Проект «Формирование психологически безопасной образовательной среды в МБОУ «Перенская средняя школа»
проект
Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.
Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем современного качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_psiholog_bezopasn._2024-25.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Формирование психологически безопасной образовательной
среды в МБОУ «Перенская средняя школа»
в 2024-2025 учебном году
Актуальность проекта:
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:
1) состояние сохранности психики человека;
2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;
3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);
4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;
5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.
Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем современного качества образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. То есть само понятие психологическая безопасность, определяется как состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.
Под «безопасной психологической средой школы» понимается среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к ней), характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников (т. е. центрации на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей) и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.
Цель проекта: повышение уровня психологической безопасности в образовательном пространстве школы, способствующее личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.
Задачи проекта:
- выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса в МБОУ «Перенская средняя школа»;
- выработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, родителей и обучающихся на образовательную среду школы с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;
- систематическое отслеживание социально-психологического климата образовательной среды, динамики психологического развития каждого обучающегося в процессе школьного обучения;
- повышение психологических компетенций педагогов, обучающихся и их родителей;
- оказание необходимой психологической поддержки обучающимся, педагогам, родителям;
- разработка рекомендаций, направленных на организацию комфортной образовательной среды в МБОУ «Перенская средняя школа»
Теоретическая основа:
Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды.
Идея исследования психологической безопасности образовательной среды включена в идеологию современной педагогики с середины 90-х гг. XX в., однако проблемы психологической безопасности образовательной среды на сегодняшний день являются относительно новыми.
Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Концепция психологической безопасности образовательной среды - это система взглядов по обеспечению защищенности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы должны выполнять ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.
Технологическая модель психологически безопасной
образовательной среды
Направления работы педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности МБОУ «Перенская средняя школа»:
Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся, обеспечение требуемой информацией всех субъектов образования по психологическим проблемам, возникающим в процессе обучения.
Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога, социального педагога, администрации школы, педагогов и родителей совместно с обучающимися:
- по предупреждению возможных социально-психологических и проблем;
- по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
- по выявлению обучающихся группы риска (по различным основаниям).
Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся с целью:
• выявления причин возникновения проблем в обучении или в формировании психологического здоровья;
- определения ресурсного потенциала личности, на который можно опираться в ходе работы по оказанию психологической помощи;
Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа педагога-психолога с участниками образовательного процесса, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям с целью гармонизации их взаимоотношений с собой и с социумом.
Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Принципы работы:
1. Принцип опоры на развивающее образование и воспитание;
2. Принцип психологической защиты личности;
3. Принцип помощи в формировании социально-психологической умелости;
4. Принцип добровольности в принятии психологической помощи
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- создание условий для психологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения;
- снижение у обучающихся уровня тревожности, агрессии - вербальной и физической;
- овладение участниками образовательного процесса навыками саморегуляции в стрессовых и конфликтных ситуациях;
- улучшение социально-психологического климата внутри классных коллективов.
Эмпирическими референтами психологической безопасности в образовательной среде являются:
- Низкий уровень психологического насилия;
- Преобладание диалогической направленности субъектов в общении;
- Позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;
- Преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;
- Высокий уровень удовлетворенности школьной средой всех субъектов образовательного процесса.
При этом интегральным показателем психологически безопасной образовательной среды является переживание эмоционального благополучия всеми субъектами образовательного процесса.
Срок реализации проекта: 2024- 2025 учебный год.
Диагностический инструментарий безопасной образовательной среды:
- Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор И.А. Баева)
- Опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)»
- Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников
- Анкета «Методика диагностики психологических условий школьной образовательной среды (Н.П.Бадьина, В.Н.Афтенко)»
- Опросник «Диагностика изучения «Психологического климата в коллективе»»
- «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А.
- «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В.
- Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)
- Тест школьной тревожности Филлипса
- Эмоции на уроках (Модифицированный вариант методики Н. В. Кузьминой)
- Проективные методики: Рисунок школы, Кактус, Несуществующее животное и т.д.
План мероприятий на 2024-2025 учебный год
по обеспечению психологической безопасности образовательной среды в МБОУ «Перенская средняя школа»
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | |
Мониторинг деятельности школы по обеспечению психологической безопасности | ||||
1. | Создание базы данных обучающихся групп риска. Составление социального паспорта школы | сентябрь | педагог-психолог, социальный педагог | |
2. | Самообследование школьной среды на предмет психологической безопасности и комфортности тестирование «Удовлетворенность всех субъектов образовательного пространства всеми сторонами образовательного процесса» | апрель-май | педагог-психолог | |
3. | Организация работы «Почты доверия» (установка информационного ящика) для сообщения о различных кризисных ситуациях | в течение года | педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по ВР | |
4. | Изучение социально-психологического климата в ученических коллективах, в педагогическом коллективе | апрель-май | педагог-психолог | |
5. | Обеспечение обратной связи от учащихся - анкетирование (оценка детьми системы обучения и системы общения учителей – учащихся.) | апрель, май | педагог-психолог, социальный педагог | |
Работа с педагогами | ||||
1. | Диагностика педагогов:
| ноябрь, май | педагог-психолог | |
2. | Консультирование классных руководителей и учителей -предметников по возникающим проблемным и кризисным ситуациям | в течение года | педагог-психолог, социальный педагог | |
3. | Подготовка методических рекомендаций для классных руководителей и учителей предметников по профилактике кризисных ситуаций, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды | декабрь | педагог-психолог, социальный педагог | |
4. | Проведение тренинга для педагогов школы по формированию психологически безопасного пространства в классе «Создание безопасной социально-психологической среды на уроке» | январь | педагог-психолог, социальный педагог | |
5. | Проведение обучающего семинара для педагогов по теме «Средства самопомощи в стрессовых ситуациях» | март | педагог-психолог, социальный педагог | |
Работа с обучающимися | ||||
1. | Диагностика обучающихся:
образовательной среды школы»
| октябрь, май | педагог-психолог | |
2 | Отслеживание показателей социально-психологического здоровья обучающихся (уровень тревожности, состояние эмоционально-волевой сферы, самооценка, уровень агрессивности, враждебности), выявление детей «группы риска». | в течение года | педагог-психолог, социальный педагог | |
3. | Посещение уроков в 1 классе, беседы с детьми на переменах с целью наблюдения адаптации и психологического климата | 1 четверть | педагог-психолог, социальный педагог | |
4. | Адаптационные занятия с первоклассниками по программе «Я – первоклассник» | 1 четверть | педагог-психолог | |
5. | Посещение уроков в 5 классе с целью наблюдения адаптации и социально-психологического климата | 1 четверть | педагог-психолог, социальный педагог | |
6. | Психодиагностическое обследование 10 вновь скомплектованного класса (адаптационный период) | октябрь | педагог-психолог | |
7 | Проведение адаптационных занятий с обучающимися 5 класса, имеющими высокий и повышенный уровень школьной тревожности по программе «Первый раз в 5-ый класс» | 1 полугодие | педагог-психолог | |
8. | Индивидуальная и групповая работа с обучающимися по коррекции и развитию эмоционально-волевой, личностной и познавательной сферы | в течение года по запросу | педагог-психолог, социальный педагог | |
9. | Проведение тренингов для старшеклассников по межличностному общению, формированию навыков разрешения конфликтов | в течение года | педагог-психолог | |
10. | Психологическая подготовка к сдаче ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе (классные часы) | 4 четверть | педагог-психолог | |
11. | Консультирование обучающихся по возникающим проблемным и кризисным ситуациям | в течение года | педагог-психолог, социальный педагог | |
12. | Проведение тематической недели психологического здоровья «Неделя добра» | февраль | заместитель директора по ВР, старшая вожатая, педагог-психолог, социальный педагог | |
13. | Проведение акции по психологической безопасности образовательной среды «Подари хорошее настроение!» | апрель | педагог-психолог, социальный педагог | |
14. | Деятельность школьной службы медиации «Миротворец», направленная на разрешение конфликтов, улучшение межличностных отношений между участниками учебно-воспитательного процесса | в течение года по плану работы школьной службы медиации | педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по ВР | |
15. | Заседания школьного Совета профилактики | в течение года | социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по ВР | |
16. | Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов | в течение года | педагог-психолог, социальный педагог | |
17. | Проведение воспитательных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, профилактику асоциальных явлений среди несовершеннолетних:
| в течение года | заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог | |
Работа с родителями (законными представителями) | ||||
1. | Диагностика родителей (законных представителей):
образовательной среды школы» | октябрь, май | педагог-психолог | |
2. | Анкетирование родителей по вопросу удовлетворённости организацией учебно-воспитательной работы школы | 4 четверть | педагог-психолог, социальный педагог | |
3. | Обновление информационных стендов по психолого-педагогической и правовой помощи детям. Размещение информации о службах, оказывающих социально-психологическую помощь, в том числе экстренную психологическую помощь по телефону на сайте ОУ. | в течение года | педагог-психолог, социальный педагог | |
4. | Профилактические беседы «Безопасность личности ребенка в разных сферах социальной жизни», «Безопасное детство» в рамках родительского всеобуча «Университет педагогических знаний» | В течение года | заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог | |
5. | Выступления на классных и общешкольных родительских собраниях. Темы: «Готовность ребенка к школьному обучению», «Адаптация обучающихся при переходе из начальной школы в среднее звено», «Помощь родителей при подготовке к экзаменам» и др. | по плану работы СПС | педагог-психолог | |
6. | Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей (законных представителей). Организация консультативной помощи для родителей (законных представителей) по защите прав и интересов детей. | в течение года | педагог-психолог, социальный педагог | |
7. | Консультирование по вопросам адаптации обучающихся к образовательному учреждению и создания психологической комфортности. | в течение года | педагог-психолог | |
8. | Подготовка методических рекомендаций для родителей по обеспечению психологической безопасности обучающихся и размещение их на школьном сайте. | в течение года | педагог-психолог, социальный педагог | |
9 | Организация родительского всеобуча по вопросам выявления и предупреждения асоциального поведения несовершеннолетних, урегулирования детско-родительских конфликтов. | в течение года | заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности преподавания английского языка в средней школе
В данной статье представленна информация по направлению психологические аспекты преподавания английского языка в средней школе. Изложены материалы с психологической и педагогической точки зрения. Пред...
Психологическое тестирование учащихся средней школы
Тесты для учащихся средней школы: Пессимист или оптимист? Ваш способ восприятия....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)
НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...
Проект Формирование УУД на уроках физической культуры в начальной школе
Актуальность Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундам...
Учебный проект: «Формирование компетентности здоровьесбережения на уроках математики в средней школе» 1) Тема проекта: «Математика здоровья»
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из...
Аналитическая справка педагога-психолога о проведении психологического обследования детей при поступлении в школу и переходе из начальной школы в неполную среднюю.
Результаты работы педагога-психолога с учащимися в общеобразовательной школе....