п.1.5 Психологическая оценка комфортности и безопасности образовательной среды.
материал
1) Аналитическая справка по изучению уровня комфортности обучающихся за 2021-2022 учебный год
2) Аналитическая справка по изучению уровня комфортности обучающихся за 2022-2023 учебный год
3) Мероприятия, проведенные в 2023-2024 учебном году, относящиеся к комфортности и безопасности образовательной среды
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по изучению уровня комфортности учащихся МБОУ СОШ №7 г. Охи им. Д.М. Карбышева в образовательной среде.
Диагностика была проведена педагогом –психологом Севастьяновой О.А. совместно с классными руководителями 5,6,10,11 классов.
Использованы методики: Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе (А.Н.Лутошкин), анкетирование по изучаемой проблеме, Филлипс-тест. Тест А.М. Прихожан, Спилбергера, Н.Г. Лускановой «Методика оценки уровня школьной мотивации».
«Методика изучения мотивации подростков на этапе окончания средней школы
Методика диагностики самооценки у подростков и старших школьников (адапт.Л.Д.Столяренко) и другие.
"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют". Существует три структурные составляющие данного понятия. Комфортность: психологическая, интеллектуальная, физическая. Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками в школе; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Источником психологической комфортности является:
- положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;
- доброжелательное отношение между учителем и учеником.
Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере. Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.
Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося
- Составляющие компоненты «комфортности».
В структуру психологической комфортности ребенка в образовательной среде входит 4 компонента:
Организационный компонент (комфортность в предметной среде школы и образовательном процессе)
- Деятельностный компонент (комфортность в учебной деятельности)
- Коммуникативный компонент (комфортность в общении)
- Личностный компонент (внутриличностная комфортность). В соответствии с представленной структурой психологической комфортности можно выделить также 4 группы ее показателей.
Показатели психологической комфортности ребенка в ОУ
Компоненты психологической комфортности | Показатели психологической комфортности |
| Удовлетворенность условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в школе |
| 1) мотивация учебной деятельности; 2) мотивация достижения успехов (избегания неудач); 3) уровень притязаний; 4) отношение к учению; |
| 1) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – ученик»; 2) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – учитель» |
| 1) преобладающее эмоциональное состояние (уровень тревожности); 2) уровень самооценки |
- Личностный компонент. Результаты анализа напряженности.
Высокая напряженность отмечается в 6 Б -2 чел., 10 А - 1 чел., 11 – 3, всего 6 учащихся (1,1 %) высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у тех детей, у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечается проявление отрицательных эмоций, как правило, они недостаточно хорошо справляются с учебной программой.
Проанализировав результаты мониторинга на напряженность учебной среды, мы можем сказать, что учащиеся чувствуют себя комфортно на уроках, следовательно, комфортность учебной среды в данном случае достаточно высокая.
- Коммуникативный компонент
Результаты:
Класс | Оценка психологического климата | ||
Высокий уровень благоприятности | Средний | Низкий (отрицательная оценка психологического климата) | |
5 А | 26,2 | 51,1 | 22,7 |
5 Б | 25,8 | 52,9 | 21,3 |
6 А | 24,9 | 49,8 | 25,3 |
6 Б | 34,6 | 47 | 18,4 |
6 В | 32,5 | 45,9 | 21,6 |
10 А | 30 | 46,7 | 23,3 |
10 Б | 37,6 | 50 | 12,4 |
11 А | 41,2 | 49,5 | 9,3 |
11 Б | 40,1 | 52,3 | 7,6 |
Итого | 32,5 | 49,4 | 18,1 |
Из анализа результатов видно, что не все учащиеся чувствуют себя комфортно в классном коллективе. Таким ребятам сложно наладить взаимоотношения со сверстниками, они выбирают два пути: агрессию и конфликт или «уход в себя», вплоть до ухода из класса и школы.
- Деятельностный компонент
Анализ мотивации учения и самооценки обучающихся
Классы | Мотивация | Самооценка | ||||
высокий уровень | средний | низкий | высокий уровень | средний | низкий | |
5 А | 12,5 | 49,5 | 38 | 8,9 | 71,5 | 19,6 |
5 Б | 14,7 | 48,5 | 36,8 | 8,7 | 69,8 | 21,5 |
5 В | 11,9 | 47,8 | 40,3 | 9,2 | 72,5 | 18,3 |
6 А | 15,6 | 55 | 29,4 | 11,2 | 68,6 | 20,2 |
6 Б | 17,8 | 61,2 | 21 | 10,8 | 72,3 | 16,9 |
6 В | 19,5 | 58,7 | 21,8 | 9,9 | 74,2 | 15,9 |
10 А | 23,5 | 61,3 | 15,2 | 7,8 | 71,9 | 20,3 |
10 Б | 24,7 | 59,8 | 15,5 | 6,8 | 69,3 | 23,9 |
11 А | 28,7 | 57,1 | 14,2 | 8,1 | 74,6 | 17,3 |
11 Б | 31,2 | 62,3 | 6,5 | 9,2 | 78,2 | 12,6 |
Итого | 22,2 | 62,3 | 15,5 | 10 | 80,3 | 9,7 |
Мониторинг состояния ситуативной и личностной тревожности учащихся 6, 10-11 классов. Выражен в %.
Класс | Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | ||||
высокий уровень | умеренный | низкий | высокий уровень | умеренный | низкий | |
6 А | 5,6 | 49,5 | 44,9 | 9,2 | 71,5 | 19,3 |
6 Б | 6,1 | 51,3 | 42,6 | 11,2 | 69,8 | 19 |
6 В | 7,2 | 47,5 | 45,3 | 10,8 | 72,5 | 16,7 |
10 А | 6,9 | 53,6 | 39,5 | 9,9 | 68,6 | 21,5 |
10 Б | 5,8 | 54,7 | 39,5 | 7,8 | 72,3 | 19,9 |
11 А | 7,1 | 59,1 | 33,8 | 6,8 | 74,2 | 19 |
11 Б | 5,5 | 58,7 | 35,8 | 8,1 | 71,9 | 20 |
Итого | 4,9 | 41,6 | 53,5 | 9,1 | 71,5 | 19,4 |
- Организационный компонент. Наиболее общим показателем психологической комфортности является степень удовлетворенности ребенка образовательным учреждением и своим пребыванием в нем.
Факторы | Участники образовательного процесса | ||
Учащиеся | Родители | Педагоги | |
Интенсивность образовательной среды | проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий | проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы | |
Эмоционально-психологический климат | проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п. | ||
Удовлетворенность образовательной средой | проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса | ||
Демократичность образовательной среды | проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса | ||
Содействие формированию познавательной мотивации | проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности | проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей | |
Удовлетворенность качеством образовательных услуг | проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы. |
Анализ анкеты для учащихся 11 класса.
Удовлетворенность обучающихся образовательной средой: 73,5%
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
24,5 % | 49 % | 26,5 % |
6. Анализ результатов диагностики
Диагностика психологической комфортности обучающихся в школе позволяет выявить ее уровень.
Существуют три уровня психологической комфортности:
- Уровень психологического дискомфорта («психотравмирующая среда»).
- Уровень психологической безопасности («психологическая нейтральная среда»).
- Уровень психологической комфортности («психологически комфортная среда»).
Выводы и рекомендации:
По результатам исследования в школе 3 уровень комфортности образовательной среды для учащихся- «Психологически комфортная среда»; для 5% учащихся - 2 уровень «Уровень психологической безопасности, «психологическая нейтральная среда».
Заключение
Уровень комфортности в школе достаточно хороший.
Диагностические методики позволили выявить проблемные области у учащихся, показавших низкие результаты в процессе исследования. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей работы в данном направлении.
Рекомендации: Как добиться психологической комфортности в школе.
- используйте в своей работе просьбы, а не требования;
- используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
- используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
- добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
- не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
- создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
- используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).
Как добиться интеллектуальной комфортности в школе.
- используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке
- используйте методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся.
- используйте динамические паузы или минуты релаксации;
- наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
- стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
- поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
- создавайте ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся);
- справедливо оценивайте ответы учащихся. Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.
Как добиться физической комфортности в школе.
- Организация качественного горячего питания в школе;
- соблюдение питьевого режима;
- соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
- обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
- Современное оснащение образовательного процесса.
И в заключение: 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на комфортности образовательной среды:
- уважайте детей;
- не навреди, ищите в детях хорошее;
- замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
- не приписывайте успех себе, а вину ученику;
- ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже.
- будьте великодушны, умейте прощать;
- на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
- не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
- хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
- только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
- не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
- оценивайте поступок, а не личность; дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его плохой поступок в данный момент.
Педагог – психолог О.А. Севастьянова
Использованная литература:
- "Толковый словарь русского языка", Ожегов С.И.
- Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". - 2007
- Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.
- Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие/ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.
- Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по изучению уровня комфортности учащихся МБОУ СОШ №7 г. Охи им. Д.М. Карбышева в образовательной среде.
Диагностика была проведена педагогом –психологом Севастьяновой О.А. совместно с классными руководителями 5,6,10,11 классов.
Использованы методики: Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе (А.Н.Лутошкин), анкетирование по изучаемой проблеме, Филлипс-тест. Тест А.М. Прихожан, Спилбергера, Н.Г. Лускановой «Методика оценки уровня школьной мотивации».
«Методика изучения мотивации подростков на этапе окончания средней школы
Методика диагностики самооценки у подростков и старших школьников (адапт.Л.Д.Столяренко) и другие.
"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют". Существует три структурные составляющие данного понятия. Комфортность: психологическая, интеллектуальная, физическая. Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками в школе; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Источником психологической комфортности является:
- положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;
- доброжелательное отношение между учителем и учеником.
Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере. Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.
Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося
- Составляющие компоненты «комфортности».
В структуру психологической комфортности ребенка в образовательной среде входит 4 компонента:
Организационный компонент (комфортность в предметной среде школы и образовательном процессе)
- Деятельностный компонент (комфортность в учебной деятельности)
- Коммуникативный компонент (комфортность в общении)
- Личностный компонент (внутриличностная комфортность). В соответствии с представленной структурой психологической комфортности можно выделить также 4 группы ее показателей.
Показатели психологической комфортности ребенка в ОУ
Компоненты психологической комфортности | Показатели психологической комфортности |
| Удовлетворенность условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в школе |
| 1) мотивация учебной деятельности; 2) мотивация достижения успехов (избегания неудач); 3) уровень притязаний; 4) отношение к учению; |
| 1) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – ученик»; 2) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – учитель» |
| 1) преобладающее эмоциональное состояние (уровень тревожности); 2) уровень самооценки |
- Личностный компонент. Результаты анализа напряженности.
Высокая напряженность отмечается в 7 В -1 чел., 10 Б - 2 чел., 11 – 1, всего 4 учащихся высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у тех детей, у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечается проявление отрицательных эмоций, как правило, они недостаточно хорошо справляются с учебной программой.
Проанализировав результаты мониторинга на напряженность учебной среды, мы можем сказать, что учащиеся чувствуют себя комфортно на уроках, следовательно, комфортность учебной среды в данном случае достаточно высокая.
- Коммуникативный компонент
Результаты:
Класс | Оценка психологического климата | ||
Высокий уровень благоприятности | Средний | Низкий (отрицательная оценка психологического климата) | |
5 А | 30 | 45,9 | 24,1 |
5 Б | 37,6 | 46,7 | 15,7 |
6 А | 41,2 | 50 | 8,8 |
6 Б | 40,1 | 49,5 | 10,4 |
6 В | 38,2 | 38,9 | 22,9 |
10 А | 29,6 | 27,9 | 42,5 |
10 Б | 27,8 | 51,2 | 21 |
11 А | 31,8 | 42,3 | 25,9 |
11 Б | 34,5 | 47,1 | 18,4 |
Итого | 34,5 | 44,3 | 21,2 |
Из анализа результатов видно, что не все учащиеся чувствуют себя комфортно в классном коллективе. Таким ребятам сложно наладить взаимоотношения со сверстниками, они выбирают два пути: агрессию и конфликт или «уход в себя», вплоть до ухода из класса и школы.
- Деятельностный компонент
Анализ мотивации учения и самооценки обучающихся
Классы | Мотивация | Самооценка | ||||
высокий уровень | средний | низкий | высокий уровень | средний | низкий | |
5 А | 19,5 | 58,7 | 21,8 | 9,9 | 74,2 | 15,9 |
5 Б | 23,5 | 61,3 | 15,2 | 7,8 | 71,9 | 20,3 |
5 В | 24,7 | 59,8 | 15,5 | 6,8 | 69,3 | 23,9 |
6 А | 28,7 | 57,1 | 14,2 | 8,1 | 74,6 | 17,3 |
6 Б | 31,2 | 62,3 | 6,5 | 9,2 | 78,2 | 12,6 |
6 В | 28,4 | 54,9 | 16,7 | 6,8 | 62,5 | 30,7 |
10 А | 25,6 | 55,6 | 18,8 | 7,1 | 69,3 | 23,6 |
10 Б | 32,9 | 48,9 | 18,2 | 6,9 | 58,9 | 34,2 |
11 А | 27,9 | 35,3 | 36,8 | 8,5 | 57,1 | 34,4 |
11 Б | 19,2 | 45,2 | 35,6 | 9,2 | 63,4 | 27,4 |
Итого | 29 | 54,9 | 18,2 | 7,9 | 68,4 | 23,7 |
Мониторинг состояния ситуативной и личностной тревожности учащихся 6, 10-11 классов. Выражен в %.
Класс | Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | ||||
высокий уровень | умеренный | низкий | высокий уровень | умеренный | низкий | |
6 А | 12,5 | 58,2 | 29,3 | 15,6 | 22,1 | 62,3 |
6 Б | 11,9 | 59,1 | 29 | 17,8 | 19 | 63,2 |
6 В | 13,4 | 47,6 | 39 | 14,6 | 23,7 | 61,7 |
10 А | 9,8 | 61 | 29,2 | 13,2 | 24,3 | 62,5 |
10 Б | 9,6 | 45,2 | 45,2 | 11,3 | 18,8 | 69,9 |
11 А | 9,1 | 56,7 | 34,2 | 9,8 | 16,6 | 73,6 |
11 Б | 8,7 | 51,1 | 40,2 | 9,4 | 15,9 | 74,7 |
Итого | 10,07 | 54,1 | 35,1 | 13,1 | 20,1 | 66,8 |
- Организационный компонент. Наиболее общим показателем психологической комфортности является степень удовлетворенности ребенка образовательным учреждением и своим пребыванием в нем.
Факторы | Участники образовательного процесса | ||
Учащиеся | Родители | Педагоги | |
Интенсивность образовательной среды | проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий | проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы | |
Эмоционально-психологический климат | проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п. | ||
Удовлетворенность образовательной средой | проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса | ||
Демократичность образовательной среды | проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса | ||
Содействие формированию познавательной мотивации | проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности | проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей | |
Удовлетворенность качеством образовательных услуг | проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы. |
Анализ анкеты для учащихся 11 класса.
№ П.п. | Содержание | Ответы: | |||||
а | б | в | |||||
11 | Устаешь ли ты обычно на уроках? | Да -18% | На некоторых -82 | ||||
22 | Испытываешь ли ты в стенах школы чувство защищенности и психологический комфорт? | Да -30 | Не всегда -46 | Нет -24 | |||
33 | Доволен ли ты, что являешься учеником именно этой школы? | Да-24 | Иногда 52 | Нет 24 | |||
44 | Имеешь ли ты возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса? | Да -0 | В некоторых случаях 64 | Нет 36 | |||
55 | Умеют ли педагоги в твоей школе заинтересовать учащихся на уроках? | Да 24 | Иногда -64 | Нет -12 | |||
66 | Оцени уровень знаний, которые ты получаешь в школе. | Высо кий -0 | Достаточный-94 | Низкий -6 | |||
77 | Оцени объем домашних заданий. | Чрезмерный -50 | Оптимальный -50 | Недостаточный 0 | |||
88 | Имеют ли место во взаимоотношениях педагогов и учеников твоей школы искренность, дружелюбие, взаимное уважение? | Да - 42 | Не всегда -40 | Нет -18 | |||
99 | Входят ли твои учителя в круг авторитетных для тебя людей? | Да -12 | не все -58 | Нет -30 | |||
110 | Проявляют ли педагоги демократичность в общении с учащимися? | Да -18 | Не всегда и не все 52 | Нет 30 | |||
111 | Реализуются ли в процессе школьных занятий твои собственные учебные интересы? | Да -6 | Не всегда и не в полной мере 58 | Нет 36 | |||
12 | Пользуешься ли ты услугами репетиторов? | Редко -34 | Систематически -66 | ||||
13 | Считаешь ли ты, что к уровню знаний учащихся предъявляются слишком высокие требования ? | Да -34 | Уровень требований оптимальный 54 | Уровень требований недостаточный 12 | |||
114 | Достаточно ли часто, на твой взгляд, педагоги и учащиеся общаются на личные темы (не связанные с учебой) в неформальной обстановке ? | Да -36 | Хотелось бы чаще 22 | Практически никогда 42 | |||
115 | Имеют ли для тебя большое значение события, происходящие в школьной жизни? | Да 6 | Не все 44 | Нет 50 | |||
116 | Имеешь ли ты право голоса при решении вопросов, затрагивающих твои личные интересы? | Да 50 | Не всегда 50 | Нет | |||
117 | Находит ли поддержку и содействие учителей твое желание углубленно изучать интересующие тебя предметы? | Да 6 | Не всегда 64 | Нет 30 | |||
118 | Насколько ты уверен, что после окончания школы сможешь поступить в ВУЗ? | Почти уверен, что поступлю 70 | Не уверен, что поступлю 30 | Почти уверен, что не поступлю |
Удовлетворенность обучающихся образовательной средой: 74,3 %
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
27,2 % | 47,1 % | 26,5 % |
6. Анализ результатов диагностики
Диагностика психологической комфортности обучающихся в школе позволяет выявить ее уровень.
Существуют три уровня психологической комфортности:
- Уровень психологического дискомфорта («психотравмирующая среда»).
- Уровень психологической безопасности («психологическая нейтральная среда»).
- Уровень психологической комфортности («психологически комфортная среда»).
Выводы и рекомендации:
По результатам исследования в школе 3 уровень комфортности образовательной среды для учащихся- «Психологически комфортная среда»; для 5% учащихся - 2 уровень «Уровень психологической безопасности, «психологическая нейтральная среда».
Заключение
Уровень комфортности в школе достаточно хороший.
Диагностические методики позволили выявить проблемные области у учащихся, показавших низкие результаты в процессе исследования. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей работы в данном направлении.
Рекомендации: Как добиться психологической комфортности в школе.
- используйте в своей работе просьбы, а не требования;
- используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
- используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
- добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
- не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
- создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
- используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).
Как добиться интеллектуальной комфортности в школе.
- используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке
- используйте методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся.
- используйте динамические паузы или минуты релаксации;
- наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
- стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
- поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
- создавайте ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся);
- справедливо оценивайте ответы учащихся. Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.
Как добиться физической комфортности в школе.
- Организация качественного горячего питания в школе;
- соблюдение питьевого режима;
- соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
- обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
- Современное оснащение образовательного процесса.
И в заключение: 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на комфортности образовательной среды:
- уважайте детей;
- не навреди, ищите в детях хорошее;
- замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
- не приписывайте успех себе, а вину ученику;
- ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже.
- будьте великодушны, умейте прощать;
- на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
- не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
- хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
- только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
- не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
- оценивайте поступок, а не личность; дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его плохой поступок в данный момент.
Педагог – психолог О.А. Севастьянова
Использованная литература:
- "Толковый словарь русского языка", Ожегов С.И.
- Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". - 2007
- Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.
- Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие/ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.
- Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.
Предварительный просмотр:
Мероприятия, проведенные в 2023-2024 учебном году, относящиеся к комфортности и безопасности образовательной среды
№ | Наименование мероприятия | Участники | Дата реализации | Ответственный |
Профилактика суицидального поведения у детей и подростков | ||||
Консультации с детьми, педагогами, родителями по запросу | Учащиеся, педагоги, родители | В течении года | Педагог-психолог | |
1.Профилактические беседы «На краю пропасти» 2.Занятие с элементами тренинга «Эмоции и чувства» 3.Единый классный час к Международному дню Детского телефона доверия | Учащиеся | В течении года | Педагог-психолог | |
Среднее и старшее звено школы | ||||
1 | Родительское собрание «Адаптация в 5ом классе» | Родители 5-х классов | Сентябрь | Педагог-психолог |
2 | Индивидуальный консультации с детьми, находящимися в группе риска | Учащиеся, находящиеся в группе риска | В течении года | Педагог-психолог |
3 | Тренинг на сплочение «Один в поле не воин» | Учащиеся 5-х классов | Сентябрь | Педагог-психолог |
4 | Тренинг «Наше здоровье в наших руках» | Учащиеся 9-х классов | Сентябрь | Педагог-психолог |
5 | Тренинг на групповое сплочение | Учащиеся 6-х классов | Октябрь | Педагог-психолог |
6 | Акция «Моё цветное настроение» | Учащиеся 5-11-х классов | Апрель | Педагог-психолог |
7 | Акция «Психологическая арт-гостиная» | Учащиеся 5-х, 11-х классов | Апрель | Педагог-психолог |
8 | Дискуссия с элементами тренинга на тему «Буллинг и его последствия» | Учащиеся 7-10-х классов | Апрель | Педагог-психолог |
9 | Викторина на тему «Психология в жизни человека» | Учащиеся 5-11-х классов | Апрель | Педагог-психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Психологическая безопасность образовательной среды"
Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между су...
"Социальная и психологическая безопасность образовательной среды"
Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодеж...
«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»
Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...
Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения
Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности...
методическая разработка по формированию психологически комфортной и безопасной образовательной среды.
laquo;Безопасность»- это чувство защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности и защищенности является фактором стр...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ И БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.
Статья рассматривает образовательную среду школы как психологически комфортную и безопасную среду для всех участников образовательного процесса....
Доклад на тему : "Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды"
Доклад «Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды» о том, что важным компонентом психологически комфортн...