство защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности и защищенности является фактором стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой готовности. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую состовляющие. В настоящее время проблема психологической безопасности личности является становится актуальной, приобретает мировой масштаб. Это нашло отражение в государственной «Концепции информационной безопасности РФ» и в «Концепции общественной безопасности РФ, одобренных президентом России».

Цели образовательной системы-воспитание целеустремленной, адаптивной личности, способной ставить цели и реализовать свой потенциал.  Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой задачей. Психологическая безопасность и безопасная среда являются главными факторами становления и развития личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды .

                                                                       

2018г

   Т. В. Чупрова тренер –преподаватель

                                                                       по дзюдо  

                                                                     1 категории, стаж 19 лет  

                                                                       

 

                                     

Содержание

  1. Аннотация
  2. Введение
  3. Основная часть

     3.1 определение уровня коммуникативной компетентности группы/класса

     3.2 определение уровня психологической безопасности (сформирована/не сформирована)

     3.3 наличие эмоционального лидера (определить позитивный/ отрицательный)

     3.4 признаки психологического насилия (алгоритм работы при наличии угрозы)

     3.5. анализ состояния дел в группе.

          4.  внеурочное мероприятие:

           5.выводы

           6.список литературы

1.Аннотация

 «Безопасность»- это чувство защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности и защищенности является фактором стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой готовности. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую состовляющие. В настоящее время проблема психологической безопасности личности является становится актуальной, приобретает мировой масштаб. Это нашло отражение в государственной «Концепции информационной безопасности РФ» и в «Концепции общественной безопасности РФ, одобренных президентом России».

Цели образовательной системы-воспитание целеустремленной, адаптивной личности, способной ставить цели и реализовать свой потенциал.  Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой задачей. Психологическая безопасность и безопасная среда являются главными факторами становления и развития личности.

2.Введение

Российская система образования стоит на пути глубоких преобразований. Современное общество является постиндустриальным, в котором главная роль отводится знаниям, технологии и информации. Темпы роста промышленности отстают от темпов развития сферы обслуживания. Экономика оценивает капиталл, воплощенный в знаниях. Современное общество ориентируется на новые ценности: социальные и гуманитарные проблемы выходят на передний план. Повсеместное использование НТП дает возможность рядовому гражданину участвовать в социальных процессах и влиять на них.

Глобализация, поликультурность, высокий уровень технического развития, демократичность государственного устройства, повышение уровня продолжительности жизни, урбанизация- это основные характеристики современного общества, которые предъявляют совершенно новые требования каждому члену общества. Чтобы успевать за изменениями нужно постоянно повышать квалификацию. Для многих членов информационного общества главной целью становится развитие собственной личности и самореализация. Роль педагога выходит на первый план. Именно система образования помогает ребенку не только приобрести знания об окружающем мире, но и адаптироваться к этому миру.

3.Основная часть

 Реформа образования в стране началась с внедрения с Федерального государственного образовательного стандарта, в котором описаны содержание и результаты образования, а также образовательные программы и требования к ним. По мнению д.п.н. Е. А. Ямбурга успех реформы  зависит не только и не столько от программ, сколько от изменений, происходящих с учителем.

Необходимо:

1.В сфере высшего образования необходимо больше внимания уделить практике, для эффективной реализации знаний в повседневной педагогической работе.

2.Любой ребенок, имеющий какие –либо ограничения или определенные заболевания, имеет право обучаться в общеобразовательной школе (новый закон «об образовании в РФ»). Учитывая разнородный национально-демографический состав учеников, учителю необходимо занимать гуманистическую позицию.

3.Необходимо учить детей занимать активную позицию и в поиске информации, и ее применении, творчески подходить к решению поставленных задач. Система образования, построенная на пассивном получении знаний и последующей проверке этих знаний через экзамен, устарела.

В профессиональном стандарте «Педагог» сформулированы следующие трудовые действия:

  • «участие в разработке и реализации программ развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды» (трудовая функция «обучение»);
  • «регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды» (трудовая функция – «воспитательная деятельность»);
  • «оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе» (трудовая функция «развивающая деятельность»).

Таким образом, одна из самых актуальных задач, которая ставится перед педагогами – это создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

 По утверждению А.Маслоу, человеческие интересы безопасности всегда доминируют над интересами развития.  Суть пирамиды А. Маслоу состоит в том: пока в определенной степени не удовлетворены потребности более низкого порядка, у человека не возникнет более «высоких» стремлений. Следовательно, если ученик не чувствует себя в школе в безопасности, то ни учеба, ни ведущая деятельность не будут его интересовать. Успех напрямую зависит согласованного заинтересованного взаимодействия  всех участников образовательного процесса.

Основными показателями безопасности образовательной среды являются:

  • качество межличностных отношений, раскрывающееся через позитивные факторы (доверие, доброжелательность, принятие, толерантность) и негативные факторы (агрессивность, конфликтность, враждебность, манипулятивность). Психологически безопасными можно считать такие отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтно - значимой среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности, укрепляют психическое здоровье;
  • комфортность образовательной среды, которая рассматривается через оценку эмоций, чувств и преобладающих переживаний в процессе взаимодействия взрослых и детей в образовательной среде, предполагается снятие всех стрессообразующих факторов.
  • защищенность от психологического насилия со стороны сверстников, педагогов, администрации и родителей;
  • удовлетворенность образовательной средой: в помощи и поддержке, сохранении и повышении самооценки, в познании и в преобразующей деятельности, в развитии способностей).

Для изучения психологических характеристик безопасности образовательной среды можно провести анализ по следующим критериям:

3.1.1 определение уровня коммуникативной компетентности учащихся (наблюдение)

Критерии оценки коммуникативных

Компетенции детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1

Ребенок активен в общении, умеет слушать, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт со сверстниками и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета

3

Высокий

2

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое

2

Средний

3

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении со сверстниками и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

1

Низкий

    3.2 Изучение самооценки учащегося (опросник Казанцевой Г.Н.)

Цель: выявить особенности самооценки учащихся, ее уровень.

Напротив каждого номера вопроса: «да» - +, «нет»- -, «не знаю»-?

 Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника.

  1. 1.Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. 2.Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно также так же способен и находчив, как большинство окружающих меня ребят в классе
  6. Временами я себя чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов: Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитывается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3-о среднем уровне самооценке;

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

 

3.3 определения уровня психологической безопасности.

Оперативная диагностика социально-психологической атмосферы:

Шкала-опросник Ф. Фидлера.

Назначение: оперативная оценка социально-психологической атмосферы, характерной для коллектива в тот или иной период времени.

Инструкция: Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в любом коллективе, в том числе и в классе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак х, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

 Итак, для атмосферы в вашем классе характерны:

Дружелюбие - - - - - - - -Враждебность

Согласие -- - - - - - - - -Несогласие

Удовлетворенность - - - - - - - - - Неудовлетворенность

Увлеченность - - - - - - - - Равнодушие

Продуктивность - - - - - - -Непродуктивность

Теплота - - - - - - - -Холодность

Сотрудничество - - - - - - -Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка - - - - - - - Недоброжелательность

Занимательность - - - - - - - -Скука

Успешность - - - - - - - - Неуспешность.

 Ключ для обработки результатов: ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов в зависимости от того, к какой из характеристик ближе помещен знак х: чем ближе к левому столбцу, тем ниже балл и тем благоприятнее ситуация в классном коллективе. Итоговый показатель по шкале находится в диапазоне от 10 (самая благоприятная социально-психологическая атмосфера) до 80 (самая неблагоприятная атмосфера) баллов.

Показатели:

1.Оценка социально-психологической атмосферы руководителем классного коллектива.

1.Оценка атмосферы каждым членом коллектива в отдельности.

1.Средняя оценка социально-психологической атмосферы всем коллективом (средняя арифметическая).

Значительный практический интерес представляет и выяснение того, как члены коллектива воспринимают атмосферу по отношению к себе лично. Сопоставляя эти два показателя (оценка социально-психологической атмосферы во всем коллективе и оценка атмосферы по отношению к себе лично), можно выделить три типа учеников:

1.те, кто более благоприятно оценивает атмосферу в коллективе, чем отношение к себе;

2.те, кто существенно не различает оценку атмосферы вообще и отношение к себе лично;

3.те, кто более благоприятно оценивает отношение к себе, нежели общую социально-психологическую ситуацию в коллективе.

С воспитательной точки зрения наибольшего внимания преподавателя должны заслуживать ученики первого типа.

Существенные расхождения в оценках у них могут быть показателем затрудненности в адаптации (приспособлении, «уживаемости» с другими учениками), известной мнительности, неуверенности в себе.

Для третьей категории учеников характерны: критическое отношение к происходящему в коллективе, значительная неудовлетворенность положением дел и повышенная самооценка. В отдельных случаях такие показатели бывают и у учеников, намеренно завышающих в благоприятную сторону отношение к себе.

Интерпретация результатов и выводы. Отрицательная оценка социально-психологической атмосферы в коллективе свидетельствует о неудовлетворенности ученика (или учеников) положением дел в группе. В этом случае классному руководителю рекомендуется сопоставить свои собственные оценки с оценками лидеров коллектива, с общегрупповыми показателями или с ответами новых членов коллектива.

Многократная оценка социально-психологической атмосферы в коллективе позволяют руководителю получать достаточно объективные данные о развитии межличностных отношений и использовать эти данные в работе. Анализ индивидуальных ответов и общегрупповых «реальных» и «предполагаемых» показателей, сопоставление их с оценками самого руководителя нередко позволяет внести существенные коррективы в работу с классом, избежать серьезных конфликтов и недоразумений, связанных с «неточностями» в субъективном восприятии мнений других. Результаты опросов также помогают классному руководителю быть чувствительнее ко всему происходящему в классе, улучшают его психологическую наблюдательность

3.4 Наличие эмоционального лидера, его особенности.

Лидер –ведущий- человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится выложиться для достижения цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства.  Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти к на помощь, от него во многом зависит настроение, он  способен «завести »окружающих»

 Портрет лидера-организатора – диагностика - наблюдения

Лидер может создать и сплотить команду

  • - вдохновляет других, видит проблему и умеет решить её;
  • - умеет вовлечь, ошеломить идеей, расположить к себе, например: «Ребята, у нас получится классный проект!»;
  • - до конца болеет за результат;
  • - заботится о взаимоотношениях в команде, чтобы каждый чувствовал причастность к общему делу;
  • - умело распределяет обязанности между членами команды;
  • - добивается сплоченности в группе, умеет управлять коллективом;
  • - своим поведением настраивает на сотрудничество;
  • - поддерживает и одобряет словами и поступками, создаёт благоприятную атмосферу;
  • - умело планирует этапы работы и распределяет время;
  • - раскрывает в других качества, например: «Маша, я уверен, что у тебя отлично получится. Попробуй это сделать»;
  • - благодарит за вклад в общее дело.

 

3.5 Признаки психологического насилия.

Признаки благоприятного социально-психологического климата :
• в течение всего дня хорошее настроение детей ;
• свободное отправление детьми всех естественных потребностей,
• доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;
• умение детей занять себя делом;
• возможность уединиться;
• со стороны взрослых отсутствие давления;
• знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;
• высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи,
• желание участвовать в деятельности коллектива;
• удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников.

Насилие –это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, результатом которого могут являться телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии и нанесение ущерб.

Выделяются следующие типы насилия: физическое, сексуальное, психологическое, нанесение ущерба или отсутствие заботы.

Объектами   психологического насилия (травли) могут стать:

двоечники, круглые отличники, новички, любимчики учителей, физически слабые дети, гиперопекаемые родителями дети, ябеды, страдающие заболеваниями (выделяющими их из коллектива), вундеркинды, робкие дети, легковозбудимые дети, дети других национальностей, не имеющие электронных новинок современного прогресса.

Признаки психологического насилия (изменения в поведении):

  • не имеет постоянных друзей
  • не хочет общаться с одноклассниками
  • старается держаться поближе к взрослым
  • теряет интерес к учебе
  • склонен подчиняться другим детям
  • имеет изменчивый эмоциональный фон, появляется раздражительность, плаксивость или агрессивность, которая может являться следствием длительного насилия – возможен психологический срыв.

Возникновению школьного насилия приводит наличие определенной среды, в которой взрослые нечувствительны к этой проблеме. Школьная травля одна из самых распространенных форм психологического насилия.  Необходим комплексный коллективный подход.

Неправильные стратегии взрослых могут усугубить ситуацию:

Нельзя

  • Ждать, что само пройдет
  • Оправдывать. Объясняя.
  • Путать травлю с непопулярностью
  • Считать тралю проблемой жертвы
  • Считать травлю проблемой личностей, а не группы
  • Давить на жалость
  • Принимать предложенные правила игры.

  Алгоритм работы по Л. В. Петрановскому в случае выявления травли.

1.Назвать явление (называть вещи своими именами). Объяснить детям, что травля- это настоящее насилие и является недопустимым явлением в образовательном учреждении.

2. Дать однозначную оценку происходящему (отсутствие симпатии или отличия не могут оправдывать психологическое насилие)

3. Обозначить травлю как проблему группы (объяснить, что не проблема конкретных агрессоров и жертв, а проблема всего класса.)

4.Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор (необходимо вывести из стайного чувства, помочь занять осознанную позицию в отношении происходящей травли; предложить оценить степень своего участия по трехбальной шкале; если каждый ученик задумается об этом, то изменится климат в группе и отношения станут более здоровыми.)

5. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт на выполнение этих правил (можно заверить их подписями)

6. Проводить регулярные мониторинги и поддержку позитивных изменений («хроника выздоровления» - график температуры, собирать камешки в сосуд и по их количеству определять, хороший ли день был сегодня; регулярно спрашивать как дела и т.д. группа получит регулярное  заинтересованное внимание авторитетного взрослого и будет считать победу над травлей своим общим делом.

7. гармонизировать иерархию отношений (создать условия , чтобы каждый ребенок мог предъявить себя группе, быть полезным; чем более разнообразней и осмысленней деятельность в группе , тем здоровее психологическая обстановка).

В целях профилактики насилия в группе следует:

  1. Проводить просветительскую, разъяснительную работу с родителями.
  2. Уделять больше внимания группе риска,
  3. Использовать приемы формирования групповой сплоченности.
  4. Индивидуальная работа с учащимися.

Особое внимание уделить работе с родителями. Отсутствие заботы в раннем возрасте, пренебрежение основными потребностями ребенка способствует мозаичному развитию личности, безынициативности, осторожности, скрытности, неспособности принимать правильное решение. Это увеличивает его шансы попасть в группу риска.

 

5 список литературы

  1. В.С. Агеев «Психология межгрупповых взаимоотношений» 1983г.
  2.  Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская «Психология малой группы» 1991г.
  3. Л. П. Баева «Социальная среда и сознание личности» 1968
  4. Г. М. Андреева «Социальная психология» учебник 2003
  5. В. А. Ядов «Социальная идентификация личности» 1994
  6. В.Б. Шестаков, С.В.Еригина. «Теория и практика дзюдо»-2011
  7. Программа спортивной подготовки дзюдо для ДЮСШ и СДЮШОР -2009.
  8. Дополнительная предпрофессиональная программа по дзюдо. 2017г.

Рекомендуемый материал для внеклассных мероприятий.

Цель: снимать психологическое напряжение, изучать межличностные отношения в группе.

Проведение в группе психологических игр и упражнений требует от ведущего определённых умений и навыков. Прежде всего при подборе игр необходимо учитывать психологический настрой группы, постоянно фиксировать происходящие изменения в настроении участников, чтобы во время принять решение о прекращении игры. После завершения упражнения необходимо в группе провести рефлексию.

1.эстафета “Переход болота”

У первых участников по 2 листка бумаги. Задача – пройти через “болото” переступая по “кочкам” - листам бумаги. Нужно положить “кочку” на пол, встать на нее двумя ногами, а другую “кочку” положить впереди себя. Побеждает та команда, которая первая прошла “болото”.

2.эстафета «Верхом на метле»

На швабрах добежать до кубика и обратно все по очереди.

3. эстафета «Эстафета с обручами»

На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 - 25 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.

4. эстафета «Три прыжка»

Участники делятся на две команды. На расстоянии 8-10 м. от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-ый, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад. 2-ой берет обруч и делает через него три прыжка и идет чередование скакалки и обруча. Чья команда быстрее справится, та и победит.

5.Без тапочки.

Перед эстафетой просьба к участникам снять по одной спортивной тапочке и положить в коробку, каждая команда в свою. На старте каждый участник находит в коробке свою тапочку, затем бежит к своей команде и передает эстафету второму, по окончании все выстраиваются в одну шеренгу.

6.Спортивная ходьба.

Участники, делая шаг, пятку одной ноги должны вплотную приставить к носку другой. То есть с каждым шагом участники будут передвигаться вперед только на длину подошвы их обуви. Дойти до ограничительного знака, положить мяч, и вернуться таким же шагом. Следующий и т. д.

 7."Посчитать до 18"

Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Факультативное правило: Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.

 

8. Два человека стоят упершись спинами друг в друга. Hужно вместе сесть и вместе встать. То же самое – стоя лицом друг к другу и взявшись за руки и отклонившись назад. Вариант упражнения – группа из нескольких человек, стоящих в кольце.

  

9. "Тарелочки по кругу"

Тарелочки расположены по кругу, их число равно числу участников. Hужно, не наступая на пол, всем одновременно пропрыгать круг с тарелочки на тарелочку. Размеры тарелок подбираются так, чтобы на каждой помещался только один человек.

 

10. "Таможня"

Ведущий: "Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности умении анализировать поведение другого человека. Итак, наша группа – пассажиры, идущие на рейс самолёта. Один из них – контрабандист, который пытается вывезти из страны уникальное ювелирное изделие.

- Итак, кто хочет быть таможенником?

Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы прячет у себя предмет, после чего впускают "таможенника". Мимо него

по одному проходят "пассажиры", даётся три попытки для определения контрабандиста.

члены коллектива достаточно хорошо знают друг друга.

11.ИГРА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА

 

 "Верёвочка"

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник". Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения

Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности...

Методическая разработка: «Виртуальная учительская как часть внутришкольной информационной образовательной среды»

Виртуальная учительская - рабочая среда, предназначенная для внутренней коммуникации и взаимодействия персонала школы, а также решения ряда внутришкольных организационных и управленческих задач. Рассм...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ И БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

Статья рассматривает образовательную среду школы как психологически комфортную и безопасную среду для всех участников образовательного процесса....

Проект «Формирование психологически безопасной образовательной среды в МБОУ «Перенская средняя школа»

Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становит...

Доклад на тему : "Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды"

Доклад «Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды» о том, что важным компонентом психологически комфортн...

п.1.5 Психологическая оценка комфортности и безопасности образовательной среды.

1) Аналитическая справка по изучению уровня комфортности обучающихся за 2021-2022 учебный год2) Аналитическая справка по изучению уровня комфортности обучающихся за 2022-2023 учебный год3) М...